Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование состояния иностранных инвестиций Республики Беларусь на современном этапе, выявление их роли в национальной экономике и обоснование особенностей государственной политики, направленной на совершенствование механизма привлечения иностранных инвестиций.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность и классификацию иностранных инвестиций; дать анализ современному состоянию иностранных инвестиций в Республике Беларусь, а также дать определение их роли в национальной экономике; раскрыть особенности механизма привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь; выявить возможные пути совершенствования государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ 5
1.1 Сущность иностранных инвестиций 5
1.2 Классификация иностранных инвестиций 10
2 ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 14
2.1 Динамика и структура иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь 14
2.2 Влияние иностранных инвестиций на развитие современной экономики Республики Беларусь 17
3 ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 21
3.1 Особенности инвестиционного климата Республики Беларусь 21
3.2 Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь 25
3.3 Пути совершенствования государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в Республику Беларусь 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 37
Если говорить о влиянии, вкладе компаний с иностранными инвестициями в РБ в объем экспорта, обеспечение занятости населения и пополнение бюджета республики, можно привести несколько примеров реализованных инвестиционных проектов:
Также в 2011-2012 годах был совершен ряд крупных сделок по приобретению белорусских предприятий:
Приведенные выше таблица, график и примеры свидетельствуют о благоприятном влиянии иностранных инвестиций (в том числе совместных, иностранных предприятий) на объем ВВП страны, объем экспорта, обеспечение занятости населения РБ, а также на пополнение бюджета страны, хоть и незначительно (в связи с льготным налогообложением, которое более подробно будет рассмотрено в следующей главе). После анализа объемов капиталовложений иностранных инвесторов в экономику Республики Беларусь и исследования их влияния на развитие экономики необходимо провести анализ инвестиционного климата республики, рассмотреть особенности инвестиционной политики и определить, почему иностранным капиталовладельцам следует инвестировать именно в экономику Республики Беларусь.
Под инвестиционным климатом обычно понимается совокупность политических, социально-экономических, социальных, культурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов вкладывать свои средства в ту или иную хозяйственную систему (экономику страны, региона, предприятия) [4, c.13].
Республика Беларусь
предлагает инвесторам благоприятные
условия для осуществления
Беларусь - это транспортное и коммуникационное звено между Россией и Европой. Через Беларусь проходит доступ к трем крупным рынка сбыта: Европа, СНГ и открытые границы к странам ТС. Беларусь является восточной границей Европейского союза. Все это может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ и приведет к оптимизации логистических расходов инвестора. Этому во многом способствует развитая сеть автомобильных и железнодорожных путей сообщения между странами ЕС и СНГ.
Среди преимуществ Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана можно выделить отмену внутренних таможенных границ и доступ к рынку стран Таможенного союза в 170 млн. человек, повышение конкурентоспособности продукции за счет снижения транспортных и временных издержек при экспорте продукции в Европу, таможенных расходов при реализации продукции в Россию и Казахстан, использования налоговых преференций особенно для высокотехнологичных производств.
Завершение формирования Единого экономического пространства и унификация к 1 января 2012 года национальных законодательств в экономической сфере означает свободное движение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы; либерализация валютных операций, упрощение трудовой миграции, сохранение доступа к сложившимся рынкам сбыта товаров, открытые границы и единая транспортная сеть, гармонизацию технических и регулирующих стандартов и регламентов и иных нетарифных барьеров.
Республика Беларусь является участницей Соглашения о создании зоны свободной торговли и проекта Договора о свободной торговле СНГ, а также Организации Договора о коллективной безопасности.
Беларусь находится между промышленно развитой Западной Европой и богатой природными ресурсами Азией на пересечении железнодорожных, автомобильных магистралей, систем газо- и нефтепроводов, систем связи, водных и воздушных путей сообщения. Беларусь пересекают 2 трансъевропейских транспортных коридора. Ежегодно через территорию страны перевозится свыше 100 млн. тонн европейских грузов (около 90 % - между Россией и ЕС).
В 2011 году Беларуси присвоен
лучший экологический индекс среди
стран СНГ, составленный учеными
Йельского и Колумбийского
Беларусь в рейтинге благосостояния стран мира Legatum Prosperity Index заняла в 2011 году 50-е место среди 109 государств, поднявшись в сравнении с 2010 годом на 4 позиции, и опередила своих соседей (Латвия - 51-е место, Россия – 59-е, Украина – 74-е). При составлении индекса учитывается экономическая ситуация в стране, образование, здравоохранение, качество управления государством и другие показатели, причем в рейтинге оцениваются факторы процветания с точки зрения их влияния на экономический рост и долгосрочное благополучие населения.
В 2011 году в республике было зарегистрировано на 6,3% меньше преступлений, чем в 2010 году (132,1 тыс.) и на 33,6% меньше, чем в 2010 году преступлений коррупционной направленности (2 416).
Более 90 % населения республики имеют высшее, среднее или базовое образование. В стране 55 высших учебных заведений, осуществляющих подготовку по 437 специальностям. Учитывая богатый интеллектуальный потенциал, в республике развиваются микроэлектроника, разработка информационных, нано- и биотехнологий. По индексу развития человеческого потенциала за 2011 год Беларусь занимает 65-е место из 187 стран мира.
В рейтинге стран мира по уровню жизни (доклад ООН о человеческом развитии) в 2011г., Беларусь находится посередине списка стран с высоким уровнем развития - на 65-м месте из 187 стран мира. Беларусь входит в группу стран с высоким уровнем человеческого развития и опережает все государства-члены СНГ.
Республика Беларусь - одна из лидирующих мировых экспортеров грузовых автомобилей, тракторов, дорожно-строительной и коммунальной техники. Беларусь не уступает другим странам СНГ в области химической и перерабатывающей промышленности, а также информационно-коммуникационных технологий.
В Беларуси созданы надежные правовые условия для деятельности инвесторов, это и международные соглашения, и национальное законодательство.
Основа инвестиционной деятельности в Республике Беларусь – это Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, положения которого направлены на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов.
Кроме обеспечения защиты прав инвесторов в республике в целях привлечения инвестиций создана система стимулов – преференциальные правовые условия. Среди основных преференциальных правовых режимов инвестирования в РБ можно выделить Свободные экономические зоны (СЭЗы), Парк высоких технологий (ПВТ), средние, малые городские поселения, сельскую местность, малый и средний бизнес, Припятское полесье, Августовский канал и инвестиционный договор.
Особенности инвестиционного законодательства, различные международные соглашения, гарантии иностранным инвесторам и правовые условия для ведения бизнеса в Республике Беларусь более подробно будут рассмотрены во втором параграфе третьей главы об особенностях инвестиционной политики Республики Беларусь.
СЭЗ – это территория со специальными таможенными, регистрационными и налоговыми режимами, предоставляющая дополнительные льготы инвесторам. Льготы распространяются на производство и реализацию импортозамещающих и экспортируемых товаров и услуг. Режим СЭЗ в Республике Беларусь предоставляет предприятиям возможность работать в специальных льготных условиях.
В республике действуют шесть свободных экономических зон: «Брест» (1996), «Гомель-Ратон» (1998), «Минск» (1998), «Витебск» (1999), «Могилев» (2002) и «Гродноинвест» (2002).
На 1 января 2013 года в СЭЗ работает 513 резидентов, занято свыше 143 тыс. человек. СЭЗ призваны обеспечить ускоренное развитие отдельных регионов за счет привлечения иностранных инвестиций и прогрессивных технологий.
Государственные гарантии резидентам свободной экономической зоны установлены законодательством РБ о СЭЗ, актами Президента РБ, международными договорами.
Некоторые преференции в СЭЗ:
• освобождение от налога на прибыль в течение 5 лет с даты объявления ими прибыли, а после истечения указанного срока – резидент СЭЗ уплачивает налог на прибыль по ставке, уменьшенной на 50% (ставка не может превышать 12%);
• обороты по реализации импортозамещающих товаров собственного производства, которые произведены на территории СЭЗ облагаются НДС по ставке в размере 10%.
• освобождение от налога на недвижимость по зданиям и сооружениям, расположенным на территории СЭЗ.
• освобождение от земельного налога земельных участков в границах СЭЗ, предоставленных резидентам СЭЗ для строительства объектов - на период проектирования и строительства этих объектов, но не более пяти лет после даты регистрации.
Основными видами деятельности ПВТ являются: разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения для внутреннего пользования и на экспорт, работы по высокотехнологичным направлениям.
В настоящее время
на рынке экспортно-
Развитию IT-отрасли содействует специальный режим ПВТ, который предоставляет определенные льготы его резидентам, а также юридическим лицам, не являющимся резидентами ПВТ, но реализующим бизнес-проекты в сфере новых и высоких технологий.
Некоторые преференции резидентов ПВТ:
• освобождение от налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, уплачиваемых с выручки от реализации;
• освобождение от налога на прибыль, от НДС по оборотам от реализации, от земельного налога на период строительства (но не более 3 лет), от налога на недвижимость;
• освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе товаров для осуществления видов деятельности в IT-отрасли.
Также особый режим налогообложения распространяется на коммерческие организации Республики Беларусь, индивидуальных предпринимателей, зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и осуществляющих на данных территориях деятельность по производству товаров и услуг.