Иностранные инвестиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 20:22, реферат

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотреть теоретические и практические аспекты инвестиций в России.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические аспекты инвестиций в России;
- проследить динамику инвестиций в России.

Содержание

Введение 3
1. Понятие иностранных инвестиций. 5
1.1. Понятие иностранных инвестиций и инвестиционный климат. 5
1.2. Законодательство об инвестициях в Российской Федерации. 9
2. Динамика привлечения иностранного капитала в Россию. 26
Заключение 37
Список используемых источников 39

Вложенные файлы: 1 файл

1. Понятие иностранных инвестиций.docx

— 77.68 Кб (Скачать файл)

К таким соглашениям относятся  соглашения с США, Польшей, Болгарией, Грецией, Кубой, Румынией, Данией, Словакией, Чехией, Вьетнамом, Португалией. Подготовлены также (взамен устаревших} соглашения с Бельгией, Люксембургом, Турцией, Финляндией, Италией, а также с  Норвегией, Швецией, Австралией, Кувейтом, Индией, Латвией, Эстонией, Кипром, Венгрией, Аргентиной и другими странами. Помимо этого, Россия приняла на себя все  права и обязанности по подобным соглашениям, подписанным СССР.

К двусторонним соглашениям  относятся также нормативные  акты, позволяющие исключить двойное  налогообложение доходов и имущества. Подобные договоры, заключенные Россией, отменяют или снижают бремя двойного налогообложения путем введения специальных налоговых ставок на определенные виды доходов нерезидентов. Среди стран, с которыми Россия заключила  такие соглашения, — Германия, США, Великобритания, Франция, Финляндия, Канада, Испания, Швейцария, Япония, Норвегия, Дания, Ирландия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Австрия, Кипр и некоторые другие. В 2009 г. был ратифицирован ряд соглашений об избежании двойного налогообложения, предотвращения уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал, подписанных с правительствами Исламской республики Иран, Республики Таджикистан, Португальской Республики, Австрийской Республики, Финляндии, Индонезии, Норвегии, Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка, Кувейта. К настоящему времени Россия имеет такие соглашения более, чем с 70 странами.3

Нормативные акты общефедерального характера в большинстве своем  не являются документами “прямого”  действия в отношении инвестиций и, как правило, не содержат соответствующих  норм. Однако не вызывает сомнения положение  о том, что деятельность иностранного капитала в России в первую очередь  должна подчиняться именно им. Среди  таких актов можно выделить Гражданский, Налоговый, Таможенный и другие кодексы, законы, посвященные таможенному  тарифу, приватизации, акционерным  обществам, обществам с ограниченной ответственностью, государственному регулированию  внешнеторговой деятельности и т.д.

Действие этих документов в отношении иностранного капитала можно проиллюстрировать следующим  образом. Так, в Гражданском кодексе  дается определение основных организационно-правовых форм, которые могут принимать  субъекты хозяйственной деятельности в России, в том числе и предприятия  с иностранным капиталом. Для  последних на сегодняшний день наиболее приемлемой формой является хозяйственное  общество — общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, закрытое и открытое акционерные общества.

Почти 90 % инвесторов предпочитают при партнерских отношениях с  российскими бизнесменами только форму  ОАО, так как в зависимости  от суммы вложенных средств и  уровня соглашения с администрацией региона, данная форма наиболее подконтрольна  для инвестора и, в случае особых преференций, может подлежать Международному Арбитражу в Стокгольме, что является дополнительной гарантией защиты прав инвестора в России.  

Федеральный закон «Об  иностранных инвестициях в Российской Федерации», принятый в июле 2006 г.,  регулирует отношения, связанные с гарантированием прав иностранных инвесторов при осуществлении ими предпринимательской инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики России. Отношения же, складывающиеся в результате зарубежных инвестиций в банки и иные кредитные учреждения, в страховые организации, а также в некоммерческие организации, в том числе образовательные, благотворительные или религиозные, этим законом не регулируются. Деятельность иностранных инвесторов в указанных сферах регулируется соответствующим законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности, о страховании, о некоммерческих организациях.

Под иностранными инвесторами  в  вышеуказанном законе понимаются иностранные юридические лица; иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами; иностранные граждане; лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации; международные организации; иностранные государства.

Иностранные инвестиции —  это вложения иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории России в виде имущества, принадлежащего инвесторам, в том  числе денег, ценных бумаг (в иностранной  или российской валюте), в виде иного  имущества, имущественных прав, имеющих  денежную оценку (интеллектуальная собственность), а также в виде услуг и информации.

Нормативными документами  было определено понятие «приоритетный  инвестиционный проект», представляющий собой проект, включенный в утверждаемый Правительством Российской Федерации  перечень. Такие проекты могут  быть двух видов: проекты с суммарным  объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. руб. и  проекты, в которых минимальная доля иностранных инвесторов в уставном капитале составляет не менее 100 млн. руб. (или же эквивалентная сумма в иностранной валюте по курсу Центрального банка России на день вступления закона в силу).

К приоритетным инвестиционным проектам также отнесены коммерческие организации с иностранными инвестициями, если доля иностранных инвесторов в  уставном капитале составляет свыше 25 %. Любопытно отметить, что в вопросе  предоставления иностранному инвестору  льгот и привилегий в международной  инвестиционной практике существуют два  диаметрально противоположных подхода. Один связан с проведением политики специального поощрения иностранных  инвесторов (отдельные развивающиеся  и развитые страны). Другой - признает необходимость уравнивания возможностей национального и иностранного инвесторов, что отвечает условиям конкуренции  и равенству возможностей. Это  более соответствует рыночной экономике  и стремлению любого государства  «не обидеть» отечественного инвестора.

В соответствии с российским законодательством, на территории России иностранным инвесторам предоставляется  правовой режим не менее благоприятный, чем для отечественных инвесторов, однако с определенными юридическими изъятиями. Изъятия ограничительного характера в отношении иностранных инвесторов могут устанавливаться только федеральными законами для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства. В свою очередь изъятия стимулирующего характера, т. е. дополнительные льготы для инвесторов, вводятся в интересах социально-экономического развития страны.

Важным правовым актом, направленным на стимулирование и регулирование  привлекаемых иностранных инвесторов, был федеральный закон «О соглашениях  о разделе продукции», вступивший в силу в декабре 2002 г. Соглашения о разделе продукции, заключаемые между государством и инвесторами, которые могут быть как российскими, так и зарубежными, являются договорами, в соответствии с которыми государство предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на определенном участке недр. Инвестор, в свою очередь, обязуется осуществить указанные работы за свой счет и на свой риск. Согласно основополагающему принципу соглашения, инвестор освобождается от части российских налогов, отдавая при этом государству определенную долю добытого и (или) переработанного сырья либо его денежный эквивалент.

Перечни участков недр, право  пользования которыми на условиях раздела  продукции могут предоставляться  инвесторам, устанавливаются федеральными законами. К настоящему моменту принято  около двух десятков нормативных  актов, определяющих территории, недра  которых могут разрабатываться  на условиях раздела продукции, главным  образом это нефтяные и газовые  ресурсы.

В апреле 2003 г. Думой в I чтении был  принят проект закона «О договорах концессии российскими и (или) иностранными инвесторами (о концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными  инвесторами)», однако во втором чтении он был отклонен. В процессе  подготовки ко второму чтению в него были внесены поправки, существенно ограничивающие  сферу его применения и снижающие его привлекательность для отечественных и  иностранных  инвесторов. В 2008 – 2009 гг. работа продолжилась и был подготовлен новый законопроект, который в настоящее время находится на доработке.4

В феврале 2008 г. было принято постановление правительства РФ «О мерах по совершенствованию деятельности федеральных органов исполнительной власти по подготовке, заключению, реализации и осуществлению контроля за исполнением  соглашений о разделе продукции» и утверждено положение о разграничении полномочий федеральных органов в области подготовки заключения, исполнения и осуществлении контроля за реализацией соглашений о разделе продукции. Постановлением определены  вопросы, относящиеся к исключительному ведению правительства (определение порядка использования государственной доли продукции, распределение продукции между центром и регионами).

18 июня 2008 г. вступил в действие закон «О внесении изменений в федеральный закон» О соглашениях о разделе продукции №75-ФЗ с дополнением положений закона более совершенной  схемой налогообложения. Инвестор освобождался от взимания всех федеральных законов и сборов за исключением единого социального налога, а также региональных налогов и сборов, установленных НК РФ. Взимание налогов и сборов было  заменено разделом продукции на  условиях соглашения. С введением главы 26.4 Налогового кодекса РФ налогообложение иностранных инвесторов при  использовании соглашений  разделе продукции регулируется с использованием двух схем.

По  первой схеме  инвестор освобождается от уплаты налогов и сборов (за исключением НДС, ЕСН, налога на прибыль,  налога на добычу полезных ископаемых, земельного налога,  ресурсных платежей и таможенных пошлин) в соответствии с  действующим законодательством в течении срока действия соглашения.

При выборе второй схемы  иностранный инвестор освобождается  от  взимания всех федеральных налогов и сборов (за исключением НДС, единого социального налога), а также региональных и местных налогов. Взимание налога заменяется разделом продукции на условиях соглашения. Создание специального режима налогообложения способствует созданию стабильных условий осуществления инвестиционной деятельности и обеспечению соблюдения интересов государства при реализации соглашений о разделе продукции.

Для  иностранного инвестора привлекательность реализации проекта на условиях соглашения о разделе продукции обусловлена следующим:

- возможностью получения  доступа к природным ресурсам;

- возможностью возмещения  части затрат в натуральной  форме из  продукции проекта, что снижает коммерческий риск проекта, в связи с  возможными изменениями рыночных цен;

- заменой  части налогов и платежей за пользование недрами продукцией проекта в количестве, определяемой соглашением о ее разделе, достаточном для  покрытия всех издержек инвестора и обеспечивающем ему получение нормальной нормы прибыли.

Одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на развитие инвестиционной активности отечественных  и иностранных инвесторов, явилось  осуществление налоговой реформы. Стимулом инвестиционной деятельности стало введение с 1 января 2009 г. нормы о праве на получение возмещения НДС, уплаченного по объектам завершенного капитального строительства, принятым на учет налогоплательщиками, и изменения порядка принятия к вычету сумм НДС, исчисленных налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления. Продолжали совершенствоваться правовые нормы, регулирующие инвестиционную деятельность на основе финансовой аренды и ипотеки.5

29.01.2009 г. был принят Федеральный закон № 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге», который предоставил сторонам лизинговых сделок более широкую свободу в определении условий сделок, расширил права лизингодателей в области сублизинга, а также усилил защиту прав лизингополучателей.

Дальнейшее развитие судебной системы защиты прав инвесторов нашло  выражение в принятии нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что позволит обеспечить квалифицированное решение хозяйственных споров, в том числе и по инвестиционным вопросам. Таким образом, на федеральном уровне осуществляется совершенствование правовой базы, регулирующей инвестиционный процесс в стране и обеспечивающей некоторые гарантии для иностранных и отечественных собственников финансовых средств.

Вместе с тем большинство  российских специалистов на начало XXI века оценивают состояние правового регулирования иностранных инвестиций в России как неудовлетворительное. Несмотря на отдельные прорывы, законодательство в целом является рыхлым, незавершенным, требующим кординальной доработки.

Так, закон об иностранных  инвестициях в Российской Федерации  является законом прямого действия, имеет отсылочный характер, не содержит  принципиальных положений, направленных на  улучшение инвестиционного климата,  ряд формулировок носит расплывчатый характер. Кроме того закон устанавливает только один режим осуществления инвестиций – национальный режим.

В то же время международные  договоры России о поощрении и  взаимной защите капитальных вложений и Договор к  энергетической хартии предусматривают установление двух режимов осуществления инвестиций – рационального и режима наибольшего благоприятствования. В настоящее время многие бюджетные ресурсы регионов, ранее направлявшиеся через бюджетное финансирование в инвестиции серьезно или полностью урезаны. 

Фактический показатель притока  иностранного капитала в экономику  России не рождает желательного оптимизма, хотя он привлечен из 108 стран мира. Основными инвесторами капитала были и остаются промышленно развитые страны и их субъекты хозяйствования, среди которых доминируют немецкие, американские и компании других западноевропейских стран.

Следует отметить, что во второй половине 90-х годов приток иностранных инвестиций в экономику  России то уменьшался, то увеличивался. В 2007-е годы наблюдается тенденция роста объема иностранных инвестиций в российскую экономику. На первый взгляд кажется, что в этом процессе наступил позитивный сдвиг, намечается прогресс. В действительности статистическая динамика притока иностранных инвестиций не дает оснований делать однозначный вывод о росте привлекательности России для зарубежных инвесторов. Во-первых, основная часть роста инвестиций обеспечена займами. А ведь займы не способствуют внедрению новых прогрессивных технологий и ноу-хау, в которых так нуждается наша экономика и которые можно привлечь только на основе прямых инвестиций. Международные займы к тому же увеличивают внешнюю задолженность страны, которая до сих пор является кабалой для экономического роста России.

Информация о работе Иностранные инвестиции