Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:21, курсовая работа
Являясь важнейшим средством коммуникации и выражения мысли, язык служит инструментом познания, постоянного осмысления мира человеком и превращения опыта в знание. Язык – это не только средство для передачи и хранения информации, но и инструмент, с помощью которого формируются новые понятия, во многом определяющие сам способ человеческого мышления. Выбор конкретных языковых средств оказывает влияние на структуру мышления и тем самым на процесс восприятия и воспроизведения действительности.
Введение ……………………………………………………………………………3 1. Язык как социальная система…………………………….. ……………………5 2. Понятие «посредник-медиатор» в отечественной лингвофилософской традиции……………………………………..……………………………………....6 3. Информационная картина мира, информационное общество, инфосфера….8 4. Социальная информация и интеллектуальная коммуникация……………….10 5. Массовая коммуникация и массовая информация……………………………13 6. Наука о средствах массовой информации……………………………………..15 7. Воздействующая функция языка СМИ………………………………………..18 8. Роль общественно-политической терминологии……………………………..22
Заключение ………………………………………………………………………..26 Список использованной литературы ………………………………………….2
Тем не менее, без изобретения письменности и книгопечатания человечество не смогло бы развиваться дальше. Благодаря опосредующей роли печатной книги расширился и диапазон человеческого сознания.
Весь
период развития после изобретения
печатного станка называют теперь «галактикой
Гутенберга» ( Gutenberg galaxy ).
Выполняя
функции источника и хранителя
информации, язык одновременно является
способом выражения накопленного знания
и базой для формирования нового.
Как «носитель информации»
Если под информационной картиной мира понимать всю совокупность знаковых систем, сигналов и проявлений информационных связей, то язык можно рассматривать как особый вид социальных информационных связей. Благодаря языку информационная картина мира получает возможность социального репродуцирования, связанного с активным отношением к прошлому опыту, когда отбирается, сохраняется и создается то, что способствует дальнейшему развитию общества, следствием чего становится создание особого информационно-языкового видения мира.
Вильгельм
фон Гумбольдт определял «
Идею
опережающего развития человечества продолжил
В.И. Вернадский. Он разработал модель
постепенного превращения биосферы,
преобразованной разумом и
Сегодня,
в самом начале XXI века, все мы
являемся свидетелями невиданной информационной
мощи, достигнутой человечеством
благодаря стремительному развитию
информационных технологий. Научно-техническую
революцию сменила революция
информационная, в ходе которой создается
новое «информационное
Наряду
с традиционными средствами информационной
связи (телеграф, телефон, радио и
телевидение) сегодня очень широко
применяются такие системы
Интеграция
средств связи, объединение их с
компьютерными сетями позволяет
создавать мощнейшие системы
для хранения огромных объемов данных
и их скоростной обработки. Подключение
к международной сети ИНТЕРНЕТ дает
возможность вхождения в
Степень
овладения пространством и
«Информационное общество» породило особый пространственно-временной феномен, который являет собой невиданную прежде информационную инфраструктуру, называемую «киберпространством» или «инфосферой». Понятие «информационной сферы» непосредственно связано с представлением о многомерности и многоплановости информации, форм и методов ее производства, кодирования, хранения, переработки и передачи, а также с определением роли и места человека в данной инфраструктуре.
Сущность
«инфосферы» раскрывается через
совокупность информационных процессов
как результат конкретной деятельности
человека, его способности активно,
целенаправленно реагировать на
поступающую информацию, постоянно
расширяя зону ее восприятия, производства
и передачи.
Согласно Дж. Маккарти , «информация – предмет потребления столь же неосязаемый, как и энергия, однако едва ли не самый распространенный во всех сферах человеческой деятельности». Здесь и далее имеется в виду социальная, семантическая информация, которая циркулирует в человеческом обществе, считается высшим видом информации и (в отличие от биологической) характеризуется смыслом, ценностью и другими свойствами.
Из множества определений понятия информации наиболее приемлемыми в данном контексте нам представляются следующие:
Информация – это «осмысленное сообщение, выраженное в языковой форме в логически последовательном непротиворечивом виде»;
«Информация – это сведения, являющиеся объектом хранения, передачи, преобразования».
Наряду с концепцией, рассматривающей информацию как сырье, ресурс или товар, существует принимаемая нами концепция, в соответствии с которой информация – основное содержание интеллектуальной коммуникации. При этом интеллектуальная коммуникация понимается как обмен информацией между индивидами посредством общей для них знаковой системы.7
Как известно, информационный обмен лежит в основе всякого знания. Знание и информация по сути своей неразрывны, хотя между ними нельзя ставить знак равенства. Знание превращается в информацию только тогда, когда оно связано с возможностью его передачи другим людям, т.е. с возможностью коммуникации. Поэтому информация нередко рассматривается как знание, отчужденное от его индивидуального носителя и обобществленное в системе коммуникации.
Одной из важнейших функций социальной информации является ее коммуникативная функция, заключающаяся в том, что благодаря информационным процессам происходит общение, связь между людьми и их коллективами.
Наиболее известная модель системы связи включает пять составных частей:
1. источник информации, или создающее сообщение;
2.
передатчик, преобразующий (кодирующий)
сообщения в сигналы,
3.
сам канал связи, т.е. среда,
соединяющая приемник и
4.
приемник, воспринимающий сигналы
и восстанавливающий (
5.
адресат, получатель
А.Д. Урсул приводит наглядный пример социальной системы связи, где источником информации является ученый, выступающий с лекцией по телевидению, передатчиком – телепередатчик, каналом связи – полоса частот, выделенная для данной телестанции, приемником – телевизор, а адресатом – зрители (слушатели) телепередачи.8
Широкое распространение имеет другая схема системы связи, в которой число основных «участников, задействованных» в процессе интеллектуальной коммуникации, сокращается до четырех:
1) коммуникант;
2) высказывание;
3) средство связи;
4) реципиент.
В этом случае коммуникантом может быть отдельное лицо (которое говорит, пишет, рисует, жестикулирует) или конкретная организация связи (например, телестудия), высказывание отражает содержание и форму сообщаемого, средство связи передает сигналы от коммуниканта к реципиенту, а реципиентом является отдельное лицо (которое соответственно слушает, читает, смотрит) или группа лиц (зрителей/слушателей).
Причем сигнал в процессе коммуникации уподобляется объективному знаку, который становится носителем информации (высказывания) и может быть передан с помощью соответствующего средства связи.
Принципиально значимым является тот факт, что в процессе передачи информации выделяются три уровня – синтаксический, семантический и прагматический, обусловленные внутренней структурой передаваемых знаков, а также их содержанием и ценностью.
Важным аспектом исследования коммуникативных связей в обществе является их содержательный социологический анализ, включающий характеристику интересов и мотивов деятельности отдельной личности или общественной группы, поставляющих соответствующую информацию.
Существуют разные определения типа коммуникации. Кроме устной и письменной, прежде всего, различают «межличностную» и «массовую» коммуникации. При этом в зависимости от пространственно-временного фактора выделяются следующие подвиды:
1)
прямая и непрямая
2) двусторонняя и односторонняя коммуникация,
3)
личная и общественная
Массовая
коммуникация – система социального
взаимодействия особого рода. Общезначимость
данной коммуникативной сферы
Еще в 1946 г. американский исследователь Харольд Лассвэлл предложил схему массовой коммуникации, которая считается по-своему классической: «кто, что сказал, посредством какого канала коммуникации, кому, с каким результатом». Очень кратко и достаточно наглядно здесь показаны основные аспекты, принципиально важные для характеристики процесса массовой коммуникации.
Затем
Лассвэлл несколько модифицировал
эту схему, которая теперь выглядит
следующим образом: «участники коммуникации
– перспективы – ситуация –
основные ценности – стратегии –
реакции реципиентов – эффекты»
«Массовая
коммуникация – это систематическое
распространение сообщений
Социальная информация, передаваемая с помощью этих средств, рассчитана на массового потребителя. Массовая информация имеет всеобъемлющий и одновременно избирательный характер. Она избирательна по отношению к передаваемому содержанию, которое диктуется задачами и целями инициатора текста.
Текст
массовой информации создается на основе
перевода коммуникативного намерения
(интенции) в коммуникативную
Текст массовой информации обладает целым рядом особенностей, которые еще недостаточно изучены. Сложность изучения текста массовой информации связана со многими разнородными факторами: жанровой неопределенностью, «привязанностью» к каналу передачи, смешением устной и письменной речи, «коллективностью» создания и получения текста и др. Все это стимулирует не только анализ отдельных «языков СМИ» – прессы, радиовещания, кино, телевидения и т.д., но и поиск некоторой общей теории, которая позволила бы дать трактовку массовой информации как единого текста .
Информация о работе Язык СМИ – основное средство воздействия на массовое сознание