Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 17:25, реферат
Задачи:
• изучение истории периодических изданий для детей; знакомство с историей детской теле- и радиожурналистики;
• осмысление современных тенденций центральных и региональных детских СМИ;
• раскрытие особенностей детской психологии и воспитательных возможностей журналистики;
• показ уровней взаимодействия детской журналистики с образованием, наукой, культурой;
• изучение жанровой специфики и приёмов отображения действительности, способов контакта с аудиторией.
«Чиж» – журнал для октябрят,
объем – 15, 16 страниц. В журнале
печатались рассказы и стихи С. Маршака,
Д. Хармса, М. Ильина, О. Бергольц и др.
Были такие рубрики, как «Зоасад
Чижа», «Товарищ Чиж» (рассказы о жизни
детей), «Чиж-следопыт», «Веселые картинки»
(рисунки со стихами), «Школа Чижа» (как
ходить по улицам, как наливать молоко
и т.п.), «Чиж-изобретатель», КУР (Клуб
умных ребят: фокусы, загадки, шарады).
Большое место в журнале
В 1924 году при «Рабочей газете» начал выходить журнал для детей 6–12 лет «Мурзилка». В становлении журнала участвовали К.И. Чуковский, С.Я. Маршак, М.М. Пришвин, В.В. Лебедев, Е.М. Чарушин и др. Первым редактором был Н.И. Смирнов, Всего было шестнадцать главных редакторов, среди них – известные писатели, например, Лев Кассиль. Журнал, названный по имени известного героя произведений Анны Хвольсон, некоторое время искал образ своего ведущего персонажа – Мурзилки. Сначала Мурзилкой звали щенка, который вместе с мальчиком Петей и стал героем журнала. И только в 1937 году художник А. Каневский нарисовал образ, который так хорошо знаком многим поколениям – желтый, пушистый человечек в красном шарфике и с фотоаппаратом.
В первом номере «Мурзилки» авторский коллектив заявил о том, что новый журнал будет отражать «ребячье житие-бытье и природу», показывать, «как ребята должны работать сообща, чтобы им было весело от работы». Программа издания включала: рассказы, очерки, сценки и сказки из животного мира; «маленькие пьески»; рассказы о явлениях природы; «очерки из области труда и производства» и, конечно, игры, загадки, самодельные игрушки. Действительно, журнал много места уделял рассказам, героями которых были дети. Они преодолевали свои капризы и проблемы, узнавали новое о мире растений и животных, умело выполняли любое дело. Со временем журнал стал получать обширную корреспонденцию от своих читателей, обзавелся штатом пикоров, которые присылали репортажи и заметки о жизни детей. Для публикации детских писем было создано специальное приложение «Мурзилкина газета» (1927–1928 г.). Постоянными были рубрики «Мурзилкин клуб» (из нее читатели узнавали о растениях и животных, о местах и условиях их обитания), «Мурзилкина почта». В разные годы в журнале работали К. Чуковский, C. Маршак, М. Пришвин, К. Паустовский, В. Берестов, Ю. Коринец. Иллюстрировали «Мурзилку» Е. Чарушин, В. Лебедев, Т. Маврина, В. Конашевич, Е. Рачев, В. Чижов.
Итак, в 1920-е годы формировалась
система детских изданий с
учетом возрастных особенностей детской
аудитории и идеолого-
Расширилась в 20-е годы и сама система детской периодики, ее неотъемлемой частью стала детская газета.
Лекция 8. Детские газеты
Первые в советской России печатные газеты детских объединений и организаций начали выходить в 1919–1920-х годах. Это «Детская правда» (1919, Саратов), «Муравей-чудодей» (1920, Пермь), «Наша газетка» (1922, Тула). Они вели среди читателей в основном общеобразовательную работу. Газета «Юный Спартак» (1922, Харьков) носила политический характер. После создания в 1922 пионерской организации в более чем 20 городах начали выходить пионерские газеты: «Будь готов» (Пермь), «Дети Октября» (Владивосток), «За Ильичем» (Казань), «Киевский пионер», «Ленинские внучата» (Ростов-на-Дону, Вологда), «Молодой пионер» (Тбилиси), «Юные строители» (Красноярск), «Юный ленинец» (Ереван), «Юный пионер» (Курск, Смоленск), «Юный строитель» (Минск) и др. К концу 1925 года издавалось 27 пионерских газет (на русском и других языках народов СССР) общим тиражом 165 тыс. экземпляров. В 1927–39 годах для детей сельских районов издавалась газеты «Колхозные ребята» (первоначальное название «Газетка дружных ребят», в 1927 году тираж 30 тыс. экземпляров, в 1931 году – 1 млн. экземпляров)[1]. Непосредственное руководство пионерскими газетами осуществлял ЦК ВЛКСМ.
Большое влияние на определение типа пионерской газеты, её отделов, круга авторов, специфических форм и методов работы с юными читателями и корреспондентами оказали газеты «Ленинские искры» (1924–1992, с 1992 года – «Пять углов») и «Пионерская правда» (с 1925, Москва).
Газета «Ленинские искры» начала выходить 31 августа 1924 года в Ленинграде. Состояла она из заметок, написанных «деткорами» – детскими корреспондентами. Как рассказывает Нона Тимошенко, редактор газеты «Пять углов», «она издавалась с совершенно определенной политической целью – помочь развитию и расширению пионерской организации. Никто не знал, как ее делать, но все горели революционным пафосом и задором. Для помощи в издании были приглашены ребята из разных пионерских баз и отрядов. Они рассказывали о том, как они создают в своих регионах эти самые отряды. Первый номер был похож на листовку, он с двух сторон состоял из коротких заметок юных пионеров» [Тимошенко http://www.karta-smi.ru]. Л. Бергман, один из создателей газеты писал: «Для нас тогда было очень важно отобразить жизнь самих ребят дома, в школе, на улице и, особенно, в полной новизны жизни пионерских отрядов». Газета в первые годы своего существования преследовала следующие цели: давать материал для чтения, служить руководством к действию и проводить обмен опытом между детьми.
В создании газеты «Ленинские искры» принимали участие члены редакционной коллегии «Нового Робинзона», в том числе Иван Халтурин, ставший ее редактором. На страницах газеты печатались лучшие детские писатели и поэты – Корней Чуковский, Самуил Маршак, Агния Барто, Лев Кассиль, Сергей Михалков, Аркадий Гайдар, Борис Житков и Виталий Бианки.
На протяжении многих десятилетий
газета сочетала декларацию практических
задач (например, сбор металлолома, макулатуры
и др.), рассказ о профессиях и
людях труда и романтику
Писала газета и о проблемах межличностных отношений детей и подростков (рубрика «Собеседник»), давала уроки для юных хозяек и хозяев («Школа домашних волшебников»), были в газете традиционные литературный раздел и раздел игр и развлечений.
В 1992 году газета изменила название.
О смене названий рассказала в
одном из интервью Нона Тимошенко: «Площадь
«Пяти углов» – одно из самых
«питерских» мест. Мы решили, что
это название очень подходит для
нашего ежемесячного вкладыша для подростков
– детей «постарше». Естественно,
все малыши читали это влёт. И
когда в 1992 году нашему городу вернули
историческое название, мы поняли, что
оставаться «Ленинскими искрами» не
совсем правильно. Я прекрасно понимала,
что пройдет еще какое-то время
и не каждый ребенок вспомнит вообще,
кто такой был этот Ленин. И
с искрами тоже не все понятно.
И тогда мы обратились к читателям
с вопросом, менять название газеты
или нет. Мы целый год, претерпевая
жуткую борьбу с почтой, выходили с
новым названием в каждом номере.
Большинство ребят
Газета «Пионерская правда» начала выходить в Москве, первый номер вышел 6 марта 1925 года, тираж – 20 тысяч экземпляров, редактор – М. Стремяков. Уже через два года газета стала всесоюзным изданием для пионеров и взяла на себя роль организатора детского коммунистического движения[2]. Газета была почти полностью посвящена вопросам пионерской работы. Как и во взрослой периодике 20-х годов, в «Пионерской правде» призывы, лозунги, плакатный стиль и образность определяли ее лицо. Редакция организовывала работу пионерских отрядов с беспризорниками, создавала отряды ликбеза, брала на себя организацию досуга детей, показывала образцы нового быта («Субботник в избе колхозника Васильева» – 20 июня, 1934 г.) и новые идеалы (история Павлика Морозова). Практически с первых лет существования газета начала создавать различные клубы и движения (Клуб сельских опытников «Малая Тимирязевка», Клуб мотористов, Клуб авиамоделистов). Это была новая форма работы с читателем. Газета печатала отчеты, рассказы о достижениях пионерских отрядов, созывала слеты. Со страниц «Пионерской правды» к детям обращались известные люди, герои, окруженные ореолом романтики. Летчики, спасшие челюскинцев[3], предлагали открыть при аэроклубах секции юных авиамоделистов, президент Академии наук СССР С.И. Вавилов давал напутствие юным ученым и исследователям природы.
К 1930-м годам сложилась структурно-содержательная модель пионерской газеты. Рассмотрим ее на примере газеты от 3 декабря 1937 года. Значительное место занимала общественно-политическая информация (письмо Л. Шмуглякова «Рассказываем родителям о кандидатах в депутаты», письмо А. Веселовского «Будем охранять колхозное имущество и дома колхозников»); рассказ о событиях и происшествиях (фото «Горячая работа на избирательных участках», подборка заметок «Телеграф сообщает» и т.п.); жизнь детей, межличностные отношения (письмо Ш. Киселевой «Какие же это братья?», замечание от редакции «Нет ли среди вас похожих на братьев Зины?»); научно-популярный отдел (заметка «На раскопках города Ольвии», репортаж «Золотые плоды грейпфрута»); советы по уходу за животными и советы по изготовлению игрушек, поделок; отдел смесь, шахматы, работа кружков.
В последующие десятилетия «Пионерская правда», по сути, определяла направление школьной и внешкольной жизни советских детей, создавала среду как для идеологического, так и для нравственного воспитания, была инициатором общественных, экологических, спортивных движений. Нельзя не упомянуть о том, что на страницах газеты в 1956 году было объявлено начало всесоюзной экспедиции «Моя Родина – СССР», миллионы школьников выполняли задания поискового, краеведческого, экологического, туристического характера. Военно-спортивные соревнования выросли во всесоюзную военно-спортивную игру «Зарница», участники которой осваивали военные специальности, учились ориентироваться на местности и т.п. В рамках игры велась музейная и поисковая работа, осуществлялось шефство над ветеранами.
Массовым стало участие школьников в шахматном клубе «Белая ладья», президентом которого был Анатолий Карпов. «Пионерская правда» популяризировала такой вид спорта, как картинг – клуб «Серебряный карт». В 1964 году газета объявила об открытии клуба «Кожаный мяч»: «Внимание, мальчишки! Специально для вас открываем клуб «Кожаный мяч»! Лучшие футболисты и тренеры будут давать вам советы. Создайте в каждом дворе, а сельские ребята на каждой улице футбольную команду. Будет хорошо, если каждая команда построит спортивную площадку». В том же году открылся клуб «Золотая шайба».
Эти клубы предполагали активное участие ребят: от устройства спортивных площадок до освещения хода соревнований в газете. Газета знакомила читателей с правилами игры, давала упражнения для тренировок, рассказывала о победителях, о взрослых и юных спортсменах.
В конце 1960-х годов «Пионерская правда» выходила на 8 полосах, два раза в неделю, стоила одну копейку. Тираж газеты составил 9,5 млн. экземпляров.
В 1960-е годы «Пионерская правда» начала вести диалог с читателями о международной политике – открыла политический клуб «Колокол». «Пионерка» не выходила за рамки мифологии международной журналистики периода холодной война, темы клуба были регламентированы, оценка событий и явлений однозначна, но форма подачи материала учила читателей анализировать, отстаивать свое мнение, спорить, хотя и в заданных рамках. Еще один клуб – «Зеркало» – стал площадкой для дискуссий и обмена мнениями по проблемам межличностного общения, вопросам нравственности. Дети под руководством ведущих клуба анализировали свои и чужие поступки, учились прислушиваться к чужому мнению и отстаивать свое. С интересом воспринимали домашние задания, например, провести в семье разговор, диспут на определенную тему, взять интервью у родных, друзей. Результатом этих заданий были тысячи писем в свой клуб. Трудно перечислить все рубрики и начинания детской газеты, всех ее героев и гостей. Важно то, что для взрослых – спортсменов, писателей, политиков, актеров и др. – участие в ней было важным делом. С детьми шел разговор на равных, что создавало атмосферу доверия. Большую роль в этом сыграло постоянное участие самих детей, они присылали письма, литературные и журналистские работы. Ежегодно «Пионерская правда» получала свыше 200 тыс. детских писем, многие из которых были опубликованы на страницах газеты. Традиционными были слеты юных корреспондентов в Артеке.
«Пионерская правда» в 60–80-е годы была не только организатором и координатором пионерского движения, но и старшим другом. В газету писали дети, учителя, родители, обращались за помощью. Специальные корреспонденты «Пионерки» выезжали в школы, помогали разобраться в проблемных ситуациях. Как говорил В.В. Носов, один из редакторов газеты, ее задача состояла в том, чтобы помочь ребенку адаптироваться в мире взрослых, быть амортизатором, оказывать психологическую помощь. Материалы газеты носили сюжетный характер, показывали модель поведения в той или иной сложной ситуации. «Пионерская правда» в это период была общественно-политическим изданием, при этом газета охватывала практически все сферы жизни ребенка 9–14 лет. Основные отделы газеты: общественно-политический, школьной и пионерской жизни, познавательно-развлекательный и беллетристический. Более 20 лет, с 1983 по 2006 годы, газету возглавляла О. Грекова.
Сегодня газета «Пионерская правда» выходит с приложениями «Юная Москва», «АСЯ и КЛАВА», «Привет, мальчишки-девчонки», «Олимпионик», имеет свой Интернет-портал «Пионерка.ру».
Лекция 9. Детская журнальная периодика середины XX века. Особенности журналов для детей младшего и среднего возраста
В 1936 году издавалось 28 детских журналов (19 на национальных языках) разовым тиражом 700 тыс. экземпляров. В годы Великой Отечественной войны (1941–45 гг.) издание многих пионерских журналов было временно приостановлено (продолжали выходить «Пионер», «Дружные ребята», «Мурзилка»). В 1948 году издавалосьь 15 пионерских и детских журналов (10 на национальных языках) разовым тиражом 313 тыс. экземпляров.
В 1974 году выходило 25 ежемесячных
пионерских журналов и 10 журналов для
октябрят и дошкольников общим разовым
тиражом свыше 17,5 млн. экземпляров.
Центральные журналы ЦК ВЛКСМ
и Центрального совета Всесоюзной пионерской
организации
Система детской периодики охватывала аудиторию от дошкольников до старших подростков. Малышам были адресованы «Веселые картинки», младшим школьникам «Мурзилка», детям среднего школьного возраста «Пионер» и «Костер», старшеклассникам – «Ровесник». Возраст аудитории являлся одним из главных типоформирующих факторов. Журналы этого периода создавались с учетом психологических особенностей того или иного возраста, педагогических подходов к обучению и воспитанию детей разных возрастных групп. Рассказывая об истории журналов, их структуре и задачах, мы отметим и ряд приемов, которые делают журнал интересным и полезным для детей младшего (на примере «Веселых картинок» и «Мурзилки») и среднего возрастов (на примере «Костра» и «Пионера»).