Правонарушения в сфере земельных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

В условиях обретения Республикой Казахстан независимости и суверенитета, нацеленного на создание свободной рыночной экономики, наиболее острые споры вызывает земельный вопрос. Это вызвано активным вовлечением земли в товарооборот, изменением жилищной политики государства, коренным обновлением земельного законодательства. Это также объясняется тем, что действующая законодательная база предоставила более широкий простор и свободу для хозяйственной деятельности, при которой ее эффективное осуществление невозможно без наличия и юридически обеспеченной возможности владения и пользования землей. Соответственно резко возросло количество споров, связанных с нарушениями земельного законодательства, конфликтов, имеющих большой общественный резонанс.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 415.50 Кб (Скачать файл)

Современная уголовно-правовая охрана земельных отношений в республике характеризуется следующими изменениями.

1. В УК РК появились статьи  об уголовной ответственности,  в которых сформулированы принципиально  новые составы земельных правонарушений: статья 161 – отравление земельных  ресурсов, вызвавших или способных вызвать экологическую катастрофу (экоцид); статья 186 – нарушение вещных прав на землю. Одновременно декриминализованы практически все связанные с землей уголовно наказуемые деяния, содержащиеся в уголовном кодексе Казахской ССР 1959 года: статья 84 умышленная потрава посевов, статья       157 самовольное сенокошение; статья 156 – незаконное распоряжение землей или сельскохозяйственными угодьями. При этом отдельные из этих деяний с определенными изменениями в конструкциях их составов отнесены в разряд административных проступков.

2. Конструкции составов ответственности  стали охватывать достаточно  большой перечень видов, способов  и последствий деяния, благодаря  чему существенно расширяются  пределы применения и увеличиваются  возможные случаи уголовной ответственности за земельные правонарушения. Так, норма об уголовной ответственности за загрязнение земли (статья 159 УК КазССР) заменена нормой более усовершенствованной диспозицией (статья 285 – порча земли), которая в отличие от прежней статьи позволяет реагировать практически на все основные виды и случаи порчи земли.

3. В УК РК введены в действие  генерализованные нормы с обширной  сферой воздействия, охраняющие  имущественные отношения, отношения  природопользования и охраны  окружающей среды, охватывающие одновременно и соответствующие аспекты земельных отношений. К ним в частности, относятся:

статья 225 – регистрация незаконных сделок по природопользованию; статья 177 – нарушение экологических  требований к хозяйственной и  иной деятельности; статья 178 – нарушение экологических требований при производстве и использованию экологически потенциально опасных химических, радиоактивных и биологических веществ;

статья 286 – нарушение правил охраны и использования недр;

статья 293 – нарушение режима особо охраняемых природных территорий; статья 284 – непринятие мер по ликвидации последствий экологического загрязнения.

4. В целом произошло усиление  экологической направленности уголовного  закона. Оно выразилось в выделении  в нем самостоятельной главы  об экологических преступлениях и увеличении количества составов экологических преступлений. В результате чего расширилась нормативная основа для уголовно-правовой охраны экологических аспектов земельных отношений. В отличие от этого прежнее уголовное законодательство главным образом направлялось на защиту хозяйственных, ресурсов аспектов земельной сферы.

5. В отношении рассматриваемой  категории преступлений возросла  интенсивность уголовного наказания,  при этом в структуре санкций  стали преобладать меры имущественного характера. Так, за самовольный захват земли по УК КазССР 1959 г. Предусматривалось наказание в виде исправительных работ на срок от шести до одного года или штрафом в размере до трехсот рублей со сносом незаконно возведенного строения, или конфискация урожая.

Аналогичное нарушение – незаконный захват чужого земельного участка по новому УК РК наказывается штрафом  в размере от 200 до              500 месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода, определенного за период от 2 до 5 месяцев, либо арестом на срок от 2 до 4 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Если указанное деяние совершается  лицом с использованием своего служебного положения – специальным субъектом, то наказание еще суровее и, например, срок лишения свободы достигает 3 лет.

Наиболее суровая санкция предусмотрена  в отношении экоцида, выразившегося, в частности, в отравлении земельных  ресурсов, вызвавших или способных  вызвать экологическую катастрофу – лишение свободы от 10 до             15 лет (статья 161 УК РК).

Анализ конструкций составов преступлений в сфере земельных отношений  позволяет выделить:

1. Преступные деяния, имеющие экологическую  направленность. К этой группе  относятся специальные земельно-правовые  нормы: отравление земельных ресурсов, вызвавших или способных вызвать экологическую катастрофу (статья 161 – экоцид); отравление, загрязнение или иная порча земли, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, ухудшение природных свойств земли (статья 285 – порча земли).

2. Деяния, представляющие собой  экологические преступления, где  объектом посягательства могут  являться и земельные отношения  (качество, природные свойства земли). Суть этой категории деяний  составляют нарушение экологических  требований, правил безопасности при осуществлении природопользования и других видов деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду (статьи                                 277 - 280, 286, 293, 294 и другие статьи УК РК).

3. Преступные посягательства на  вещные права на землю, режим государственного управления земельным фондом и гражданского оборота земель. В эту группу деяний входят: незаконное проникновение на чужой земельный участок, повлекшее причинение существенного вреда правам и охраняемым интересам граждан или организаций, либо охраняемым законом интересам общества или государства; незаконный захват земельного участка (статья 186 УК РК – нарушение вещных прав на землю); регистрация заведомо незаконных сделок по земле и земельным правам, искажение данных государственного учета земель и государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение платы за пользование земельными ресурсами, загрязнение земли, охрану и воспроизводство земельных ресурсов, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения (статья 225 УК РК – регистрация незаконных сделок по природопользованию).

Целый ряд противоправных деяний, посягающих на право управления земельным фондом, право собственности  и землепользования, ввиду отсутствия специальных составов должны пресекаться общими составами уголовной ответственности, например, незаконная конфискация, изъятие или иное незаконное распоряжение земельными правами. При наличии необходимых признаков эти деяния могут повлечь ответственность по статье 307 УК РК – злоупотребление должностными полномочиями или по статье 303 УК РК – превышение власти или должностных полномочий. Норм такого порядка в новом УК РК немало: статья 221 – уклонение гражданина от уплаты налога, статья 222 – уклонение от уплаты налогов с организаций, статья                      226 – принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения, статья 268 – сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей.

Уголовная ответственность  за преступления в сфере земельных  отношений имеет ряд особенностей и признаков:

1. Реагирует только  на те противоправные деяния, которые повлекли (или могли повлечь) неблагоприятные последствия, характеризующиеся повышенной общественной опасностью. Поэтому в конструкциях составов преступлений в числе обязательных признаков учитываются общественно опасные последствия деяния, как-то: существенное загрязнение окружающей среды; причинение вреда здоровью человека; ухудшение природных свойств земли; возникновение или угроза возникновения экологической катастрофы; причинение существенного вреда правам и охраняемым законом интересам граждан или организаций, либо охраняемым законом интересам общества или государства, причинение крупного или значительного ущерба и т. д.

Значительным ущербом  в статьях главы «Об экологических  преступлениях» признается размер ущерба, в сто раз, превышающий месячный расчетный показатель, установленный законодательством Республики Казахстан на момент совершения преступления. Крупным ущербом признается ущерб, в триста раз, превышающий месячный показатель, установленный законодательством Республики Казахстан на момент совершения преступления.

Практически все составы  преступлений, связанные с землей, являются материальными, поэтому преступления считаются оконченными с момента наступления вредных последствий, указанных в диспозиции уголовно-правовой нормы.

Для убедительности изложенного  достаточно просмотреть конструкции  всех основных статей УК РК, имеющих  отношения к земельным правонарушениям: 186 – нарушение вещных прав на землю; 187 – умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества; 188 - неосторожное уничтожение или повреждение чужого имущества; 161 – экоцид;                           277 – нарушение экологических требований к хозяйственной и иной деятельности; 278 - нарушение экологических требований при производстве и использовании экологически потенциально опасных химических, радиоактивных и биологических веществ; 285 – порча земли; 294 – непринятие мер по ликвидации последствий экологического загрязнения.

2. Совершение деяния специальным  субъектом – должностным лицом  с использованием своего служебного  положения рассматривается в  качестве квалифицирующего признака, влекущего более суровую санкцию  (часть            3 статьи 186 УК РК).

Согласно примечанию, содержащемуся  в УК РК, должностными лицами в статьях  УК признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях РК.

3. Целый ряд составов преступлений, в качестве квалифицирующих и соответственно отягчающих вину признаков рассматривает некоторые элементы объективной стороны деяния: место совершения (территория с чрезвычайной экологической ситуацией – часть 2 статьи 278, часть 3 статьи 281, часть 3 статьи 285 УК РК) и т.д.

4. Не содержит специальных составов  ответственности за земельные  правонарушения с административной  преюдицией – повторное совершение  однородного правонарушения, за  которое лицо уже подвергалось  административному взысканию, как  это имело место в прежнем уголовном законодательстве в отношении некоторых видов правонарушений в области природопользования (часть 1 статьи 83, часть 1 статьи 162, часть 1 статьи      163 УК КазССР).

Вместе с тем в конструкциях ряда общих составов рецидив (повторность  деяния) является квалифицирующим признаком, рассматривается в качестве отягчающего обстоятельства и влечет более строгое наказание (часть 2 статьи 221 УК РК – уклонение от уплаты налога лицом, ранее судимым за уплаты налога).

5. наряду с санкцией  имущественной направленности (денежный  штраф в кратном увеличении  размера месячного расчетного  показателя или размера заработной  платы или иного дохода осужденного  за определенный период) достаточно  характерной основной санкцией  является лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (статьи 283, 285, 225, часть 3 статьи 186 УК РК). В отдельных случаях предусмотрена возможность ее применения в качестве дополнительной санкции (статьи         294, 268 УК РК).

6. Большинство составов сконструировано  таким образом, что защита земельного  правопорядка одновременно направлена  на обеспечение упорядоченности  смежных (экологических, поресурсовых) отношений, и наоборот, защита  других объектов природы или  их комплексов оказывает охранительное воздействие и на земельную сферу.

7. Диспозиции специальных земельных  уголовно-правовых норм, как общих  норм, являются бланкетными –  для установления признаков преступления  отсылают к другому нормативному  акту. Поэтому для их применения возникает необходимость обращения в специальное законодательство: земельное, экологическое и т.д.

 

2.4 Гражданско-правовая  ответственность за нарушение земельного

законодательства

 

 

Одним из основных принципов правового  регулирования земельных отношений является предотвращение нанесения ущерба земле или устранение его последствий (пункт 9 статьи 4 ЗК РК).

Для регулирования гражданско-правовой ответственности за земельные правонарушения имеют непосредственное отношение  следующие положения Земельного кодекса Республики Казахстан. Во-первых, в кодексе закрепляется принцип ответственности физических и юридических лиц, государственных органов и должностных лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан (статья 168 ЗК РК). И при этом, во-вторых, закон устанавливает, что гражданско-правовые отношения, связанные с правом собственности на земельные участки и правом землепользования, регулируются нормами гражданского законодательства (пункт 4 статьи             6 ЗК РК). В-третьих, непосредственно закрепляет принцип полного возмещения убытков и определяет основания возмещения убытков, причиненных собственникам и землепользователям (статья 165 ЗК РК). Таким образом, в действующем законодательстве применительно к сфере земельных отношений закреплены принципы полного возмещения вреда и неотвратимости ответственности, которые в данном случае реализуются посредством норм гражданско-правовой ответственности, наступающей по факту причинения противоправного вреда земле, правам и законным интересам собственников и землепользователей в результате нарушения земельного законодательства.

Гражданско-правовая ответственность  реагирует собственно не на сами земельные  правонарушения, а на причинение при этих нарушениях ущерба земле, правам, законным интересам граждан и юридических лиц, включая в первую очередь собственников и землепользователей.

Гражданско-правовая ответственность  является особым способом возмещения ущерба, причиненного в сфере земельных отношений.

Гражданско-правовую ответственность  характеризует наступление в  отношении виновного лица отрицательных  имущественных последствий, возникающих  в связи с неисполнением, ненадлежащим исполнением обязанности из договора, из причинения внедоговорного вреда. Основное назначение гражданско-правовой ответственности – выполнение компенсационной функции, восстановление имущественного компонента нарушенных общественных земельных отношений.

Информация о работе Правонарушения в сфере земельных отношений