Современная система кредитования и ее формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть сущность кредитно-банковской системы Республики Беларусь.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- дать понятие структуры и сущности кредитно-банковской системы Республики Беларусь;
- рассмотреть механизм влияния кредитно-банковской системы на экономику Республики Беларусь;
- изложить, проблемы и перспективы развития кредитной системы Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА И ЕЕ СТРУКТУРА……………………………………………………………………..5
1.1 Сущность и структура кредитной системы…………………………………5
1.2 Понятие, виды и функции кредита…………………………………………..7
1.3 Роль кредита в экономике Республики Беларусь………………………….12
ГЛАВА II КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ…………………………………………...17
2.1 Особенности организации кредитной системы в Республике Беларусь...17
2.2 Основные направления реформирования кредитной системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ОДКБ.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Однако самофинансирование имеет объективные границы, которые, с одной стороны, обусловлены ограниченностью внутренних источников финансирования. Потребность в денежных ресурсах у предприятий возрастает, и они не в состоянии удовлетворять ее только за счет собственных средств. Без кредита рост инвестиций ограничивался бы возможностями индивидуальных кругооборотов, а также сложившейся системой бюджетного финансирования. С другой стороны, принцип самофинансирования не всегда согласуется с требованиями эффективности, экономичности производства. В рыночном хозяйстве в условиях конкуренции кредитных учреждений и широкого спектра услуг по кредитованию кредит является относительно легкодоступным и падежным источником свободных ресурсов, и получение денежных средств в ссуду нередко выгоднее накопления или расходования собственных ресурсов.

С развитием фондового рынка расширяется роль кредита как источника увеличения собственных средств субъектов хозяйствования: формирование доходов предприятий осуществляется в числе прочих источников за счет процентов по депозитам, доходов по акциям, облигациям и другим ценным бумагам. При акционировании предприятий кредит выступает также источником капитальных вложений, Значительна роль кредита в социальной сфере. Социальный потенциал кредита раскрывается во многих аспектах его функционирования. По сути дела все кредиты имеют социальную направленность, так как на их основе повышается эффективность общественного воспроизводства и, соответственно, более полно удовлетворяются потребности общества.

Именно кредит представляет собой экономическую форму удовлетворения временной потребности в средствах, вне его вовлечение в оборот временно свободных средств невозможно. Будучи вовлеченными в хозяйственный оборот на основе кредита, временно свободные средства обеспечивают непрерывность смены форм производственных фондов, способствуют производству и реализации продукции. Таким образом, кредит дает возможность рационально организовать оборот средств субъектов хозяйствования, не отвлекая значительные ресурсы в денежные фонды, на создание запасов сырья и материалов. Кроме того, кредит содействует повышению эффективности производства посредством своих стимулирующих качеств, обусловленных возвратностью, срочностью и платностью кредита. Чтобы обеспечить выполнение кредитного договора, предприятию необходимо целесообразно и эффективно использовать взятые в кредит средства, предпринять усилия по ускорению их оборота.

Являясь одним из факторов внедрения прогрессивной техники и технологии, кредит способствует сокращению тяжелого и малоквалифицированного труда, росту производительности общественного труда и, в конечном счете, доходов населения. Кредит способствует улучшению состояния потребительского рынка в соответствии с приоритетами социальной политики. В этой области значительна роль кредитов, направляемых в отрасли производства товаров народного потребления, торговли, общественного питания и т.п., на льготное кредитование сельского хозяйства.

Очень большое социальное значение имеет потребительский кредит, способствующий более быстрому росту реального жизненного уровня населения. С развитием интеграции экономики Республики Беларусь с мировой экономической системой возрастает роль кредита во внешнеэкономическом обороте. Кредит создает благоприятные условия для расширения международных экономических связей, позволяет осуществлять импорт товаров при пассивном торговом балансе, способствует увеличению экспорта товаров, является фактором развития международного разделения труда.

 

 

 

ГЛАВА 2 кредитная система Республики Беларусь и Особенности ее развития

 

2.1. Особенности организации  кредитной системы в Республике  Беларусь

 

Финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан. На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.

Банковская система Республики Беларусь состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков. Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.

Банковский кредит в нашей республике предоставляется главным образом коммерческими банками для решения следующих задач [1, c. 160]:

• увеличение основного и оборотного капиталов хозяйствующих субъектов;

• индивидуального и кооперативного жилищного строительства;

• накопления временных запасов товарно-материальных ценностей, незавершенного производства, готовой продукции и товаров;

• учета векселей;

• удовлетворения потребительских нужд граждан;

• выкупа государственного имущества;

• для других целей.

Использование кредита для выхода из финансовых затруднений, явившихся следствием бесхозяйственности и убытков, не допускается.

Но на практике часто кредит используется именно для этих целей. Выдача банковского кредита Нацбанком регламентируется Законом Республики Беларусь «О Национальном Банке Республики Беларусь», принятом 14 декабря 1990 г., Положением Национального Банка РБ от 7 апреля 1995 года № 519 о банковском кредите. Обычно, кроме как в случаях, предусмотренных законом, Нацбанк РБ и его учреждения не осуществляют кредитование хозяйствующих субъектов.

Кредиты могут выдаваться за счет собственных средств банков, мобилизованных средств юридических лиц и граждан за исключением зарезервированных в фонде обязательных резервов, а также приобретенных средств на рынке кредитных ресурсов. Если при кредитовании крупных целевых программ банк не может предоставить заемщику всю требующуюся сумму из-за ограничений, связанных с необходимостью поддержания установленных экономических нормативов, а отказ в кредите не выгоден ни клиенту, ни самому банку, может быть использован принцип консорциального кредитования путем концентрации ресурсов нескольких банков на условиях солидарной ответственности. Такие кредиты обычно предоставляются на долгосрочной основе в сумме не менее 5 млн. долларов в эквиваленте на реализацию инвестиционных программ и проектов. Кредиты юридическим и физическим лицам предоставляются в национальной валюте, а если коммерческий банк имеет лицензию на осуществление валютных операций, то в иностранной валюте.

Для уменьшения рисков банков и для защиты интересов его кредиторов и вкладчиков при размещении их средств и осуществлении других активных операций банки должны соблюдать установленные им экономические нормативы и создавать резервы в качестве компенсационных мер на случай будущих потерь от невозврата долгов. При непогашении кредита банк имеет право предпринять следующие меры:

1) предъявить сумму долга к  взысканию в установленном порядке  со счета гаранта;

2) реализовать ценные бумаги, принятые  в залог;

3) разрезервировать счет по учету  депозитов;

4) получить удовлетворение по  погашению кредита из стоимости  заложенного имущества в соответствии  с Законом Республики Беларусь  «О залоге»;

5) предъявить к оплате требования и счета заемщика к другому лицу, уступленные им в пользу банка. Выбор банком одной из вышеуказанных мер зависит от формы обеспечения обязательств по возврату кредитов.

Важным инструментом кредитной системы Республики Беларусь является государственный кредит.

Рассмотрим особенности государственного кредита в Республике Беларусь. Государство в лице его органов (Министерства финансов РБ, других республиканских и местных органов) занимает денежные средства у физических и юридических лиц для финансирования государственных расходов, что позволяет покрывать бюджетный дефицит без осуществления денежной эмиссии. И, как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета является более эффективным и разумным средством по сравнению с монетарными приёмами.

Государственный кредит может быть использован в качестве одной из мер стабилизации денежного обращения. В условиях высокой инфляции государство может проводить политику «дорогих» денег: из обращения на заранее оговоренный срок изымается избыточная денежная масса. По месту получения кредиты подразделяются на внутренние и внешние займы. Для внутреннего государственного кредита Республики Беларусь характерным является кредитование Национальным банком государственного бюджета. Нацбанк может предоставлять правительству республики или местным органам власти кредиты, обеспеченные долговыми обязательствами на предъявителя.

Мощным источником средств для этого служат заёмные средства населения и предприятий, находящиеся во вкладах в системе сберегательных банков. В то же время, если в годовом балансе Национального банка стоимость его активов не соответствует сумме его обязательств, капитала и резервов, Министерство финансов РБ предоставляет Нацбанку РБ долговые обязательства в виде ценных бумаг на предъявителя, выпущенных правительством РБ в сумме, которая необходима для ликвидации дефицита. Эти долговые обязательства погашаются за счет прибыли Национального банка.

Государственный кредит формирует часть государственного внутреннего долга, состоящего большей частью из внешних займов, связанных с развитием международного кредита. В соответствии с Законом «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» внутренний государственный кредит может выступать в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита и других краткосрочных и долгосрочных обязательств. Минфину Республики Беларусь принадлежит право привлекать заемные средства у юридических и физических лиц от лица совета министров. Обслуживание государственного долга поручено Национальному банку. А контроль за состоянием задолженности государства осуществляется Верховным Советом и Советом Министров в соответствии и законами «О бюджетной системе Республики Беларусь» и «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь», а также другими нормативными актами.

Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.

Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса [8, с.86-93]. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных» мероприятий.

В условиях экономики переходного периода проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной политики особенно сложны в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом. Кроме того, специфика социально-политической ситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипы отношений между различными социальными группами также в значительной степени определяют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной в частности, эффективность (неэффективность) тех или иных форм организации и инструментов регулирования экономических процессов.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.

Сегодня можно говорить о том, что последовательное проведение данной политики позволило обеспечить ряд положительных результатов.

1. Беларуси одной из немногих  стран бывшего СССР удалось  избежать системного банковского кризиса. Конечно, случались и банкротства банков, и определенные сбои в работе. Но даже во время российского дефолта августа 1998 г., оказавшего весьма существенное негативное влияние на банковскую систему и всю экономику РБ, платежи осуществлялись стабильно, вкладчики при желании беспрепятственно могли получить свои деньги.

2. В последние годы в республике  достигнуты определенные качественные  сдвиги в уровне стабильности  национальной валюты и инфляционной  ситуации.

Таким образом, отмечу, что в Республике Беларусь продолжается дедолларизация экономики, что обусловлено стабильным обменным курсом национальной валюты, устойчивым снижением инфляции и действующей курсовой политики.

Одним из ключевых инструментов, способствующим обеспечению макроэкономической сбалансированности, является регулирование объемов кредитования. По сравнению с I кварталом 2013 г. отмечается определенное замедление темпов роста кредитов.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2014 г. № 264 в республике утвержден общий план финансирования государственных программ и мероприятий на текущий год. Предполагается, что предусмотренные планом объемы финансирования государственных программ и мероприятий будут кредитоваться банками с учетом имеющихся у них источников, не нарушая устойчивости работы банков и макроэкономической стабильности. Национальный банк совместно с Министерством экономики и банками намерен проводить рассмотрение и анализ кредитуемых банками инвестиционных проектов в рамках государственных программ и мероприятий, в том числе на стадии подготовки нормативных правовых актов о кредитовании таких инвестиционных проектов. Выработана согласованная позиция Национального банка и Правительства относительно того, что кредиты будут предоставляться, в первую очередь, на эффективные, наиболее значимые для экономики проекты, а также реализуемые инвестиционные проекты с высокой степенью готовности.

Информация о работе Современная система кредитования и ее формы