Современные проблемы развития денежного обращения, кредитной и банковской системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения, через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом.
Сбербанк России является лидером банковской системы России, банк общенационального масштаба, основа стабильности и надежности России, лицо банковской системы России на международном рынке. Банк обеспечивает формирование экономической политики и оказывает влияние на макроэкономические процессы в стране, осуществляет реализацию экономически эффективных государственных программ развития

Содержание

Введение
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СБЕРБАНКА РФ КАК СУБЪЕКТА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
1.1. История создания и деятельности Сбербанка РФ
1.2. Организационная структура Сбербанка
ГЛАВА II. АНАЛИЗ РОЛИ СБЕРБАНКА РФ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
2.1 Оценка особого места Сбербанка РФ в структуре современной банковской системы Российской Федерации
2.2 Масштабы деятельности и основные функции Сбербанка РФ
2.3 Место Сбербанка РФ в системе распределения финансовых ресурсов
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СБЕРБАНКА РФ В РАМКАХ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая remix.docx

— 275.50 Кб (Скачать файл)

Великая Отечественная война потребовала подчинения экономики страны нуждам военного времени. Резко сократилось производство потребительских товаров, введена карточная система снабжения продовольственными товарами. Сокращение объема розничного товарооборота и рост рыночных цен обусловили образование у населения, особенно сельского, крупных сумм свободных денежных средств. С целью сохранения в обороте государства основной части сбережений, привлеченных в довоенный период, выплату средств со вклада ограничили до 200 рублей в месяц. Эти временные меры были отменены в 1944 г.

После разгрома фашизма и окончания Великой Отечественной войны Советский Союз приступил к мирному строительству. Задачи восстановления и развития народного хозяйства СССР не могли быть решены без ликвидации последствий войны в области денежного обращения и восстановлении полноценного рубля. В целях изъятия из обращения избыточной массы наличных денег было принято Постановление от 14.12.1947 г. «О проведении денежной реформы и отмене карточек». При осуществлении реформы государство предоставило льготы населению, хранившему сбережения в сберкассах. Если обмен денег, находившихся на руках, производился 10 : 1, то вклады до 300 рублей остались в номинальной сумме. Более крупные сбережения оценивались: от 300 рублей до 1000 рублей в соотношении 3 : 2, свыше 1000 рублей 2 : 1.

В послевоенный период постепенно начали развиваться безналичные расчеты. Были разрешены перечисленные на счета вкладчиков зарплаты, пенсии, авторского гонорара.

С 01.01.1963 г. сберкассы были переданы из ведения Министерства финансов СССР в ведение Госбанка СССР. Средства, привлеченные во вклады стали использоваться на кредитование народного хозяйства.

В мае 1972 г. Совет Министров СССР принял постановление, в котором предусмотрены меры по дальнейшему развитию сберегательного дела. В соответствии с этим постановлением система сберкасс переведена на полный хозрасчет. За счет получаемой ими прибыли образуются запасный фонд, фонд развития сберегательного дела, фонд жилищного строительства и материального поощрения работников. Были также приняты меры к более широкому развитию перечисленных сумм денежных доходов трудящихся во вклады, внедрению безналичных расчетов по платежам населения в пользу предприятий, расширению переводных и аккредитивных операций, введены расчетные чеки для оплаты приобретаемых гражданами товаров. К началу 1981 г. количество счетов вкладчиков составило 142,1 млн., сумма вкладов достигла 156,5 млрд. рублей, а средний размер вклада 1102 рублей.[41, c. 57]

В 1988 г. на базе системы Гострудсберкасс образован Сбербанк СССР в форме акционерного общества. Акционеры – Госбанк СССР, Внешэкономбанк, др. Сбербанк СССР обеспечивал организацию сберегательного дела в стране, безналичных расчетов и кассового обслуживания населения, в необходимых случаях организаций и учреждений, осуществляя распределение и погашение облигаций государственных займов, кредитование потребительских нужд граждан, обслуживания пенсионеров.

В 1991 г. Сбербанк СССР на общем собрании акционеров учрежден как Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в форме акционерного общества в соответствии с Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР».

С 1 января 2001 года в Сбербанке России произведена реорганизация, в результате которой 79 региональных банков Сбербанка России реорганизованы в 18, путем объединения.

1.2. Организационная  структура Сбербанка.

Организационная структура - это совокупность подразделений банка, которые выполняют закрепленные за ними функции. Цель организационной структуры - управление функционированием банка. Финансовая структура позволяет выделить и эффективно управлять внутренними бизнесами банка, поэтому хозрасчетная модель может быть построена только на основе финансовой структуры.

Организационная структура банка включает функциональные подразделения и службы банка, каждая из которых имеет определенные права и обязанности. Выбор оптимальной организационной структуры банка - важное условие эффективности организации труда в банке в целом, его успешной коммерческой деятельности. Основным критерием организационного построения банка является экономическое содержание и объем выполняемых банком операций.

В учебнике «Банковское дело» под редакцией Балабановой И.Т. приводится оптимальная структура организации деятельности банка. Вот как учебник определяет ее:

Организационную структуру банка формируют подразделения (управления) и службы. Управления банка сформированы с учетом классификации банковских операций по их функциональному назначению. Так, операции банка по мобилизации и концентрации средств (пассивные операции банка) выполняются управлением депозитных операций, учетно-ссудные операции - кредитным управлением и т.д. Большое внимание коммерческий банк должен уделять вопросам организации хозрасчета в банке, рентабельности и ликвидности. Для этого формируются структурные подразделения, которые занимаются вопросами текущей деятельности банка, оказывают организующее воздействие на работу банка в целом.

Управление прогнозирования деятельности банка призвано реализовать управленческие функции банка с целью обеспечения основных принципов его деятельности - ликвидности, рентабельности и надежности. Это управление включает три основных подразделения (отдела), которые отражают главные направления в деятельности данного управления.

Основные функции отдела разработки основ коммерческой деятельности банка и совершенствования управления состоят в следующем:

выработка актов деловой политики банка с определением конкретных задач для каждого управления банка;

разработка балансов банка;

определение кредитного потенциала банка;

определение основных направлений по совершенствованию деятельности банка.

Отдел организации хозрасчетной деятельности банка призван:

разрабатывать положение о доходах и расходах банка;

прогнозировать доходы и расходы банка;

анализировать фактические доходы и расходы банка в сравнении с планируемыми;

намечать конкретные меры по повышению доходов банка и снижению его расходов и в этой связи ставить определенные задачи другим подразделениям банка;

анализировать рентабельность работы банка и перспективы ее повышения.

Отдел по управлению ликвидностью банка решает комплекс вопросов по определению текущей и перспективной ликвидности банка;

проводит расчет показателей ликвидности баланса банка;

контролирует ежедневную ликвидность банка;

анализирует совокупность факторов, влияющих на ликвидность банка.

Центральным звеном в осуществлении активных операций банка выступает кредитное управление.

Банк может предоставлять кредиты предприятиям и организациям различных отраслей народного хозяйства и другим банкам, включая свои филиалы, финансовым компаниям и населению. Специфика источников формирования ссудного фонда, используемого для тех или иных кредитных операций, назначение и характер обеспечения выдаваемых кредитов, механизм предоставления и сроки кредитования, сфера использования и другие факторы обусловили создание в рамках кредитного управления шести отделов.

Отдел общей организации кредитных операций: определяет общую политику банка и порядок ее реализации в зависимости от конкретных экономических условий;

разрабатывает общие методики Краткосрочного и долгосрочного кредитования и финансирования, методики определения кредитоспособности клиентов, методики организации перспективных финансовых услуг;

изучает кредитные риски и определяет механизм страхования банковских кредитных операций.

Отдел краткосрочного кредитования:

распределяет кредитные ресурсы по видам ссуд и заемщикам исходя из кредитного потенциала банка;

определяет потребности в кредите;

организует выдачу и погашение кредита, ведет кредитные дела;

заключает кредитные договоры;

проверяет кредитоспособность клиентов;

ведет картотеку кредитоспособности;

организует факторинговые операции.

Отдел долгосрочного кредитования и финансирования:

разрабатывает основные направления кредитования и финансирования исходя из инвестиционного потенциала банка;

организует кредитные операции и финансирование; заключает договоры по предоставлению ссуд и оказанию услуг;

проверяет кредитоспособность клиента и ведет картотеку кредитоспособности;

осуществляет кредитование, связанное с инновационной деятельностью клиента, инновационное финансирование разработок клиента; 

занимается организацией поручению клиента;

занимается организацией финансирования по поручению клиента; посреднической помощью в поиске партнеров по внедрению; а также в подборе подрядчиков для реализации долгосрочных проектов.

Отдел кредитования населения организует:

прямое и косвенное кредитование потребительских товаров и жилых строений;

предоставление чековых кредитов и кредитных карточек;

предоставление услуг населению.

Отдел межбанковских операций призван организовывать и вести учет и анализ всех межбанковских операций, прежде всего с Центральным банком и с другими коммерческими банками, а также с банками своей системы (филиалами и отделениями).

Отдел нетрадиционных банковских операций, связанных с кредитованием, предназначен для организации таких операций банка, как, например, лизинг.

Важным звеном в коммерческом банке является валютное управление. Его функциями являются:

ведение валютной позиции;

ведение валютных счетов;

покупка и продажа валют;

прием средств во вклады и выдача ссуд;

страхование рисков.

Специфика данного управления обуславливает создание четырех отделов: аналитического отдела; отдела ведения валютных счетов и валютной позиции; отдела кассовых сделок; отдела срочных сделок, отдела международных расчетов, отделов счетов "ностро" и "лоро", отдела неторговых операций.

Управление депозитных операций предназначено для учета и анализа привлеченных средств и собственного капитала банка. Основные функции отдела депозитных операций:

учет депозитных средств банка по их срочности и отдельным депонентам;

заключение договоров на депонирование средств;

анализ депозитных средств, их структуры и динамики развития с целью оценки ресурсов банка и их влияния на ликвидность его баланса;

предоставление необходимой информации для планирования ресурсов банка;

Фондовый отдел предназначен для учета и анализа собственных средств банка. Он осуществляет:

учет финансовых средств банка, их анализ и динамику развития;

операции по покупке и продаже ценных бумаг, принадлежащих банку, и по поручению клиентов;

управление финансовым портфелем банка.

Особое внимание в банке уделяется расчетно-кассовому обслуживанию. Для этих целей в банке создается управление расчетно-кассового обслуживания, в функции которого входят:

открытие и ведение счетов, осуществление расчетов;

проведение кассовых операций.

Управление филиалами банка - одна из важнейших сфер банковской деятельности. В зависимости от статуса учреждения банка (представительство, отделение, филиал) по-разному будут определяться его функции и формы управления. Не все банковские операции можно осуществлять на уровне филиалов (операции с банками-корреспондентами, международные операции, инвестиционные и ряд других).

В функции управления филиалами банка входят:

руководство деятельностью филиалов;

контроль за правильностью проводимой кредитной политики и осуществления кредитных операций;

помощь при внедрении новых методов работы, содействующих повышению эффективности работы банка.

Управление (отдел) анализа и статистики выполняет работу по:

накоплению и анализу статистической информации;

оказанию информационно-справочных услуг клиентам (юридическим и физическим лицам);

подготовке проектов планов, отчетов о деятельности банка;

статистической обработке баланса банка;

подготовке и реализации экспертных исследований, оценок банка, в том числе и для клиентов.

Отдел кадров:

планирует численность и использование персонала;

организует обучение и повышение квалификации кадров;

управляет фондами заработной платы;

осуществляет набор персонала и его расстановку.

Административно-хозяйственный отдел, включая службы администрации, занимается строительством, планированием, приобретением, поддержанием и продажей банковских зданий, сооружений и оборудования. Совместно с отделом внедрения ЭВМ осуществляет разработку и внедрение электронных систем, оснащение банковских учреждений электронно-вычислительной и оргтехникой, ведет архив.

Юридический отдел:

Информация о работе Современные проблемы развития денежного обращения, кредитной и банковской системы