Зземельные отношения и принципы их регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 13:35, реферат

Краткое описание

В соответствии со статьей 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. При этом они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Данная норма включена в положения, составляющие основы конституционного строя РФ, и в силу ее принципообразующего характера является базовым императивом, определяющим характер правового регулирования земельных отношений и содержание земельного законодательства.

Вложенные файлы: 1 файл

ВСЕ О ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

НС - не облагаемая налогом сумма.

Налогоплательщик - совладелец земельного участка, имеющий  право на льготу в соответствии со ст. 395 Налогового кодекса РФ, определяет налоговую базу так:

 

                             Налоговая база =

              = (КСТ x Дуч) - (КСТ x Дуч) x Дплощ x (1 - К ),

                                                          1

    где КСТ - кадастровая  стоимость земельного участка;

    Дуч - доля налогоплательщика  в праве на земельный участок;

    Дплощ - доля необлагаемой  площади земельного участка;

    К  -  коэффициент   использования   налоговой   льготы   (если   льгота

     1    применяется  неполный период).

Если  собственник не распоряжается своей  земельной долей более трех лет  с момента приобретения прав на нее, то она выделяется в земельный участок. При этом субъект Российской Федерации, а в некоторых случаях муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта или муниципального образования на этот земельный участок.

Со  смертью налогоплательщика или после признания его таковым решением суда прекращается и его обязанность уплачивать налог. Задолженность по налогам такого умершего погашается в пределах стоимости наследственного имущества. Поэтому уплачивать налоги за земельные доли, принадлежащие умершим пайщикам, должны те, кто унаследовал эти доли.

Организация, приобретая здание, одновременно получает и право собственности на ту часть  земельного участка, на котором оно  расположено. Налоговая база по такому участку определяется пропорционально доле организации в праве собственности на землю. Если здание приобретается в общую долевую собственность нескольких организаций, налоговая база рассчитывается пропорционально доле этих организаций в праве собственности на здание. Порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год, то есть период с 1 января по 31 декабря. Отчетными периодами для организаций и индивидуальных предпринимателей признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев. Представительные органы муниципального образования и законодательные органы власти Москвы и Санкт-Петербурга, вводя налог, вправе не устанавливать отчетные периоды.

Статья 394 НК РФ устанавливает предельные размеры  налоговых ставок, применяемых в  зависимости от принадлежности земельного участка к той или иной категории  земель и разрешенного использования  земельного участка. Ставка 0,3 процента установлена для:

- земель сельскохозяйственного назначения, земель в составе зон сельскохозяйственного  использования в поселениях и  используемых для сельхозпроизводства;

- земель, занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры  ЖКХ. Исключение составляют доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры ЖКХ. Чтобы определить состав объектов инженерной инфраструктуры ЖКХ, необходимо руководствоваться положениями Градостроительного кодекса РФ и другими документами, регламентирующими градостроительную деятельность;

- земель, отведенных для жилищного  строительства, личного подсобного  хозяйства, садоводства, огородничества  или животноводства.

Для прочих же категорий земель действует ставка 1,5 процента.

Кроме того, представительным органам муниципальных  образований, а также Москве и  Санкт-Петербургу предоставлено право  устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости  от категорий земель и разрешенного использования земельного участка. Правительство Москвы своим Постановлением от 25 апреля 2006 г. N 237-ПП установило максимальную ставку аренды от 5 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка для тех, кто занимается организацией азартных игр.

Плата за аренду земельных участков, арендуемых лицами, полностью освобожденными от земельного налога или имеющими право  на уменьшение налоговой базы, установлена  в размере одного рубля. Если гражданин  имеет в пользовании несколько  льготных земельных участков, установление платы за аренду в размере 1 руб. производится для одного из арендуемых земельных участков по его выбору.

НК  РФ освобождает от земельного налога уголовно-исполнительные организации  и учреждения, государственные автомобильные  дороги общего пользования, земли религиозных организаций, организаций народных художественных промыслов, а также коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока России и их общины. Что касается организаций - резидентов особой экономической зоны, то они могут "забыть" о налоге на 5 лет начиная с момента возникновения права собственности на предоставленный земельный участок.

Общероссийские  общественные организации инвалидов  тоже освобождены от налога, но при  этом число их членов должно составлять не менее 80 процентов инвалидов и их законных представителей.

Организации, уставный капитал которых полностью  состоит из вкладов указанных  организаций инвалидов, не уплачивают налог, если среднесписочная численность  инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов. Эта льгота предоставлена для земельных участков, используемых ими для производства или реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг).

Учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные организации инвалидов, не уплачивают налог в отношении земельных участков, используемых ими в образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целях социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

    Если право  на  налоговую льготу  возникло  или   прекратилось в течение

налогового  (отчетного)  периода, налогоплательщик исчисляет сумму налога в

отношении льготного участка с  учетом  коэффициента  использования  налоговой

льготы (К ). Он определяется как отношение  числа полных месяцев, в  течение

         1

которых  отсутствует  налоговая  льгота,  к  числу  календарных  месяцев  в

налоговом или  отчетном  периоде. Месяц  возникновения и месяц  прекращения

права на льготу принимается за полный месяц.  Формула для расчета  налоговой

базы выглядит так:

 

                Налоговая база = КСТ - Дплощ x (1 - К ),

                                                     1

 

    где КСТ - кадастровая  стоимость земельного участка;

    Дплощ - доля необлагаемой  площади земельного участка;

    К  - коэффициент использования  налоговой льготы.

     1

Значение  данного коэффициента применяется для исчисления земельного налога в десятичных дробях с точностью до сотых долей (подпункт 12 пункта 13 приложения N 2 к Приказу Минфина России от 19 мая 2005 года N 66н).

В соответствии со статьей 396 НК РФ сумма  земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Организации и индивидуальные предприниматели исчисляют суммы налогов и авансовых платежей самостоятельно. А вот за граждан эти суммы исчисляют налоговые органы. Причем представительные органы муниципальных образований и органы государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга, устанавливая налог, вправе предусмотреть для граждан уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей.

Если  для граждан устанавливается один авансовый платеж, то его сумма исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и установленной доли налоговой ставки, в размере, не превышающем одной второй ставки, установленной ст. 394 Кодекса. Если же установлены два авансовых платежа, - в размере одной третьей налоговой ставки.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммами  налога и подлежащими уплате авансовыми платежами.

Земельный налог исчисляется исходя из числа полных месяцев, в течение которых земельный участок принадлежал налогоплательщику на праве собственности (постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения).

Так, в случае возникновения или прекращения  у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок или его долю суммы налога и авансовых платежей исчисляются с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

При этом если возникновение или прекращение  указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если же после 15-го числа, то полным месяцем признается месяц прекращения указанных прав.

Свои  права на налоговые льготы налогоплательщики  должны подтверждать, представляя в  налоговые органы по месту нахождения земли соответствующие документы.

    Возможна  ситуация, когда   в  течение  налогового (отчетного)  периода у

налогоплательщика  могут  как  возникнуть,  так  и  прекратиться  права  на

налоговые льготы.  В  этом  случае  суммы налога и авансовых платежей также

исчисляются  с  учетом  коэффициента  использования  налоговой льготы (К ),

                                                                        1

определяемого по вышеприведенной  формуле.

В отношении земельных участков, приобретенных  в собственность гражданами и  организациями для проведения на них жилищного строительства, суммы  земельного налога и авансовых платежей исчисляются с учетом коэффициента 2 в течение 3-х лет проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации. И с учетом коэффициента 4 - если проектирование и строительство длятся более 3-х лет.

Если  строительство и государственная  регистрация были завершены до истечения 3-х лет, то налог, уплаченный в течение этого периода сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и возвращается налогоплательщику.

Кто касается граждан, приобретших землю  для индивидуального жилищного строительства, то они исчисляют указанные суммы с учетом коэффициента в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Представительные органы муниципальных образований своими нормативно-правовыми актами, а Москва и Санкт-Петербург - законами устанавливают, как и когда должны уплачиваться налог и авансовые платежи по нему. Но хотя они и устанавливают конкретные сроки уплаты, все же не вправе требовать уплаты налога до подачи налогоплательщиком декларации, то есть раньше 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Следовательно, местные органы власти вправе установить сроки уплаты налога начиная с этой даты.

Налог и авансовые платежи уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектами налогообложения.

Организация должна уплатить налог и представить  налоговую декларацию:

- по месту нахождения головного  офиса в отношении земельного  участка по месту нахождения организации;

- по месту нахождения обособленного  подразделения относительно земельного  участка, предоставленного ему;

- по месту нахождения объекта  недвижимого имущества. Отметим,  что в этом случае по указанному  месту может не находиться ни головной офис, ни обособленное подразделение.

При этом если указанные земельные участки  находятся на территории одного муниципального образования, то налогоплательщик вправе уплатить налог и представить  одну налоговую декларацию в налоговую  инспекцию, в ведении которой оно находится.

Граждане  платят налог и авансовые платежи  на основании соответствующего уведомления  налоговых органов.

Налоговые декларации по земельному налогу представляются в налоговые инспекции, в которых  налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения земельных участков. Декларации должны быть поданы не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а расчеты по авансовым платежам - не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Форма налоговой декларации утверждена Приказом Минфина России от 23 сентября 2005 года N 124н, а форма расчета по авансовым  платежам - Приказом Минфина России от 19 мая 2005 года N 66н.

 

8.2. Арендная плата

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды и входит в число существенных условий договора. Это означает, что если сторонами не определено условие о размере арендной платы, то договор аренды не считается заключенным. При этом если земельный участок сдается в аренду из земель, находящихся в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований, то общие принципы определения арендной платы (порядок, условия и сроки внесения платежей) устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления соответственно.

Информация о работе Зземельные отношения и принципы их регулирования