Язык СМИ – основное средство воздействия на массовое сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Являясь важнейшим средством коммуникации и выражения мысли, язык служит инструментом познания, постоянного осмысления мира человеком и превращения опыта в знание. Язык – это не только средство для передачи и хранения информации, но и инструмент, с помощью которого формируются новые понятия, во многом определяющие сам способ человеческого мышления. Выбор конкретных языковых средств оказывает влияние на структуру мышления и тем самым на процесс восприятия и воспроизведения действительности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3 1. Язык как социальная система…………………………….. ……………………5 2. Понятие «посредник-медиатор» в отечественной лингвофилософской традиции……………………………………..……………………………………....6 3. Информационная картина мира, информационное общество, инфосфера….8 4. Социальная информация и интеллектуальная коммуникация……………….10 5. Массовая коммуникация и массовая информация……………………………13 6. Наука о средствах массовой информации……………………………………..15 7. Воздействующая функция языка СМИ………………………………………..18 8. Роль общественно-политической терминологии……………………………..22
Заключение ………………………………………………………………………..26 Список использованной литературы ………………………………………….2

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа .docx

— 59.46 Кб (Скачать файл)

     Сегодня распространение новых средств  массовой информации, связанных с  развитием интерактивных, управляемых  пользователем информационных технологий, влечет за собой не только изменение  форм и видов коммуникации, изменяется также положение естественных языков в общей семиотической системе.

     Именно  семиотика, как известно, занимается изучением знаковых систем и процессов, в которых передающая сторона (передатчик) соотносит знаки с определенными  объектами и тем самым вызывает соответствующее отношение к  данным знакам у принимающей стороны (приемника).10

     Современная культура немыслима без существования  многочисленных и самых разных знаковых систем, благодаря которым возможно управление сложнейшими процессами в различных областях человеческой жизни. Имеются в виду, прежде всего:

      1)        вербальный  язык;

     2)        элементарный язык мимики и  жеста; 

      3)         научные  языки (химических или физических) символов;

      4)        множество  вариаций «языка эстетики» –  музыка, изобразительное искусство,  архитектура; 

      5)        «языки» политических  символов, политических ритуалов;

      6)        «язык» религиозных  литургий и т.д. 

     Как теория знаков в широком плане  семиотика призвана исследовать  неконвенционализированные творчески  изменяющиеся, а также совершенно новые знаки и их применение (ср.: искусство, коммуникацию в политике).

     Семиотика занимается также описанием взаимодействия различных знаковых кодов, например, музыкального, визуального и вербального  в кино и на телевидении.

     Средства  массовой информации – пресса, радио, телевидение, кино, Интернет, сочетая  в себе звуковую и письменную речь, движущиеся и неподвижные изображения, включая музыку и пластику тела, составляют единый семиотический ансамбль. Этот ансамбль состоит из материалов разных семиотических систем, преобразуемых  средствами фиксации, характерными для  СМИ. Имеются в виду кинопленка, магнитная  пленка и иные формы видео- и звукозаписи, а также мощная компьютерная техника, техника радиовещания, телевидения, кинопроката и других средств  передачи и распространения знаков. Все это создает текст высшей семиотической сложности, который  представляет собой интереснейшую  задачу семиотического анализа.

     Однако  семиотический аспект – лишь один из подходов к осмыслению такого сложного феномена, каким являются средства массовой информации.11  

  1. Наука о средствах массовой информации

     В последние десятилетия широкое  распространение за рубежом получило гуманитарное учебно-научное направление, связанное с изучением средств  массовой информации. Появление новой  науки (нем. Medienwissenschaft) вызвано к  жизни мощным развитием таких  средств массовой коммуникации, как  печать, радио, кино, телевидение и  Интернет, располагающих особым языком информационного воздействия для  создания соответствующей картины  мира в общественном сознании.

     Наука о средствах массовой информации – это новое междисциплинарное  направление, которое, базируясь на традиционных методах, предполагает определенное изменение исследовательского акцента. С точки зрения данной науки такие  явления, как театр, литература и  пресса, относятся к традиционным, а фотография, кино, радио, телевидение, видео и Интернет – к современным  средствам массовой информации.12

     Общеизвестно, что человечество увековечивает  себя в продуктах своей деятельности – произведениях искусства, текстах, фильмах, научно-технических достижениях. Если несколько «заземлить» сказанное, то, например, фильм в его опредмеченном, овеществленном виде представляет собой  не что иное, как коробку с целлулоидной лентой или кассету, а книга в этом аспекте может рассматриваться как стопка печатных листов. Оба эти произведения (как продукты человеческой деятельности) актуализируются лишь в процессе коммуникации.

     Коммуникация  или общение подобного рода относится  к духовной, мыслительной сфере человеческого  бытия и осуществляется информационным путем.

     «Специалисты, изучающие средства массовой информации, являются, пожалуй, самыми большими материалистами среди гуманитариев, даже если они  сами и не осознают этого. Занимаясь  исследованием генезиса и производства коммуникатов (литературы, прессы, рекламы, кино, телевидения и т.п.), их структуры  и эстетики или их восприятия и  воздействия, они всегда ясно представляют себе соотношение материального (технической  определенности, производственных условий  и/или самого продукта) и идеального (значения, когнитивной пользы или  вреда, чувственного опыта, ментальной стандартизации или формирования). Эта методическая перспектива распространяется не только на язык литературы или такие  традиционные виды искусства, какими являются ведущие технические информационные средства XX века – кино и телевидение, но и на самые современные формы  аудиовизуальной техники – цифровые интерактивные средства массовой информации».

     В специальной немецкой литературе последних  лет представлены различные точки  зрения на содержание или состав информационных систем и средств. Так, Никлас Луман  относит к информационным посредникам (нем. Medium) не только язык, но и такие  явления, как любовь, власть, вера и  т.д., воспринимая это понятие  достаточно широко.

     Принципиально иной подход характеризует классификацию  системы информационных связей, представленную Г. Шанце. Рассматривая в историческом плане идею возрождения роли книги как литературно-художественного произведения в современном мире, Шанце подразделяет весь период существования информационных связей в человеческом обществе на пять основных циклов:

      1)        устное общение; 

      2)          письмо;

      3)          печать;

      4)          аудиовизуальные  информационные средства;

      5)         буквенно-цифровые  информационные средства (Digitalmedien).

     Согласно  Шанце, «эпоха Гутенберга» простирается до начала XX века, «эпоха образа» начинается в середине XIX века, а «период преобладания образа и звука» относится к «золотым» 20-м годам прошлого столетия. Шанце  считает, что «эпоха буквенно-цифровых информационных средств», начавшаяся уже в 40-х годах, доминирует с 80-х  годов XX века.

     Воспринимая книгу как «старое информационное средство», Г. Шанце подчеркивает, что  она (книга) является предметом литературного  исследования в рамках истории развития информационных средств в целом. При этом книга, не потерявшая своего значения в период расцвета аудиовизуальных  средств массовой информации, по мысли  Шанце, должна сохранить свою роль и  в эпоху новых информационно-коммуникативных  средств.

     Иная  классификация предлагается Ульрихом Шмитцем , который подвергает сравнительному анализу «старые» и «новые» средства массовой информации. Опираясь на исследования немецких и зарубежных авторов, У. Шмитц  также рассматривает проблему информационных связей с точки зрения их исторического  развития. Он различает три вида или типа коммуникативно-информационных связей, которые располагаются друг за другом в исторической последовательности:

       «Первичная коммуникация», основанная  на устном контакте между людьми (речь, жестикуляция, мимика).

     «Вторичная  коммуникация», базирующаяся на технике  письма и печати, без применения специальных технических средств  со стороны адресата (письмо, книга, газета).

       «Третичная коммуникация», связанная  с обязательным применением технических  средств не только для производства  и передачи, но также и для  приема соответствующих знаков (телефон,  телетайп, кино, пластинка, радио,  телевидение и т.д.).13

     Другой  немецкий исследователь В. Фаульштих  подразделяет процесс исторического  развития коммуникативно-информационных связей на три основные фазы:

      1.        Приблизительно  до 1500 г. доминировала «первичная  коммуникация непосредственного  человеческого общения».

      2.        С 1500 г. по 1900 г. доминировала «вторичная  печатная коммуникация». 

      3.         В течение  всего XX века доминирует «третичная  или электронная коммуникация». 

     По  прогнозам В. Фаульштиха, сейчас мы стоим на пороге «четвертичного периода  субституционной коммуникации», когда  многие традиционные функции «печатной  коммуникации» будут заменены новыми, например, с помощью мультимедийных интерактивных буквенно-цифровых технических  средств массовой информации (interaktive multimediale Digitalmedie n ). 
 

  1. Воздействующая функция языка СМИ

     Проблема  воздействия языка на человека, его  способ мышления и его поведение, напрямую связана со средствами массовой коммуникации. Информируя человека о  состоянии мира и заполняя его  досуг, СМИ оказывают влияние  на весь строй его мышления, на стиль  мировосприятия, на тип культуры сегодняшнего дня.

     В исследованиях последних лет  культура трактуется как система  коллективного знания, с помощью  которого люди моделируют окружающий мир. Такая точка зрения подчеркивает тесную взаимосвязь восприятия, познания, языка и культуры. В русле этой концепции индивидуальные действия людей, неразрывно связанные с коммуникативными процессами, относятся к комплексной системе коллективного знания, передаваемого через язык. Сегодня «поставщиками» коллективного знания, или посредниками в его распространении, являются СМИ, которые никогда не остаются индифферентными по отношению к тому, что опосредуют.

     Согласно  Б. Расселу, «передача информации может  происходить только в том случае, если эта информация интересует вас  или если предполагается, что она  может влиять на поведение людей».

     Появившись  вначале как чисто технические  способы фиксации, трансляции, консервации, тиражирования информации и художественной продукции, СМИ очень скоро превратились в мощнейшее средство воздействия  на массовое сознание.

     Весьма  показательна в этом контексте оценка роли радио, данная в разное время  разными общественными деятелями  Германии. «Отец немецкого радио» Г. Бредов в 20-х годах XX века определял  радио как «zivilisatorisches Instrument der Menschenwerdung», подчеркивая тем самым его  значение в процессе становления  человеческой личности. Бертольд Брехт  в это же время разработал особую теорию радиоискусства, стремясь с  помощью радио донести до широких  народных масс искусство, доступное  прежде лишь избранным. Известные немецкие социологи Макс Хоркгеймер и Теодор Адорно, которые издали в США книгу  «Диалектика просвещения» («Dialektik der Aufklärung») об «индустрии буржуазной культуры», определяли радио и другие СМИ  как инструмент оболванивания масс (Instrument der Massenver-dummung). После прихода  к власти Гитлера, когда радио  стало важнейшим средством нацистской пропаганды, появляется книга Г. Экерта «Rundfunk als Führungsmittel» («Радио как орган  власти»), а спустя три десятилетия  в Германии выходит справочник «Fernsehen und Rundfunk für die Demokratie» («Телевидение и  радио на службе демократии»).14

     Человеческое  восприятие постоянно испытывает влияние  современных средств массовой информации. Это тот модус, который обнаруживает свое воздействие во всех сферах жизни. Широчайшее распространение СМИ  обуславливает появление, распространение  и господство т.н. «одномерного сознания». Это понятие и соответствующий термин возникли по аналогии с названием известной вышедшей в 1964 г. книги немецкого социолога Г. Маркузе «Одномерный человек», где показаны возможности и следствия манипулирования массовым сознанием с помощью самых современных СМИ.

     Теоретик  французского постмодерна Жан Бодрийяр в очерке «Другой через самого себя» (1987 г.) говорит о том, что  все мы живем в мире гиперкоммуникаций, погруженные в водоворот закодированной информации. Любая сторона жизни  может служить сюжетом для  СМИ. Мир превратился в гигантский экран монитора. Информация перестает  быть связанной с событиями и  сама становится захватывающим событием.

     Его соотечественник, социолог Ги Дебор, двадцатью  годами раньше, в книге «Общество спектакля», выступая против фальсификации общественной и личной жизни с помощью СМИ, формулирует идею, согласно которой языком и целью коммуникации в обществе становятся образы, созданные средствами массовой информации.15

     Особую  значимость в связи с этим приобретает  вопрос регулирования общественного  мнения посредством СМИ. Если считать, что использование информации напрямую связано с проблемой управления, то средства массовой информации, рассчитанной на массовое потребление, можно рассматривать  как особую социально-информационную систему, выполняющую функции ориентации.

Информация о работе Язык СМИ – основное средство воздействия на массовое сознание