Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 22:27, курс лекций
Статья 6. Объекты земельных отношений 1. Объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс; 2) земельные участки; 3) части земельных участков. 2. Земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Понятие и содержание земельных правоотношений
По поводу распределения, использования и охраны земель между органами власти, организациями и частными лицами складываются определенные отношения, которые регулируются нормами земельного права. Тем самым возникают земельные правоотношения.
Структуре земельных правоотношений как и иным правоотношениям, присуще наличие нескольких элементов:
1) норма права, которой необходимо руководствоваться при решении тех или иных земельно-правовых вопросов;
2) субъекты права, т. е. участники земельных отношений;
3) объект права— индивидуально-определенный
земельный участок, по поводу которого
возникают земельные отношения. В сфере
государственного управления объектом
земельных отношений может быть весь земельный
фонд в целом, его составные части в пределах
границ субъектов Российской Федерации,
административно-
4) содержание земельных правоотношений, т. е. права и обязанности их участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права, преследуя цель, ради которой складываются данные земельные отношения. При этом учитываются особенности и субъекта, и объекта данных отношений.
6. Функции управления землями.
В дореформенной литературе: ведение государственного земельного кадастра; планирование использования земли; предоставление и изъятие земельных участков; землеустройство; контроль за использованием земли; организация мелиорации земель; рекультивация земель; разрешение земельных споров. В современной литературе есть еще: обеспечение надлежащего использования земли, т.е. применение налоговых мер, мер экономического стимулирования, мер ответственности, установление нормативов деятельности на земельных участках, осуществление всеми пользователями землеустройства, охранительная функция. В действующем законодательстве можно выделить следующие функции государственного управления: планирование использования земельных ресурсов; землеустройство; государственный земельный кадастр; контроль за соблюдением законодательства.
7. Принципы земельного права
Принципы: приоритет сельско-
Статья 1. Основные принципы земельного
законодательства 1. Настоящий
Кодекс и изданные в соответствии с ним
иные акты земельного законодательства
основываются на следующих принципах:
1) учет значения земли как основы
жизни и деятельности человека, согласно
которому регулирование отношений по
использованию и охране земли осуществляется
исходя из представлений о земле как о
природном объекте, охраняемом в качестве
важнейшей составной части природы, природном
ресурсе, используемом в качестве средства
производства в сельском хозяйстве и лесном
хозяйстве и основы осуществления хозяйственной
и иной деятельности на территории Российской
Федерации, и одновременно как о недвижимом
имуществе, об объекте права собственности
и иных прав на землю; 2) приоритет охраны
земли как важнейшего компонента окружающей
среды и средства производства в сельском
хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием
земли в качестве недвижимого имущества,
согласно которому владение, пользование
и распоряжение землей осуществляются собственниками
земельных участков свободно, если это не наносит ущерб
окружающей среде; 3) приоритет
охраны жизни и здоровья человека, согласно
которому при осуществлении деятельности
по использованию и охране земель должны
быть приняты такие решения и осуществлены
такие виды деятельности, которые позволили
бы обеспечить сохранение жизни человека
или предотвратить негативное (вредное)
воздействие на здоровье человека, даже
если это потребует больших затрат;
4) участие граждан и общественных организаций
(объединений) в решении вопросов, касающихся
их прав на землю, согласно которому граждане
Российской Федерации, общественные организации
(объединения) имеют право принимать участие
в подготовке решений, реализация которых
может оказать воздействие на состояние
земель при их использовании и охране,
а органы государственной власти, органы
местного самоуправления, субъекты хозяйственной
и иной деятельности обязаны обеспечить
возможность такого участия в порядке
и в формах, которые установлены законодательством;
5) единство судьбы земельных
участков и прочно связанных с ними объектов,
согласно которому все прочно связанные
с земельными участками объекты следуют
судьбе земельных участков, за исключением
случаев, установленных федеральными
законами; 6) приоритет сохранения
особо ценных земель и земель особо охраняемых
территорий, согласно которому изъятие
ценных земель сельскохозяйственного
назначения, земель лесного
фонда, занятых лесами первой группы, земель особо
охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного
наследия, других особо ценных земель
и земель особо охраняемых территорий
для иных целей ограничивается или запрещается
в порядке, установленном федеральными
законами. Установление данного принципа
не должно толковаться как отрицание или
умаление значения земель других категорий;
7) платность использования
земли, согласно которому любое использование
земли осуществляется за плату, за исключением
случаев, установленных федеральными
законами и законами субъектов Российской
Федерации; 8) деление земель
по целевому назначению на категории, согласно которому правовой
режим земель определяется исходя из их
принадлежности к той или иной категории
и разрешенного использования в соответствии
с зонированием территорий и требованиями
законодательства; 9) разграничение
государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации,
собственность субъектов Российской Федерации
и собственность муниципальных образований,
согласно которому правовые основы и порядок
такого разграничения устанавливаются
федеральными законами; 10) дифференцированный
подход к установлению правового режима
земель, в соответствии с которым при определении
их правового режима должны учитываться
природные, социальные, экономические
и иные факторы; 11) сочетание интересов
общества и законных интересов граждан,
согласно которому регулирование использования
и охраны земель осуществляется в интересах
всего общества при обеспечении гарантий
каждого гражданина на свободное владение,
пользование и распоряжение принадлежащим
ему земельным участком. При регулировании
земельных отношений применяется принцип
разграничения действия норм гражданского
законодательства и норм земельного законодательства
в части регулирования отношений по использованию
земель, а также принцип государственного
регулирования приватизации земли.
2. Федеральными законами могут быть установлены
и другие принципы земельного законодательства,
не противоречащие установленным пунктом 1 настоящей статьи принципам.
8. Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения
Статья 36. Приобретение прав на земельные
участки, которые находятся в государственной
или муниципальной собственности и на
которых расположены здания, строения,
сооружения 1. Граждане и юридические
лица, имеющие в собственности, хозяйственном
ведении или оперативном управлении здания,
строения, сооружения, расположенные на
земельных участках, находящихся в государственной
или муниципальной собственности, приобретают
права на эти земельные участки в соответствии
с настоящим Кодексом. Исключительное
право на приватизацию земельных участков
или приобретение права аренды земельных
участков имеют граждане и юридические
лица - собственники зданий, строений,
сооружений в порядке и на условиях, которые
установлены настоящим Кодексом, федеральными
законами.
2. В существующей застройке земельные
участки, на которых находятся сооружения,
входящие в состав кондоминиума, жилые
здания и иные строения, предоставляются
в качестве общего имущества в общую долевую
собственность домовладельцев в порядке
и на условиях, которые установлены Федеральным
законом "О товариществах собственников
жилья". 3. В случае, если здание
(помещения в нем), находящееся на неделимом
земельном участке, принадлежит нескольким
лицам на праве собственности, эти лица
имеют право на приобретение данного земельного
участка в общую долевую собственность
или в аренду с множественностью лиц на
стороне арендатора, если иное не предусмотрено
настоящим Кодексом, федеральными законами.
В случае, если в здании, находящемся на
неделимом земельном участке, помещения
принадлежат одним лицам на праве собственности,
другим лицам на праве хозяйственного
ведения или всем лицам на праве хозяйственного
ведения, эти лица имеют право на приобретение
данного земельного участка в аренду с
множественностью лиц на стороне арендатора,
если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом, федеральными законами. При
этом договор аренды земельного участка
заключается с условием согласия сторон
на вступление в этот договор иных правообладателей
помещений в этом здании. Федеральные
казенные предприятия и государственные
или муниципальные учреждения - правообладатели
помещений в этом здании обладают правом
ограниченного пользования земельным
участком для осуществления своих прав
на принадлежащие им помещения.
4. В случае, если помещения в здании, расположенном
на неделимом земельном участке, закреплены
за несколькими федеральными казенными
предприятиями и государственными или
муниципальными учреждениями, данный
земельный участок предоставляется одному
из этих лиц на основании решения собственника земельного
участка в постоянное (бессрочное) пользование,
а другие из этих лиц обладают правом ограниченного
пользования земельным участком для осуществления
своих прав на закрепленные за ними помещения.
5. Для приобретения прав на земельный
участок граждане или юридические лица,
указанные в настоящей статье, совместно
обращаются в исполнительный орган государственной
власти или орган местного самоуправления,
предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении
прав на земельный участок с приложением
его кадастровой карты (плана).
6. Исполнительный орган государственной
власти или орган местного самоуправления,
предусмотренные статьей 29 настоящего
Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления
указанного в пункте 5 настоящей статьи
заявления принимает решение о предоставлении
земельного участка в собственность бесплатно
в соответствии с пунктом 2 статьи
28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных
в пункте 1 статьи
20 настоящего Кодекса, на праве постоянного
(бессрочного) пользования либо готовит
проект договора купли-продажи или аренды
земельного участка и направляет его заявителю
с предложением о заключении соответствующего
договора. 7. В случае отсутствия
кадастровой карты (плана) земельного
участка орган местного самоуправления
на основании заявления гражданина или
юридического лица либо по обращению предусмотренного
статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного
органа государственной власти на основании
дежурной кадастровой карты (плана), содержащей
сведения о местоположении земельного
участка, и градостроительной документации
в месячный срок со дня поступления указанных
заявления либо обращения обеспечивает
изготовление кадастровой карты (плана)
земельного участка и утверждает проект
его границ. Границы и размеры
земельного участка определяются с учетом
фактически используемой площади земельного
участка в соответствии с требованиями
земельного и градостроительного
законодательства. Границы земельного участка устанавливаются
с учетом красных линий, границ смежных
земельных участков (при их наличии), естественных
границ земельного участка. 8.
Исполнительный орган государственной
власти или орган местного самоуправления,
предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный
срок со дня представления проекта границ
земельного участка принимает решение
о предоставлении этого земельного участка
лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию
решения с приложением проекта границ
земельного участка. На основании проекта
границ земельного участка за счет указанных
лиц устанавливаются границы земельного
участка на местности и обеспечивается
изготовление кадастровой карты (плана)
земельного участка. 9. Иностранные
граждане, лица без гражданства и иностранные
юридические лица - собственники зданий,
строений, сооружений имеют право на приобретение
земельных участков в собственность в
порядке, установленном настоящей статьей,
и в соответствии с пунктом 2 статьи
5, пунктом 3 статьи
15 и пунктами 4 и 5 статьи 28 настоящего Кодекса.
9. Система
Под системой зем. права как отрасли следует понимать научно обоснов. последоват. расположения институтов и образующих их норм в зависимости от их значимости, роли и содержания, обусловленного характером регулируемых общественных отношений. Система зем.права сост. из Общей части, содержащ. правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, Особенной части, охватывающей нормы, регулирующие отдельные виды зем.отношений.
10. Защита прав на земельные участки.
Статья 59. Признание права на земельный участок 1. Признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. 2. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
11. Конституция как источник
Среди всех законов есть основной- КОНСТИТУЦИЯ России, предусматривающая основы конституцион. строя,права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, полномочия главы гос-ва, законодат-ых, исполнительных и судебных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного самоуправления. Конституц-ые положения явл. отправными для других отраслей права, в том числе для земельного. При этом нормы Конституции можно условно разбить на 2 большие группы: 1- непосредственно посвященная земельным отношениям,2-непосредственно участвующая в регулировании земельных отношений
Понятие и виды источников земельного права
Призванное быть регулятором общественных отношений право должно получать внешнее выражение, приобретать различные, действующие с разной степенью эффективности юридические формы. Эти-то формы, с помощью которых воля становится обязательной, и обозначаются условным термином "источники" права.Виды источников В цивилизованном юридическом пространстве, права где функционируют различные, исторически обусловленные правовые системы, существуют следующие виды источников права: правовой обычай, нормативный акт, судебный прецедент, договор, общие принципы, идеи и доктрины, религиозные тексты. Не все эти источники права действуют одновременно и с одной силой — на их действие влияют специфические черты правовых систем той или иной страны, особенности национального права в рамках единой правовой семьи, периоды развития, традиции. Для России характерно главенствование нормативных актов в большинстве отраслей права, но последнее время начинают приобретать значение общие принципы, договоры и обычаи, о чем подробнее будет рассказано далее.
Наиболее характерным для России способом правового регулирования всегда являлся нормативный акт, что обусловливалось масштабами, централизацией и многонациональностью государства, желанием обеспечить единообразие правоприменения. Под нормой права понимается общее (не персонифицированное) правило поведения, обязательное для исполнения гражданами и должностными лицами, установленное уполномоченным на это органом. Норма права — не констатация факта, не рекомендация, не пожелание, не призыв, а повеление, имеющее категорический характер, предписание, за которым стоит авторитет.
Статья 15 – высшая юр. сила. Ч. 2 ст. 8 – формы собственности. 9 – земля может находиться в различной собственности. 35 – защита частной собственности. 36 – гр-не вправе иметь в частной собственности землю.
12. Сделки по поводу земли как основание возникновения прав.
Анализ норм Гражданского и Земельного кодексов Российской Федерации позволяет выявить следующие виды сделок с землей:
а) купля-продажа земельных участков и земельных долей (паев);
б) передача органами местного самоуправления за плату земельных участков приватизированным государственным и муниципальным предприятиям, в том числе при расширении и дополнительном строительстве, гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности; иным собственникам недвижимости, иных объектов и прав производится в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством области.
в) продажа земельных участков, права аренды земельных участков, права застройки земельных участков с аукциона или конкурса;
г) продажа с аукциона земельных участков и прав на земельные доли (паи) органами местного самоуправления;
д) залог земельных участков и земельных долей;
е) наследование земельных участков и земельных долей;
ж) мена земельных участков и земельных долей;
з) дарение (безвозмездная передача) земельных участков, земельных долей;
и) передача земельных участков и земельных долей (паев) или прав на них в качестве вклада в уставный капитал коммерческих и некоммерческих организаций;
к) передача земельных участков, земельных долей (паев) по договору ренты или пожизненного содержания;
л) иные сделки, не противоречащие законодательству Российской Федерации и законодательству области.
Общие правила совершения сделок с землей. Земельному участку, выступающему в качестве объекта права собственности, присущи признаки объекта, установленные гражданским правом: