Шпаргалка по дисциплине "Земельное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 23:49, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Земельное право".

Вложенные файлы: 1 файл

ЗП ответы 6 семестр.doc

— 425.00 Кб (Скачать файл)

Выделяются шесть оснований  предоставления земельных участков на праве безвозмездного срочного пользования:

1) предоставление земельных участков, находящихся в государственной  или муниципальной собственности,  юридическим лицам - субъектам  права постоянного (бессрочного)  пользования на срок не более 1 года. На основании административного акта уполномоченного исполнительного органа государственной власти;

2) предоставление земельных участков, находящихся в частной собственности,  иным гражданам и юридическим  лицам на основании договора  безвозмездного пользования.

Договоры безвозмездного срочного пользования, заключенные на срок менее  чем один год, не подлежат государственной  регистрации и не являются объектом проведения кадастрового учета (см. письмо Роснедвижимости от 16 июля 2008г. N ВК/3095 "О кадастровом учете земельных участков, предоставленных в аренду до одного года");

3) предоставление земельных участков  гражданам в виде служебного  земельного надела из земель  организаций. Служебные земельные наделы предоставляются работникам отдельных отраслей экономики, в том числе транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств.

Решение о предоставлении служебного надела принимает та организация, в которой работник осуществляет трудовую деятельность. Таким образом, основанием предоставления служебного надела является локальный нормативный акт организации. Служебные земельные наделы выделяются работникам на время трудовых отношений на основании заявления работника;

4) предоставление земель, находящихся в государственной  или муниципальной собственности, религиозным организациям;

5) предоставление земель, находящихся в государственной  или муниципальной собственности,  лицам, с которыми заключен  государственный или муниципальный  контракт на строительство объекта  недвижимости, на основе заказа, размещенного в соответствии с Федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Обязательным условием предоставления земельного участка по рассматриваемому основанию является финансирование строительства, полностью осуществляемое за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета. Предоставление земельного участка осуществляется на срок строительства объекта недвижимости;

6) предоставление земель, находящихся в государственной  или муниципальной собственности,  в случаях, предусмотренных Лесным кодексом РФ. Данное основание было введено Федеральным законом от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ. В соответствии с Лесным кодексом РФ земельный участок, признанный лесным участком, может быть предоставлен на рассматриваемом праве как юридическим лицам, так и гражданам.

Лицо, использующее земельный  участок на праве безвозмездного срочного пользования, обязано поддерживать земельный участок в надлежащем состоянии. Это обеспечивается использованием земельного участка в соответствии с целевым назначением и разрешенным способом использования. При этом законодатель предусмотрел, что согласно п. 6 ст. 87 ЗК РФ в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования могут предоставляться земли промышленности и иного специального назначения.

Ст. 47 Основания прекращения права  безвозмездного срочного пользования земельным участком: по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен; право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен ИСКЛЮЧЕНИЯ право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности.

 

 

23.Право ограниченного пользования чужими зу

Нормативная основа: статья 23 ЗК и статьи 274-275 ГК РФ.

Земельный и Гражданский кодексы рассматривают сервитут в качестве вторичного вещного права. Однако возможно рассмотрение сервитута в качестве обременения земельного участка. С точки зрения собственника земельного участка, который соседи используют для прохода к водоему, сервитут является ограничением его права. С точки зрения соседей, сервитут - это право пользования чужим земельным участком.

Сервитуты могут  возникать на основании договора или закона. Статья 23 ЗК РФ устанавливает, что частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Публичный сервитут устанавливается законом или  иным нормативным правовым актом, когда  это необходимо для обеспечения  публичных интересов, в том числе интересов государства, местного самоуправления либо интересов населения, проживающего на данной территории, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Земельный кодекс РФ содержит исчерпывающий перечень публичных сервитутов. Публичные сервитуты могут устанавливаться для:

1) прохода или  проезда через земельный участок;

2) использования  земельного участка для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также транспортной инфраструктуры;

3) размещения  на участке межевых и геодезических  знаков и подъездов к ним;

4) проведения  дренажных работ на земельном  участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных  животных через земельный участок;

7) сенокошения,  выпаса сельскохозяйственных животных  в установленном порядке на  земельных участках в сроки,  продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования  земельного участка для охоты  и рыболовства;

9) временного  пользования земельным участком  для производства изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного  доступа к прибрежной полосе.

Сервитут может  быть срочным или постоянным. Срочный  сервитут устанавливается для проведения временных работ, например осуществления  прокладки трубопровода на территории участка, находящегося в собственности.

Сервитут должен осуществляться способом, наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

Собственник земельного участка, обремененного частным  сервитутом, вправе требовать соразмерную  плату от лиц, в интересах которых  установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В случаях, когда  установление публичного сервитута  приводит к невозможности использования  земельного участка, собственник, землевладелец  и землепользователь вправе требовать  изъятия (выкупа) у него данного участка  с возмещением убытков либо предоставления равноценного земельного участка.

Если установление публичного сервитута приводит к  существенным затруднениям в использовании  земельного участка, его собственник  вправе требовать соразмерную плату.

Лица, права  и интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке. Споры между государственным или муниципальным органом, установившим публичный сервитут, и собственником земельного участка, подлежат рассмотрению в арбитражных судах независимо от того, каким органом они были установлены.

Изменение указанных  и введение новых публичных сервитутов может осуществляться лишь федеральным  законом или принятыми в соответствии с федеральным законом нормативно-правовыми  актами.

После установления сервитута он считается неотъемлемой принадлежностью земельного участка  и не может быть отчужден отдельно от участка.

 

 

 

 

24.Содержание права пользования землей. Ограничение прав землепользователей.

 

Права:

1. землепользователи вправе использовать в установленном законом порядке для собственных нужд, имеющихся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые;

2.вправе обустраивать колодцы  и скважины на глубины не  ниже первого водоносного горизонта  без специального разрешения;

3. вправе обустраивать подземные  сооружения на глубину до 5 метров;

4. вправе возводить жилые, производственные, бытовые здания, строения и сооружения  в соответствии с целевым назначением  земельного участка и его разрешенным  использованием с соблюдением градостроительных правил норм и других правил (гигиенических, противопожарных),

5. производить в соответствии  с разрешенным использование  оросительные, осушительные, мелиоративные  работы, обустраивать пруды и  обводненные карьеры.

Обязанности:

1. пользоваться земельными участками способами и приемы, которые не причиняют вред окружающей среде;

2. своевременно приступать к  освоению земельных участков, если  срок предусмотрен законом;

3.своевременно производить платежи  за землю, производить предоставление  информации в государственные органы о качественном состоянии и охране использования земель (для юр лиц);

4. не допускать загрязнения,  захламления, зарастания земель  сорняками, кустарниками, боле того  данные действия могут перейти  в ответственность уголовно или административно-правовую.

Под ограничениями понимается наличие установленных законом ущемлений, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на объект недвижимого имущества в интересах государства и общества. Ограничения не порождают самостоятельных прав.

В российском законодательстве предусмотрены две группы ограничений  прав на землю.

Во-первых, это ограничения  оборота земельных участков, содержание которых предполагает стеснение  правообладателя в совершении действий, связанных с распоряжением земельным участком, а также ограничения субъектного состава имущественных отношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками.

Так, п. 4 ст. 27 ЗК РФ содержит перечень земельных участков, которые не могут быть предоставлены в частную собственность и быть объектами сделок (такие земельные участки называют "изъятыми из оборота"). В пункте 5 ст. 27 ЗК РФ указан перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены в частную собственность только в случаях, предусмотренных федеральным законом (их называют "ограниченными в обороте"). Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся на приграничных территориях, не предоставляются на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам.

Во-вторых, это ограничения  использования земельных участков, указанные в п. 2 ст. 56 ЗК РФ, а именно:

1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

2) особые условия охраны  окружающей среды, в том числе  животного и растительного мира, памятников природы, истории и  культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

3) условия начала и завершения  застройки или освоения земельного  участка в течение установленных  сроков по согласованному в  установленном порядке проекту,  строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 3 ст. 56 ЗК РФ установлено, что ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.

Ограничения прав на землю  сохраняются при переходе права  собственности на земельный участок  к другому лицу. Это связано  с тем, что данные ограничения  являются частью правового режима земельного участка, который не может быть изменен владельцем земельного участка самостоятельно.

 

 

25.Защита прав соб-в зем уч, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

 

Земельные участки  относятся к недвижимому имуществу (ст. 130 ГК РФ), а потому споры по поводу земли подлежат разрешению по общим правилам за· щиты гражданских прав. Способы защиты земельных и земельно-имущественных прав те же, что предусмотрены в СТ. 12 Гражданского кодекса РФ. Необходимо отметить, что некоторые из них воспроизведены и в Земельном кодексе РФ:  

    • признание права на земельный участок (ст. 59). В содержание любого субъективного права входит правомочие правообладателя на защиту данного права. Признание права в соответствии со СТ. 12 ГК РФ есть способ защиты гражданских прав. Из начал гражданского законодательства следует. что лица реализуют принадлежащие им права своей волей и в своем интересе (п. 2 СТ. 1 ГК РФ). Применительно к СТ. 59 ЗК РФ данное правило означает, что защиту права на земельный участок вправе осуществлять лишь обладатель права на земельный участок (см. п. 1 СТ. 9 ГК РФ);
    • восстановление положения, нарушенного правонарушением (ст. 60). Право на земельный участок подлежит восстановлению в случае признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекшего за собой нарушение права на земельный участок. Нормы ГК РФ расширяют возможность защиты нарушенного права лица на земельный участок и применения в качестве последствия такой меры, как восстановление нарушенного права. Согласно СТ. 12 ГК РФ право лица на земельный участок подлежит защите в случае признания недействительным акта не только исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, но и законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка; признание недействительным акта органов исполнительной власти и местного само- управления, не соответствующего закону и нарушающего земельные права и интересы гражданина или юридического лица (ст. 61).
    • Признание недействительными указанных актов является формой судебного контроля над состоянием законодательства в РФ, в том числе и в области использования и охраны земель. Согласно ГПК РФ суд может вынести решение о незаконности действий административного органа или должностного лица, нарушающих права и свободы граждан. При этом с момента вступления решения суда в законную силу акт исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления признается недействительным (ч. 3 ст. 239-8 ГПК РФ). в пользу лица, чьи права и законные интересы в области использования и охраны земель были нарушены, взыскиваются убытки. При этом убытки должен возместить тот орган, который нарушил права лица посредством принятия незаконного нормативного или ненормативного акта. Защита земельных прав собственников и иных титульных владельцев и пользователей может осуществляться и иными способами, не названными в Земельном кодексе РФ, но предусмотренными в Гражданском кодексе РФ.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Земельное право"