Правонарушения в сфере земельных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

В условиях обретения Республикой Казахстан независимости и суверенитета, нацеленного на создание свободной рыночной экономики, наиболее острые споры вызывает земельный вопрос. Это вызвано активным вовлечением земли в товарооборот, изменением жилищной политики государства, коренным обновлением земельного законодательства. Это также объясняется тем, что действующая законодательная база предоставила более широкий простор и свободу для хозяйственной деятельности, при которой ее эффективное осуществление невозможно без наличия и юридически обеспеченной возможности владения и пользования землей. Соответственно резко возросло количество споров, связанных с нарушениями земельного законодательства, конфликтов, имеющих большой общественный резонанс.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 415.50 Кб (Скачать файл)

Юридическая ответственность, пронизывая всю систему правового  регулирования, призвана обеспечивать принудительное исполнение практически  всех нормативных предписаний и запретов. Но следует иметь в виду, что юридическая ответственность выступает крайним средством в цепочке правового упорядочения и вступает в действие лишь в случаях отклоняющегося поведения субъектов земельных правоотношений.

Юридическая ответственность всегда связана только с правонарушением, является специфической, особой реакцией на правонарушение, при этом характеризуется тремя обязательными признаками: государственным принуждением; осуждением правонарушения и его субъектов; наличием неблагоприятных последствий для правонарушителя. Важно отметить, что главным, определяющим и принципиально отличающим юридическую ответственность от иных мер принуждения признаком является наступление для правонарушителя неблагоприятных юридических последствий.

Принуждение, реализуемое в плоскости юридической ответственности, всегда влечет дополнительные обременения, обязанности, лишения материального, морального, личностного характера. В этом смысле принуждение правонарушителей к претерпеванию лишений, ограничений – как дополнительная обязанность к ранее существующей – является исключительной прерогативой юридической ответственности.

Государство, применяя юридическую  ответственность за земельные правонарушения, преследует несколько целей: стимулирование соблюдения под страхом наказания земельно-правовых норм, пресечение совершаемого земельного правонарушения, адекватная государственная правовая оценка личности правонарушителя и самого правонарушения, степени вредности и опасности его последствий. Итогом же применения юридической ответственности является: восстановление нарушенных общественных земельных отношений, включая принудительное исполнение субъектом предусмотренных законом обязанностей; материальная и моральная компенсация за посягательства на охраняемые отношения; возложение на виновного дополнительных обременений и обязанностей; воздействие на личность и правовой статус нарушителя путем лишения, ограничения его определенных прав; коррекция поведения субъектов земельных отношений, направление в необходимое русло; предупреждение совершения новых правонарушений; обеспечение тем самым стабильности и упорядоченности в охраняемой сфере земельных отношений.

В самом широком смысле система юридической ответственности  направлена на выполнение охранительной  функции, суть которой заключается в защите существующего земельного строя и вытеснении из сферы земельных отношений негативных явлений и процессов. Одновременно она призвана содействовать возникновению, развитию и закреплению, во взаимодействии с другими регулирующими средствами, новых позитивных тенденций, порядков и правил в земельных отношениях.

Цели, специфика среды  и условий проявления регулятивного  воздействия юридической ответственности  предопределяют соответственно количество, содержание и сущность функций юридической ответственности.

Юридическая ответственность  характеризуется одновременным  наличием в ней превентивной (предупредительно - воспитательной); репрессивной (карательной); компенсационной (восстановительной), а также сигнализационной функций. Следует иметь в виду, что не все виды ответственности, взятые в отдельности, могут обладать полным набором вышеуказанных функций. Та или иная функция может отсутствовать. При наличии же их соотношение в разных видах ответственности имеет существенное различие. В нормах гражданско-правовой ответственности за земельное правонарушение, например, доминирует компенсационная функция.

В уголовной, административной ответственности превалирует наказательно-карательная  функция. Универсальной представляется превентивная функция. Причем она реализуется (во всяком случае, имеет равную потенциальную возможность для своей реализации) в одинаковой мере через все виды ответственности. Другие функции по отношению к превентивной имеют подчиненный (служебный) характер и в конечном итоге направлены на её осуществление. Изложенное говорит о взаимосвязанности всех функций.

Существует определенное «разделение труда» между видами юридической ответственности, согласно которому каждый из них имеет свою сферу действия. И от того, как  охватывается соответствующая сфера конкретным видом ответственности и достигается необходимая степень реализации его функции, зависит результативность всей системы юридической ответственности. При этом количество и пропорции подлежащих реализации функции юридической ответственности каждый раз дифференцируются в зависимости от характера и последствий, а также от субъектов земельного правонарушения.

Разделение функций  между видами юридической ответственности  прослеживается также в следующих  правилах. Уголовная и административная ответственность за земельное правонарушение наступает в отношении граждан и должностных лиц. В ряде случаев к административной ответственности привлекаются также и юридические лица. При этом эти два вида ответственности, специфику и сходство которых определяет карательная функция в силу совпадения их регулятивных характеристик, применяются исключительно на альтернативной основе. Заодно и то же правонарушение виновный субъект не может привлекаться одновременно и к уголовной, и к административной ответственности. Будучи основными видами ответственности, реализующими карательную функцию, они тесно взаимодействуют. Разграничение сферы их применения проводится по объективному критерию – степени общественной опасности правонарушения.

Там, где на основе этого  критерия определяется предельно нижняя точка действия уголовной ответственности, начинается сфера применения административной ответственности (лишь в рамках трудовых правоотношений подключается также и дисциплинарная ответственность). И наоборот, как только административная ответственность становится бессильной к адекватной оценке правонарушения, из-за повышения степени его общественной опасности, должна проявлять себя уголовная ответственность.

Юридическая ответственность  за земельные правонарушения не означает какого-либо самостоятельного вида социальной, ретроспективно-правовой ответственности. Здесь речь можно вести только как о комплексе норм, устанавливающих уголовную, административную, гражданско-правовую, материальную и иную правовую ответственность за земельные правонарушения. Эти нормы объединяет единство объекта их воздействия – сфера земельных отношений.

Юридическая ответственность  за нарушение земельного законодательства представляет собой упорядоченную  в определенную систему нормативно-правовую общность – правовой институт отрасли земельного права, включающий нормы административной, уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной, а также земельно-правовой ответственности за противоправные деяния в сфере земельных отношений. Указанной нормативной общности, условиям и сфере ее применения свойственен ряд особенностей, которые в обобщенном виде заключаются в следующем.

  1. Нарушения, за которые применяется рассматриваемый блок правовой ответственности, всегда связаны с землей, воздействуют на её функциональные характеристики или качественные параметры.
  2. Формы противоправного воздействия на землю весьма различны; например, непосредственное (самовольное занятие земельного участка) и опосредованное (загрязнение водоёма, приведшее к причинению ущерба земле).
  3. Наряду с традиционными видами юридической ответственности применяются специальные меры юридического воздействия – земельно-правовые санкции, регулятивная сущность которых весьма схожа, либо полностью совпадает с мерами юридической ответственности.
  4. Земельно-правовое нарушение и применение к виновному мер юридической ответственности, как правило, не влечет прекращения права собственности на земельный участок, права землепользования виновного лица. Применение санкций указанного порядка является исключительной мерой. Действует принцип: никто не может быть лишен права собственности на земельный участок и иных вещных прав на землю, иначе как по основаниям, определенным Земельным кодексом и другими законодательными актами.
  5. Значительное число земельных правонарушений одновременно являются экологическими, водными, лесными правонарушениями.
  6. Санкции за земельные правонарушения содержаться, как правило, не в самих земельно-правовых актах, а в нормах других отраслей: уголовной, административной, гражданско-правовой и т.д.
  7. Во всех видах юридической ответственности за земельные правонарушения преобладают санкции имущественного характера.

Юридическая ответственность, применяемая в сфере земельных  отношений, эффективна только в комплексе  с другими формами и мерами социального, правового регулирования.

Деятельность по упорядочению земельных отношений складывается как бы из трёх компонентов: организационно-превентивный, компенсационно-восстановительный, юридическая  ответственность.

Организационно-превентивная деятельность направлена на всеобъемлющее регламентирование правомерной деятельности субъектов земельных правоотношений, создание необходимых условий и стимулов для осуществления ими всего комплекса земельных прав и обязанностей

Компенсационно-восстановительный  компонент включает совокупность различных мер, применяемых к случаям правомерного, санкционированного негативного воздействия на земельные ресурсы. Сюда, в частности, относятся: обязательное снятие, перенесение и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель, рекультивация нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств после завершения работ, связанных с нарушением земель; возмещение потерь лесохозяйственного производства при изъятии лесных земель для нелесохозяйственных нужд; возмещение потерь сельскохозяйственного производства при изъятии сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд; освоение равноценной земельной площади и вовлечение её в соответствующий оборот взамен исключенного из оборота земельного участка.

Юридическая ответственность  вступает в действие в тех случаях, когда не срабатывает или оказывается  недостаточными организационно-предупредительные, восстановительные меры и в результате чего совершаются правонарушения. Охранительные  отношения юридической ответственности по фактам земельных правонарушений возникают не только по материалам природоохранительных, землеохранных и правоохранительных органов, но и по заявлениям граждан, требованиям и искам общественных объединений, учреждений и предприятий.

Земельный кодекс содержит общую норму, любое нарушение  которой должно привести в движение механизм юридической ответственности: осуществление субъектами земельных  отношений принадлежащих им прав не должно наносить вреда земле как  природному объекту, окружающей природной среде, а также правам и правомерным интересам других лиц        (статья 65 Земельного кодекса). Однако привлечение к ответственности лица, нарушившего указанную норму, возможно лишь в том случае, если закон содержит меру государственного принуждения (санкцию) в отношении конкретных видов правовых отклонений и нарушений.

Санкции юридической  ответственности определяют меры и пределы ответственности за совершенное нарушение, несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правовых требований. Иначе говоря, санкции выражают параметры неблагоприятных последствий в отношении субъекта правонарушения.

Будучи средством (способом) реализации функций юридической  ответственности, санкции подразделяются на:

- карательные (конфискация  земельного участка, административный арест, лишение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью);

- правовосстановительные (восстановление нарушенных вещных  прав на землю, возврат самовольно  захваченного земельного участка, отмена неправового административного земельного акта);

- правоограничительные (ограничение, приостановление права землепользования);

- компенсационная (возмещение вреда).

Прежде всего, и в значительной степени именно характер санкций юридической ответственности выражает особенности и определяет назначение административного, уголовного, гражданско-правового, земельно-правового и других видов ответственности, призванных реагировать на земельные правонарушения.

 

2.2 Административная ответственность  за правонарушения в сфере земельных отношений

 

 

Среди всех видов юридической  ответственности административная ответственность является наиболее разработанной и преобладающей  в нормативно-правовом массиве об ответственности за земельные правонарушения.

Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения, содержащего необходимые признаки состава противоправного деяния в сфере земельных отношений.

Административным правонарушением  в области охраны и использования  земель, исходя из смысла статьи 28 КРКоАП, следует считать противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического лица или противоправное действие либо бездействие юридического лица, посягающее на охраняемый законом земельный правопорядок, права и законные интересы субъектов земельных отношений, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность  применяется за нарушение земельного законодательства и причинение вреда земельным ресурсам, либо создание реальной угрозы его причинения, если эти правонарушения по своему характеру, степени общественной опасности не требуют в соответствии с законодательством уголовного преследования.

Информация о работе Правонарушения в сфере земельных отношений