Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 23:20, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что за последние несколько десятилетий объем использования персональных пластиковых карт во всем мире достиг весьма внушительных размеров. Российский рынок банковских карт также последние годы бурно развивается. Причиной тому является общемировая тенденция в развитии безналичных расчетов. Пластиковые карты создают возможность организации функционирования единой универсальной расчетной сети, которая позволит обеспечивать обслуживание массовых ежедневных платежей населения страны и приведет к значительному сокращению доли наличных операций и качественному изменению структуры финансовых потоков в России. К сожалению, пока доля безналичных платежей в общем обороте несущественна, однако безналичный оборот по картам увеличивается, что является отражением стабильности и сбалансированного роста “карточного” рынка в целом
Введение 3
1. Теоретические и правовые аспекты развития платежных систем на основе банковских карт 5
1.1. Современное состояние и проблемы развития платежных систем на основе банковских карт в России 5
1.2. Нормативно-правовое регулирование платежных систем на основе банковских карт 8
2. Основные направления организации платежных систем на основе банковских карт 16
2.1. Классификация и особенности банковских карт 16
2.2. Порядок организации работы с банковскими картами в коммерческих банках 20
2.3. Анализ деятельности платежных систем на основе банковских карт 29
3. Совершенствование организации платежных систем на основе банковских карт 37
3.1. Зарубежный опыт организации и развития платежных систем на основе банковских карт 37
3.2. Перспективы организации и развития платежных систем на основе банковских карт в России 42
Выводы и предложения 51
Список литературы 53
Обслуживание клиентов с использованием пластиковых карт по-прежнему остается одним из приоритетных направлений развития розничного бизнеса в ВТБ 24 (ЗАО).
Но все-таки главной тенденцией в секторе платежей можно назвать не только их полную автоматизацию, но и предельную мобильность. Все большую популярность приобретают услуги дистанционного обслуживания клиентов посредством самых разнообразных способов доступа: интернет, мобильный и стационарный телефоны.
Уже достаточно распространенным является управление счетом посредством специальной операционной системы, установленной на компьютере клиента. Для клиента эти способы оплаты услуг гораздо более удобны, чем через банкомат, потому что нет необходимости куда-то специально идти. В ВТБ 24 (ЗАО) такие системы представлены «Мобильным банком» и «ВТБ 24 (ЗАО) Онлайн».
Мобильный банк - это комплекс услуг, предоставляемых ВТБ 24 (ЗАО) России посредством мобильной связи держателям банковских карт ВТБ 24 (ЗАО) России, кроме карт ВТБ 24 (ЗАО) и электронно-дебетовых карт ВТБ 24 (ЗАО) России, номера которых начинаются с цифр 676280541, 639002541, 676195, 639002551.
«Мобильный банк» позволяет производить оплату услуг мобильной связи, оперативно блокировать карту с мобильного телефона.
Услуга «Мобильный банк» предоставляется по международным банковским картам ВТБ 24 (ЗАО) России: Visa Gold, Gold MasterCard, Visa Business, MasterCard Business, Visa Classic, MasterCard Standard, ВТБ 24 (ЗАО)-Maestro, ВТБ 24 (ЗАО)-Visa Electron, ВТБ 24 (ЗАО)-Maestro «Социальная», ВТБ 24 (ЗАО)-Maestro «Студенческая».
Тариф взимается со счета банковской карты, указываемого в Заявлении на подключение к «Мобильному банку»/ отключение от «Мобильного банка», ежемесячно. Стоимость SMS-сообщения, формируемого Держателем карты с целью получения указанных услуг, оплачивается им самостоятельно по тарифам операторов мобильной связи.
В настоящее время существуют полный и экономный пакеты услуги Мобильный банк. В случае выбора экономного пакета из Мобильного банка исключается услуга «уведомления об операциях по карте». При подключении к полному пакету «Мобильного банка» взимается ежемесячная абонентская плата. При подключении к экономному пакету «Мобильного банка» ежемесячная абонентская плата не взимается.
Однако «Мобильный банк» в ВТБ 24 (ЗАО) рассматривают как перспективный и полноценный канал удаленного обслуживания клиентов. Опыт ВТБ 24 (ЗАО) говорит о том, что услуги, предоставляемые на базе мобильной телефонии с помощью коротких сообщений (SMS-услуги) востребованы российским рынком как никогда ранее. Сегодня ВТБ 24 (ЗАО) России предоставляет услуги «Мобильного банка» 6 млн. клиентов и продолжает наращивать темпы подключения новых пользователей.
Кроме того, с помощью «Мобильного банка» держатели карт ВТБ 24 (ЗАО) могут приобретать товары и услуги через интернет.
Поэтому в планах ВТБ 24 (ЗАО) - предоставление комплексного обслуживания через этот канал.
Данная услуга внедрена в ВТБ 24 (ЗАО) с декабря 2011 года, по состоянию на 01.01.2012 года клиентами услуги «Мобильный банк» являются всего 9 человек.
Задача отделения - перевести на обслуживание через удаленные каналы большинство массовых операций. Это освободит операционно-кассовых работников от выполнения рутинных операций и обеспечит повышение качества обслуживания клиентов.
Система «ВТБ 24 (ЗАО) Онлайн» – комплекс
программно-аппаратных средств Банка,
предназначенный для
Услуга «ВТБ 24 (ЗАО) Онлайн» к сожалению еще не внедрена в ВТБ 24 (ЗАО), так как многие функции системы не доработаны, например, коммунальные платежи через систему не принимаются.
Услуга «ВТБ 24 (ЗАО) Онлайн» очень перспективное направление, так как позволит клиентам осуществлять значительное количество операций, как по вкладам, так и по банковским картам.
ВТБ 24 (ЗАО) стремится к предоставлению инновационных услуг. Но все-таки его первоочередной целью остается обеспечение сохранности средств клиентов, что и объясняет его стабильно высокий рейтинг доверия граждан.
Система управления организацией банковского обслуживания пластиковыми картами в ВТБ 24 (ЗАО) позволяет проследить динамику развития системы обслуживания клиентов банка пластиковыми картами и с помощью мобильного банка в безналичных платежах.
По итогам дня в отдел банковских карт отправляются данные об операциях, совершаемых клиентами допофиса с помощью банковских карт и мобильного банка, а также данные об остатках на счетах личных банковских карт, числящихся на балансе ВТБ 24 (ЗАО).
Данные показывают, что для обслуживания клиентов допофиса кредитные банковские карты не используются.
Это связано с тем, что ВТБ 24 (ЗАО) не выполнил план эмиссии кредитных карт, выпустив на 1 июля 2011 только 213,6 тысяч кредитных карт.
Динамика выдачи пластиковых карт и подключения к услуге «Мобильный банк» по ВТБ 24 (ЗАО) характеризуется показателями, представленными в таблице 3.
Таблица 3
Динамика выдачи пластиковых карт по ВТБ 24 (ЗАО) (2010- 2012 годы)
№ |
Наименование показателя |
Данные на конец года | ||
2010 |
2011 |
2012 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Общее количество личных карт, шт. |
119 |
242 |
518 |
1.1. |
Выпущенных через ГПЦ |
18 |
29 |
62 |
- кредитных карт |
- |
- |
- | |
- дебетовых карт |
18 |
29 |
62 | |
1.2. |
Выпущенных через ТПЦ |
101 |
213 |
456 |
- кредитных карт |
- |
- |
- | |
- дебетовых карт |
237 |
311 |
456 | |
2. |
Мобильный банк, подключенный на личные карты ТПЦ и ГПЦ |
42 |
93 |
333 |
Данные таблицы 3, показывают, что наибольший рост наблюдается у услуги «Мобильный банк». Если в 2011 году по сравнению с 2010 годом прирост составил 121,4% (93/42*100%), то в 2012 году по сравнению с 2011 годом – уже 258,1% (333/93*100%).
При этом динамика роста общего количества личных банковских карт составила:
- в 2011 году по сравнению с 2010 годом – 103,4% (242/119*100%);
- в 2012 году по сравнению с 2011 годом – 114,0% (518/242*100%).
Полученные данные сравним с динамикой остатков на счетах личных банковских карт на балансе по ВТБ 24 (ЗАО).
Таблица 4
Динамика остатков на счетах личных банковских карт на балансе по ВТБ 24 (ЗАО) (2010- 2012 годы)
№ |
Наименование показателя |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Остатки на счетах личных банковских карт на балансе, тыс. руб. |
348 |
707 |
1622 |
2. |
Темпы прироста, % |
- |
+103,2 |
+115,3 |
3. |
Общее количество личных карт, шт. |
119 |
242 |
518 |
4. |
Остатки на 1 личную карту, руб./шт. |
2924 |
2921 |
3131 |
5. |
Темпы прироста, % |
- 0,10 |
+7,19 |
Таким образом, за два анализируемых года наблюдается рост остатков на счетах личных банковских карт в среднем на 7,0%, что ниже запланированных банком на 3,0% (7,0 - 10,0).
В 2011 году по сравнению с 2010 годом произошло снижение остатков на 1 личную карту, но такая тенденция наблюдалась по всему банковскому сектору, где снижение произошло в среднем на 15,0%.
Для более точного выявления тенденций по развитию обслуживания пластиковыми картами рассмотрим динамику выдачи банковских карт по ВТБ 24 (ЗАО) в 2012 году и выявим зависимость остатков на счетах личных банковских карт на балансе от числа выданных банковских карт и подключения к услуге «Мобильный банк».
Динамика выдачи пластиковых карт по ВТБ 24 (ЗАО) в 2012 году представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 Динамика выдачи пластиковых карт и подключения к услуге «Мобильный банк» по ВТБ 24 (ЗАО) в 2012 году
Данные рис. 4 показывают, что более высокие темпы роста наблюдаются у услуги «Мобильный банк». За 2012 год на эту услугу подключились 240 (333-93) клиентов допофиса, при этом темпы прироста составили: + 258,1% (240/93*100).
Общее количество выданных личных карт в 2012 году составило 276 шт. (518-242), при этом темпы прироста выдачи личных карт на конец 2012 года, по сравнению с началом составило +114,0% (276/242*100).
Таблица 5
Динамика остатков на счетах личных банковских карт на балансе по ВТБ 24 (ЗАО) (по данным 2012 года)
№ |
Наименование показателя |
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Остатки на счетах личных банковских карт на балансе, тыс. руб. |
844 |
868 |
1174 |
1622 |
- темпы прироста, % |
- |
+2,8 |
+35,3 |
+38,2 | |
2. |
Общее количество личных карт, шт. |
272 |
354 |
428 |
518 |
- темпы прироста, % |
- |
+30,1 |
+20,9 |
+21,0 | |
3 |
Остатки на 1 личную карту, руб./шт. |
3013 |
2452 |
2743 |
3131 |
- темпы прироста, % |
- |
-18,6 |
+11,9 |
+14,1 |
Анализ данных таблицы 5 позволяет сделать выводы, несмотря на снижение темпов прироста во втором квартале 2012 года, в целом наблюдается ярко выраженная тенденция роста остатков на счетах личных МБК, в том числе и на 1 личную карту.
Ключевые показатели развития карточного бизнеса в России представлены в таблице 6.
Таблица 6
Ключевые показатели развития карточного бизнеса в России, 2012 г.
Показатель |
2012 г. |
Изменение (+/ -) к предыдущему году, % |
Эмиссия, тыс. |
102362,2 |
36,78 |
Количество транзакций за год, млн |
1209,37 |
40,18 |
Среднее число транзакций в расчете на одну карточку в год |
16,20 |
2,70 |
Суммарный оборот, млрд руб. |
4433,66 |
48,44 |
Средняя величина одной транзакции, руб. |
3666,00 |
5,90 |
Общая сумма платежных транзакций, млрд. руб. |
400,35 |
22,16 |
Доля платежных транзакций в обороте, % |
9,03 |
-17,68 |
За четыре года уровень проникновения в целом по всему российскому рынку вырос более чем вдвое: по итогам 2008 г. этот показатель составлял 243 карточки на 1 тыс. человек. Хотя по степени насыщенности российский рынок еще очень далек от экономически развитых стран, достигнутый им к концу 2012 г. показатель проникновения вполне сопоставим с аналогичными показателями, характерными для ведущих стран Восточной и Центральной Европы.
Отметим, что объемы эмиссии карточек для юридических лиц за последние годы практически не увеличиваются, поэтому их доля в совокупном количестве выпущенных карточек постоянно падает. Если в конце 2007 г. доля этих продуктов в эмиссии составляла 4,45%, в 2008 г. - 4,0%, то в 2009 г. она упала до 0,28%, а в 2012 г., как уже отмечалось, почти до нулевой отметки.
Таблица 7
Степень насыщенности карточных рынков в России и ряде экономически развитых стран: количество карточек в расчете на одного жителя по состоянию на конец 2012 г.
Страна |
Карточки с функцией снятия наличных |
Карточки с платежной функцией |
В том числе: карточки с кредитной функциональностью |
Франция |
1,31 |
1,26 |
Н. д. |
Германия |
1,37 |
1,37 |
0,26** |
Италия |
0,60 |
1,04 |
0,50 |
Япония |
3,52 |
5,19* |
2,14* |
Великобритания |
2,73 |
2,35 |
1,16 |
США |
3,25 |
5,20 |
4,30 |
Россия |
0,38 |
0,38 |
0,02 |
Информация о работе Совершенствование организации платежных систем на основе банковских карт