Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 20:22, реферат
Цель курсовой работы - рассмотреть теоретические и практические аспекты инвестиций в России.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические аспекты инвестиций в России;
- проследить динамику инвестиций в России.
Введение 3
1. Понятие иностранных инвестиций. 5
1.1. Понятие иностранных инвестиций и инвестиционный климат. 5
1.2. Законодательство об инвестициях в Российской Федерации. 9
2. Динамика привлечения иностранного капитала в Россию. 26
Заключение 37
Список используемых источников 39
Удельный вес прямых иностранных
инвестиций до сих пор составляет
не более 50 % общего объема накопленных
частных иностранных
Многие аналитики объясняют такую структуру тем, что Россия проигрывает в конкуренции за привлечение капитала другим потенциальным реципиентам по многим параметрам. Среди них - сложность и многочисленность процедур, требующихся для запуска бизнеса, забюрократизированность принятия решений, высокие издержки при прохождении импортного оборудования через таможню, неудовлетворительная работа правоохранительных и судебных органов и т.д.6
Нельзя считать нормальной
и отраслевую структуру прямых иностранных
инвестиций в экономику России. До
сих пор в привлечении
Участие иностранного капитала в развитии отраслей, определяющих научно-технический прогресс России, а именно - машиностроения, химии, черной и цветной металлургии крайне невелико, поскольку эти отрасли остаются непривлекательными для иностранных инвесторов по многим причинам как экономического, так и иного порядка.
Одной из форм привлечения иностранного капитала в экономику России является размещение за рубежом облигационных займов в виде выпуска евробондов, номинированных в ведущих валютах стран мира.
Условия привлечения средств
с международных рынков капитала
для России оказались более
Однако, основной организационной формой деятельности иностранного капитала в России являются коммерческие организации с иностранными инвестициями. Согласно российскому законодательству коммерческая организация с участием иностранного капитала может быть организована в форме открытого или закрытого акционерного общества и зарегистрировано как российская компания.
Процесс активного создания
таких предприятий в России начался
в период либерализации
Доля иностранного капитала в совместных коммерческих организациях, созданных на территории России, составляет в среднем 35-45 %, причем прослеживается тенденция к росту этого показателя, что, прежде всего, связано со стремлением получить льготы при налогообложении.
Большинство совместных коммерческих
организаций создавалось в
При создании совместных предприятий
используются различные организационно-
Российское законодательство
предусматривает возможность
В настоящее время в инвестиционной деятельности в России ведущие позиции занимают российско-американские компании, составляя 17 % общего количества зарегистрированных в России коммерческих организаций с иностранными инвестициями.7
Среди приоритетных сфер вложения
американского капитала можно выделить
такие отрасли народного
Наиболее капиталоемкими и перспективными объектами для приложения американского капитала в России являются экспортно-ориентированные проекты, связанные с разработкой нефтяных и газовых месторождений.
Второе место занимает Германия. На территории России зарегистрировано около 2007 коммерческих организаций с участием немецкого капитала, в том числе около 450 это иностранные инвесторы со 100%-ным немецким капиталом.
Большая часть российско-германских коммерческих организаций работает в промышленности (36,9 %), торговле и общественном питании (31,4 %), на транспорте (17,2 %), в строительстве (6,9 %), сельском хозяйстве (4,2 %). Общее число занятых в них составляет 280 тыс. чел.
На долю коммерческих организаций с иностранными инвестициями приходится примерно 10% общего объема товарооборота России с Германией. Более 15% всего экспорта российско-германских организаций направляется в Германию, половина этих поставок приходится на товары топливно-сырьевой группы.
Общий объем французских инвестиций в экономику России приближается к 1 млрд. долл. По данному показателю Франция находится на 3-м месте среди стран крупнейших инвесторов, работающих на российском рынке. В Государственный реестр России на 1 января 2011г. внесено свыше 500 российско-французских организаций, из них около 35 % иностранные инвесторы со 100%-ным французским капиталом. Сферой деятельности созданных совместных организаций - является предоставление торгово-посреднических, консультационных, информационных, финансовых и других услуг российским и иностранным партнерам.
Ряд крупных французских
компаний активно развивают
Приток иностранных инвестиций в экономику России пока еще заметно не компенсирует вывоз отечественного капитала за границу, особенно в первом полугодии 2011г. по данным Центробанка, из страны вывезено капитала на 5 млрд. долл. больше, чем ввезено, тогда как в аналогичный период 2010 г. в страну, наоборот поступило на 3,8 млрд. долл. больше, чем выбыло. По итогам 2011 г. по данным ЦБ чистый отток составил 6,5 млрд. долл. (для сравнения в 2010 г. он составил 2,3 млрд. долл., а в 2009 г. - 8,2 млрд. долл.).
Сопоставление величины чистого оттока капитала с объемом экспорта (главный источник вывоза капитала - удержание за рубежом выручки экспортерами) показывает, что в 1-м полугодии 2011 г. чистый отток капитала составил 6,9 % от объема экспорта (4,1 % исходя из прогноза по году), в 2008, 2009 и 2010 гг. - соответственно 14,7, 7,5 и 1,7 %.
Сопоставление свидетельствует, что чистый отток капитала увеличивается только в сравнении с 2010 г., хотя произошло это вероятнее всего из-за ослабления притока капитала. В 2009 г. крупные российские компании, пользуясь рекордно низкими процентными ставками в Америке (а значит и в мире в целом), только путем выпуска облигаций заняли у иностранцев 23 млрд. долл. К концу года стоимость капитала во всем мире стали расти, и наши корпорации, как заемщики, уже были не так активны.
Вывоз российского капитала за рубеж вызван разными причинами: неотлаженным и недостаточно сформированным инвестиционным климатом в России, непоследовательностью налоговой политики, не преодоленным до конца системным кризисом в стране, криминальным происхождением части денежных накоплений. Вполне допустимо предположить, что отток капитала частично объясняется его перенакоплением в экспортно-сырьевом секторе по отношению к возможностям его эффективного использования. В настоящее время не только отдельные предприятия, регионы, но целые отрасли являются нерентабельными и низко рентабельными.
Нежелание иностранных инвесторов вкладывать деньги в низко рентабельные российские организации, функционирующие в режиме проедания капитала. Спрос этих организаций на деньги лежит правее точки равновесия в модели рынка, и рыночными механизмами удовлетворен быть не может. А таких предприятий в стране сегодня около 70 %, и, стало быть, рыночный сектор в экономике России составляет лишь около 30 %. Одновременно вывести все отрасли российской экономики на высокорентабельный уровень невозможно. В силу природно-климатических и структурно-технологических особенностей наша экономика нуждается в дешевом электричестве, топливе и транспорте.8
Повышенными технологическими издержками порождается узость технологически допустимого пространства пропорций цен. В эти цены требуется включить еще и минимально необходимую для воспроизводства добавленную стоимость – заработную плату и амортизацию. Попытки включения их в цены хотя бы на минимально необходимом для простого воспроизводства уровне приводят к возникновению инфляционной спирали непродуктивной экономики, в условиях которой все цены непрерывно мультипликативно растут, ввиду отсутствия точки межотраслевого равновесия. Отрасли поочередно безвозмездно субсидируют друг друга.
Пропорции цен российских производителей в силу повышенных энергетических и транспортных издержек принципиально не приводимы к пропорциям цен высокопродуктивных экономик других стран. Попытки привести их к этому уровню оборачиваются возникновением на внутреннем рынке инфляционной спирали низкорентабельного экспорта. Предъявленное к России требование повысить уровень цен на электроэнергию на внутреннем рынке до среднемирового уровня, как известно, стало одним из главных условий ее вступления в ВТО. (Нужно заметить, что требования привести цены на труд в России к уровню стран - членов ВТО при этом не выдвигались.)
Сегодня благодаря обслуживающим отраслям, которые первыми начинают накручивать спираль цен и опережают в производственном цикле производящие отрасли экономики, возникает тупик для инвестиционного процесса.
Большинство окружающих Россию государств работают и действуют в системе больших торговых объединений, внутри которых доступ к ресурсам, в том числе и инвестиционным, очень облегчен. Таковыми организациями являются Всемирная торговая организация (ВТО), страны Евросоюза, страны Североатлантического союза и др. Россия, не будучи членом крупного интеграционного союза, проигрывает по привлекательности перед странами-участницами таких союзов.
Россия уже несколько лет ведет переговоры о вступлении страны в зону ВТО, но для этого государству придется поступиться своими значительными нынешними преимуществами. К требованиям, предъявляемым России для вступления в ВТО, относятся следующие:
- все крупные
- Россия должна перейти на мировые цены на основные энергоносители и сырье (электроэнергия, газ, нефть, металлы);
- необходимо повышение минимальной оплаты труда (в странах ВТО – 200 дол, в странах Еврозоны – 500 евро) и пр.
Из-за торговых образований любое инвестирование в российские организации становится менее выгодным, чем инвестирование в организации в странах-членах торговых союзов.
В российской практике инвестирования реального сектора сложилась определенная динамика, которая характеризуется следующим:
- ежегодным ростом
- качественным изменением
в структуре инвестиций – в
переходе от преимущественного
использования собственных
- ростом портфельных инвестиций до 2,5 %, банковского кредитования- до 4,8 %;
- инвестированием не только
экспортоориентированных
- постепенным ростом
Российская Федерация, конечно, сделала существенный рывок именно в последние четыре года (включая 2011 г.) по привлечению иностранных инвестиций, но он до сих пор не обеспечен серьезными структурными изменениями в национальной экономике. Иностранные инвестиции, учитывая масштабы страны, должны играть гораздо более высокую роль в развитии производительных сил страны и её организаций.9