Арабская журналистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 19:04, реферат

Краткое описание

В настоящее время арабский рынок СМИ - один из наиболее перспективных и динамично развивающихся в мире. Это происходит в силу следующих факторов:
Наличие экономического потенциала
Способность рынка инвестировать СМИ
Политическая воля и социальная заинтересованность в активизации прессы и электронных СМИ

Вложенные файлы: 1 файл

Арабская журналистика.docx

— 108.79 Кб (Скачать файл)

Арабская журналистика

Общие тенденции. Печать.

В настоящее время арабский рынок СМИ - один из наиболее перспективных и динамично развивающихся в мире. Это происходит в силу следующих факторов:

  • Наличие экономического потенциала
  • Способность рынка инвестировать СМИ
  • Политическая воля и социальная заинтересованность в активизации прессы и электронных СМИ

Они выполняют не только информационную и развлекательную func, но и политическую, являясь средством сплочения арабов. Арабские страны входят в Лигу арабских государств, основанную в 1945г. с целью защиты суверенитета ее членов.

Используются СМИ в  качестве действенного инструмента формирования общественного мнения и влияния на идеологическую обстановку в стране. Руководство арабских государств достаточно эффективно решает задачи по сохранению идейно-политических основ своей власти, поддерживают атмосферу лояльности и общественного согласия.

В информационно-пропагандистской работе правящий режим арабских государств использует 2 канала передачи информации:

  1. Официальная пресса, а также различные правительственные или близкие к ним издательства.
  2. Исламские СМИ

Зависимость некоторых арабских стран от США, Англии и Франции  наносит отпечаток и на материалы  изданий.

Особое место занимает женская  пресса. Здесь она стала развиваться значительно позже, чем в европейских странах. Первое женское издание на арабском языке появилось на рубеже 19-20 вв. в Египте и Ливане. В настоящее время в странах Лиги Арабских Государств издается около 150 журналов для женщин. («Хава» (Ева), «Анхар» (Ручьи)).

Государственная власть многих арабских стран не проявляет должных  усилий для устранения сохранившегося социального и бытового неравенства между мужчинами и женщинами.

Если на начальных этапах своего развития женская пресса способствовала развитию женского движения, укреплению общественного положения арабских женщин, то в последние годы достижения в этой области сведены к минимуму.

Т.о. специфика послевоенной арабской прессы обусловлена рядом факторов:

  • Экономический (богатство - бедность)
  • Политический (терроризм)
  • Культурологический (влияние ислама)

Первая арабско-язычная газета появилась в Египте в 1928г.- «Египетские вести». В настоящее время издается свыше 300 различных периодических изданий. В конституции декларируется абсолютная свобода слова. Но фактически власти осуществляют контроль за деятельностью прессы.

С 1875 г. стала регулярно издаваться газета «Аль-Ахрам» (Пирамиды), которая и сегодня остается крупнейшим периодическим изданием в арабском мире (тираж 600 тыс.экз). Это наиболее влиятельная газета в Египте.

В 1944 г. еженедельная газета «Аль-Ахбар» (Новости); еженедельная «Роз Эль Юсеф» - наиболее популярный литературный и общественно-политический журнал. В традициях журнала критика правительства.

Еженедельная газета «Аль-Ахам» (Люди) 1978 – рупор национально-прогрессивной партии (левая). Выступает за самостоятельный внешнеполитический курс стран.

На английском языке, совместно с США издается журнал «Каир сегодня». Вслед за Египтом издательская деятельность стала распределяться на весь арабский регион.

В Мали все СМИ находятся под контролем государства и правящей партии. Публикация рекламы не способствует развитию и укреплению, т.к. все доходы от нее поступают в гос.казну. Пресса печатается на французском и арабском языках.

Главной func СМИ Саудовской Аравии является пропаганда идей незыблемости существующего случая, исламской солидарности, верности корана и ислама. В отличие от других арабских стран, печать Саудовской Аравии практически не играет роли в формировании общественного мнения и не заостряет внимания на острых социально-политических проблемах. Такое положение объясняется:

  • характером существующей политической Si (запрещены любые политические партии)
  • однообразное содержание материалов на местные темы
  • влияние мусульманских богословов на выбор тем
  • материальным положением населения
  • уровнем грамотности большинства населения

Большинство газет и журналов издается частными издательствами по лицензии правительства.

Популярные ежедневные газеты:

  • «Аль-Биляд» (Страна) 25 тыс.экз.
  • «Лучезарная медина» 30 тыс.экз.
  • «Эр-Риад» выходит с 1965 г. на арабском языке; уделяет много внимания официальной хронике и правительственным сообщениям. Полностью отражает позицию руководства страны.

 

 

 

 

 

Система арабских телевизионных  каналов: направление и проблематика

Телевидение пришлось преодолеть значительное сопротивление исламских фундаменталистов, чтобы начать развиваться. Только когда по радио, а затем по телевидению стали передавать религиозную службу из мечети (прямая трансляция) религиозные деятели дали согласие на его распространение.

В 2002 году появляется 2 крупных телеканала. Это телевидение «Абу-Даби» и телеканал «Аль-Арабиа». К настоящему времени количество разного рода арабских каналов приближается к 200.

Немецкий специалист по СМИ Кай Кафец отмечал, что в арабских государствах практически отсутствуют представители политических партий и влиятельные персоны гражданского общества, и телевидение не может взять их роль на себя. По мнению Набиль-аль-Катиба (исполнительный директор канала Аль-Арабиа) независимость арабских телеканалов достаточно ограничена. Они либо принадлежат государству, либо финансируются частными капиталами из стран Персидского залива.

Современные многочисленные арабские спутниковые компании рекомендуют зрителям следующие телеканалы:

  • «Аль-Джазира» новости, политическое и экономическое обозрение, комментарии о событиях в мире
  • «Аль-Джазира» документальный канал
  • «Аль-Джазира» детский канал, канал студенческого телевидения
  • «Ас-Судан» (Африканские пейзажи)
  • «Аль-Мисрита» египетский канал, все о Египте

Составители программ для  арабских телеканалов руководствуются  иными признаками, нежели европейцы. Так, священный мусульманский праздник Рамадан – это время ежегодного бума для арабского телевидения. Более 100 драм и комедий производится специально для этого праздника. В создании таких программ всегда доминировал Египет, конкуренцию ему теперь составила Сирия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сетевые СМИ и терроризм.

Роль портала SITE Institute в освещении террористических атак.

 

Сеть Internet активно используется различными экстремистскими и террористическими организациями для пропаганды разных форм нетерпимости.

Развитие новых информационных технологий открыло для терроризма новые возможности, обусловило появление  т.н. кибертерроризма. Сегодня в интернете функционирует большое количество информационных ресурсов, способствующих развитию ксенофобии и экстремизма.

Сотрудники Института Ближнего Востока (Костихин) предлагает разделить их на 4 группы:

  1. Сайты, непосредственно распространяющие идеи экстремизма. В частности через такие ресурсы террористические организации практически беспрепятственно осуществляют пропаганду радикальных течений ислама.
  2. Ресурсы, осуществляющие информационную и финансовую поддержку представителей террористических организаций. Эти сайты призывают к совершению терактов, пропагандируют религиозную нетерпимость и межнациональную рознь.
  3. Интернет ресурсы антисемитского характера. Направлены на разжигание вражды на основе расовой или национальной принадлежности.
  4. Информационные ресурсы справочного характера, косвенно призывающие к противоправной деятельности.

Данные Агентства Экономической Безопасности позволяют составить список террористических организаций, наиболее активно использующих ресурсы интернета:

  • «База» - Аль-Каида – международная организация
  • «Хамас» - Международное движение исламского сопротивления
  • «Хисбалла» - Партия Аллаха (международная)
  • «Аль-Джихад» - Египетский исламский джихад
  • Движение «Талибан» - Афганистан

По данным исследования Института мира США исламские сайты нацелены на 3 типа аудитории:

  • Активных членов
  • Сочувствующие и международная общественность
  • Противники

Т.о. основными целями использования террористами сети Интернет является:

  1. Обеспечение доступа к СМИ и пропаганда террористической деятельности
  2. Обеспечение коммуникативной func, организационной, финансовой и учебно-информационной деятельности

Основная причина успешного использования террористическими организациями сети Интернет заключается в сложности обнаружения и ликвидации сетевых центров.

SITE Institute это некоммерческий ресурс, получающий информацию непосредственно из экстремистских сайтов, публичных сообщений в прессе, а также лично от лидеров террористических организаций и их последователей.

Этот ресурс руководствуется  принципом «Каждый должен понять своего врага, чтобы победить в войне с терроризмом».

Публикуются статьи об истории, идеологии, тактике, методах исламских террористов. Сотрудники института часто дают интервью с экспертами и предоставляют информацию о терроризме популярным СМИ. На портале сайта есть лента новостей, аналитические статьи, комментарии экспертов, интервью с влиятельными людьми, ссылки на официальные сайты различных террористических организаций. Здесь имеется информация о каждой террористической группе, включающая в себя общие сведения, биографии лидеров, их интервью, подборку публикаций об экстремистской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СМИ Финляндии

Уже в 20 веке, после обретения Финляндией независимости, пресса была весьма политизирована. Очень много публикаций посвящались внешнеполитическому курсу и внутренним делам молодой республики.

К сер 30-х гг. в стране издавалось свыше 130 газет. Однако, положение прогрессивной демократической печати было тяжелым, т.к. в стране нарастают профашистские и антисоветские тенденции, толкнувшие Финляндию к союзу с Германией во 2 мировой.

Ядро государственной информационной Si – ГИЦ, который занимался распространением информации в интересах политики и наблюдениями за настроением народа.

Во время зимней войны  ГИЦ организовывал информационные мероприятия для журналистов, стараясь заранее повлиять на содержание газетных материалов. Кроме того, через Информационное Агентство Финляндии он передавал инструкции о том что следует или не следует писать.

Цензурой руководило созданное  в Хельсинки Бюро цензуры. Оно отвечало за предварительный просмотр газет. Страна была разделена на 4 района со своим правлением военной цензуры, которой подчинялось бюро контроля за прессой, расположенное в населенных пунктах.

В апреле 1940 бюро цензуры запретило критику правительства и официальных властей, усилился контроль за внешнеполитическими материалами. Просуществовала цензура до осени 1947 г.

Главным центром издания финской прессы является столица, где выходит почти половина всех газет. Важнейшими изменениями в статусе печати стали появление и усиление сектора независимой или неприсоединенной прессы. Многие партийные органы или близкие к партиям газеты отказываются от четкой партийной ориентации.

Современная пресса Финляндии активно использует шведский и русский языки. Современное состояние прессы устойчиво. Начиная с 70-х гг. около 90 газет, тиражом 2.2 млн. экз. В это число не входят местные газеты, которых насчитывается более 120; издавалось около 100 ежедневных газет и более 1000 журналов.

На сегодняшний день в  структуре финской печати утратили свои позиции многие партийные органы. Началось развитие местной прессы, упрочили свои позиции религиозные и финансово-экономические издания. Церковь Финляндии традиционно является государственным институтом и имеет полное право влиять на формирование общественного мнения. Показательно, что наиболее значительной религиозной газетой не только Финляндии, но и всей Скандинавии, является газета «Котимаа» (Родина). Она уделяет меньше внимания жизни церкви, чем общеполитическим вопросам.

Развитие деловой прессы в стране следует общемировой тенденции постоянного роста. В стране в сер 80х гг. начался процесс сосредоточения малотиражных газет собственность региональных изданий и образования цепочек. На долю 4 ведущих газетных предприятий страны приходится 47% общего тиража всех газет.

Так в руках концерна Санома сосредоточено 20%. Наиболее общей чертой можно назвать развитие региональных газетных цепей которые представляют собой тип горизонтальной концентрации, при которой компания последовательно приобретая местные газет в соседних регионах расширяется географически. В число экспансионистских цепей входит концерн «Аамулехти».

Ведущим частным изданием является независимая газета «Хельсинки Саномат» - концерн Санома. Более 4 тыс.экз. относится к изданиям, имеющим общенациональное распределение. Также этому концерну принадлежит газета «Хуба Иута» (Добрый вечер).

На региональном уровне тоже возникают свои цепочки. Одним из ярких проявлений можно назвать концерн «Кески Иусима».

После 60-х гг. начинается бурное развитие местной бесплатной прессы «City».

Что касается радио и телевидения, то Финляндия, также как и Германия имеет дуальную Si. Крупнейшая национальная вещательная корпорация «Юлейсрадио».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Арабская журналистика