Теоретические основы возникновения инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 08:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение теоретических основ возникновения инфляции, раскрытие направлений антиинфляционной политики в РФ.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
- исследовать теоретические основы возникновения инфляции;
- рассмотреть формы и виды инфляции;
- раскрыть причины и предпосылки возникновения инфляции;
- исследовать причины инфляции и роста цен в РФ;

Вложенные файлы: 1 файл

ИНФЛЯЦИЯ11.docx

— 229.55 Кб (Скачать файл)

Основной причиной инфляции спроса большинство экономистов (особенно представители школы монетаризма) считают увеличение денежной массы (предложения денег), приходя к  этому выводу из анализа уравнения  количественной теории денег (также  называемого уравнением обмена или  уравнением Фишера

Уравнение количественной теории денег: M*V = P*Y, где M  – номинальное предложение денег (масса денег в обращении), V – скорость обращения денег (величина, которая показывает, сколько оборотов в среднем в год делает одна денежная единица, например, 1 рубль, 1 доллар и т.п. или какое количество сделок в среднем в год обслуживает одна денежная единица), P– уровень цен и Y– реальный выпуск (реальный ВВП).

Произведение уровня цен  на величину реального выпуска (P * Y) представляет собой величину номинального выпуска (номинального ВВП). Скорость обращения  денег практически не меняется и  обычно считается величиной постоянной, поэтому увеличение предложения  денег, т.е. рост левой части уравнения ведет к росту правой его части. Рост денежной массы ведет к росту уровня цен и в краткосрочном периоде (поскольку в соответствии с современными представлениями кривая совокупного предложения имеет положительный наклон) (рис. 2. (а)), и в долгосрочном периоде (которому соответствует вертикальная кривая совокупного предложения) (рис. 2. (б)). При этом в краткосрочном периоде инфляция сочетается с ростом реального выпуска, а в долгосрочном периоде реальный выпуск не меняется и находится на своем естественном (потенциальном) уровне.

Рисунок 2. Инфляция спроса

 

В долгосрочном периоде проявляется  принцип нейтральности денег,

означающий, что изменение предложения денег не оказывает влияния на

реальные показатели (величина реального выпуска не изменилась и осталась на уровне Y*) (рис. 2. (б)).

Уравнение обмена может быть представлено в темповой записи (для  небольших изменений входящих в  него величин):

где (deltaМ/М х 100%) – темп прироста денежной массы, обычно обозначаемое m, (deltaV/V x 100%) – темп прироста скорости обращения денег, (deltaP/P x 100%) – темп прироста уровня цен, т.е. темп инфляции pi, (deltaY/Y x 100%) – темп прироста реального ВВП, обозначаемого g.

Поскольку предполагается, что скорость обращения денег  практически не меняется, то перегруппировав  уравнение, получим: pi = m – g, т.е. темп инфляции равен разнице в темпах прироста денежной массы и реального выпуска. Отсюда можно сделать вывод, который  носит название «монетарного правила»: чтобы уровень цен в экономике  был стабилен, правительство должно поддерживать темп прироста денежной массы на уровне средних темпов роста  реального ВВП.

Если инфляция вызвана  сокращением совокупного предложения (что происходит в результате увеличения издержек), то такой тип инфляции называется инфляцией издержек (cost-push inflation). Инфляция издержек ведет к  уже известной нам ситуации стагфляции – одновременному спаду производства и росту уровня цен (рис. 3.)

Рисунок 3. Инфляция предложения (издержек)

 

В результате сочетания инфляции спроса и инфляции издержек возникает 

инфляционная спираль (рис. 4.). Предположим, что центральный  банк увеличил предложение денег, что  ведет к росту рост совокупного  спроса. Кривая совокупного спроса AD1 сдвигается вправо до AD2. В результате уровень цен увеличивается с  Р1 до Р2, а поскольку ставка заработной платы остается прежней (например, W1), то реальные доходы падают (реальный доход = номинальный доход / уровень цен, поэтому чем выше уровень цен, тем ниже реальные доходы). Рабочие требуют повышения ставки заработной платы пропорционально росту уровня цен (например, до W2). Это увеличивает издержки фирм и приводит к сдвигу кривой совокупного предложения SRAS1 влево-вверх до SRAS2. Уровень цен при этом повысится до Р3. Реальные доходы снова снизятся (W2/P3 < W2/P2).

Рисунок 4. Инфляционная спираль

 

Рабочие снова начнут требовать  повышения номинальной заработной платы. Ее рост рабочие обычно поначалу воспринимают как повышение реальной заработной платы и увеличивают  потребительские расходы. Совокупные расходы растут, кривая совокупного  спроса сдвигается вправо до AD3, уровень  цен возрастает до Р4. При этом растут издержки фирм, и кривая совокупного предложения сдвигается влево-вверх до SRAS3, что обусловливает еще больший рост уровня цен до Р5. Падение реальных доходов ведет к тому, что рабочие опять начинают требовать повышения заработной платы и все повторяется снова. Движение идут по спирали, каждый виток которой соответствует более высокому уровню цен, т.е. более высокому темпу инфляции (из т. А в т.В, затем в т.С, далее в т.D, потом в т.F и т.д.). Поэтому этот процесс получил название инфляционной спирали или спирали «заработная плата – цены». Рост уровня цен провоцирует повышение заработной платы, а рост заработной платы ведет к повышению уровня цен.[11]

 

         1.4  Методы, границы и противоречия регулирования инфляции

 

Предприятия и население  разными способами пытаются адаптироваться к условиям хозяйствования при инфляции. Однако ее регулирование – функция государства, его макроэкономической политики. Необходимость регулирования высокоуровневой инфляции определяется ее негативными социально-экономическими последствиями. При решении задач такого регулирования следует исходить из: а) сопоставления общей оценки значения инфляции в социально-экономическом развитии двух основных научных школ – монетаризма и кейнсианства, присущих им подходов к выбору инструментария регулирования инфляции; б) определения общего перечня мер государственного регулирования с точки зрения преодоления причин инфляции; в) учета типов, видов, форм инфляции и подбор способов,

приемов ее регулирования; г) выделения конкретных (специальных) методов регулирования инфляции.

Основные положения монетаристской концепции регулирования инфляции можно свести к следующему. Денежное обращение – главная сфера, определяющая движение всей экономики, поэтому оно  должно быть устойчиво и жестко контролироваться. Инфляция – нарушение нормального  денежного обращения, а значит, она  недопустима (должна быть минимальной). Государству необходимо предпринимать  все меры для достижения этой задачи. Следует неукоснительно придерживаться принципа «здоровых финансов», т.е. баланса бюджетных расходов и  доходов, недопущение (предельное ограничение) дефицита бюджета и сокращение до минимума государственного долга. Принцип  «здоровых финансов» был сформулирован Т.Джеф-ферсоном: «Бюджетный дефицит и государственный долг недопустимы; богатство, которым владеет общество в настоящее время, принадлежит поколению, которое живет в настоящее время».[16]

Государственные доходы сокращаются  вследствие снижения общего уровня налогообложения (для стимулирования бизнеса) при  одновременной отмене налоговых  льгот (для создания фирмам равных конкурентных условий). Соответственно сокращению доходов государства должны уменьшаться его расходы. Социальные затраты предполагаются минимальными, ибо чрезмерные социальные выплаты, пособия, гарантии развращают, подрывают стимулы к труду. В ограниченных государственных инвестициях необходим переход от экстенсивного типа (более или менее равномерное распределение их по отраслям и видам деятельности) к интенсивному (акцент на поддержку науки, высоких технологий, обеспечение перехода к инновационной модели экономического роста). Главные инструменты воздействия на экономику – объем и структура денежной массы, валютный курс национальной денежной единицы, процентные ставки, таможенные тарифы.

Регулирование инфляции обеспечивается через конкретные меры тех видов  макроэкономической политики, которые  позволяют ослабить действие проинфляционных  факторов.

Денежная политика предусматривает  регулирование денежной массы и  совершенствование ее структуры. «Монетарное  правило» М. Фридмена (ежегодный прирост  денежной массы на 3–5%) ни в коей мере не соответствует современным российским условиям. Во-первых, потенциал экономического роста для Российской Федерации существенно больше, чем 5%. Во-вторых, если денежная масса в промышленно развитых странах составляет 80–120% ВВП (коэффициент монетизации), то в Российской Федерации – менее 15%. Значит, ежегодный темп прироста денежной массы в России должен быть более существенным.[15]

Валютная политика имеет  своей целью поддержание отвечающего  интересам национальной экономики  валютного курса. Оптимальной является такая динамика изменений курса, которая совпадает с показателями инфляции. Этот разрыв, с одной стороны, можно считать одной из причин названных темпов инфляции, поскольку  он стимулировал покупку иностранной  валюты Банком России, субъектами хозяйствования, населением и требовал соответствующей  эмиссии платежных средств; далее  – повышал спрос на импортные  товары, что вело к росту их цен  и повышению общего уровня цен.

Кредитная политика – комплекс мер в области кредита, который  призван способствовать «дедолларизации» экономики, росту товарного предложения. Принципиально важная задача – установление положительной (т.е. превышающей ожидаемый  темп инфляции) ставки процента.

Бюджетная политика в аспекте  регулирования инфляции предполагает достижение сбалансированности расходов и доходов либо доведение бюджетного дефицита до возможного минимума.

Ценовая политика – прямое и косвенное вмешательство государства  в рыночное ценообразование. При  прямом вмешательстве особую опасность  для инфляции имеет установление государством минимальных цен на уровне существенно выше равновесных. В этом случае для поддержания  минимальных цен государство  нередко должно выступать в роли покупателя. (Например, в ЕС в рамках сельскохозяйственной политики устанавливаются  государственные минимальные закупочные цены, имеющие своей целью поддержку  фермерских хозяйств.) Установление минимальных  цен подрывает стимулы к снижению издержек для производителей. Государственные  закупки могут потребовать дополнительной эмиссии платежных средств.

Структурная политика, содействующая  регулированию инфляции, предполагает ликвидацию (сокращения до минимума, определяемого  только самыми насущными общественными  потребностями) убыточных и малорентабельных государственных предприятий; в  отраслевом аспекте – преимущественное развитие предприятий, ориентированных  на потребительский сектор экономики, наукоемких производств, машиностроения. Тем самым сокращаются потребности  в эмиссии, формируются возможности для снижения издержек и цен.

Антимонопольная политика предполагает установление государственного контроля над издержками и ценами монополий (олигополии), сочетаемое с наблюдением  за объемами производства; пресечение уголовными,административными, налоговыми, средствами проявлений монопольного ценообразования; фиксирование цен естественных монополий.

Внешнеторговая политика осуществляется на основе использования  таможенно-тарифных и нетарифных инструментов. Таможенные пошлины в своей протекционистской  функции обусловливают непосредственно  повышение цен импортируемых  товаров, поскольку выступают разновидностью косвенных налогов. Нетарифное ограничение  импорта имеет те же ценовые последствия, что и таможенные пошлины. В результате происходит сокращение предложения  импортируемых товаров, что ведет  к повышению цен товаров на национальном рынке. Возросший уровень  цен требует приспособления к  нему величины денежной массы.

В зависимости от того, какой  тип инфляции преобладает в стране на определенном этапе развития, используется тот или иной комплекс мер регулирования. Если инфляция спроса, то решающее значение приобретают меры по ограничению  последнего (прежде всего использование  инструментов денежной, валютной, кредитной, бюджетной политики). При преимущественном значении инфляции издержек особую значимость приобретают меры по ограничению заработной платы (проведение в рамках социальной политики взвешенной политики доходов населения), сдерживанию роста цен на энергию, сырье, материалы, оборудование (в этом случае на первый план выдвигаются средства антимонопольной, структурной, ценовой политики; внешнеторговой политики – при большом удельном весе импортных факторов производства).

В зависимости от вида инфляции значимость ее регулирования идет по ниспадающей: устранение гиперинфляции  – преодоление галопирующей инфляции – ограничение ползучей инфляции. Наибольшую опасность для самого существования социально-экономической  системы представляет гиперинфляция. Если ее не удается устранить средствами макроэкономической политики, то приходится прибегать к чрезвычайному методу регулирования инфляции – денежной реформе в форме нулификации, деноминации, т.е. аннулирования старой и введения новой валюты.

Конкретными, специально разработанными методами регулирования инфляции являются: политика доходов; политика «дорогих денег»; политика налогового стимулирования производства; политика замедления скорости обращения денег.

Политика доходов предполагает «замораживание» заработной платы  или определение пределов ее роста. Такая фиксация заработной платы  ограничивает спрос на потребительские  товары. Однако данная политика неэффективна–  с отменой фиксации цены вновь растут.

Здесь уместно провести аналогию. Как показания термометра («жар») свидетельствуют о заболевании  человека, так и проявления инфляции лишь свидетельство неблагоприятного состояния денежного обращения, экономики, финансов, кредита, социально-политической сферы. С помощью антибиотиков можно  достаточно быстро «сбить» температуру, но болезнь еще будет продолжаться. Так и фиксация заработной платы  – лишь иллюзорное устранение проявлений инфляции, но не преодоление ее причин.

Информация о работе Теоретические основы возникновения инфляции