Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 17:25, реферат
Задачи:
• изучение истории периодических изданий для детей; знакомство с историей детской теле- и радиожурналистики;
• осмысление современных тенденций центральных и региональных детских СМИ;
• раскрытие особенностей детской психологии и воспитательных возможностей журналистики;
• показ уровней взаимодействия детской журналистики с образованием, наукой, культурой;
• изучение жанровой специфики и приёмов отображения действительности, способов контакта с аудиторией.
Во второй четверти XIX века
журналы стали более
Детскую литературу того времени
редакция не признавала, считала, что
детям нужно давать произведения
лучших «взрослых» авторов: «Для детского
уха, которое еще не может отличать
и оценивать относительные
Редактор «Новой библиотеки
для воспитания» – правовед, историк
философии и педагогики П.Г. Редкин.
Основное место в журнале занимали
статьи по физике, механике, астрономии,
русской истории («О луне», статья астронома
А. Драшусова, «О машинах» Астахова, «О
барометре» Лапшина). В нескольких номерах
печаталась работа историка С. Соловьева
«Русская летопись для первоначального
чтения» – переложение для
детей «Повести временных лет», статьи
Иванова «Песнь о походе Игоря
Святославича» и «Послание
На протяжении многих лет были популярны журналы «Звёздочка» (1842–1863, с 1845 – два выпуска для младшего и старшего возраста) и «Лучи» (1850–1860). А.О. Ишимову, издателя журналов, называют первым профессиональным детским писателем и журналистом. Её книга «История России в рассказах для детей» выдержала пять изданий при жизни автора и продолжает переиздаваться сейчас. Свой долг А.О. Ишимова видела в воспитании в детях христианской добродетели, безукоризненной преданности престолу, любви к отечеству. Н.А. Добролюбов в обзоре детских изданий за 1959 год определил направление журналов Ишимовой как «религиозно-нравственное и патриотическое» [Добролюбов 1983: 333].
Ишимова считала детский
журнал хорошим «подспорьем» в самосовершенствовании
детей. С первым журналом «Звёздочка»
тесно сотрудничали крупнейший учёный-лингвист
Я.К. Грот – автор познавательных
очерков для детей, и П.А. Плетнёв
– профессор, литератор, редактор журнала
«Современник» после гибели А.
Для детского чтения в это время характерно сочетание познавательности и нравоучительности, живая образная речь и жанровое разнообразие. Большое место занимают научно-популярные очерки и научно-художественные произведения. Авторы искали путь создания такой книги для ребенка, где художественный образ был бы воплощением научного знания.
Одной из ведущих тем становится
история Отечества. Приобретения детской
журналистики – богатый опыт в
области формы: дифференциация аудитории
по полу и возрасту, выстраивание системы
отделов и рубрик, использование
иллюстраций. Определилась структура
детских журналов, куда входили литературно-
Лекция 4. Детские журналы второй половины XIX века
Вторая половина XIX века –
время расцвета детской журналистики.
Новые детские журналы
Во второй половине XIX века
большой популярностью
Среди новых изданий внимания заслуживал журнал критика В.Н. Майкова (брата поэта А. Майкова) «Подснежник. Журнал для детского и юношеского возраста» (1858–1862). Идея создать «образцовый» журнал для детей вызрела в кружке Майковых, куда входил И. Гончаров, И. Тургенев и другие литераторы. Кстати, ещё раньше в семье Майковых издавался рукописный журнал «Подснежник». Журнал был прекрасно оформлен и служил «непрерывным, беспрестанно наполняющимся и разнообразно изменяющимся источником чтения». К сотрудничеству были привлечены Н. Некрасов, И. Тургенев, И. Гончаров, Д. Григорович. Библиографический отдел вел Д. Писарев. Большое место уделялось переводам произведений Шекспира, Андерсена, Бичер-Стоу, Гофмана, братьев Гримм. В 1864 году В.Н. Майков вместе с детской писательницей М.Ф. Ростовской начали выпускать журнал «Семейные вечера». С 1865 года издательницей-редактором была одна Ростовская, с 1870 – С.С. Кашпирёва. Журнал выходил ежемесячно двумя книжками для старшего и для младшего возраста. В дальнейшем к отделу для детей младшего возраста прибавился еще отдел для самых маленьких детей. Детский отдел состоял преимущественно из рассказов, повестей и сказок; в отделе для юношества повести и рассказы чередовались со статьями научного содержания. В дальнейшем журнал перешел в собственность А.М. Вольфа и утратил свое первоначальное значение детского журнала.
Во второй половине XIX века выходили: «Детский журнал» (1859–1860) Б. Залесского, «Собеседник» (1859–1862) Н.П. Ушакова. С.П. Бурнашёва издавала «Час досуга» (1858–1863), «Детская иллюстрация» (1860–1861), «Живописный детский сборник» (1862).
В 1860-е годы новые журналы для детей появлялись ежегодно, часто инициаторами были люди, тесно связанные с образованием и воспитанием детей. Например, названный выше М.Б. Чистяков был преподавателем русского языка в гимназиях, затем инспектором классов петербургского Николаевского сиротского института и председателем учебного комитета по учреждениям императрицы Марии. Издатели журнала «Чтение для юношества» (1864–1866) – педагоги И.И. Паульсон и Ф.Ф. Резнер. Ф. Резнер одним из первых в России обосновал педагогический метод, близкий к концепции свободного воспитания. А.Н. Острогорский – первый редактор уникального в мировой журналистской практике журнала «Детское чтение» (СПб, 1869–1893; М., 1894–1906, в 1906–1918 – переименован в «Юную Россию») – преподавал в учебных заведениях военного ведомства, в учительской семинарии в Москве. Его приемник на редакторском посту В.П. Острогорский преподавал словесность, историю русской и всеобщей литературы, разработал курс школьного литературного образования, первую в России методику организации эмоционально-образного восприятия литературы.
Большое влияние на детскую журналистику оказал журнал «Детское чтение» (1869–1906). Это одно из самых массовых детских изданий, просуществовавшее более тридцати лет. «Детское чтение» продолжило просветительские традиции первого детского журнала Н.И. Новикова. В юбилейной статье, посвящённой журналу, А.Н. Острогорский писал, что редакция стремилась дать такой материал для чтения, где бы читатели «встречались с живой действительностью, без лживого умалчивания о тёмных и порочных сторонах людских деяний. Если необходимо возбудить в детях сочувствие ко всему хорошему, доброму, высокому, то так же важно и дать им почувствовать отвращение к дурному». Воспитательные задачи определяли настрой и тематику художественных произведений публикуемых в «Детском чтении». Журнал стремился воспитывать уважение к труду и к деятельности, направленной «на пользу ближнего», подчёркивал значимость просветительства. Редакторы «Детского чтения» собрали вокруг журнала интересных и талантливых писателей. Так, на протяжении многих лет с журналом сотрудничали писатель-народник П.В. Заосодимский («Дочь угольщика», «Слепой из Данилова» и др.), редактор педагогического журнала «Детский сад», видная общественная деятельница М.К. Цербикова («Подпасок Артемий», «Карлик» и др.), С.П. Соболевская («Борьба и победа» и др.), Л.П. Шелгунова («Жюль Жерар, охотник на львов», «На холодном юге» и др.). С конца 70-х годов стали появляться имена известных писателей – Д. Григоровича, Я. Полонского, Н. Лескова, А. Чехова, С. Терпигорева. В 1894 году с «Алёнушкиных сказок» начинается сотрудничество с журналом Д.Н. Мамина-Сибиряка.
На страницах «Детского
чтения» помещались переводы и переложения
иностранных авторов –
Тематика беллетристического отдела была разнообразна. К наиболее излюбленным темам относились тема патриотизма, тема труда и тесно с ней связанная тема народной жизни. Например, в очерке «День крестьянской семьи» (1873. Т. X) описывается обычный день деревни Холмогорского уезда Архангельской губернии, рассказывается о том, какими заботами живут крестьяне. Автор очерка поднимает проблему высокой детской смертности, раскрывает ее причины: неграмотность, суеверие крестьян. Писатели достаточно остро ставят социальные проблемы, гражданские мотивы звучат в стихах А. Плещеева, П. Быкова, П. Вейнберга и других поэтов. В большинстве произведений журнала прослеживаются гуманистические идеи. Журнал «Детское чтение» утверждал мысль о том, что при воспитании чувства любви к человеку нельзя обходить тёмные стороны жизни, и, показав последние, нужно научить бороться с ними. Сочувствие и сострадание к обездоленным вызывают герои рассказов П. Заосодимского, В. Самойлович. Гуманизм Л. Щелгуновой выражается в показе героев, действия которых приносят пользу как отдельному человеку, так и всему обществу.
Большое место в «Детском
чтении» отводилось фольклору. Поставленный
в 60-е годы критиками вопрос о
воспитательной роли фольклора редакцией
журнала решался положительно. В.
Острогорский в работе «Беседы о
преподавании словесности» писал: «Произведения
народной фантазии всего лучше полагают
основание литературному
Многие исследователи называют «Детское чтение» научно-популярным журналом, и для этого есть основания. Статьи по естествознанию занимают в нём огромное место. Биология, микробиология, физиология и анатомия человека, геология и метеорология, астрономия – вот тот далеко не полный перечень отраслей знания, которых касался журнал. Довольно часто помещались статьи о новых достижениях естественных наук («Новейшие наблюдения над муравьями», «Путешествия и наблюдения профессора Брема»). Некоторые вопросы естествознания, например, физиология и анатомия человека, гигиена ставились в детской литературе впервые. Научный отдел редакция стремилась связать с жизнью и практическими знаниями. Например, в статье «Как можно взвесить воздух» читатели находили описание опытов, которые сами могли проделать. Материалы научного отдела использовались с практической целью в отделе игр и занятий, основанных на различных положениях физики, химии, биологии. Большое значение редакция придавала историческому и биографическому материалу. В центре очерков – реформы Петра I, народные восстания, начало печатания на Руси и многое другое.