Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 21:58, курсовая работа
В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения, через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом.
Сбербанк России является лидером банковской системы России, банк общенационального масштаба, основа стабильности и надежности России, лицо банковской системы России на международном рынке. Банк обеспечивает формирование экономической политики и оказывает влияние на макроэкономические процессы в стране, осуществляет реализацию экономически эффективных государственных программ развития
Введение
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СБЕРБАНКА РФ КАК СУБЪЕКТА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
1.1. История создания и деятельности Сбербанка РФ
1.2. Организационная структура Сбербанка
ГЛАВА II. АНАЛИЗ РОЛИ СБЕРБАНКА РФ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
2.1 Оценка особого места Сбербанка РФ в структуре современной банковской системы Российской Федерации
2.2 Масштабы деятельности и основные функции Сбербанка РФ
2.3 Место Сбербанка РФ в системе распределения финансовых ресурсов
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СБЕРБАНКА РФ В РАМКАХ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА
Заключение
Список литературы
Многолетний опыт работы Банка на рынке вкладов физических лиц, разветвленная филиальная сеть, обеспечивающая повсеместную доступность услуг Банка, сложившиеся стереотипы поведения и мотивы сбережений разных групп населения исторически обусловили формирование клиентской базы Банка в основном за счет граждан пенсионного возраста. Учитывая социальную миссию, Банк сохранит приоритетные ценовые условия по вкладам для данной группы клиентов.
Банк рассматривает как целевую группу потенциальных клиентов экономически активное население страны и молодежь. Банк продолжит разработку и внедрение комплекса мер, направленных на привлечение на обслуживание данной группы клиентов, стимулирование их сберегательной активности. Банк предложит соединение вкладных продуктов с кредитными и страховыми, разработает продукты, направленные на удовлетворение потребностей вкладчиков в жилье, крупных покупках, оплате образования, туризма и отдыха. Привлечению и закреплению данной группы клиентов, созданию системы долгосрочного взаимовыгодного партнерства Банка и клиента будет способствовать развитие программ поддержки индивидуальных операций на финансовых рынках, доверительное управление средствами клиента, финансовый консалтинг, брокерское и агентское обслуживание, использование передовых информационных технологий, в том числе и Интернета. Наряду с тиражированием стандартных конкурентоспособных банковских продуктов, ориентированных на широкие слои населения, будет предложено индивидуальное обслуживание и вкладные продукты для состоятельных клиентов.
Сбербанк России расширил выпуск карт международных платежных систем, ориентированных на средний класс и состоятельных клиентов; международных дебетовых карт и микропроцессорных карт АС СБЕРКАРТ для перечисления зарплат, пенсий и социальных выплат. Улучшение уровня сервиса, возможности использования Интернет-технологий и мобильной телефонной связи, развитие эквайринга позволят превратить банковские карты в массовый продукт и обеспечат значительное увеличение потоков денежных средств с использованием банковских карт и остатков на клиентских карточных счетах. Банк планирует рост остатков на счетах банковских карт до 3-5% от общего объема привлечения средств физических лиц. В качестве наиболее приоритетного направления Банк выделяет работу с предприятиями, университетами, институтами по предложению зарплатных проектов.
Привлечение средств юридических лиц на расчетные, текущие счета и депозиты
С целью улучшения структуры привлеченных ресурсов и предоставления конкурентоспособных ценовых условий для инвестиций в реальный сектор экономики, Банк ставит одной из основных задач в области привлечения средств сохранение и увеличение доли на рынке банковского обслуживания корпоративных клиентов. Планируется увеличение доли средств, привлеченных от корпоративных клиентов на расчетные и текущие счета и депозиты, до уровня не менее 25% в структуре привлеченных средств Банка, что также будет способствовать снижению процентного риска и повышению объемов непроцентных доходов Банка. Поставленную цель предполагается достичь на основе формирования долгосрочных отношений и взаимовыгодного сотрудничества с клиентами. Банк планирует сформировать и тиражировать стандартный портфель банковских продуктов для индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса, доступный во всех регионах России.
Для средних и крупных компаний Банк создаст систему комплексного обслуживания с учетом потребностей клиента, предложит весь спектр банковских продуктов и услуг, принятых в международной банковской практике. Обслуживание данной группы клиентов будет развиваться на основе гибких технологий, предусматривающих максимальную адаптацию технологических возможностей Банка к требованиям клиента. Банк будет обращать особое внимание на качество обслуживания, скорость совершения операций, развитие системы "Клиент-Банк". При формировании продуктового ряда, процентной и тарифной политики будут учитываться региональные особенности.
Во взаимоотношениях с бюджетными организациями, бюджетами различных уровней Банк будет придерживаться принципа предоставления полного набора качественных банковских операций и услуг по минимальным ценам. Банк разработает и внедрит специальные условия обслуживания, ориентированные на страховые компании и негосударственные пенсионные фонды, региональные биржи.
Развитие долгосрочных партнерских отношений с клиентами и комплексность в предоставлении услуг позволят сократить риск колебаний остатков на счетах корпоративных клиентов Банка, сделают их более предсказуемыми и планируемыми.
Основным итогом деятельности Банка в рамках намеченной стратегии явилось достижение стабильного финансового результата. В качестве одной из стратегических задач Банк определил значение отношения прибыли к капиталу на уровне не менее 20%, что позволит обеспечить акционерам Банка уровень доходности, соответствующий рыночным условиям, при сохранении умеренного риска вложений.
Расширение деятельности по кредитованию реального сектора экономики и населения позволило Банку поддерживать достаточный уровень процентной маржи. При этом Банк, следуя принципу умеренного консерватизма, не планирует осуществлять вложения с повышенной степенью риска и, соответственно, не ожидает существенного увеличения процентной маржи.
Итогом реализации поставленных стратегических задач по развитию услуг и внедрению комплексного подхода к обслуживанию клиентов должно было стать ускорение темпов роста доли непроцентных доходов в чистом операционном доходе Банка.
Особое внимание было уделено оптимизации непроцентных расходов на основе дальнейшей реорганизации филиальной сети и внедрения современных банковских технологий. Совершенствование системы управления рисками и повышение качества активов Банка снизит вероятность возможных убытков.
Обеспечение роста прибыли Банка является основным источником наращивания капитала. Банк рассматривает увеличение капитала как необходимое условие для соответствия возрастающим потребностям российских предприятий в получении кредитных ресурсов значительных объемов и сроков. Необходимость увеличения капитала также вызвана внедрением современных информационных технологий и совершенствованием материально-технической базы Банка.
В целях повышения рентабельности и снижения уровня совокупных рисков особое внимание уделялось сокращению иммобилизованной доли капитала.
Все намеченные направления были успешно выполнены Сбербанком., что позволило делать оптимистические прогнозы и разработать Стратегию развития 2010 г.
Для преодоления проблем, выявленных при анализе Концепции развития Сбербанка в разные годы, руководство выбрало следующие пути.
Выбрав работу с клиентами в качестве главного приоритета деятельности и сосредоточив усилия на наращивании объемов продаж банковских продуктов и услуг на основе существенного улучшения качества обслуживания населения и юридических лиц, банк значительно приблизился к достижению целей и решению задач, поставленных Концепцией развития Сбербанка России до 2014 г:
- Объем чистой прибыли в 2008 году
составил 31,2млрд.руб.,что в 1,8 раза
превышает уровень 2007 года и больше
суммарного финансового
- Собственный капитал Банка
достиг 118,5 млрд. руб., увеличившись
за год на23,9%. Единственным источником
роста капитала является
- Активы - нетто возросли на 319,8 млрд. руб., или на 40,1%,что в 1,4 раза выше прироста за 2008 год. Валюта баланса-нетто превысил 1,1трлн.рублей.
- Рост объема активов
- Банк выполнил все ежегодные
целевые ориентиры Концепции, а
по ряду направлений
Высокие финансовые показатели Банка предопределили высокие темпы роста рыночной стоимости акций Банка (251,6%), которые существенно опережали динамику роста цен российского фондового рынка.
Вклады населения по-прежнему остаются основой ресурсной базы Сбербанка, их объем увеличился за 2008 г.в 1,4 раза и превысил 693,0 млрд.рублей.
Следуя тенденциям рынка, Банк в августе 2008 г., после снижения Банком России ставки рефинансирования, снизил ставки по вкладам населения, что не отразилось на темпах роста ресурсной базы. Годовой прилив средств во вклады на 37,7% превысил уровень 2007 г., а их доля в привлеченных средствах на конец 2007 года составила 71,7%.
С целью расширения ресурсной базы долгосрочного инвестиционного кредитования и проектного финансирования в августе 2007 г. Банк ввел новые долгосрочные вклады, прилив на которые составил 36,0 млрд.рублей.
Учитывая опережающий рост сбережений населения в иностранной валюте и интерес вкладчиков к сбережению средств в евро, Банк предложил гражданам полный набор вкладных продуктов в евро со сроками от «до востребования» до 5 лет. Это позволило обеспечить увеличение доли вкладов в евро в структуре валютных вкладов с 2,7%до 5,3%.
В 2008г. преодолена тенденция снижения доли Банка на рынке привлечения средств юридических лиц. Начиная с марта 2007г. этот показатель ежемесячно растет, что является результатом активной работы с корпоративной клиентурой. За год объем привлеченных средств юридических лиц возрос на 54,1%,что многократно превышает темпы прироста в 2008 г., и достиг 238,6 млрд. руб. Более половины прироста средств корпоративных клиентов обеспечено за счет прилива на расчетные, текущие и бюджетные счета.
В 2008 г. снова возрос интерес к ценным бумагам Сбербанка России, после неудачного проведения SPO Сбербанка в 2007 г. Так, к началу 2007 г. акции Сбербанка были существенно переоценены рынком, поскольку долгое время это был фактически единственный российский банк c реальным free float, обладающий суверенным кредитным рейтингом. Именно поэтому многие инвесторы, стремящиеся инвестировать акции в российский финансовый сектор, не видя альтернативы, вкладывали деньги в акции Сбербанка, обеспечивая им чрезмерный рост. После появления других банковских эмитентов инвесторы начали перекладываться в их активы, что и сделало неизбежным падение акций Сбербанка.
В результате в 2008 г. доля ценных бумаг в привлеченных средствах Банка возросла с 4,3 до 5,7%,а объем привлеченных средств достиг 54,8 млрд. рублей.
Кредитный портфель Банка за 2008 г.увеличился в 1,4 раза и достиг 596,3 млрд.руб. Доля срочной ссудной задолженности в структуре работающих активов Банка на конец года достигла 63,6%.
Основу кредитного портфеля составляют вложения в реальный сектор экономики (рост за год с 380,2 млрд.руб.до 495,0 млрд.руб.),на которые приходится 83% от общего объема предоставленных кредитов.
За 2008 г.объем долгосрочной (свыше 3 лет) ссудной задолженности юридических лиц вырос на 79,5%и достиг 11,2%кредитного портфеля Банка .Более трети (34,3%)кредитных ресурсов выдано на срок свыше года.
Под влиянием негативных последствий финансового кризиса произошло ослабление сегодняшних конкурентных преимуществ Сберегательного Банка. Это затронуло принципиальный фактор его работы - наличие эксклюзивной государственной гарантии сохранности и возврата вкладов граждан. Восстановление ликвидности и рост капитализации устойчивых банков и финансовых компаний, расширение деятельности известных банков- нерезидентов, реальное обеспечение законодательных требований к раскрытию банковской информации повысят конкуренцию по привлечению сбережений населения. В сегодняшней ситуации обострен вопрос о выравнивании условий обслуживания частных вкладчиков. В настоящее время, когда Сберегательный Банк сосредоточил подавляющее число вкладов населения (67%), ему, по сути, государственная гарантия не нужна, ибо сохранность частных вкладов в Сберегательном Банке достигается за счет устойчивости его положения в системе розничных банковских услуг. Вероятно, с учетом этого обстоятельства последовало заявление руководства Сберегательного Банка о готовности к отказу от государственной гарантии по частным вкладам. Законодательное введение общей системы гарантии вкладов населения в российских банках ограничило преимущество Сбербанка в этой сфере. Тогда усилилась конкуренция между коммерческими банками по привлечению сбережений граждан. Этот процесс сопровождается изменением процентов по вкладам. В результате этих изменений возникла новая ситуация с неблагоприятными последствиями для Сбербанка. У него возросли издержки по привлечению вкладов населения. Какая-то доля клиентов Сбербанка ушла в другие банки, где процентный доход по вкладам будет выше. Приток в Сбербанк новых вкладов физических лиц может замедлиться. А это отразится на доходности Сбербанка, в результате и возникнет проблема выбора стратегии: сократить участие в финансовом рынке или инвестировать крупные финансовые ресурсы в разработку для физических лиц полного спектра банковских услуг, отвечающих международным стандартам. На сегодняшний день Сбербанк действует в обоих направлениях, добиваясь коммерческой оптимизации капиталовложений с усилиями по привлечению сбережений граждан.
Следует ожидать, что из-за снижения конкурентоспособности Сбербанка на рынке депозитов физических лиц его доля в объеме аккумулированных всеми банками страны вкладов населения уменьшится примерно вдвое. При этом основу частной клиентуры Сбербанка будут составлять граждане с малыми и средними доходами, прежде всего пенсионеры, чьи вклады сегодня формируют почти 60% привлеченных банком средств физических лиц. Отток части вкладчиков из Сбербанка ослабит другое его нынешнее конкурентное преимущество перед действующими коммерческими банками - наличие огромных финансовых ресурсов. Это обстоятельство может ограничить возможности Сбербанка по кредитованию корпоративных клиентов, федеральных структур и органов исполнительной власти субъектов Федерации, кредитно-финансовых организаций. Осложнится также приоритетное участие Сбербанка в реализации правительственных программ внутренних и внешних заимствований, обслуживании федерального бюджета, формировании золотовалютных резервов страны, сдерживании инфляционных процессов, осуществлении масштабных государственных и инвестиционных и социальных проектов.
Несмотря на значительные изменения в структуре пассивов, основной объем привлеченных средств по-прежнему составляют вклады населения. Безусловное выполнение обязательств перед клиентами в период кризиса, конкурентные процентные ставки, а также накопленный опыт работы с населением позволяют рассматривать вклады как относительно стабильный источник формирования пассивов Банка. Значительно снизилась доля вкладов до востребования, вырос объем срочного привлечения, который в кризисный период показал себя как более устойчивый. Вместе с тем, возросла доля социально-ориентированных вкладов в общем объеме вкладов населения, что привело к увеличению стоимости привлеченных средств физических лиц.
Высокие темпы расширения клиентской базы юридических лиц обеспечили удешевление общей ресурсной базы Банка, но привели к сокращению средних сроков привлечения средств. В результате дисбаланс структуры активов и пассивов Банка по срокам продолжает сохраняться.
В структуре привлеченных средств отсутствуют долгосрочные внешние заимствования, цена которых в настоящее время на внешнем рынке значительно превышает текущую стоимость пассивов Банка.
Сбербанк России, являясь лидером рынка розничных услуг населению, не в полной мере использует возможности продажи пакетов комплексных услуг всем категориям граждан. Слабо реализуются конкурентные преимущества (собственная расчетная система, разветвленная сеть филиалов) и в работе Банка на рынке обслуживания юридических лиц. Отсутствие стратегии работы с определенными группами клиентов, разрозненность предоставляемых услуг и отсутствие разумного баланса между продажей стандартных видов услуг и индивидуальным обслуживанием, недостаточная гибкость тарифной политики и слабое развитие маркетинга не позволяют эффективно использовать имеющиеся возможности и требуют скорейшего пересмотра. Объемы оказываемых услуг не соответствуют месту Банка в банковской системе страны и должны быть существенно увеличены.