Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 17:25, реферат
Задачи:
• изучение истории периодических изданий для детей; знакомство с историей детской теле- и радиожурналистики;
• осмысление современных тенденций центральных и региональных детских СМИ;
• раскрытие особенностей детской психологии и воспитательных возможностей журналистики;
• показ уровней взаимодействия детской журналистики с образованием, наукой, культурой;
• изучение жанровой специфики и приёмов отображения действительности, способов контакта с аудиторией.
Данная учебная дисциплина преподается с учетом требований ГОС (СД. 05 «Печать»), является частью курса «Детская журналистика (Газетный заголовок)»[1], включает в свой состав лекционную систему занятий, научно-исследовательскую работу студентов в процессе подготовки презентаций и сообщений-экспертиз, а также круглый стол с участием редакторов детских изданий.
Цель курса: изучение специфики детской журналистики в контексте её исторического развития.
Задачи:
· изучение истории периодических изданий для детей; знакомство с историей детской теле- и радиожурналистики;
· осмысление современных тенденций центральных и региональных детских СМИ;
· раскрытие особенностей детской психологии и воспитательных возможностей журналистики;
· показ уровней взаимодействия детской журналистики с образованием, наукой, культурой;
· изучение жанровой специфики и приёмов отображения действительности, способов контакта с аудиторией.
Дисциплина «Детская журналистика
(Газетный заголовок)» читается студентам
III курса ОДО, исполняется в V семестре.
На самостоятельную и
На итоговую оценку влияют следующие факторы: качество итогового проекта, посещаемость занятий, устные или письменные (тесты) ответы на вопросы во время экзамена. Также учитывается работа студента на семинарах по специальности («Газетный заголовок»).
Лекция 1. Введение. Понятие детской журналистики
Детская журналистика включает
в себя газеты, журналы, теле- и радиопередачи,
предназначенные для детей и
создаваемые самими детьми. Детские
СМИ сегодня – это «
Детская аудитория неоднородна.
Традиционно психологи
Международная конвенция о правах ребенка определяет возрастные рамки детства от 0 до 18 лет, если по закону, действующему в данной стране, ребенок не достигает совершеннолетия ранее. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый в июле 1998 года, подтвердил именно эти границы детского возраста.
Воспитание, обучение и развлечение – три кита, на которых держится детская журналистика уже не одно столетие. Характерно, что детская литература и публицистика на Руси формировались с целью учить и воспитывать. Одно из первых произведений для детей появилось во второй половине XV века. Это была статья «О осми частех слова», которая давала сведения о грамматике и строилась как диалог между учителем и учеником. Этот приём популяризации знаний актуален до сих пор. Непосредственное отношение к обучению имеет и первая печатная книга для детей – азбука, составленная Иваном Фёдоровым в 1574 году. Лишь в XVII веке детская литература начинает отделяться от учебной литературы как самостоятельная область творчества.
В формировании дидактических традиций детской публицистики большую роль сыграл имевший широкое хождение во второй половине XVII века трактат Эразма Ротердамского «Гражданство обычаев детских». Перечисляя правила поведения, автор раскрывает их философскую сущность: поведение – это внешнее выражение внутреннего мира, мировоззрения и нравственного уровня человека. Влияние трактата Ротердамского заметно в «Домострое» Кариона Истомина, в «Юности честном зерцале», составленном по указу Петра I, в «Первом учении отрокам» Феофана Прокоповича. Опыт детской публицистики и учебной литературы лег в основу детской журналистики XIX и XX веков, причем не столько в области формы, сколько в области цели, с которой взрослые создавали периодику для детей.
Детская журналистика является
одним из средств передачи информации
от старшего поколения к младшему,
дает детям возможность
Задачи и функции детской журналистики предопределили её тесное взаимодействие с различными социальными институтами – образованием, наукой, культурой.
Лекция 2. «Детское чтение для сердца и разума» Н.И. Новикова
Детская журналистика в России
началась с журнала. В 1785 году Н.И. Новиков
в качестве бесплатного приложения
к газете «Московские ведомости»
начинает издавать первый журнал для
детей «Детское чтение для сердца
и разума» (1785–1789 гг.). Приступая
к журналу, Новиков руководствовался
мыслью о том, что «в нашем отечестве...
детям читать нечего» и для
разумного воспитания необходимо предоставить
юным читателям доступное их возрасту
полезное и приятное чтение. Это
намерение определялось педагогическими
взглядами, подробно изложенными им
в статье «О воспитании и наставлении
детей для распространения
«Детское чтение для сердца
и разума» был первым журналом
в России, при подготовке которого
учитывались особенности
Журнал на долгие годы стал
образцом детского журнала, вплоть до
XX века определил правила построения
детского журнала. В первом номере журнала
в обращении к юным читателям
было обозначено содержание издания: 1)
моральные и нравоучительные
пьесы, «чтение таких пьес послужит
к рождению во младых сердцах ваших
таких чувствований, без которых
человек в жизни благополучен
и доволен быть не может. Они помогут
вам некогда сделаться угодными
вашему творцу и добрыми гражданами
вашего Отечества» (1785 Ч.1); 2) «для обогащения
ума» журнал будет содержать пьесы
физики, натуральной истории, географии.
Каждая книжка содержала литературно-
В журнале поднимались вопросы гуманизма, Новиков убеждал молодых дворян уважать тяжёлый крестьянский труд, видеть в крепостном человека. Не раз в нравоучительных рассказах утверждалась мысль о том, что люди простого сословия добры, умны и благородны. Например, на протяжении нескольких номеров журнала за 1785 год печатается переписка между отцом и сыном. Отец отправил своего избалованного сына в деревню к брату, чтобы он увидел жизнь, близкую к земле и природе, узнал, что такое труд и заслуженный отдых. Петербуржский ребенок, полный высокомерия и презрения, по отношению к сельской жизни, братьям и дяде, работающим на земле, после нескольких месяцев понимает пользу такого образа жизни, признает духовное и нравственное превосходство своих братьев. Рассказ «Разговор» (1785. Ч.3) построен как беседа между наставником и капризной девушкой, презирающей слуг и их труд. Наставник подчеркивает познавательную ценность работы на земле и труда в целом: «Садовник, которому вы оказываете такое презрение, есть человек искусный. Он знает свойства земли … Он употребляет всякий день это полезное знание, от чего силы его разума укрепляются, и он учится сравнивать одно с другим, различать, размышлять и судить с такою же исправностью, как и философ» (1785. Ч. 3. С. 56).
В журнале сложилась система
дидактических приемов и
Журнал предназначался для детей из всех слоев общества. На него подписывались дворяне, купцы, чиновники, священнослужители. Журнал Новикова в дальнейшем не раз переиздавался, его материалы использовались при составлении букварей и хрестоматий для учащихся.
Первый детский журнал
заложил важнейшую традицию отечественной
детской периодики: энциклопедизм
в сочетании с
Лекция 3. Становление российской детской журналистики в первой половине XIX века
В первые годы XIX века детских
журналов было немного. Некоторые из
них повторяют по тематике и названиям
немецкие журналы. Кстати, именно Германия
– родина первых детских журналов.
Небольшой популярностью
В 1813 вышел первый российский иллюстрированный «Журнал для детей». Через два года начал выходить «Детский музеум» (1815–1819 и 1821–1829), первые номера издавал Е. Ушаков, затем петербуржский издатель И. Глазунов. Книги большого формата состояли из иллюстраций, каждая сопровождалась научной статьей. Книги имели разделы: «Птицы», «Рыбы», «Растения», «Земноводные» и т.п. Статьи печатались параллельно на трёх языках: русском, французском и немецком. Тематика журнала обозначена в его полном названии: «Детский музеум, или Собрание изображений животных, растений, цветов, плодов, минералов, одежд разных народов в своём естественном виде, древностей и других предметов, служащих для наставления и забавы юношества, составленное и гравированное по лучшим образцам, с крайним изъяснением, соответственным понятию детей». Действительно, в журнале, больше похожем на атлас, давались энциклопедические сведения по природоведению, истории, этнографии в доступном для детей изложении. Так, получив номера (части), например, за 1825 год, читатели могли составить коллекцию сведений о птицах, моллюсках, насекомых, растениях с изображениями каждого вида и подробным описанием. Такой тип периодического издания получил своеобразное продолжение в современной журналистике, это так называемые партвоки – коллекционные издания, среди которых немало детских. В свое же время «Детский музеум» стал примером просветительского издания для детей.
С 20-х годов XIX века начался творческий поиск нового типа детского издания. Писатель и журналист С.Н. Глинка, издатель «Русского вестника», для детской аудитории выпускал «Новое детское чтение» (1819–1824). На страницах этого журнала рассказывалось о русском патриархальном быте и народных обычаях, изображались «идеальные» отношения помещика и крепостного. Идеи «взрослого» журналиста – противопоставление патриархальной русской старины западному влиянию, вольнодумству – находили воплощение и в детском издании.
Журналисты и писатели стали всё более серьёзно относиться к детской журналистике. Она становилась проводником и прогрессивных просветительских, и «охранительных» идей. Так, Ф.В. Булгарин и Н.И. Греч в течение двух лет издавали «Детский собеседник» (1823–1829). Журнал носил религиозно-нравоучительный характер и не пользовался большим успехом. Редакторы-издатели А.Н. Очкин, В. Львов и А.П. Башуцкий выпускали «Детскую библиотеку» (1835–1838). Участие в работе принимали писатели Н.В. Кукольник, В.Ф. Одоевский, В.И. Даль и др. Издатели решали задачу приобщения детей к русской культуре. В дальнейшем В.Ф. Одоевский, автор сборников «Детские сказки дедушки Иринея», «Детские песни дедушки Иринея», предпринимает выпуск альманаха «Детская книжка для воскресных дней». В нем были не только художественные произведения, но и большой раздел образовательного характера, в который входили научно-популярные статьи, описания различных поделок, опытов и игр. Б. Фёдоров издавал журнал «Новая детская библиотека», в котором стремился прививать ребёнку религиозную веру, милосердие, любовь к ближнему. В журнале публиковались рассказы об античных героях, выдающихся людях, очерки о природе, о растениях и животных, повести на религиозные темы.