Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 17:07, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть сущность кредитно-банковской системы Республики Беларусь.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- дать понятие структуры и сущности кредитно-банковской системы Республики Беларусь;
- рассмотреть механизм влияния кредитно-банковской системы на экономику Республики Беларусь;
- изложить, проблемы и перспективы развития кредитной системы Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА И ЕЕ СТРУКТУРА……………………………………………………………………..5
1.1 Сущность и структура кредитной системы…………………………………5
1.2 Понятие, виды и функции кредита…………………………………………..7
1.3 Роль кредита в экономике Республики Беларусь………………………….12
ГЛАВА II КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ…………………………………………...17
2.1 Особенности организации кредитной системы в Республике Беларусь...17
2.2 Основные направления реформирования кредитной системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...33
● роста объемов депозитов и кредитов, увеличения размера финансовых посредников;
● введения международных стандартов кредитного дела;
● активизации работы банков по привлечению финансовых ресурсов из-за рубежа путем создания новых совместных банков, филиалов иностранных банков, финансово-промышленных групп.
2. Усиление взаимосвязи кредитного и реального секторов, в том числе:
● постепенный отказ от государственной поддержки убыточных предприятий, осуществляемый в рамках программы перехода к рыночной экономике, предполагающий ужесточение условий получения кредитов по мере создания рыночной инфраструктуры и в целом системы рыночных отношений;
● изменение направленности кредитных потоков в прибыльные, наукоемкие, высокотехнологичные и растущие отрасли с длительным производственным циклом;
● участие банков в управлении предприятиями с использованием модели «управление при непосредственном вмешательстве» и разнообразных методов
● превращение банков в финансовых соисполнителей инвестиционных проектов предприятий;
● увеличение кредитования частного сектора. Переориентация кредитных потоков: сокращение объемов кредитования государственного сектора и увеличение кредитов, предоставляемых частному сектору;
● активизация банковских кредитов в реальный сектор посредством использования дифференцированных норм резервирования;
● создание системы налоговых льгот, стимулирующих банки к расширению процессов аккумулирования денежных средств и финансированию ими инвестиционной деятельности, развитию долгосрочного кредитования, переориентации кредитной деятельности из сферы обращения финансово-посреднических операций в сферу производства. Для оживления кредитной деятельности банков Правительство может использовать различные налоговые методы: осуществлять снижение ставки налога на прибыль банков в соответствии с долей его расходов, направляемых на долгосрочное кредитование, а также под кредиты, используемые на расширение предпринимательской и инвестиционной деятельности, обновление производства; освобождать от налогов проценты на банковские депозиты и государственные облигации в сочетании с низким
процентом по кредиту; вводить налоговые премии; предоставлять налоговые льготы под кредитные операции по выкупу и акционированию государственных предприятий; предоставлять банкам льготы по освобождению от налогообложения процентных доходов банков, полученных ими от кредитов на инвестиции в основной капитал по объектам, включенным в перечень государственных программ;
● оптимизация уровня кредитных рисков (их диверсификация и страхование), формирование системы ответственности и гарантий.
3. Создание информационной инфраструктуры банковского кредитования, включающей:
● создание в Беларуси рейтинговых агентств, наделенных государственной лицензией и имеющих квалифицированные кадры, а также общепринятую методическую базу; проведение по результатам мониторинга рейтинга предприятий республики и предоставление банкам информации рекомендательного характера о целесообразности инвестиций в наиболее эффективные и динамичные предприятия (в виде перечня или рейтинга таких предприятий);
● создание архива кредитных историй и системы кредитных бюро, накапливающих информацию о заемщиках, а также ускорение работы по повышению информационной «прозрачности» предприятий путем перевода их на международные стандарты бухгалтерской отчетности. На начальном этапе в условиях нашей страны оптимальной моделью кредитного бюро может стать двухуровневая модель, состоящая из общебелорусского информационного центра и региональной сети кредитных бюро (разделенных по физическим и юридическим лицам), являющихся частными компаниями и строящих отношения на коммерческой основе.
При этом первоначально стоит ограничиться мониторингом банковских кредитов (сложные задачи целесообразно решать поэтапно), а по мере развития кредитной системы, форм кредита охватить рынок кредитов.
Согласие заемщика на открытие в системе кредитных бюро файла своей кредитной истории должно стать обязательным и типовым условием при заключении любого кредитного договора.
4. Совершенствование правовых и нормативных документов.
Важно также отделить инвестиционную деятельность банка от его краткосрочных кредитных операций. Целесообразно усовершенствовать Закон Республики Беларусь «О залоге» и разработать законопроект о кредитном бюро.[8]
Заключение
Кредитование - одно из важнейших направлений деятельности коммерческого банка. Кредитные операции способствуют увеличению объема и бесперебойного производства и реализации продукции потребителям.
Роль банковского кредита в экономическом развитии любого государства огромна: кредит не просто создает денежную массу, но и к тому же направляет ее в руки тех, кто может использовать деньги наиболее эффективным способом. Именно от того, насколько эффективным будет непосредственный механизм кредитования, зависит не только эффективность функционирования банковской системы, но и в целом всего народного хозяйства.
Работая в условиях рыночной экономики банки должны экономическими методами побуждать предприятия в процессе их кредитования и мобилизации резервов развивать и повышать эффективность производства и улучшать качество продукции. Если этой цели достичь невозможно, должно вступать в действие правило обязательного экономического санкционирования отстающих предприятий вплоть до объявления их неплатежеспособными, пока ими не будут приняты меры по устранению недостатков.
Банковский кредит выступает как фактор децентрализации управления экономики. Банк устанавливает объемы и условия предоставления и погашения ссуд, применяя в случае нарушения кредитного договора различные экономические санкции или отказывая в дальнейшем предоставлении кредита. Таким образом, система банковского кредитования прямо влияет на формирование пропорций производства, так как выдача кредитов способствует развитию тех или иных производств.
Выдача кредитов должна осуществляться только при соблюдении всех принципов кредитования. Применение всех принципов банковского кредитования позволяет соблюдать как общегосударственные интересы, так и интересы субъектов кредитной сделки.
Также необходимым условием кредитования является заключение кредитного договора банка с заемщиком. Кредитный договор представляет собой элемент системы управления кредитным механизмом и поэтому он должен отвечать ряду требований: должен обеспечивать проведение единой денежно - кредитной политики с дифференцированным подходом к кредитному обслуживанию каждого заемщика через установление общих и особых условий кредитования, рациональное соотношение обязательств участников договора, мер их ответственности, платежеспособности заемщика и многим другим требованиям.
Переход к рыночным отношениям требует организации кредитования на основе тщательного анализа кредитоспособности заемщика. Для анализа кредитоспособности банки должны использовать специально разработанные для этого методики с применением практики зарубежных банков. Недостаточно отлаженный механизм оценки кредитоспособности заемщика нередко приводит к излишней выдаче кредитов, финансовой поддержке фактических банкротов и, в конечном счете, к усилению инфляционных процессов в экономике Республики Беларусь.
В условиях перехода к рыночной экономике коммерческие банки должны повышать уровень подготовки специалистов, внимательнее относиться к потенциальным клиентам, анализировать их финансовое состояние не только на данный момент, но и прогнозировать его на будущее, требовать надежного обеспечения выдаваемых кредитов. Кредитование надежных клиентов - это прежде всего создание клиентской базы.
В целях снижения кредитных рисков можно выделить следующие мероприятия:
Несмотря на многообразие методов минимизации кредитных рисков, устранить их полностью не предоставляется возможным, поскольку на данную категорию рисков, помимо внутренних, связанных с работой банка и его заемщиков, оказывают влияние и риски, внешние, непосредственно с деятельностью банка и заемщика не связанные, которые так свойственны нашей республике в данный период.
Тем не менее, созданная нормативная правовая база в области организации кредитных отношений и ее соблюдение позволит банкам на более качественном уровне осуществлять кредитование юридических лиц, занимающихся на территории Республики Беларусь предпринимательской деятельностью в различных отраслях экономики, независимо от их организационно-правовой формы собственности, что в итоге будет способствовать укреплению банковской системы и выполнению Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Список использованных источников
24.Журнал «Банковский Вестник», 2014г №5. http://www.nbrb.by/bv
25 Аналитическое обозрение «ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СФЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ» Январь-июнь 2014 г.
Информация о работе Современная система кредитования и ее формы