Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 08:39, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение теоретических основ возникновения инфляции, раскрытие направлений антиинфляционной политики в РФ.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
- исследовать теоретические основы возникновения инфляции;
- рассмотреть формы и виды инфляции;
- раскрыть причины и предпосылки возникновения инфляции;
- исследовать причины инфляции и роста цен в РФ;
Для оценки влияния снижения процентных ставок на стимулирование кредитной и инвестиционной деятельности неправомерно ограничиваться лишь одним этим элементом стоимости кредита. Практикуемое некоторыми
банками включение комиссионных вознаграждений в процентную ставку, по существу, увеличивает плату за кредит.
При прогнозировании показателей кредитной деятельности банков и финансовых организаций важно учитывать их значение для стимулирования экономического роста без риска усиления инфляции. Сдерживание негативной роли кредита в развитии инфляции в значительной мере зависит от качества банковского надзора и контроля по снижению риска перекредитования экономики и соблюдению принципов кредитования: срочности, возвратности, обеспеченности, платности. Риск инфляции обусловлен ростом задолженности по банковским кредитам на 28,2% в 2011 г. (в 2010 г. – на 12,6%), в том числе юридических лиц на 26% (против 12,2)
и особенно физических лиц – на 35% (против 14,3% в 2010 г.). В 2012 г. выросли объем необеспеченных залогами кредитов населению (на 60%) и его задолженность (около 7 трлн руб. на 1 сентября 2012 г.). Невозврат банковских кредитов растет, хотя не достигает критического уровня. В погоне за прибылью некоторые банки забыли уроки финансово-экономического кризиса. [24]
Для снижения инфляционного
риска следует учитывать
Для снижения инфляционного
риска, связанного с деятельностью
банков, и повышения их роли в
достижениипрогнозируемого
дефициту. Другие причины − продолжается отток капитала за рубеж, снижение возможности рефинансированияна российском и мировом финансовом рынках. Отметим, что до кризиса внешние заимствования составили 5% ресурсов банковской системы России. Решение проблемы ликвидности банков за счет увеличения рефинансированияБанком России (1,2 трлн руб. в сентябре − декабре 2011 г.), а затем и в 2012 г. может стать дополнительным рискомусиления инфляции сверх запланированного ее темпа.
Реальным источником дополнительных ресурсов банков может стать увеличение депозитов до востребования на 2−3 трлн руб., по оценке Г. А . Тосуняна, в случае реализации предложения Минфина об ограничении суммы наличных платежей. Однако идея пополнения ресурсов банков за счет увеличения безотзывных вкладов на срок более трех лет (ныне 11% вкладов) вряд ли привлечет массу вкладчиков из-за рисков: инфляционного, процентного и утраты ликвидности их накоплений на длительный срок. В мировой практике для пополнения ресурсов крупных банков используется секьюритизация, выпуск своих ценных бумаг и структурирование банковских продуктов. Но для этого должно быть доверие инвесторов к таким банкам.
Для укрепления взаимного доверия банков и клиентов полезно создание в октябре 2010 г. по инициативе АРБ института Финансового омбудсмена для рассмотрения жалоб клиентов в адрес банков.
Для снижения инфляционной составляющей деятельности банков и повышения их роли в обеспечении прогнозируемого темпа инфляции важна их финансовая устойчивость, прозрачность операций, эффективность регулирования и надзора, модернизация банковской системы.
Риски инфляции со стороны финансовых факторов. Для снижения рисков инфляции со стороны бюджетных, налоговых, долговых и других финансовых факторов важно учитывать новые явления в этой сфере. По мере выходаэкономики России из кризиса наметилась тенденция снижения бюджетного дефицита с 6,9% к ВВП в 2009 г. до 3,5%в 2010 г., 1,5 в 2011 г. Прогнозирование бюджетного дефицита сочетается с целевым ориентиром ежегодного снижения темпа инфляции (табл. 3).[25]
Таблица 3 - Прогноз бюджетного дефицита и темпа инфляции, %
Показатель |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Бюджетный дифицит к ВВП |
–1,5 |
–1,6 |
–0,7 |
Темп инфляции |
5–6 |
5–6 |
4–5 |
В связи с тенденцией к стабилизации госбюджета некоторые эксперты полагают, будто нет жесткой зависимости инфляции от уровня дефицитности бюджета, а параметры и пропорции федерального бюджета на 2012 г. и наплановый период 2013 − 2014 гг. опровергли постоянно повторяемый тезис о зависимости масштабов инфляции отуровня дефицитности бюджета. Ссылка на сохранениеинфляции и при небольшом бюджетном дефиците не учитывает инфляционную составляющую бюджетного процесса и другие факторы инфляции. Однако более распространено мнение об инфляционных последствиях бюджетного дефицита, покрываемого за счет увеличения налогов, госдолга и расходования средств из государственных финансовых фондов. [21]
Как свидетельствует мировой и российский опыт, дефицитное бюджетное финансирование применяется при ухудшении макроэкономических показателей, кризисных потрясениях. В условиях мирового финансово-экономического кризиса бюджетный дефицит значительно увеличился в большинстве стран. В зоне евро в соответствии сМаастрихтским соглашением максимально допустим бюджетный дефицит в пределах 3% ВВП, но при кризисе ондостиг 6,2% ВВП в 2009 г. против 2% в 2008 г. Бюджет России более стабилен по сравнению и с другими странами(в США бюджетный дефицит достиг 9,7% ВВП в 2011 г.).
Для достижения целевого ориентира инфляции нецелесообразно наращивание бюджетного профицита как это было до кризиса. В соответствии с бюджетной реформой непредусмотренный рост бюджетных доходов должениспользоваться для финансирования инновационных проектов, увеличения производства товаров и услуг для повышения покупательной способности рубля.
Даже при относительно сбалансированном бюджете сохраняется инфляционная составляющая бюджетного процесса. В этой связи необходимо снижение инфляционного риска со стороны бюджетных факторов по следующим направлениям:
Для снижения инфляционного риска со стороны налогов важно учитывать не только их фискальную, но и функцию стимулирования экономического роста. Конфликт между двумя функциями налогов во многом зависитот степени обоснованности и прозрачности расчета показателя налоговой нагрузки на предпринимательскую деятельность при принятии решения об избирательном повышении налогов.
Снижение инфляционной составляющей
налоговой политики зависит от дальнейшего
развития налогового администрирования
по линии прогнозирования
Инфляционный риск связан и с увеличением внутреннего госдолга: с 2,4 трлн дол. в 2006 г. до 4,7 трлн руб. на начало 2011 г. и 10,8 трлн руб. по прогнозу к 2014 г. Растет его доля в совокупном государственном долге в отличиеот внешнего долга .[20]
Внешние инфляционные риски усиливаются в условиях интеграции России в мировую экономику. Причем они наименее восприимчивы к прогнозированию и регулированию, так как зависят от хозяйственной и политической ситуации в глобальном измерении.
Для снижения внешних рисков
инфляции и риска невыполнения ее
прогнозируемого темпа
- уменьшить зависимость
внутреннего ценообразования
Прогнозируемый рост импорта промышленной продукции на 67% в 2012−2014 гг. содержит риск усиления импортируемой инфляции. Для снижения влияния импортных цен целесообразно:
– сократить сеть многочисленных торговых посредников и их наценки на пути движения импортного товара в соответствии с его производственным или потребительским назначением3;
– снизить долю импортного продовольствия, составляющую почти 50% розничной торговли и 25% потребительской корзины (против 10% в развитых странах), за счет увеличения доли российской продукции и импорта изстран Таможенного союза.
Для снижения инфляционных
рисков, связанных с международным
движением капиталов и
Для снижения инфляционных ожиданий полезно ввести индикатор инфляционной опасности – показательинфляционного потенциала, определяющий риск превышения прогнозируемого темпа роста цен, для принятия необходимых регулирующих мер. Для разработки индекса инфляционных ожиданий (ИИО) возможно частично использовать методику Росстатапо определению индекса потребительской уверенности (ИПУ), который рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов произошедших и ожидаемых изменений личного материального положенияи благоприятности условий для крупных покупок. Но ИПУ лишь условно отражает изменения денежного спросана потребительском рынке.
Информация о работе Теоретические основы возникновения инфляции