Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 22:27, курс лекций
Статья 6. Объекты земельных отношений 1. Объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс; 2) земельные участки; 3) части земельных участков. 2. Земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
25. Общая характеристика
оснований возникновения прав
на земельные участки.
Статья 25. Основания возникновения прав
на землю 1. Права на земельные
участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям,
установленным гражданским
законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной
регистрации в соответствии с Федеральным
законом "О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним". 2. Государственная регистрация
сделок с земельными участками обязательна
в случаях, указанных в федеральных законах.
3. Не подлежат возврату земельные
участки, не подлежит возмещению или компенсации
стоимость земельных участков, которые
были национализированы до 1 января 1991
года в соответствии с законодательством,
действовавшим на момент национализации
земельных участков. Статья 27. Ограничения
оборотоспособности земельных участков
1. Оборот земельных участков
осуществляется в соответствии с гражданским
законодательством и настоящим Кодексом. 2. Земельные
участки, отнесенные к землям, изъятым
из оборота, не могут предоставляться
в частную собственность, а также быть
объектами сделок, предусмотренных гражданским
законодательством. Земельные
участки, отнесенные к землям, ограниченным
в обороте, не предоставляются в частную
собственность, за исключением случаев,
установленных федеральными законами.
3. Содержание ограничений оборота
земельных участков устанавливается настоящим
Кодексом, федеральными законами.
4. Из оборота изъяты земельные участки,
занятые находящимися в федеральной собственности
следующими объектами: 1) государственными
природными заповедниками и национальными
парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса); 2) зданиями,
строениями и сооружениями, в которых
размещены для постоянной деятельности
Вооруженные Силы Российской Федерации,
пограничные войска, другие войска, воинские
формирования и органы; 3) зданиями,
строениями и сооружениями, в которых
размещены военные суды; 4) объектами
организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций федеральных
органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии,
пунктами хранения ядерных материалов
и радиоактивных веществ; 7) объектами,
в соответствии с видами деятельности
которых созданы закрытые административно-
26. Мониторинг.
Статья 67. Государственный мониторинг земель 1. Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации. 2. Задачами государственного мониторинга земель являются: 1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов; 2) информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства; 3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель. 3. В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. 4. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Мониторинг земель: Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений в землях, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Подразделяется в зависимости от территориального охвата на федеральный, региональный и локальный мониторинг.
27. Общая характеристика
собственности на землю:
Конституция: ст. 8 признаются и защищаются гос., мун., частная и иные формы собственности; ст. 9 земля и др. природ. ресурсы могут находиться в гос., мун., частной и иных формах соб-ти; ст. 35 право частной собственности охраняется законом; ст. 36 гр-не и их объединения вправе иметь в частной соб-ти землю, владение, пользование, распоряжение землей и др. природ. ресурсами должно осущ-ся без ущерба окр. среде и прав и закон. интересов иных лиц.
ЗК: Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц 1. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. 2. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. 3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Содержание: право пользования, владения, распоряжения.
28. Понятие,
цели и содержание охраны
Статья 12. Цели охраны земель
1. Земля в Российской Федерации охраняется
как основа жизни и деятельности народов,
проживающих на соответствующей территории.
Использование земель должно осуществляться
способами, обеспечивающими сохранение
экологических систем, способности земли
быть средством производства в сельском
хозяйстве и лесном хозяйстве, основой
осуществления хозяйственной и иных видов
деятельности. 2. Целями охраны
земель являются: 1) предотвращение
деградации, загрязнения, захламления,
нарушения земель, других негативных (вредных)
воздействий хозяйственной деятельности;
2) обеспечение улучшения и восстановления
земель, подвергшихся деградации, загрязнению,
захламлению, нарушению, другим негативным
(вредным) воздействиям хозяйственной
деятельности. Статья 13. Содержание
охраны земель 1. В целях охраны
земель собственники
земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить
мероприятия по: 1) сохранению
почв и их плодородия; 2) защите
земель от водной и ветровой эрозии, селей,
подтопления, заболачивания, вторичного
засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения
радиоактивными и химическими веществами,
захламления отходами производства и
потребления, загрязнения, в том числе
биогенного загрязнения, и других негативных
(вредных) воздействий, в результате которых
происходит деградация земель;
3) защите сельскохозяйственных угодий
и других земель от заражения бактериально-паразитическими
и карантинными вредителями и болезнями
растений, зарастания сорными растениями,
кустарниками и мелколесьем, иных видов
ухудшения состояния земель;
4) ликвидации последствий загрязнения,
в том числе биогенного загрязнения, и
захламления земель; 5) сохранению
достигнутого уровня мелиорации;
6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению
плодородия почв, своевременному вовлечению
земель в оборот; 7) сохранению
плодородия почв и их использованию при
проведении работ, связанных с нарушением
земель. 2. В целях охраны земель
разрабатываются федеральные, региональные
и местные программы охраны земель, включающие
в себя перечень обязательных мероприятий
по охране земель с учетом особенностей
хозяйственной деятельности, природных
и других условий. Оценка состояния земель
и эффективности предусмотренных мероприятий
по охране земель проводится с учетом
экологической экспертизы, установленных
законодательством санитарно-гигиенических
и иных норм и требований. 3. Внедрение
новых технологий, осуществление программ
мелиорации земель и повышения плодородия
почв запрещаются в случае их несоответствия
предусмотренным законодательством экологическим,
санитарно-гигиеническим и иным требованиям.
4. При проведении связанных с
нарушением почвенного слоя строительных
работ и работ по добыче полезных ископаемых
плодородный слой почвы снимается и используется
для улучшения малопродуктивных земель.
5. Для оценки состояния почвы
в целях охраны здоровья человека и окружающей
среды Правительством Российской Федерации
устанавливаются нормативы предельно
допустимых концентраций вредных веществ,
вредных микроорганизмов и других загрязняющих
почву биологических веществ. Для проведения
проверки соответствия почвы экологическим
нормативам проводятся почвенные, геоботанические,
агрохимические и иные обследования.
6. В целях предотвращения деградации земель,
восстановления плодородия почв и загрязненных
территорий допускается консервация земель
с изъятием их из оборота в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
7. Охрана земель, занятых оленьими
пастбищами в районах Крайнего Севера,
отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется
в соответствии с федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации и законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации.
8. В целях повышения заинтересованности
собственников земельных участков, землепользователей,
землевладельцев и арендаторов земельных
участков в сохранении и восстановлении
плодородия почв, защите земель от негативных
(вредных) воздействий хозяйственной деятельности
может осуществляться экономическое стимулирование
охраны и использования земель в порядке,
установленном бюджетным законодательством и законодательством
о налогах и сборах.
Статья 14. Использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению 1. Земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции. 2. Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, проведения на этих землях мелиоративных и культуртехнических работ определяется Правительством Российской Федерации с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия. 3. Лица, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение их качества, полностью возмещают убытки и потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства в соответствии с положениями статей 57 и 58 настоящего Кодекса, а также компенсируют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или возмещают собственникам земельных участков в пределах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации.
30. Органы, осуществляющие гос. управление землей.
Этапы становления системы органов гос. упр-я: первые годы сов. власти – Наркомат земледелия; сер. 40-х гг. – министерство с/х; 1991 г. – гос. комитет РСФСР по зем. реформе, позже переименован в комитет по зем. ресурсам и землеустр-ву (Роскомзем). Наряду с фед. органами, осущ. ряд осн. функций гос. упр-я, есть и отд. органы, ведяющие отд. вопросами гос. упр-я. УП 17.05.00 «О структуре ген. органов исп. власти» гос. комитет РФ был упразднен , его функции были переданы вновь созданной фед .службе и мин. имущ. отн-й, к-й осущ-т проведение единой гос. политики в области имущ. и зем. отн-й; упр-е и распр-е в пределах своей комп-и имуществом в соб-ти РФ.
31. Право государственной собственности на землю
Впервые право муниципальной собственности на землю было четко сформулировано в Законе "О местном самоуправлении".
Государственная собственность Российской Федерации и ее субъектов и муниципальная собственность на имущество (кроме земли) были разграничены впервые постановлением Верховного Совета РСФСР "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 29 декабря 1991 г. В постановлении к нему даны три приложения:
в первом говорится об объектах, которые находятся в собственности Российской Федерации (составляющие основные национальные богатства страны, необходимые для решения общегосударственных задач, обеспечения жизнедеятельности народного хозяйства в целом, оборонные и космические объекты, железнодорожный и другие виды общероссийского транспорта, крупнейшие предприятия и др.);
во втором сказано об объектах имущества, которые могут передаваться в собственность субъектов Российской Федерации (объекты, доминирующие в них, в зависимости от стоимости основных фондов и численности работников, объекты транспорта, связи, энергетики, здравоохранения, культуры и т. д.);
в третьем речь идет об объектах муниципальной собственности (производственные и непроизводственные объекты местного значения, общественного питания, культуры, здравоохранения и др.).
Передача объектов из собственности Российской Федерации в собственность ее субъектов осуществляется по ходатайству последних и по решению Правительства Российской Федерации; передача объектов из собственности Российской Федерации или ее субъектов в муниципальную собственность — по их ходатайству и по решению Правительства Российской Федерации и администраций субъектов Российской Федерации. Решений о таких передачах объектов в муниципальную собственность очень много.
Статья 16. Государственная собственность
на землю 1. Государственной собственностью
являются земли, не находящиеся в собственности
граждан, юридических лиц или муниципальных
образований.
2. Разграничение государственной собственности
на землю на собственность Российской
Федерации (федеральную собственность),
собственность субъектов Российской Федерации
и собственность муниципальных образований
(муниципальную собственность) осуществляется
в соответствии с Федеральным законом
"О разграничении государственной собственности
на землю".
Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю 1. В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. 2. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".