Совершенствование организации платежных систем на основе банковских карт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 23:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что за последние несколько десятилетий объем использования персональных пластиковых карт во всем мире достиг весьма внушительных размеров. Российский рынок банковских карт также последние годы бурно развивается. Причиной тому является общемировая тенденция в развитии безналичных расчетов. Пластиковые карты создают возможность организации функционирования единой универсальной расчетной сети, которая позволит обеспечивать обслуживание массовых ежедневных платежей населения страны и приведет к значительному сокращению доли наличных операций и качественному изменению структуры финансовых потоков в России. К сожалению, пока доля безналичных платежей в общем обороте несущественна, однако безналичный оборот по картам увеличивается, что является отражением стабильности и сбалансированного роста “карточного” рынка в целом

Содержание

Введение 3
1. Теоретические и правовые аспекты развития платежных систем на основе банковских карт 5
1.1. Современное состояние и проблемы развития платежных систем на основе банковских карт в России 5
1.2. Нормативно-правовое регулирование платежных систем на основе банковских карт 8
2. Основные направления организации платежных систем на основе банковских карт 16
2.1. Классификация и особенности банковских карт 16
2.2. Порядок организации работы с банковскими картами в коммерческих банках 20
2.3. Анализ деятельности платежных систем на основе банковских карт 29
3. Совершенствование организации платежных систем на основе банковских карт 37
3.1. Зарубежный опыт организации и развития платежных систем на основе банковских карт 37
3.2. Перспективы организации и развития платежных систем на основе банковских карт в России 42
Выводы и предложения 51
Список литературы 53

Вложенные файлы: 1 файл

11154 Платежные системы на основе банковских карт.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

3.2. Перспективы организации и развития платежных систем на основе банковских карт в России

 

В области совершенствования  деятельности банков на рынке карточных продуктов перед руководством ставятся следующие задачи:

  • привлечение и открытие новых карточных счетов;
  • расширение сети торговых точек, принимающих карточки банка;
  • кооперация с другими эмитентами карточек для разработки общих правил операций и предотвращений подделок и мошенничества;
  • разработка дополнительных услуг для привлечения к своим карточным программам новых участников;
  • отбор кредитоспособных владельцев карт для продажи им других банковских продуктов.

В качестве инструмента  реализации мероприятий по повышению  конкурентоспособности карточных  продуктов банка будет выбрано создание программы по повышению кредитоспособности кредитных карт банка. Причинами выбора именно этого инструмента являются:

  1. возможность привлечения новых платежеспособных клиентов;
  2. увеличение степени лояльности клиентов;
  3. возможность повышения уровня деловой репутации банка;
  4. деловая репутация банка;
  5. возможность повышения показателей эффективности работы банка.

Цель создания программы  продвижения карточных продуктов банка следует обозначить как формирование положительной репутации банка на рынке кредитных карточных продуктов, а также привлечение дополнительного числа клиентов. Результатом реализации проекта будет являться создание программы продвижения карточных продуктов банка.

Основными этапами разработки проекта будут являться:

  1. Анализ существующих на рынке банковских услуг Новосибирска и России кредитных организаций, занимающихся разработкой и продажей карточных проектов;
  2. Формирование перечня мероприятий по повышению кредитоспособности карточных продуктов банка;
  3. Формирование бюджета мероприятий по повышению кредитоспособности карточных продуктов банка;
  4. Определение ответственных за проведение мероприятий по повышению кредитоспособности карточных продуктов банка;
  5. Непосредственное проведение соответствующих мероприятий;
  6. Оценка эффективности разработанной программы повышения конкурентоспособности карточных продуктов банка с точки зрения качественных и количественных показателей.

Одним из направлений  увеличения конкурентоспособности  карточных продуктов банка является совершенствование политики ценовой и неценовой конкуренции.

Ценовая осуществляется путем изменения цен. Неценовая основана на улучшении качественных характеристик продукта и проведении целенаправленной политики его дифференциации (включая рекламу и меры по стимулированию сбыта).

Мероприятиями банка при проведении ценовой конкуренции могут быть:

  • ускоренная подготовка к предоставлению новых услуг при одновременном снижении их себестоимости;
  • контроль над большим количеством рыночных сегментов или клиентов;
  • быстрота и доступность приобретения услуги, сопутствующего ей сервиса, оказание каких — то дополнительных услуг или консультаций;
  • сокращение жизненного цикла конкретных услуг.

В рамках повышения преимуществ  карточных продуктов банка в данной области рекомендуется придерживаться политики предоставления льгот и бонусов постоянным клиентам, таких как:

  • упрощенная система подачи документов для клиентов, имеющих положительную кредитную историю;
  • выдача постоянным клиентам с высоким кредитным рейтингом бесплатных именных карт;
  • проведение переговоров с ФГУП «Почта России» о снижении комиссии за перечисление с заемщиков и компенсировать снижение комиссии за счет увеличение объема привлеченных клиентов;
  • проведение почтовых рассылок кредитных карт для клиентов банка с положительной кредитной историей.

Кредитный лимит по карте зависит  от суммы предыдущего кредита  клиента в банке, условия кредитования аналогичны продукту «Кредитная карта Visa» банка. Кредит по карте является револьверным, Это мероприятие позволяет клиенту пользоваться лимитом, расходуя средства Банка и внося собственные средства в удобном для себя режиме. В конце каждого месяца гасится 10% основной задолженности, а также выплачиваются Банку проценты за пользование кредитом. После внесения очередного платежа кредитный лимит восстанавливается, и можно продолжать пользоваться средствами Банка. Вносить ежемесячные платежи за пользование кредитным лимитом можно в любом из дополнительных офисов банка либо через Cash-In. Карту можно бесплатно активировать до определенной даты, а деньги, находящиеся на ней, предоставляются в «револьверный» кредит.

Неценовая банковская конкуренция  связана, прежде всего, с изменениями  качества услуг. Поэтому очень важно  определение критериев качества банковского продукта. В этом направлении для банка необходимо:

  • увеличение скорости обслуживания клиентов;
  • поддержание высокого уровня своевременности осуществления операций;
  • увеличения времени доступа клиента в банк - часы работы банка;
  • качество консультирования (глубина, активный или пассивный характер). Большое значение имеет разъяснение потенциальной клиентуре престижности, надежности банка.
  • уровень качества банковских услуг клиент всегда сопоставляет с их ценами. Одним из выходов в проблеме образования очередей для получения кредита или гашения может стать организация зала обслуживания для клиентов, в котором клиенты могли бы осуществлять регистрацию и спокойно ожидать своей очереди на удобных диванах, а не стоять в очередях.

Другой метод состоит  в том, чтобы постараться достичь  высокой компетенции банка в области кредитования населения на рынке банковских карточных продуктов. Выраженная компетенция имеет место тогда, когда банк в области разработки банковского продукта или его распространении делает что-то лучше, чем его конкуренты. Это позволяет ему привлекать новых и сохранять прежних клиентов. Также для повышения конкурентоспособности в неценовом аспекте можно выделить такие мероприятия как:

  • увеличение количества банкоматов с функцией Cash-In (прием денежных средств для гашения кредитов);
  • постоянная модификация, совершенствование существующих карточных продуктов, а также разработка новых карточных продуктов в соответствии с условиями и требованиями рынка. Помимо общей ориентации на улучшение качества обслуживания, необходима разработка дифференцированных кредитных карточных продуктов, например, целевой клиентуры (массовые и индивидуальные ВИП - кредиты), для которых, возможно, банк мог бы увеличить размер кредита и некоторые условия;
  • разработка и постоянная корректировка концепции продаж кредитных карточных продуктов в соответствии с изменяющимися рыночными условиями;
  • внедрение новых дополнительных карточных сервисов для держателей карт ВТБ 24 (ЗАО);
  • разработка совместных программ с различными организациями, предоставляющими товары и услуги населению (такими, как авиакомпании, крупные ритейлеры, туристические компании и пр.);
  • разработка речевых модулей для кредитных экспертов, способствующих повышению привлекательности кредитных карточных продуктов при консультировании клиентов;
  • проведение акций продвижения продуктов;
  • реклама в средствах массовой информации, размещение информационных стоек, информационных плакатов в учреждениях, являющихся корпоративными клиентами банка;
  • проведение почтовых рассылок с рекламными буклетами, коммерческими предложениями, поздравлениями клиентов с праздниками.

Таким образом, можно  сделать вывод, что конкурентоспособность  продуктов банка занимает одно из ключевых мест в формировании прибыли  банка, для ее обеспечения необходима реализация мероприятий, которые позволили бы способствовать ее повышению.

В банковском деле во всемирном  масштабе последние два десятка  лет происходят интенсивные изменения. Особенно эти тенденции проявили себя в последнее десятилетие  на волне бума IT-индустрии.

Как следствие снижается  стоимость обработки, передачи и хранения информации. К процессингу карточных операций все сказанное относится в полной мере.

Во-первых, стремительно сокращаются издержки, как удельные, т.е. в пересчете на одну транзакцию или на одного занятого, так и  абсолютные.

Снижается так называемый экономический порог вхождения  в бизнес - сумма инвестиций, необходимых  для организации бизнеса «с нуля».

Снижается и время, необходимое  для организации нового бизнеса  – банковская бизнес-среда становится все более конкурентной за счет притока новых участников, которые ранее не имели возможности войти в бизнес по финансовым причинам.

Если стоимость банкомата  в России 10 лет назад составляла около $50 тыс., в 2005 году - $15-18 тыс., тогда  как сейчас можно вполне уложиться  и в $2-5 тыс. Стоимость оборудования для процессингового центра с сопоставимой производительностью также окажется значительно ниже, чем десять лет назад.

Реальностью стала конкуренция  банковских услуг, основанных на предоставлении услуги 24 часа в сутки и использующие электронные каналы коммуникации для взаимодействия с клиентом.

Банк, по сути, становится некой сетевой структурой и виртуальной  организацией. В контекст этого процесса карточные продукты и услуги на их основе вписываются как нельзя лучше.

Во-первых, улучшение корпоративного имиджа как внутреннего, так и внешнего. Карточные услуги и карточное дело вообще имеют несколько значимых черт и характеристик, способных влиять на восприятие деятельности всего банка как в глазах клиентов и общественного мнения, так и в глазах собственного персонала, например, - инновационность.

Банковские карты несут  имидж респектабельности, профессиональной продвинутости. Все указанные имиджевые  характеристики в совокупности и  дают положительный результат.

Во-вторых, получение  дополнительных доходов или генерирование нового потока доходов. Значимость этой причины в последнее время неуклонно растет. При этом обслуживаемые суммы могут быть весьма заметны даже в масштабах банка.

Особенно в этом смысле интересен сегмент розничной  эмиссии кредитных карт, пока вполне свободный от конкуренции.

Несмотря на то, что  в глобальном масштабе наметилась тенденция  к снижению роли банковских отделений, на отечественном рынке отделения  являются ключевым элементом присутствия  и функционирования банка. Это относится как к маркетингу банковских услуг, так и к выполнению операционных функций.

В перспективе более  важной ролевой функцией филиала  все же будут являться консультирование клиентов и маркетинг, в то время  как операционная часть станет со временем все более и более автоматизироваться и централизоваться.

Как и любой товар, карточный продукт будет эффективным  и популярным только тогда, когда  по своей функциональности он практически  не будет уступать наличным деньгам, а в чем-то и превосходить их.

Указанную задачу можно выполнить, если карточный продукт будет обладать следующими свойствами:

- широкая сеть приема. В первую очередь в местах, где граждане осуществляют повседневные  траты, в том числе и микроплатежи;

- высокая скорость  обслуживания. Операция должна проходить быстрее, чем оплата наличными и получение сдачи;

- безопасность и надежность  проведения операций и расчетов. Ситуации, когда провести оплату  товара или услуги невозможно  из-за обрыва связи, недопустимы;

- многофункциональность.  Карта может и должна быть не только средством платежа, но и инструментом участия ее владельца в различных государственных и коммерческих программах (социальная карта, медицинская карта, транспортная карта, идентификатор гражданина, карта участника дисконтной программы и т.д.) [8,c.106].

С вводом в действие положения 266-П  эта задача решается посредством  современных технологий, в том  числе предоставляемых платежной  системы «Золотая Корона», «ВТБ 24 (ЗАО) ОнЛ@йн», «Мобильный банк».

Например, использование  электронных предоплаченных карт платежной системы «Золотая Корона» позволит ВТБ 24 (ЗАО) существенно расширить инфраструктуру по сбору выданных кредитов за счет привлечения торговых организаций и использования устройств самообслуживания cash-in, а также в 2-3 раза ускорить процесс гашения в офисах банка.

Заемщик получает возможность  погасить кредит банка в любом  месте и в любое время.

Клиент покупает предоплаченные карты, при этом купить предоплаченную карту клиент может не только в  офисе банка, но и в торгово-сервисных предприятиях, и в устройствах самообслуживания cash-in. А использование идентификационных приложений позволит клиенту дистанционно передавать распоряжение банку на перечисление средств предоплаченной карты в счет погашения кредита. Клиент гасит кредит за 1-2 минуты.

Информация о работе Совершенствование организации платежных систем на основе банковских карт