Мониторинг земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшей задачей государственного управления в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования в целом и земельными ресурсами, в частности, является организация мониторинга земельных ресурсов (земель), как комплексной системы наблюдений за состоянием земельных ресурсов, оценки и прогноза изменений их состояния под воздействием антропогенных и природных факторов. Цель — регулирование качества окружающей среды, предотвращение загрязнения земель, обеспечение их продуктивности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3
1. Сущность мониторинга земель: функции, задачи, содержание……………………....4
2. Методы и способы проведения мониторинга………………………………………...10
3. Современное состояние государственного мониторинга………………………........15
Заключение………………………………………………………………………………….19
Список использованной литературы………………………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по земельному праву мониторинг земель.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

2. Ландшафтно-экологическое (природно-хозяйственное)  районирование земельных ресурсов  как научной основы для размещения  сети государственного мониторинга земель.

3. Научно обоснованную и экономически  целесообразную схему полигонов  государственного мониторинга земель.

4. Нормативно-техническую базу  системы ведения наблюдений за  состоянием земель с отражением  принципов размещения и режима  работы наблюдательного комплекса.

К 1990 году сложилась достаточно развитая структура государственных и  ведомственных служб, которые проводили  наблюдения за оптимальными составляющими  природной среды, в том числе  за состоянием и использованием земель. Однако после 1991 года произошло сокращение объема наблюдений за состоянием природных ресурсов государственными и ведомственными структурами. Постановлением Правительства РФ от 15.07.1992 г. № 491 было утверждено Положение о мониторинге земель в Российской Федерации, но финансирование этих работ за прошедший период было явно недостаточным.

Выявление негативных и позитивных тенденций в изменении эколого-хозяйственного состояния земельных ресурсов, выработка  достоверных текущих и долгосрочных прогнозов ухудшения или улучшения  их качества и принятие на основе этой информации в необходимых случаях экстренных мер по регулированию неблагоприятных процессов, эффективному управлению земельным фондом региона возможно лишь на базе всестороннего анализа результатов систематических, регулярно обновляемых данных о количественном и качественном состоянии земель. Такую информацию получают в рамках мониторинга земель.

В отличие от термина «контроль  природной среды» понятие «мониторинг» само по себе не включает элементы управления, регулирования компонентов природной среды, а обеспечивает необходимые данные для такого регулирования. Данные государственного мониторинга земель России должны характеризовать состояние: земельных ресурсов страны в целом, ее республик (краев, областей), административных районов, населенных пунктов, землевладений, землепользовании; таксономических единиц ландшафтно-экологического (природно-хозяйственного) районирования; ареалов воздействия негативных процессов и явлений.

Структура мониторинга земель предусматривает  следующие подсистемы, соответствующие категориям земель:

·   мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;

·  мониторинг земель населенных пунктов;

·   мониторинг земель объектов промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;

·    мониторинг земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

·   мониторинг земель лесного фонда;

·   мониторинг земель водного фонда;

·   мониторинг земель запаса.

Учитывая специфику России, особое значение приобретает мониторинг земель сельскохозяйственного назначения, подвергающихся интенсивным природным и антропогенным воздействиям. Мониторинг этих земель должен быть направлен не только на выявление изменений их состояния как объектов хозяйственного использования, но и на учет характера использования и влияния изменений этих земель на общую экологическую обстановку в стране.

Эффективный мониторинг зависит от создания федеральной и связанной  с ней региональных автоматизированных систем, технически и организационно обеспечивающих получение необходимой информации, ее обработку, накопление, систематизацию и представление заказчику.

Первичные данные, получаемые при  непосредственных наблюдениях за состоянием и использованием земель (угодий, полей, участков, элементов инфраструктуры) обобщают по административным районам и городам областей, республик, а также по областям и республикам в целом и по ландшафтно-экологическим (природно-хозяйственным) комплексам, экологическим ареалам различных видов.

Мониторинг земель России является составной частью Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), а также глобального мониторинга природной среды иклимата Разрабатываемая система мониторинга земель России включает в себя следующие уровни:

o  глобальный (в соответствии с международной геосферно-биосферной программой «Глобальные изменения»);

o  федеральный (национальный) - на территории Российской Федерации в целом;

o  региональный (на пространствах, ограниченных физико-географическими, экономико-географическими, административными или иными рубежами и охватывает крупные территории - Крайний Север Европейской части РФ, Северо-Западные районы РФ, бассейн реки Волги, республику, край, область и т.д.);

o локальный (административный район, город или их части);

o объектный (отдельное хозяйство, другое землепользование и землевладение, полигон, участок).

В зависимости от происхождения  изменений состояния земель различают  фоновый и импактный мониторинг. Фоновый мониторинг предполагает наблюдения за состоянием земель, находящихся  под воздействием естественных процессов, при минимальном (фоновом) наложении на них результатов человеческой деятельности и проводится в биосферных заповедниках. При импактном мониторинге ведут наблюдения за состоянием земель в местах непосредственного воздействия антропогенных факторов.

Процессы, вызывающие изменения состояния  земель, подразделяют на:

·  эволюционные (связанные с историческим развитием земли);

·  цикличные (связанные с суточными, сезонными, годовыми и иными периодами изменений природного характера);

·  антропогенные (связанные с человеческой деятельностью);

·  катаклизмы (связанные со случайными явлениями);

·  чрезвычайные ситуации (связанные с промышленными авариями, стихийными и экологическими бедствиями, экстремальными условиями, водохозяйственными катастрофами и др.)

 

2.Методы и способы проведения мониторинга земель

 

Мониторинг включает следующие  действия:

а) сбор информации о состоянии  земель в Российской Федерации, ее обработку  и хранение;

б) непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

в) анализ и оценку качественного  состояния земель с учетом воздействия  природных и антропогенных факторов.

Государственный мониторинг земель осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Государственный мониторинг земель должен осуществляться в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. К сожалению, в настоящее время федеральные программы в области мониторинга земель отсутствуют. В этой связи важная задача по разработке и утверждению региональных и муниципальных программ в области мониторинга земель лежит на органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

Мониторинг осуществляется исходя из единой системы показателей  на основе методических и нормативно-технических  документов, утверждаемых Росреестром по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Получение информации при  осуществлении мониторинга может  производиться с использованием:

а) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);

б) сети постоянно действующих  полигонов, эталонных стационарных и иных участков, межевых знаков и т.п.;

в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

г) соответствующих фондов данных.

Росреестр, ее территориальные  органы и организации осуществляют мониторинг с использованием автоматизированной информационной системы, функционирующей  во взаимодействии с автоматизированными  информационными системами органов государственной власти и органов местного самоуправления. Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются и передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Сбор и обработка данных, полученных в ходе проведения мониторинга, а также подготовка прогнозов  и рекомендаций, касающихся особо  опасных явлений и процессов, связанных с состоянием земель, осуществляются территориальными органами и организациями  Росреестра и других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующими в осуществлении мониторинга, а также органами местного самоуправления.

Структура, объем и сроки  представления указанных данных о состоянии и использовании земель определяются Росреестром. Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, ежегодно представляемого Росреестром по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации. Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан. Порядок предоставления указанных данных определяется Росреестром. Помимо Земельного кодекса РФ проведение мониторинга земель предусматривается Федеральным законом от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", которым мониторинг земель сельскохозяйственного назначения признается составной частью государственного мониторинга земель.

Федеральным законом от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель"2 среди основных направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области мелиорации земель названы организация учета и проведение мониторинга мелиорированных земель. В соответствии со ст. 21 указанного Закона государственный мониторинг мелиорированных земель является составной частью государственного мониторинга земель и представляет собой систему наблюдений за состоянием мелиорированных земель. На основе этих наблюдений выявляются изменения состояния мелиорированных земель и дается оценка таких изменений. Объектами государственного мониторинга мелиорированных земель являются все мелиорированные земли в Российской Федерации.

Наблюдения за состоянием земель в  зависимости от сроков и периодичности  подразделяют на четыре группы: базовые (исходные, фиксирующие состояние  объектов наблюдений на момент начала ведения мониторинга земель), периодические (через один год и более), оперативные (выполняемые регулярно, с интервалом менее одного года, или единовременные, связанные с чрезвычайной ситуацией), ретроспективные (анализ предшествующих наблюдений). Мониторинг земель России должен учитывать специфику как природных, так и социально-экономических условий ее регионов, во многом уникальных, не повторяющихся на других территориях мира.

В Планах мероприятий  по реализации концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного  назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года выделили следующие пункты3:

  1.  Подготовка проекта Федерального  закона "О внесении изменений в статью 67 Земельного кодекса Российской Федерации" в части     дополнения задач государственного  мониторинга земель задачами по выявлению изменений плодородия

земель  сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, выработки рекомендаций по повышению плодородия таких земель и обеспечению граждан соответствующей информацией.

  2.  Подготовка проекта Федерального  закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" в части обязательного включения в  систему государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства информации о государственном мониторинге земель сельскохозяйственного назначения и

земель, используемых или предоставленных  для ведения сельского хозяйства  в составе земель иных категорий, а также уточнения федеральных  органов  исполнительной власти, в  информационных системах которых  размещается  информация о состоянии и тенденциях развития сельского хозяйства.

  3.  Подготовка проекта Постановления   Правительства Российской Федерации  "О внесении изменений в  Постановление Правительства Российской  Федерации от 12 июня                      2008 г. N 450 "О Министерстве сельского  хозяйства Российской Федерации" в части уточнения полномочий по осуществлению государственного мониторинга земель   сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий.

  4.  Подготовка проекта Постановления   Правительства Российской Федерации  "О внесении изменений в   Постановление Правительства Российской  Федерации от 7 марта                      2008 г. N 157 "О создании системы  государственного информационного  обеспечения в сфере сельского хозяйства" в части предоставления в указанную информационную систему информации о государственном мониторинге земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий.

Информация о работе Мониторинг земель