Инвестиционные проекты в авиационной промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 05:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного дипломного проекта является глубокое изучение процесса мониторинга реализации инвестиционных проектов и методов оценки инвестиционных проектов, реализуемым на авиационных предприятиях, с учетом их специфических особенностей.
Задачами данного дипломного проекта являются:
1) Изучение Стратегии развития отечественной авиационной промышленности и выявление значимости привлекаемых в нее инвестиций.
2) Выявление особенностей, присущих инвестиционным проектам авиационной промышленности, их классификация.
3) Изучение процесса работы с инвестиционными проектами на предприятии и в банке.
4) Изучение источников финансирования инвестиционных проектов авиационной промышленности с учетом их особенностей.
5) Выявление значимости мониторинга реализации инвестиционных проектов и изучение методов мониторинга инвестиционных проектов авиационных предприятий.
6) Разработка бизнес-плана Проекта строительства гражданского самолета МС-21.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Роль инвестиций в реализации стратегии развития авиационной промышленности…………………………………………………………………….7
1.1 Роль инвестиций в реализации Стратегии модернизации и развития авиационной промышленности……………………………………………………..7
1.2 Особенности инвестиционных проектов авиапредприятий, классификация инвестиционных проектов…………………………………………………………14
1.3 Инструменты и источники финансирования инвестиционных проектов в авиапромышленности……………………………………………………………...20
2 Анализ предприятия ОАО «Корпорация «Иркут»……………………………..39
2.1 Корпорация «Иркут»: история, развитие, модернизация……………………39
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности «Корпорации «Иркут»….46
Список используемых источников информации

Вложенные файлы: 1 файл

диплом (копия)!!!!!!.docx

— 219.89 Кб (Скачать файл)

Ожидаемый результат –  принципиальное изменение стратегической конкурентной позиции авиапромышленности России на мировом авиарынке (включая  рынок самой России и СНГ), фактическое  возвращение отрасли на этот глобальный рынок в качестве одного из мировых  центров авиастроения. Достижение такого результата на остро конкурентном, олигополистическом, политизированном и – в части гражданской  авиатехники - жестко регулируемом нормами, принимаемыми международными и национальными  организациями (ВТО, ИКАО, FAA и др.), авиарынке требует как перманентного «предъявления» на рынок модернизированных и совершенно новых конкурентоспособных продуктов, так и проведения маркетинговой политики качественно нового уровня.

Для реализации намеченных планов необходимо огромное количество ресурсов, так как авиационная  промышленность является очень наукоемкой и затратной. Государственный сектор не в силах профинансировать такого рода намеченную программу, поэтому  выбор второй стратегии является наиболее актуальным в современных условиях. План финансирования Стратегии авиационной промышленности предполагает под собой привлечение двух основных видов инвестиций: государственных и частного сектора, а также возможность привлечения иностранных инвесторов с ограничением доли владения не более 25%. Иностранные инвестиции являются выгодными не только по причине финансового обеспечения, но и по причине обеспечения репутации российской авиационной промышленности и успеха дальнейшего сбыта продукции. Авиационная отрасль, как упоминалось ранее, является рисковой, поэтому в совокупности страхования рисков государственным сектором и привлечением иностранных инвесторов будет обеспечиваться надежность и возвратность привлекаемых ресурсов.

Общая потребность в финансовых ресурсах для реализации Стратегии  оценивается на основе представления  о необходимости параллельного  финансирования:

    • модернизации авиационной компоненты Вооруженных Сил и создания перспективного продукта для мировых рынков авиационных вооружений;
    • создания конкурентоспособных гражданских продуктов и системы их продвижения на авиарынки;
    • модернизации научно-исследовательской, конструкторской и производственной инфраструктуры авиационной промышленности.

Оценка необходимого финансирования для возврата России на мировой рынок  в качестве одного из мировых центра авиастроения проводится, исходя из предположения  о начале структурных преобразований в отрасли, предполагающих ликвидацию разобщенности комплексов и выработку  на основе частно-государственного партнерства  перспективной политики привлечения  и распределения финансовых ресурсов.

Привлечение внебюджетных ресурсов для выполнения программы осуществляется в рамках отдельных проектов. Общим  принципом привлечения внебюджетных ресурсов является снижение доли государственного участия по мере снижения внешних  рисков проектов. В соответствии с  этим принципом предполагается паритетное участие государства и частного бизнеса в проектах поддержки  продвижения на рынок серийной авиатехники  в условиях, когда основные конструкторские  и производственные риски сняты. При этом ожидается, что в софинансировании проектов примут участие инвестиционные институты, как уже участвующие в финансировании российских частно-государственных лизинговых компаний, так и аналогичные новые структуры. В проектах доведения до рыночных требований «нишевых» продуктов участие государства варьируется в пределах 20-100% их стоимости. Софинансирование осуществляют компании-производители, в том числе производители компонентов. Привлечение внебюджетных средств в создание новых продуктов на базе современных технологий будет происходить в рамках риск-разделенного партнерства. В соответствии с мировой практикой, объем внебюджетных средств может составлять от 30 до 60% стоимости проектов, с увеличением доли внебюджетного финансирования по мере снятия технологических рисков. Такая динамика изменения долевого участия государства и бизнеса в новых проектах учтена в рамках мероприятий по созданию новой авиатехники. Участниками таких проектов на основе риск-разделенного партнерства являются, прежде всего, иностранные и российские производители компонентов авиатехники, в том числе двигателей и авионики. Перспективные новые проекты будут строиться и на основе риск-разделенного партнерства с иностранными производителями финальной продукции. Финансирование рискованных технологических разработок и развитие научно-исследовательской инфраструктуры является преимущественно сферой ответственности государства.

С учетом низкой стартовой  инвестиционной привлекательности  отрасли, ожидается, что общий объем  внебюджетного софинансирования Стратегии  до 2015 г. составит от 25 до 40% общего объема финансирования. С выходом российской авиастроительной промышленности на запланированные конкурентные позиции, внебюджетное финансирование должно стать основным источником ее развития по крайней мере в сфере гражданской авиации. 

На данном этапе реализации Стратегии идет активное финансирования авиационной промышленности из государственного сектора, что создает перспективу  развития и частного бизнеса. В рамках проектного финансирование, привлекается недавно созданный Российский фонд прямых инвестиций, имеющий реальную возможность вкладывать инвестиции в партнерстве с иностранными инвесторами, что укрепит репутацию российских авиационных компаний и откроет для них новые возможности зарубежом.

Выполнение стратегии  привлечения инвестиций в авиастроительную отрасль на данный момент является единственно возможным способом осуществить намеченные планы, поскольку  при отсутствии должного финансирования толчка для последующего самостоятельного развития отечественная авиационная  промышленность не получит. И малейшее отклонение от намеченного инвестиционного  процесса может сказаться пагубно  на уже осуществленных и планируемых  проектах.

 

 

1.2 Особенности инвестиционных проектов авиапредприятий, классификация инвестиционных проектов

Инвестиционный проект-это комплексный план мероприятий, включающий капитальное строительство, закупку оборудования и т.д., направленных на создание нового или модернизацию ранее действующего производства товаров и услуг с целью получения экономической выгоды.

Инвестиционные проекты  классифицируются следующим образом:

1)  Классификация по сроку реализации проектов:

  • Краткосрочные проекты (реализация до 1 года);
  • Среднесрочные проекты (реализация от 1 до 3 лет);
  • Долгосрочные проекты (реализация свыше 3 лет).

2) По масштабам (чаще всего масштаб проекта определяется размером инвестиций):

  • малые проекты, действие которых ограничивается рамками одной небольшой фирмы, реализующей проект. В основном они представляют собой планы расширения производства и увеличения ассортимента выпускаемой продукции. Их отличают сравнительно небольшие сроки реализации;
  • средние проекты— это чаще всего проекты реконструкции и технического перевооружения существующего производства продукции. Они реализуются поэтапно, по отдельным производствам, в строгом соответствии с заранее разработанными графиками поступления всех видов ресурсов;
  • крупные проекты — проекты крупных предприятий, в основе которых лежит прогрессивно «новая идея» производства продукции, необходимой для удовлетворения спроса на внутреннем и внешнем рынках;
  • мегапроекты— это целевые инвестиционные программы, содержащие множество взаимосвязанных конечных проектов. Такие программы могут быть международными, государственными и региональными.

3) По основной направленности:

    • коммерческие проекты, главной целью которых является получение прибыли;
    • социальные проекты, ориентированные, например, на решение проблем безработицы в регионе, снижение криминагенного уровня и т.д.;
    • организационные проекты;
    • смешанные.

4) В зависимости от степени влияния результатов реализации инвестиционного проекта на внутренние или внешние рынки финансовых, материальных продуктов и услуг, труда, а также на экологическую и социальную обстановку:

    • глобальные проекты, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию на Земле;
    • народнохозяйственные проекты, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в стране, и при их оценке можно ограничиваться учетом только этого влияния;
    • крупномасштабные проекты, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в отдельно взятой стране;
    • локальные проекты, реализация которых не оказывает существенного влияния на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в определенных регионах и (или) городах, на уровень и структуру цен на товарных рынках.

5) Особенностью инвестиционного процесса является его сопряженность с неопределенностью, степень которой может значительно варьироваться, поэтому в зависимости от величины риска инвестиционные проекты подразделяются таким образом:

    • надежные проекты, характеризующиеся высокой вероятностью получения гарантируемых результатов (например, проекты, выпол­няемые по государственному заказу);
    • рисковые проекты, для которых характерна высокая степень неопределенности как затрат, так и результатов (например, проекты, связанные с созданием новых производств и технологий).

Данная классификация  может быть более детализирована на практике при необходимости более  подробного анализа проекта.

Авиационная промышленность как специфический сектор экономики обладает, вне зависимости от национальной или региональной принадлежности, некоторыми общими особенностями, присущими как самой отрасли, так и ее продукции.

Продукция авиационной промышленности – самолеты, вертолеты и беспилотные летательные аппараты различного класса и назначения представляют собой сложные с технической точки зрения объекты. Сложность продукции отрасли определяется использованием различных физических принципов, на основе которых функционирует летательный аппарат и его системы, множественностью конструктивных решений, материалов и технологий, количеством элементов и деталей, из которых аппарат состоит, необходимостью согласованной работы различных компонент в рамках единого комплекса.

Создание любого продукта в авиационной промышленности является очень трудоемким и наукоемким процессом, требующим вложения огромного количества ресурсов. Поэтому, чаще всего, инвестиционные проекты авиационной промышленности являются долгосрочными и крупномасштабными. Поскольку даже небольшое переоснащение авиационного предприятия требует колоссальных вложений и определенного временного лага между вложениями средств и получением прибыли.

В настоящее время инвестиционные проекты быстро проникают в сферу  уникальных новаторских технологий и принципиально новых производств. При этом, безусловно, увеличиваются  проектные и финансовые риски, возрастает необходимость в более точной экспертной оценке проектов. Сложно найти  не только кредитора, но и независимых  консультантов, способных оценить  пригодность и риск устаревания  продукции. Не менее сложно подобрать  проектную команду из надежных учредителей, инвесторов, гарантов, подрядчиков  и операторов. Тем не менее, именно финансирование инноваций на сегодня  вызывает наибольший интерес. Касаемо  классификации по источникам финансирования, то в авиационной промышленности, последнее время, наблюдается активные вложения денежных средств со стороны  государства. Однако, как было отмечено в предыдущих пунктах, также и  вложения иностранного капитала, с  учетом законодательных ограничений  и приток средств от российского  частного сектора.

Инвестиционно-инновационные  проекты имеют множество особенностей и различий. Кажущееся подобие  методов проектного финансирования и процедур финансового анализа, требуемых для оценки крупных  капитальных вложений и отбора инновационных  проектов, могут привести к предположению  об идентичности проектов. Однако между  этими проектами существуют важные различия. Финансовая информация о капитальных вложениях в строительство новых промышленных объектов гораздо более надежна, чем для большинства даже самых простых инновационных проектов, особенно на ранних этапах.

Отличаясь большой неопределенностью, инновационные проекты имеют  преимущество: они могут быть скорректированы  при меньших финансовых потерях  на ранних стадиях разработки. Обращает на себя внимание и фактор ограниченности информации при отборе кратко- и  среднесрочных проектов по сравнению  с долгосрочными. К тому же ранние успешные стадии инновационной деятельности вовсе не гарантируют успеха на более  поздних, и наоборот. В инновационных  проектах гораздо чаще можно столкнуться  с неадекватностью представленной информации. Чрезвычайно сложно коррелировать  мнения “независимых” экспертов. Известны случаи, когда отвергнутые на первых этапах экспертизы инновационные проекты  затем приносили разработчикам  небывалый успех.

Информация о работе Инвестиционные проекты в авиационной промышленности