Компетенция Правительства в облости охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 00:32, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы охраны окружающей среды во всем цивилизованном сообществе государств традиционно рассматриваются как необходимые очень важные. Хорошо известно и то, что социальные общности, социальные и политические институты традиционно стремятся обеспечивать свои интересы, в том числе в охране окружающей среды, с помощью права. В свою очередь, эффективность права зависит от многих факторов, среди которых важнейшее место занимает уровень и развитость охраны окружающей среды.

Вложенные файлы: 1 файл

11.docx

— 54.43 Кб (Скачать файл)

- рассматривает  в порядке, установленном законодательством  Республики Беларусь, предложения  об установлении льгот по налогообложению  юридическим лицам и индивидуальным  предпринимателям при внедрении  ими малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих  технологий, специального оборудования, снижающего вредное воздействие  на окружающую среду, при использовании  отходов в качестве вторичного  сырья и осуществлении иной  природоохранной деятельности;

- устанавливает  порядок ведения государственных  кадастров природных ресурсов, а  также порядок государственного  учета в области охраны окружающей  среды;

- утверждает  Положение о Красной книге  Республики Беларусь;

- определяет  содержание, порядок ведения и  использования государственного  фонда, данных о состоянии окружающей  среды и вредных воздействиях  на нее;

- принимает  решения об объявлении территорий  особо охраняемыми природными  территориями республиканского  значения, их преобразовании или  о прекращении их функционирования;

- объявляет  в необходимых случаях отдельные  участки территории Республики  Беларусь зонами экологического  риска и зонами экологического  кризиса;

- устанавливает  порядок ведения Национальной  системы мониторинга окружающей  среды в Республике Беларусь;

- определяет  порядок проведения и использования  данных мониторинга окружающей  среды;

- устанавливает  порядок осуществления государственного  контроля в области охраны  окружающей среды и определяет  перечень должностных лиц Министерства  природных ресурсов и охраны  окружающей среды Республики  Беларусь и его территориальных  органов, имеющих право осуществлять  государственный контроль в области  охраны окружающей среды;

- устанавливает  порядок материального поощрения  должностных лиц Министерства  природных ресурсов и охраны  окружающей среды

 

 

 

2 Взаимодействие Правительства  Республики Беларусь с органами  охраны окружающей среды

 
2.1 Правительство Республики  Беларусь и Министерство природных  ресурсов и охраны окружающей  среды: основные направления деятельности

 

Комитет по охране окружающей среды при Правительстве Республики Беларусь является центральным органом исполнительной власти Республики Беларусь, участвует в проведении единой государственной политики в сфере охраны окружающей среды, лесного хозяйства, особо охраняемых природных территорий, гидрометеорологии, рационального использования природных ресурсов и осуществляет государственный контроль охраны окружающей среды и природопользования.

Комитет по охране окружающей среды при Правительстве Республики Беларусь в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, конституционными законами, законами, постановлениями правительстваРеспублики Беларусь, нормативно-правовыми актами Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь, международными правовыми актами, признанными Республикой Беларусь и настоящим Положением.

Комитет осуществляет свою деятельность как непосредственно так и совместно со своими структурными подразделениями, также координирует свою деятельность с другими министерствами и ведомствами, местными исполнительными органами государственной власти, общественными и другими организациями.

Правительством Республики Беларусь и министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды проводится большая работа по реализации экологической политики. Особое внимание уделялось развитию и совершенствованию нормативно-правовой базы, формированию основ эколого-экономической системы природопользования и экономического механизма природоохранной деятельности. Так же заключаются международные договоры о сотрудничестве в области охраны окружающей среды.

В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2013 г. № 503, можно выделить следующие, общие, направления деятельности Правительства Беспублики Беларусь:

-проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, использования и охраны недр, а также гидрометеорологической деятельности в соответствии с законодательством;

-осуществление государственного управления в области изучения, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, в том числе недр, вод, животного и растительного мира, охраны окружающей среды, а также государственного регулирования в области гидрометеорологии, экологической сертификации и экологического аудита;

-координация деятельности других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций в области обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, в том числе недр, гидрометеорологической деятельности, регулирования воздействия на климат и озоновый слой;

-осуществление государственного регулирования деятельности по геологическому изучению недр и гидрометеорологической деятельности, а также создание условий для развития организаций всех форм собственности, осуществляющих данные виды экономической деятельности;

-взаимодействие в пределах своей компетенции с местными исполнительными и распорядительными органами при решении природоохранных вопросов;

-контроль в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, гидрометеорологической деятельности, а также за использованием и охраной недр;

-обеспечение сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, участие в разработке и осуществлении мероприятий по воспроизводству объектов животного и растительного мира;

-обеспечение республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан экологической и гидрометеорологической информацией, организация пропаганды экологических знаний, участие в создании системы просвещения, образования и воспитания в области охраны окружающей среды;

-осуществление международного сотрудничества, изучение, обобщение и распространение международного опыта в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, гидрометеорологической деятельности, а также регулирования воздействия на климат, экологической сертификации и экологического аудита.

В соответствии с Законом РБ «Об охране окружающей среды» и постановлений Правительства Республики Беларусь в стране была образована Национальная система мониторинга окружающей среды (НСМОС), организация которой занимается Минприроды.

 НСМОС  включает в себя  совокупность  систем наблюдений, оценок и прогноза  состояния окружающей  среды и  природных явлений, биологических  отзывов на изменение окружающей  среды под воздействием естественных  и техногенных факторов. Под эгидой  НСМОС проходит организация сбора, обработка и представление информации органам управления и хозяйствования для выполнения общегосударственных задач рационального природопользования.

НСМОС обеспечивает информацией хозяйственные субъектов и население страны о состоянии окружающей среды, городских и сельских территорий, выбросах и сбросах в окружающую среду, климатических и погодных изменениях.

 В  соответствии с постановлением  Совета Министров РБ «О локальном  мониторинге окружающей среды»  в рамках НСМОС больше чем  на 100 экологически опасных предприятиях  РБ происходит ведение локального  мониторинга. Он проверяет выполнение  субъектами хозяйствования постоянных  наблюдений за сбросами и выбросами, состоянием подземных вод.

 Сейчас  в системе Минприроды существует  эффективная аналитическая служба, которая решает задачи в области  экологического лабораторного контроля.

Переход биосферы в ноосферу предполагает управление развитием общества и биосферы, а это в последствии должно исключить всякие отрицательные последствия природопользования и исправить те, которые когда-либо были. В различных ситуациях возможны разные нарушения: от отказа систем очистки выбросов или оборотного водоснабжения до глобальных погодно-климатических возмущений.

 Для  того чтобы правильно управлять  природопользованием и  предотвращать  нежелательные последствия в  окружающей среде, то нужно с  получением информации располагать  сведеньями  о той среде, которая  будет оптимальной для благополучия  общества. Должны быть установлены  допустимые нагрузки на окружающую  среду, превышение норм которых  может привести к ухудшению  состояния окружающей среды и  к ущербу для самого человека.

 Критериями  качества (это совокупность параметров  окружающей среды, которые полностью  удовлетворяют экологическую нишу  человека и научно-технический  прогресс общества) среды  могут  выступать  биологическая продуктивность, оптимальное отношение видов  и биомассы популяций и др.

 Качество  среды выражают в баллах, которые  характеризуют каждый критерий  и параметр. Данные  баллы характеризуют  состояние среды в любом из  районов. Балльная оценка помогает  каждый год устанавливать, из-за  какого фактора или из-за  ухудшения  состояния какого ресурса снижается  индекс.

 Для  нормального функционирования и  устойчивости экологических систем  и биосферы не нужно превышать  установленные нагрузки на них (предельно допустимая экологическая  нагрузка (ПДЭН) или предельно допустимые  концентрации чуждых этой системе  веществ (ПДК  – это норматив, т.е.  количество вредного вещества  в окружающей среде, отнесенное к массе или объему ее определенного компонента, которое при постоянном контакте или при воздействии в определенный период времени почти не оказывает влияния на здоровье человека и не вызывает отрицательных  последствий в дальнейшем у его детей).

Правительством Республики Беларусь подписано соглашение с Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области охраны окружающей природной среды от 5 июля 1994 года. Правительство  Республики Беларусь и Правительство  Российской Федерации выражая  стремление развивать сотрудничество в области охраны окружающей   природной среды, решении экологических проблем и рациональном  использовании  природных ресурсов в соответствии с принципом экологически обоснованного и устойчивого развития, осознавая  ответственность за  экологическую безопасность своих народов, будучи убежденными  в том, что сотрудничество в области охраны окружающей природной среды  взаимовыгодно и способствует дальнейшему развитию и  укреплению дружественных отношений  между народами обоих государств,

принимая во внимание опыт, накопленный в области международного природоохранного сотрудничества, руководствуясь  внутренним законодательством своих государств и общепризнанными принципами и нормами международного права, учитывая, что решение  вопросов  минимизации  и  преодоления последствий  чернобыльской  катастрофы,  а  также  информирование  о стихийных  бедствиях,  промышленных  авариях,  других  чрезвычайных ситуациях   и  условия   предоставления  помощи   по  их  ликвидации регламентируются специальными соглашениями.

Правительство Республики Беларусь так же действуиет и международном саобществе по вопросам охраны окружающей среды. Современная система международного экологического сотрудничества объединяет следующие основные направления: парламентское сотрудничество, состоящее в координации законодательной деятельности и обеспечивающее решение межгосударственных экологических проблем путем разработки модельных (рекомендательных) законов в сфере экологии, взаимодействие исполнительных структур отдельных государств, ориентированное на координацию разработки и реализации экологических программ под эгидой ООН, конвенционное регулирование природоохранной деятельности путем заключения договоров и других видов международных соглашений, предполагающих единый подход разных стран к решению конкретных экологических проблем научно-техническое сотрудничество, направленное на обмен научно-технической информацией, совместную реализацию природоохранных проектов, комплексное использование научных разработок, совместное осуществление экспертиз и т.п. ,кологическое сотрудничество общественных организаций, деловых кругов, проведение международных экологических форумов и т.д., аиболее распространенной и действенной формой сотрудничества по вопросам охраны окружающей среды является заключение международных договоров и иных соглашений. Партнерами в таких соглашениях обычно выступают страны-соседи или государства, объединенные общностью интересов в сохранении природной среды региона или совместного использования некоторых ресурсов.

 

2.2Правительство Республики Беларусь и иные органамы по вопросам охраны окружающей среды

 

 

В Республике Беларусь имеется система природоохранного законодательства, являющегося составной частью права. экологическая функция права состоит в правовом регулировании общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью обеспечения качества окружающей среды. Правовая охрана окружающей среды основывается прежде всего на конституции государства. В соответствии с положениями Конституции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г., каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Ряд важных природоохранных положений имеется в следующих статьях

Информация о работе Компетенция Правительства в облости охраны окружающей среды