Стилистические и языковые особенности аналитических жанров в центральных газетах "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Профессия журналиста – самая популярная публичная профессия, требующая широкой теоретической базы.
В настоящее время одной из основных проблем является недостаточное изучение жанров журналистики. Ученые и исследователи, которые рассматривают данную тему в своих научных работах, зачастую придерживаются разных, а нередко и противоположных точек зрения. Некоторые ученые ставят под сомнение даже само существование жанров. Например, Н.А. Тертычный и М.Н. Ким рассматривают жанры журналистики как «устойчивые типы публикаций», в то время как Л.Е.Кройчик считает, что «в современной журналистике понятие «жанр» заметно потеснено понятием «текст».

Содержание

Введение 3
1 Газетные жанры в современных СМИ 6
1.1 Понятие жанра 6
1.2 История формирования жанров журналистики 8
1.3 Система жанров газетной журналистики 9
1.3.1 Информационные жанры 14
1.3.2 Художественно-публицистические жанры 16
1.3.3 Аналитические жанры 18
2 Аналитические жанры в современной прессе Республики Беларусь (на материалах центральных газет "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика») 35
3 Стилистические и языковые особенности аналитических жанров в центральных газетах "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика» 55
Заключение 67
Список использованных источников 71

Вложенные файлы: 1 файл

ИТОГ_Диплом.docx

— 231.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение   3

1  Газетные жанры в современных СМИ  6

1.1 Понятие  жанра  6

1.2 История  формирования жанров журналистики  8

1.3 Система  жанров газетной журналистики  9

1.3.1 Информационные  жанры  14

1.3.2 Художественно-публицистические  жанры  16

1.3.3 Аналитические жанры  18

2 Аналитические жанры в современной прессе Республики Беларусь (на материалах центральных газет "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика»)  35

3 Стилистические и языковые особенности аналитических жанров в центральных газетах "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика»  55

Заключение  67

Список использованных источников 71

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Профессия журналиста – самая популярная публичная профессия, требующая  широкой теоретической базы.

В настоящее время одной из основных проблем является недостаточное  изучение жанров журналистики. Ученые и исследователи, которые рассматривают  данную тему в своих научных работах, зачастую придерживаются разных, а  нередко и противоположных точек  зрения. Некоторые ученые ставят под  сомнение даже само существование жанров. Например, Н.А. Тертычный и М.Н. Ким рассматривают жанры журналистики как «устойчивые типы публикаций», в то время как Л.Е.Кройчик считает, что «в современной журналистике понятие «жанр» заметно потеснено понятием «текст». В связи с этим исследование журналистских жанров на практике вызывает затруднение. Это усугубляется тем, что исследователи создают различные классификации, и очень часто один жанр относится одновременно к нескольким группам. Например, Н.А. Тертычный и М.Н. Ким относят рецензию к аналитическим жанрам, а Л.Е. Кройчик к оперативно-новостным. Помимо этого, в современных СМИ наблюдается смешение и взаимопроникновение жанров, что также затрудняет их исследование.

Аналитические жанры представляют собой широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. Они имеют дело с интерпретирующей информацией, и  их методы ориентированы на основные логические операции: индукцию и дедукцию; установление причинно-следственных связей;  анализ (как рассмотрение с разных сторон), разложение на детали и подробности; соотнесение общего с частным.

Аналитические жанры рассчитаны на проведение исследовательских работ: с их помощью: ставятся и решаются проблемы; выясняются отношения между  личным и общественным; даются оценки продукции духовного творчества;  осуществляется социальное прогнозирование, др.

В разное время аналитика в прессе то была популярна, то переживала кризис. Сегодня современное общество нуждается  в новостях, их оперативной подаче, поэтому информационные жанры становятся наиболее распространенными. Однако в  то же время публика устает от постоянного  чтения сухо изложенных фактов и нуждается  в материалах, содержащих анализ окружающей действительности в оригинальном написании. Поэтому аналитика все еще востребована среди читателей.

Вышеизложенное обусловило актуальность выбора темы дипломной работы. Жанровое своеобразие аналитической  прессы, и, в частности, центральных газет "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика», является очень актуальным вопросом.

Объект исследования. Журналистские тексты центральных газет "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика».

Предмет исследования. Аналитические жанры журналистики, используемые в изданиях.

Цель. В результате изучения журналистских материалов центральных газет "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика», определить, соблюдаются ли основные жанровые характеристики при написании аналитических текстов.

Задачи работы:

проанализировать научную литературу по проблеме жанровых классификаций  и уточнить сущность и содержание понятий «жанры журналистики», «аналитические жанры журналистики»;

изучить различные теоретические  подходы к классификации аналитических  жанров и выявить особенности применения на практике аналитических жанров;

проанализировать материалы центральных газет "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика» и определить их жанровое своеобразие.

Новизна исследования. Впервые проанализировано разнообразие аналитических жанров центральных газет "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика» и сделана попытка выявить особенности применения на практике аналитических жанров.

Методы исследования: анализ научной литературы и центральных газет "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика» за 2012 и 2010 годы; метод наглядного отображения информации.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили монографии и периодические источники, труды ведущих отечественных и зарубежных исследователей в области журналистики; материалы центральных газет "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика».

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, 3 глав (1 глава состоит из 3 разделов, один из которых включает в себя 3 подраздела), заключения, библиографического списка.

Во введении объясняется актуальность, а также научная новизна и практическая значимость выбранной темы; поставлены основные цели и задачи исследования; указаны объект, предмет, а также методы исследования.

Первая глава «Газетные жанры в современных СМИ» состоит из трех разделов – «Понятие жанра», «История формирования жанров журналистики», «Система жанров газетной журналистики», третий раздел состоит из 3 подразделов – «Информационные жанры», «Художественно-публицистические жанры», «Аналитические жанры». В первой главе нами рассмотрены теоретические основы жанров журналистики, история их формирования, а также классификации жанров, аналитического жанра в частности. Раздел «Система жанров газетной журналистики» включает в себя рассмотрение информационных, художественно-публицистических и аналитических жанров.

Во второй главе «Аналитические жанры в современной прессе Республики Беларусь (на материалах центральных газет "СБ. Беларусь Сегодня", Республика)» анализируются аналитические жанры.

В третьей главе «Стилистические и языковые особенности аналитических жанров в центральных газетах "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика» анализируются разновидности аналитических жанров, а также стилистические и языковые особенности.

В заключении подводится итог работы: определяются выполненные задачи, цели и формулируется вывод.

 

1 ГАЗЕТНЫЕ ЖАНРЫ В  СОВРЕМЕННЫХ СМИ

 

1.1 ПОНЯТИЕ ЖАНРА

 

 

Понятие «жанр» не является единым. Анализ различных словарей показывает разноплановость  и многофункциональность данного  термина. В различных видах искусства, литературоведении и журналистике существуют различные подходы в  определении этого термина. Происходит это по причине многозначности данного  понятия, так как в каждом виде искусства или науки существует собственный «набор» жанров.

Новый энциклопедический словарь  дает толкование этого понятие в  широком смысле: «исторически сложившееся  внутреннее подразделение во всех видах  искусства; тип художественного  произведения в единстве специфических  свойств его формы и содержания. Понятие "жанр" обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства  вообще» [71].

Литературный энциклопедический  словарь дает толкование литературного  жанра: «исторически складывающийся тип  литературного произведения (роман, поэма, баллада и т.д.); в теоретическом  понятии о жанре обобщаются черты, свойственные более или менее  обширной группе произведений какой-либо эпохи, данной нации или мировой  культуре вообще» [55; 106-107].

Это понятие можно применять  и к жанрам журналистики, однако для нашей работы наиболее важными  являются определения, которые дают исследователи теории журналистики. Например, А.А. Тертычный пишет, что «под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками» [101].

В Энциклопедическом словаре СМИ  А. Князев дает следующее определение: «Жанр - исторически сложившаяся модификация отображения реальной действительности, обладающая набором повторяющихся сходных содержательно-формальных (жанровых) признаков. Эти признаки называются жанрообразующими факторами. В современной теории журналистики выделяются, как правило, в качестве основных, следующие факторы: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения и метод отображения».  [43].

В журналистике, по мнению И.Д. Фомичевой под жанром понимают "устоявшийся тип произведения, сложившийся исторически и отмечается особым способом освоения жизненного материала, характеризуется четкими признаками структуры" [107;  76].

Г.С. Мельник отмечает в книге «Основы творческой деятельности журналиста», жанр – это «дискретная часть творчества журналистов» [60; 104].

В.В. Ворошилов считает, что жанр – это определенная, обладающая устойчивыми признаками форма отражения социальной действительности, которая помогает плодотворнее работать над материалом, отбором фактов, трактовкой явлений [21].

У С.Г. Корконосенко находим следующее определение «жанр – особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков. При этом в жанре мы имеем дело не со случайной совокупностью черт, а с системой элементов формы». Он также пишет, что «жанр – категория исторически конкретная, то есть развивающаяся во времени, претерпевающая изменения в процессе своего существования», а также, «жанр – категория типологическая, т. е. обладающая рядом устойчивых, повторяющихся признаков» [48].

Также С.Г. Корконосенко отмечает, что жанр – категория морфологическая. Публицистический текст – это особая форма бытия произведения. Морфология жанра – это: а) особенности структуры повествования; б) место факта в повествовании; в) своеобразный строй повествования; г) специфика разработки проблемы (конфликта) [48].

Жанр – категория аксиологическая, т. е. содержащая определенную оценку действительности публицистом: любой текст либо утверждает, либо отрицает что-то. Система ценностной ориентации автора напрямую зависит  от его мировоззрения, мироощущения, мировосприятия.

Жанр – категория творчески-созидательная. Т.е., трактовка фактов, ситуаций, проблем  публицистом создает текст, как  определенную модель мира. Поскольку  трактовка эта у разных авторов  различна, публицистический текст каждый раз создает новое представление  о действительности в виде понятийно-образной модели ее. Чем полнее и убедительнее эта модель, созданная публицистом, тем активнее воспринимается она  аудиторией. Чем разнообразнее комбинация образов и понятий в тексте, тем активнее идет процесс сотворчества, тем прочнее обратная связь в  коммуникативном звене аудитория  – автор.

Таким образом, публицистический жанр – это относительно устойчивая структурно-содержательная организация текста, обусловленная  своеобразным отражением действительности и характером отношения к ней  творца, в зависимости от целей воздействия на читателя, широты освещения реальности, глубины анализа и широты обобщения, выразительно-изобразительным средствам. [48]

Для нашего исследования наиболее приемлемой являются точки зрения С.Г. Корконосенко и А.А. Тертычного.  Именно такие определения понятия «жанр» соотносятся с темой исследования, поэтому в дальнейшем в своей классификации мы будем опираться на дефиниции данных авторов.

Таким образом, понятие «жанр» не является единым. Анализ различных словарей и монографий показывает разноплановость и многофункциональность данного термина. Происходит это по причине многозначности данного понятия, так как в каждом виде искусства или науки существует собственный «набор» жанров.

 

 

1.2  ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ  ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

 

Жанр – категория исторически  конкретная, то есть развивающаяся  во времени, претерпевающая изменения  в процессе своего существования. [48]

Как отмечает М.Н. Ким, «появление жанров журналистики было обусловлено историческими условиями развития журналистики, общественной и политической практикой, теми задачами, которые стояли перед каждым поколением публицистов, наконец, насущными требованиями того или другого времени». [36; 8]

Эволюция жанров напрямую связана  с тем, как человек постигает  окружающий мир. Первоначально при  написании материалов журналисты основывались на знаниях о литературных жанрах. Ко времени появления первых газет  было известно множество жанров: биография, очерк, путевые заметки, письмо, сатира, басня. Печатные газеты появились в  Германии, Англии и Франции в 17 веке. Эти издания были рассчитаны на купцов, что определяло их содержание. Основной целью было информирование о товарах, ценах, внутренней и внешней жизни стран, последних новостях.  Благодаря этим газетам, началось зарождение информационных жанров. Накануне Великой Французской революции появилась политическая пресса, которая спровоцировала появление аналитических жанров. В середине 17 века вместе с первыми журналами, где публиковали свои работы литераторы, появляются художественные жанры. В процессе развития техники, нарастания конкуренции и расширения возможностей человека зарождаются интервью, репортаж, заметка, статья, портрет, рецензия и др.

Таким образом, публицистика своим  развитием обязана другим видам  деятельности: торговля породила потребность  в обмене коммерческой информацией, в результате чего появилась газета; из деловых взаимоотношений на страницах  газет – отчет; из потребности  в конфиденциальной информации –  письмо. Общее историческое развитие жанров – от простого к сложному, от заметки-хроники в несколько  срок до серьезных аналитических  материалов. [48]

В последнее время происходят большие  изменения в сторону индивидуализации стиля; имеет место перегруппировка  жанров и даже их смешение. Процесс  развивается в нескольких направлениях: во-первых, происходит взаимопроникновение  жанров; во-вторых, некоторые жанры  исчезают со страниц газет; в-третьих, образуются новые жанры, пришедшие  из смежной коммуникативной области.

Информация о работе Стилистические и языковые особенности аналитических жанров в центральных газетах "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика»