Зземельные отношения и принципы их регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 13:35, реферат

Краткое описание

В соответствии со статьей 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. При этом они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Данная норма включена в положения, составляющие основы конституционного строя РФ, и в силу ее принципообразующего характера является базовым императивом, определяющим характер правового регулирования земельных отношений и содержание земельного законодательства.

Вложенные файлы: 1 файл

ВСЕ О ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 6 июля 2004 года N 104-р "Об утверждении примерной формы договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка" утверждена примерная форма договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка.

Согласно  п. 3.4 указанной примерной формы  договора аренды "размер арендной платы изменяется ежегодно путем корректировки индекса инфляции на текущий финансовый год в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и не чаще одного раза в ______ лет при изменении базовой ставки арендной платы. В этом случае исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляются на основании дополнительных соглашений к договору".

Таким образом, в данном случае приоритет  отдан договорному механизму  регулирования изменения арендной платы за землю.

Данный  подход учитывается и судебной практикой. Так, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского  округа от 6 сентября 2004 года по делу N Ф08-4160/2004 сделан вывод, что согласно действующему законодательству, в частности пункту 3 статьи 65 ЗК РФ, порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливаются органами местного самоуправления. Однако данное положение не означает, что органы местного самоуправления могут устанавливать ставки арендной платы по заключенным ранее договорам произвольно, без учета действующего законодательства, сложившейся к моменту изменения договора экономической ситуации и интересов арендаторов земельных участков. Расчет арендной платы должен производиться в соответствии с условиями заключенного сторонами соглашения.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельный участок, находящийся  в собственности гражданина (юридического лица), устанавливаются договором.

Общие положения об арендной плате установлены  в статье 614 ГК РФ, согласно которой  порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором  аренды. В случае, когда договором  они не определены, считается, что  установлены порядок, условия и  сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.

Арендная  плата устанавливается за все  арендуемое имущество в целом  или отдельно по каждой из его составных  частей в виде:

1) определенных в твердой сумме  платежей, вносимых периодически или единовременно;

2) установленной доли полученных  в результате использования арендованного  имущества продукции, плодов или  доходов;

3) предоставления арендатором определенных  услуг;

4) передачи арендатором арендодателю  обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;

5) возложения на арендатора обусловленных  договором затрат на улучшение  арендованного имущества.

Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы  оплаты аренды.

Условие о размере арендной платы может  периодически пересматриваться, если в договоре не установлен запрет на такой пересмотр. Это правило  действует в отношении договоров, срок действия которых превышает  один год, поскольку пунктом 3 статьи 614 ГК РФ установлен запрет производить такое изменение чаще одного раза в год. Стороны могут предусмотреть в договоре более длительный срок моратория на пересмотр арендной платы.

При применении пункта 3 статьи 614 ГК РФ Высший Арбитражный Суд РФ рекомендует  судам исходить из того, что в течение года должно оставаться неизменным условие договора, предусматривающее твердый размер арендной платы либо порядок (механизм) ее исчисления.

В силу пункта 3 статьи 614 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.

В рассматриваемом случае установление ставки арендной платы в сумме, эквивалентной  определенной сумме в иностранной  валюте, означает установление механизма ее исчисления.

Такое определение размера арендной платы  имеет целью устранение неблагоприятных  последствий инфляции. Изменение  курса иностранной валюты не означает изменения размера арендной платы  в соответствии с пунктом 3 статьи 614 ГК РФ.

С целью уменьшения сроков жилищного строительства внесены дополнения в статью 65 Земельного кодекса РФ, предусматривающие, что в случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства (за исключением предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства), не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством.

 

8.3. Оценка земли

 

Рыночная  стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может  быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

- одна из сторон сделки не  обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

- стороны сделки хорошо осведомлены  о предмете сделки и действуют  в своих интересах;

- объект оценки представлен на  открытом рынке посредством публичной  оферты, типичной для аналогичных  объектов оценки;

- цена сделки представляет собой  разумное вознаграждение за объект  оценки и принуждения к совершению  сделки в отношении сторон  сделки с чьей-либо стороны  не было;

- платеж за объект оценки выражен  в денежной форме.

Распоряжением Минимущества РФ от 6 марта 2002 года N 568-р утверждены Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков. В данных Рекомендациях закреплено, что рыночная стоимость земельного участка зависит:

- от спроса и предложения на  рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей (принцип спроса и предложения);

- от ожидаемой величины, срока  и вероятности получения дохода  от земельного участка за определенный  период времени при наиболее  эффективном его использовании  без учета доходов от иных  факторов производства, привлекаемых к земельному участку для предпринимательской деятельности (принцип ожидания);

- от изменения его целевого  назначения, разрешенного использования,  прав иных лиц на земельный  участок, разделения имущественных  прав на земельный участок;

- от его местоположения и влияния  внешних факторов (принцип внешнего  влияния).

Рыночная  стоимость земельного участка определяется исходя из его наиболее эффективного использования, то есть наиболее вероятного использования земельного участка, являющегося физически возможным, экономически оправданным, соответствующим требованиям законодательства, финансово осуществимым, в результате которого расчетная величина стоимости земельного участка будет максимальной (принцип наиболее эффективного использования). Наиболее эффективное использование земельного участка определяется с учетом возможного обоснованного его разделения на отдельные части, отличающиеся формами, видом и характером использования. Наиболее эффективное использование может не совпадать с текущим использованием земельного участка.

При определении наиболее эффективного использования принимаются во внимание:

- целевое назначение и разрешенное  использование;

- преобладающие способы землепользования  в ближайшей окрестности оцениваемого  земельного участка;

- перспективы развития района, в  котором расположен земельный  участок;

- ожидаемые изменения на рынке  земли и иной недвижимости;

- текущее использование земельного  участка.

Основанием  для проведения оценки рыночной стоимости  земельного участка является договор между оценщиком и заказчиком (ст. 9 Закона об оценочной деятельности). Договором между оценщиком и заказчиком может быть предусмотрено проведение данным оценщиком оценки конкретного объекта оценки, ряда объектов оценки либо долговременное обслуживание заказчика по его заявлениям. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, оценка объекта оценки, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком на основании определения суда, арбитражного суда, третейского суда, а также по решению уполномоченного органа.

Договор между оценщиком и заказчиком заключается в письменной форме  и не требует нотариального удостоверения. Он должен содержать: основания заключения договора; вид объекта оценки; вид  определяемой стоимости (стоимостей) объекта  оценки; денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки; сведения о страховании гражданской ответственности оценщика. В договор в обязательном порядке включаются сведения о наличии у оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности с указанием порядкового номера и даты выдачи этой лицензии, органа, ее выдавшего, а также срока, на который данная лицензия выдана.

Договор об оценке как единичного объекта  оценки, так и ряда объектов оценки должен содержать точное указание на этот объект оценки (объекты оценки), а также его (их) описание.

В отношении оценки объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации  или муниципальным образованиям, договор заключается оценщиком  с лицом, уполномоченным собственником  на совершение сделки с объектами оценки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В статье 11 Закона об оценочной деятельности определены общие требования к содержанию отчета об оценке. Надлежащим исполнением  оценщиком своих обязанностей, возложенных на него договором, являются своевременное составление в письменной форме и передача заказчику отчета об оценке. Отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В нем в обязательном порядке указываются дата проведения оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов оценки, отраженных в отчете. Если при проведении оценки определяется не рыночная стоимость, а иные виды стоимости, то в отчете должны быть указаны критерии установления оценки объекта и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости.

В отчете должны быть указаны дата составления  и порядковый номер отчета; основание для проведения оценщиком оценки; юридический адрес оценщика и сведения о выданной ему лицензии на осуществление оценочной деятельности по данному виду имущества; точное описание объекта, а в отношении объекта, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта; стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости, обоснование их использования, перечень использованных данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки допущения; последовательность определения стоимости и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата; дата определения стоимости; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки. Отчет может также содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта.

Для проведения оценки отдельных видов объектов законодательством РФ могут быть предусмотрены специальные формы отчетов. Отчет собственноручно подписывается оценщиком и заверяется его печатью.

Итоговая  величина рыночной или иной стоимости  объекта оценки, указанная в отчете, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом, если в порядке, установленном законодательством РФ, или в судебном порядке не установлено иное.

В случае спора о достоверности  величины рыночной или иной стоимости  объекта, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством РФ, регулирующим оценочную деятельность.

Кроме рыночной стоимости земельного участка  статья 66 ЗК РФ также предусматривает  кадастровую стоимость, для установления которой проводится государственная  кадастровая оценка земель в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316.

Правила определяют порядок проведения государственной  кадастровой оценки земель всех категорий на территории страны для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями. К указанным работам могут привлекаться лица, имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности.

Информация о работе Зземельные отношения и принципы их регулирования