Ценные бумаги. Рынок ценных бумаг в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 17:42, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение рынка ценных бумаг. На основе анализа функционирования первичного и вторичного рынка ценных бумаг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить теоретические аспекты функционирования рынка ценных бумаг, такие как понятие, функции рынка ценных бумаг и классификацию ценных бумаг в России, структуру и участников рынка ценных бумаг; проанализировать современное состояние первичного и вторичного рынка ценных бумаг, а также выявить тенденции развития современного рынка ценных бумаг; представить перспективы развития рынка ценных бумаг на 2012–2014 гг., рассмотреть проблемы и государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЦЕННЫЕ БУМАГИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 5
1.1 Понятие ценной бумаги 5
1.2 Классификация ценных бумаг 6
1.3. Функции рынка ценных бумаг 10
1.4 Рынок ценных бумаг его структура и участники 11
2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 14
2.1 Анализ первичного рынка ценных бумаг 14
2.2 Анализ вторичного рынка ценных бумаг 18
2.3 Тенденции развития современного рынка ценных бумаг 21
3.ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ 24
3.1 Регулирование рынка ценных бумаг 24
3.2 Перспективы развития рынка ценных бумаг на 2013–2014 гг. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ. РЦБ (2).docx

— 981.69 Кб (Скачать файл)

Федеральная комиссия является органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области  рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг. Она осуществляет:

  1. Разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка;
  2. Утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг;
  3. Устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, расчетно-депозитарной деятельности и к порядку ведения реестра.

Следует сказать, что полномочия федеральной комиссии не распространяются на процедуру эмиссии ценных бумаг, выпускаемых Правительством Российской Федерации или субъектами Российской Федерации.

Второе направление государственного регулирования рынка ценных бумаг - это выдача лицензий органами государственной власти на право заниматься каким-либо видом деятельности на рынке ценных бумаг. В России лицензирование осуществляется Федеральной комиссией или органами, уполномоченными Федеральной комиссией на основании генеральной лицензии. Согласно Федеральному закону, лицензированию подлежит деятельность всех профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также фондовых бирж. Кроме лицензирования, в России согласно действующему в настоящее время положению руководители и специалисты профессиональных организаций– участников рынка ценных бумаг должны иметь соответствующий квалификационный аттестат, установленный актами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Помимо государственного регулирования, координация действий профессиональных участников рынка ценных бумаг может осуществляться и саморегулируемыми организациями. В России такой организацией признается добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующих на принципах некоммерческой организации. Саморегулируемая организация должна быть утверждена не менее, чем десятью членами и получить разрешение Федеральной комиссии. Такая организация, в соответствии с требованиями Федерального закона, устанавливает обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением. Регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка; этот процесс в настоящий момент развивается двояко.

С одной стороны, государство  может передавать часть своих  функций по регулированию рынка  уполномоченным или отобранным организациям профессиональных участников рынка  ценных бумаг. С другой стороны, последние  могут сами договорится о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации. Важной особенностью такой организации является ее некоммерческая направленность, то есть ее участники и учредители не используют вырученные средства на собственное потребление, а только на реализацию представленных им функций.

Функциями саморегулируемых организаций являются:

  1. разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке ценных бумаг;
  2. осуществление подготовки кадров и установление требований для работы на рынке;
  3. контроль за соблюдением участниками правил и нормативов;
  4. обеспечение правдивой информацией участников рынка;

Общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; в конечном счете реакция широких слоев общества с которой начинаются те или иные регулятивные действия государства.

3.2 Перспективы развития рынка ценных бумаг на 2013–2014 гг.

Государственная долговая политика в 2013–2014 гг. будет направлена на обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на благоприятных условиях, обеспечение оптимального соотношения дюрации и доходности суверенных долговых обязательств, поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны, формирование адекватных ориентиров по уровню кредитного риска для российских корпоративных заемщиков.

В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами  прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013–2014 гг. реализация долговой политики в предстоящий период будет осуществляться в условиях ускорения темпов роста национальной экономики, постепенного снижения инфляции, умеренного роста цен на нефть и относительной стабильности курса рубля.

Прогнозируемый объём  ВВП (млрд. руб.) в 2013 году составит 57532,0; 2013 – 63436,0; 2014 – 70409,0.

Проект федерального бюджета  на 2013–2014 гг. рассчитан исходя из утвержденного прогноза развития российской экономики на этот период. В соответствии с утвержденным прогнозом роста ВВП России в 2013 составит – 4,2%; в 2014 – 4,6%. В базовом сценарии 2013–2014 гг. среднегодовые цены на нефть повысятся до 95,0 и 97,0 долл. за баррель. Инфляция в 2013 году оценивается в – 5,5%; 2014 – 5%. Курс рубля к доллару в 2013 г. планируется на уровне – 27,9 руб. за доллар; в 2014 – 28,0 руб.

Подавляющую часть нефтегазовых доходов бюджета планируется  направлять на финансирование расходов и лишь незначительную долю – на пополнение Резервного фонда: в 2013 г. – 1,0%, в 2014 г. – 0%. Пополнение Фонда национального благосостояния (ФНБ) в предстоящий период не планируется.

Дефицит федерального бюджета  сохранится на протяжении всего планового  периода, увеличиваясь в абсолютном выражении в 2013 гг. и снижаясь в 2014 г. В относительном выражении в первого года дефицит составит 2,7% ВВП, а в 2014 г. снизится до уровня 2,3% ВВП.

По состоянию на 1 июля 2011 г. объем государственного долга Российской Федерации составил 4,6 трлн. руб., в том числе государственный внутренний долг – 3,6 трлн. руб., государственный внешний долг – 36,8 млрд. долл. В предстоящий период объем государственного долга будет ежегодно возрастать, достигнув к концу 2014 года уровня 12 трлн. руб. или 17% ВВП. При этом объем внешних обязательств государства вырастет почти в 2 раза, составив около 2,0 трлн. руб., внутренних – в 2,8 раз, достигнув почти 10 трлн. руб. Исходя из параметров, заложенных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации в 2013–2014 гг., и с учетом планируемых объемов заимствований, в предстоящий период значения показателей долговой устойчивости Российской Федерации будут по-прежнему вне опасных зон. Вместе с тем, по ряду параметров имеющийся «запас прочности» не может рассматриваться как безусловный в плане обеспечения долговой устойчивости Российской Федерации.

Во-первых, темпы роста  государственного долга и, соответственно, расходов на его обслуживание являются весьма высокими.

Во-вторых, имеются риски  ухудшения макроэкономической ситуации, что соответствующим образом  скажется и на показателях долговой устойчивости. В соответствии с бюджетными проектировками расчеты уровня ВВП и доходной базы федерального бюджета на период 2013–2014 гг. осуществлены исходя из благоприятного сценария, предполагающего высокий уровень цен на нефть и их ежегодный рост: 95 долл. в 2013 г. и 97 долл. в 2014 г. Возможное падение цены на нефть на 10 долл. ведет к появлению выпадающих доходов федерального бюджета в сумме порядка 0,5 трлн. руб. и, соответственно, росту бюджетного дефицита на 1% ВВП. При таком сценарии все показатели долговой устойчивости заметно ухудшаются.

В-третьих, весьма вероятным  является сценарий, при котором в  планируемом периоде Россия может  лишиться одного из важнейших факторов финансовой стабильности – Резервного фонда. Его объем, ожидаемый к 1 января 2013 г., составит 1,6 трлн. руб., а пополнение составит 164,0 млрд. руб.

В-четвертых, согласно расчетам, в случае развития негативного сценария, при котором цена на нефть упадет до 60 долл. за баррель и останется  на этом уровне в течение года, дефицит  федерального бюджета превысит 5% ВВП. Это потребует изыскания дополнительных источников его финансирования.

Фактор государственных  заимствований – низкий текущий  уровень государственного долга  требует постоянного мониторинга. Пока он позволяет проводить политику наращивания государственных заимствований, не опасаясь кардинального ухудшения  состояния долговой устойчивости Российской Федерации. При развитии макроэкономической ситуации по сценариям, близким к  утвержденному прогнозу социально-экономического развития страны, в предстоящий период показатели долговой устойчивости Российской Федерации останутся на относительно безопасных уровнях. При планируемых  объемах заимствований долговая нагрузка на федеральный бюджет будет  оставаться в пределах параметров, позволяющих осуществлять обслуживание государственного долга, будут сохранены  предпосылки для поддержания  суверенных кредитных рейтингов  на инвестиционном уровне.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.

      Рынок ценных бумаг является необходимым условием нормального функционирования рыночной экономики и выполняет ряд функций, среди которых важнейшими являются перераспределительная функция и функция страхования ценовых и финансовых рисков. Эффективно работающий рынок ценных бумаг выполняет важную макроэкономическую функцию, способствуя перераспределению инвестиционных ресурсов, обеспечивая их концентрацию в наиболее доходных и перспективных отраслях и одновременно отвлекая финансовые ресурсы из отраслей, которые не имеют четко определенных перспектив развития. Таким образом, рынок ценных бумаг является одним из немногих возможных финансовых каналов, по которым сбережения перетекают в инвестиции. В то же время рынок ценных бумаг предоставляет инвесторам возможность хранить и преумножать их сбережения

Давая общую оценку значения ценных бумаг в экономике, можно  выделить следующие важнейшие моменты. Во-первых, ценные бумаги выступают  гибким инструментом инвестирования свободных  денежных средств юридических и  физических лиц. Во-вторых, размещение ценных бумаг – эффективный способ мобилизации ресурсов для развития производства и удовлетворения других общественных потребностей. В-третьих, ценные бумаги активно участвуют  в обслуживании товарного и денежного  обращения. В-четвертых, на рынке ценных бумаг, прежде всего фондовых биржах, складываются курсы ценных бумаг. Сегодня  можно выделить множество видов  и разновидностей ценных бумаг, таких  как акции, облигации, векселя, государственные  обязательства и другие.

Рынок ценных бумаг выступает  составной частью финансовой системы  государства, характеризующейся институциональной  и организационно – функциональной спецификой.

Существует два основных рынка ценных бумаг: первичный (размещение ценных бумаг — непосредственная их продажа сразу после эмиссии) и вторичный рынок, на котором  обращаются ранее выпущенные бумаги. Вторичный рынок представлен  биржевым, внебиржевым рынками, которые  в настоящее время дополняются  различными системами электронных  торгов. Все названные рынки в  определенной степени противостоят друг другу, но в то же время взаимно  дополняют друг друга.

Развитие рынка ценных бумаг вовсе не ведёт к исчезновению других рынков капиталов, происходит процесс  их взаимопроникновения, взаимостимулирования. С одной стороны, рынок ценных бумаг оттягивает на себя капиталы, но с другой - перемещает эти капиталы через механизм ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует и их развитию.

Рынок ценных бумаг –  это неотъемлемая часть внутреннего  финансового рынка, и его рост в большей мере может способствовать развитию, стабильности и эффективности  финансовой системы.

Выпуск государственных  ценных бумаг является наиболее эффективным  способом без инфляционного покрытия дефицита бюджета. Внутренние источники  финансирования дефицита бюджета в 2011 году: государственные ценные бумаги – 1340,8 млрд. руб.; поступления от продажи  акций и иных форм участия в  капитале, находящихся в собственности  РФ – 298 млрд. руб. Внешние источники  финансирования дефицита бюджета в 2011 году: государственные ценные бумаги – 137,5 млрд. руб.

В первом полугодии 2011 г. состоялись все из 31 запланированного Минфином России аукциона по размещению ОФЗ. Номинальный объем размещения на аукционах по факту оказался меньше на 80.5 млрд. руб. по сравнению с планом. Средний срок до погашения размещенных ОФЗ составил 5 лет.

По итогам 2011 года доли портфелей  дилеров-резидентов (банков и финансовых компаний), инвесторов – российских банков и нерезидентов возросли на 3,2; 0,3 и 0,6% – до 61,2; 1,3 и 3,4% соответственно. Доля портфеля Пенсионного фонда в рыночном портфеле ОФЗ уменьшилась на 15,5%.

В январе-июне 2011 г. на внутреннем рынке корпоративных облигаций сохранялась высокая эмиссионная активность компаний. На ФБ ММВБ было размещено 110 новых выпусков корпоративных облигаций суммарным объемом 540,5 млрд. руб. На РТС был размещен один выпуск корпоративных облигаций объемом 1,4 млрд. руб. На внебиржевом рынке – четыре выпуска рублевых корпоративных облигаций суммарным объемом эмиссии 7,1 млрд. руб.

В ходе публичных размещений акций на российских и зарубежных биржах российские эмитенты в первом полугодии 2011 г. привлекли 9,3 млрд. долл. (в первом и втором полугодиях 2010 г. – 3,3 и 2,9 млрд. долл.) Суммарное количество эмиссий российских акций составило 14.

По итогам 2011 года наибольший объем операций на вторичном рынке  осуществлялся с ОФЗ срочностью от 1 года до 5 лет (73% от общего объема сделок). Доля сделок с гособлигациями до 1 года сократилась с 10 до 8%, свыше 5 лет – увеличилась с 17 до 19%.

В первом полугодии 2011 г. активность участников вторичных торгов существенно повысилась. Суммарный и средний дневной объемы операций на вторичном рынке корпоративных облигаций на ФБ ММВБ по сравнению с 2010 г. увеличились на 20,0 и 32,2% – до 2677,1 и 22,7 млрд. руб.

Основной рост российскому  рынку акций обеспечил сектор нефтегазовых компаний, секторы экономики  – металлургия, энергетика, финансы. По итогам первого полугодия 2011 г. темпы прироста котировок ликвидных российских акций варьировались от –18,7 до +20,7%. Подорожали акции крупнейших эмитентов нефтегазового сектора (на 1,8 – 20,7%), телекоммуникационного (на 19,7%), химической промышленности (на 15,4%), а также металлургического сектора (на 1,5%). Акции крупнейших эмитентов электроэнергетики – ОАО «РусГидро» и банковского сектора – ОАО Банк ВТБ и ОАО «Сбербанк России» подешевели на 18,7; 14,6 и 4,1%.

Информация о работе Ценные бумаги. Рынок ценных бумаг в РФ