Лекции по "Земельному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 20:55, курс лекций

Краткое описание

1. Предмет и понятие земельного права как отрасли права.
2. Принципы земельного права.
3. Система земельного права.
4. Платность использования земли и формы платы за землю.

Вложенные файлы: 1 файл

lekcii_po_zemelnomu_pravu.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время правом нормотворчества в области земельных отношений наделены Министерство природных ресурсов РФ, Минсельхоз РФ. Так же к источникам земельного права относятся нормативные правовые акты, принимаемые законодательными органами субъектов РФ.

 

8. Указы Президента РФ как источники земельного права.

Наиболее значимые указы президента РФ, регулирующие отношения в сфере пользования и охраны земли: 1) указ президента «о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Этот указ закрепляет новую систему федеральных органов власти, в том числе органов, осуществляющих регулирование в сфере землепользования и охраны земель, осуществляющих мероприятия по мониторингу земель и контроль за рациональным использованием земель; 2) указ президента «об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и президента РФ. Некоторые указы признаются утратившими силу и вносятся изменения в ФЗ «об обороте земель с/х назначения» в связи с принятием ЗК РФ.

 

 

9. Постановление Правительства РФ как источники земельного права.

Постановления правительства (ПП) закрепляют нормы, регулирующие частные вопросы в области земельных отношений, их действие распространяется на более узкий круг отношений, но в них они более четко прописаны. Значимые: 1) ПП «об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель»; 2) ПП «о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»; 3) ПП «о федеральной целевой программе «повышение плодородия почв России 2002-2005 г»; 4) ПП «об утверждении положения о проведении территориального землеустройства».

 

 

10. Методы правового регулирования земельного права.

Метод представляет собой способ правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет регулирования. Сейчас законодатель ограничивает сферы применения административного метода в регулировании отношений по поводу земли, законодательством все шире утверждается договорной метод определения земельных прав и обязанностей обладателей земельных участков (путем использования договора, аренды, залога). Применяются две разновидности методов: императивный и диспозитивный.

Императивный метод правового регулирования выражается в установлении обязанностей субъектам правоотношений и запретов, подлежащих исполнению.

Диспозитивный метод правового регулирования означает такой способ правового воздействия, при котором субъектам земельных правоотношений предоставляется свобода (собственное усмотрение) в реализации ими своих целей и задач.

 

 

11. Понятие и содержание права собственности на землю.

Право собственности на землю, как и иные права на нее, возникают на основе правоустанавливающих и право изменяющих юр.фактов. Таковыми в данной сфере отношений являются акты компетентных государственных органов и ОМС; договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также, хотя и не предусмотренные им, но не противоречащие ему; приобретательная давность и др. оснований, как договоры купли-продажи, дарения, наследование по завещанию и др. Соответствующие права на землю возникают после регистрации права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоров на временное пользование и аренду земельных участков. Государственная регистрация, согласно ст. 2 Закона, - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Под правом собственности понимают совокупность принадлежащих субъекту правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, позволяющая ему по своему усмотрению совершать в отношении его любые действия, не противоречащие нормам права и охраняемым законом интересам других лиц. В ст. 209 ГК. РФ особо оговорены такие правомочия собственника, как его право отчуждать свое имущество в собственность других лиц, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Это право собственности в субъективном смысле. Под правом собственности в объективном смысле понимают совокупность норм права, регулирующих отношения собственности и составляющих самостоятельный институт той или иной отрасли права, в данном случае – российского ЗП. Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.1. Собственностью граждан и юрлиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юрлицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.2. Граждане и юрлица имеют право на равный доступ к приобретению ЗУ в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, м.б. предоставлены в собственность граждан и юрлиц, за исключением ЗУ, которые в соответствии с ЗК, ФЗ не могут находиться в частной собственности. 3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юрлица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которыхх устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особых территориях РФ в соответствии с ФЗ.

Ст. 16. Гос-ная собственность на землю

Ст. 17. Собственность РФ (федеральная собственность) на землю.

Ст. 18. Собственность на землю субъектов РФ

Ст. 19. Муниц-я собственность на землю

 

 

12. Право частной собственности на земельные участки.

Право частной собственности на землю (ЧСЗ) граждан и их объединений прямо закреплено в Конституции РФ, в ст. 36 которой установлено, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжения землей и др. природными ресурсами, говорится в ч. 2 данной ст., осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и законные интересы иных лиц.

Земельные участки, предоставленные гражданам на праве частной собственности, могут находиться у них на праве как индивидуальной, так и общей собственности. Под общей собственностью, согласно ст. 244 ГК РФ, понимается нахождение имущества в собственности двух или нескольких лиц. Общая собственность по действующему законодательству м.б. либо долевой, когда имущество, находящееся в общей собственности, делится на определенные доли, принадлежащие каждому из собственников, и совместной - без определения таких долей. По общему правилу общая собственность на имущество является долевой, если законом не предусмотрено образование совместной собственности на него. Кроме того, ГК РФ (ст. 244) установлено, что общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц т.н. неделимых вещей, т.е. вещей, раздел которых в натуре невозможен без изменения их назначения либо не подлежит разделу в силу закона. В сфере земельных отношений применяется лишь второй критерий, т.к. земельный участок как объект права собственности относится к делимым вещам. Так, в силу ст. 257 ГК РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе и земельный участок, принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.

Данная ст. носит диспозитивный характер, и не исключается, что имущество крестьянского хозяйства, в т.ч. и земельный участок, может находиться в долевой собственности его членов в случаях, предусмотренных законом или договором между ними. Законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (ст. 15) было установлено обратное правило: имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на правах общей долевой собственности и лишь при единогласном решении его членов оно может находиться в общей совместной собственности.

Вполне понятно, что в настоящее время действует положение, установленное новым ГК РФ. Следует также иметь в виду, что согласно действующему законодательству имущество, в том числе и земельные участки, может принадлежать на праве частной собственности как гражданам - физическим лицам, так и юр лицам (за исключением государственных и муниципальных). Следовательно, право собственности сельскохозяйственных товариществ, обществ, кооперативов также является частной собственностью со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не случайно поэтому в проекте нового ЗК РФ, права граждан и юрлиц на земельные участки рассматриваются в одной главе (гл. ХI). Это не означает, что права граждан и юрлиц на земельные участки идентичны. Так, юрлицам не может принадлежать земельный участок на праве пожизненного наследуемого владения. Но, права собственности граждан и юрлиц, за исключением государственных и муниципальных, однотипны: и в 1, и во 2-м случае это право частной собственности, что нашло соответствующее закрепление в Конституции, ГК и ЗК.

13. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).

Сервитут- право ограниченного пользования чужим ЗУ, а лица имеющие такое право – обладатели сервитута.

Ст. 23. Право ограниченного пользования чужим ЗУ (сервитут)

1. Частный сервитут устанавливается  в соответствии с гражданским законодательством.

2. Публичный сервитут устанавливается законом или иным НПА РФ, НПА субъекта РФ, НПА ОМС в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия ЗУ.

Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

3. Могут устанавливаться публичные  сервитуты для:

1) прохода или проезда через  ЗУ;

2) использования ЗУ в целях  ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий  и сетей, а также объектов транспортной  инфраструктуры;

3) размещения на ЗУ межевых  и геодезических знаков и подъездов  к ним;

4) проведения дренажных работ  на ЗУ;

5) забора воды и водопоя;

6) прогона скота через ЗУ;

7) сенокоса или пастьбы скота  на ЗУ в сроки, продолжительность  которых соответствует местным  условиям, обычаям, за исключением таких ЗУ в пределах земель лесного фонда;

8) использования ЗУ в целях  охоты, ловли рыбы в расположенном  на ЗУ замкнутом водоеме, сбора  дикорастущих растений в установленные  сроки и в установленном порядке;

9) временного пользования ЗУ в целях проведения изыскательских, исследовательских и др. работ;

10) свободного доступа к прибрежной  полосе.

4. Сервитут м.б. срочным или постоянным.

5. Осуществление сервитута д.б. наименее обременительным для  ЗУ, в отношении которого он установлен.

6. Собственник ЗУ, обремененного  частным сервитутом, вправе требовать  соразмерную плату от лиц, в  интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено ФЗ.

7. В случаях, если установление  публичного сервитута приводит  к невозможности использования ЗУ, собственник ЗУ, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в т.ч. путем выкупа, у него данного ЗУ с возмещением органом государственной власти или ОМС, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного ЗУ с возмещением убытков.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании ЗУ, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или ОМС, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

8. Лица, права и законные интересы  которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

9. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

 

 

14. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Ст. 20. Юрлица, за исключением государственных и муниципальных учреждений, казенных предприятиях, центров исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды ЗУ или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того - переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему.

Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юрлиц до введения в действие ЗК, сохраняется.

Граждане или юрлица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками. Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных ФЗ, не допускается. Субъект права постоянного (бессрочного) пользования ЗУ обладает такими правомочиями, как владение и пользование ЗУ, но он не вправе продать его, подарить, завещать или совершать иные распорядительные сделки по поводу него.

Ст. 268.ГК Основания приобретения права П(б)П ЗУ. Право П(б)П ЗУ, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданам и юрлицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование. Право постоянного пользования ЗУ м.б. также приобретено собственником здания, сооружения и иного недвижимого имущества в случаях, предусмотренных п.1 ст. 271 ГК. В случае реорганизации юрлица принадлежащее ему право постоянного пользования ЗУ переходит в порядке правопреемства.

 

15. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здания, строения, сооружение как основание возникновения права на земельный участок.

Ст. 35. 1. При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом ЗУ, к др.лицу оно приобретает право на использование соответствующей части ЗУ, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Информация о работе Лекции по "Земельному праву"