3. Зарубежные инвестиции повышают
научнотехнический потенциал страны
путем внедрения передовых технологий,
управленческого опыта.
4. В условиях ограниченности
внутренних источников международный
капитал способен дать импульс
реструктуризации экономики, преодолению
научнотехнического отставания, расширению
инновационной деятельности, созданию
рыночной инфраструктуры.
5. Импорт зарубежного капитала
способствует созданию новых
рабочих мест в национальной
экономике. Если те люди, которых
инвестор принял на работу, до
этого работы не имели, то
он, тем самым, создает непосредственную
экономию для государства в
плане выплат по социальному
обеспечению. Кроме того, условия
новой работы потребуют от
персонала переобучения и приобретения
новых умений и навыков. Развитие
управленческих ( в сфере маркетинга,
финансового управления, информационной
технологии) и технических навыков
способствует повышению качества
местной рабочей силы.
6. Иностранные инвестиции позволяют
ускорить процесс адаптации отечественных
предприятий к мировым требованиям
рыночных финансовоэкономических
отношений.
7. Привносимые иностранными инвесторами
передовые управленческие и технические
знания и умения из различных
источников и культур развиваются
на качественно новом уровне.
В этом заключается мультипликативный
эффект от использования передового
управленческого опыта, технологий
и знаний.
8. Зарубежный капитал позволяет
повысить экспорт и конкурентоспособность,
ускорить процесс выхода отечественных
предприятий на мировой рынок.
9. Иностранные инвестиции создают
основы для привлечения новых
отраслей промышленности и их
дальнейшего развития. Новое промышленное
направление, созданное зарубежными
инвестициями в регионе, может
стать решающим фактором и
толчком в развитии новых отраслей.
Кроме того инвестор, удовлетворенный
результатами своих инвестиций,
непременно сообщит другим об
этом . Мнение такого инвестора,
уже действующего на данном
рынке, часто оказывается наиболее
авторитетным и убедительным для нового
иностранного инвестора.
Нередко бывает и так, что инвестиционный
проект зарубежного инвестора становится
основой для развития смежных
производств и отраслей. Например,
если страна или регион могут привлечь
транснациональную компаниюпроизводителя
микросхем, то можно считать с
большей долей вероятности, что
такая фундаментальная отрасль
станет базой для новых отраслей,
связанных с производством вычислительной
техники и разработкой программного
обеспечения.
10. Иностранный капитал и инвестиции
содействуют интеграции страны
или региона в мировую экономику.
Инвестиционный проект в стране
или регионе обусловит необходимость
создания системы рабочих взаимоотношений
между инвестором и его местными
партнерами. Обе стороны инвестиционного
проекта заинтересованы в том,
чтобы более глубоко понять
социальные и экономические условия
тех или иных регионов. В конечном
счете формируется более широкая
перспектива и понимание глобальных
экономических процессов и тенденций.
11. Зарубежный капитал и инвестиции
сокращают затраты на социальные
нужды. Создание дополнительных
рабочих мест снижает уровень
безработицы и, следовательно,
приводит к экономии выплат
пособий по безработице. Иностранные
компании часто берут на себя
и другие затраты на социальные
нужды, включая здравоохранение.
В свою очередь, создание рабочих
мест, сокращение безработицы косвенно
влияют и на уменьшение других
социальных болезней общества, таких
как психические заболевания,
преступность.
12. Привлечение иностранного капитала
и инвестиций может содействовать
развитию отсталых и депрессивных
районов.
13. Увеличение государственных
доходов в результате инвестиций
способствует общему социальноэкономическому
росту страны, повышению качества
жизни граждан, созданию новых
возможностей обеспечения занятости
и т. д.
Таким образом, зарубежный (международный)
капитал привносит в экономику
принимающей (инвестируемой) страны как
экономический, так и социальный
эффекты в виде создания дополнительных
рабочих мест, внедрения новых
технических и управленческих знаний,
умений и технологий в обществе.
Иностранный капитал в этом смысле
содействует интеграции страны или
региона в мировую экономику,
сокращает затраты на социальные
нужды.
Исходной методологической проблемой
в процессе изучения теории иностранного
капитала и инвестиций является определение
форм привлечения международного капитала.
Казахстанский Комитет по использованию
иностранного капитала разработал классификацию,
согласно которой приток иностранного
капитала осуществляется по трем каналам:
официальная помощь развитию, экспортные
кредиты и предпринимательский
капитал (Рис.2).
В приведенной схеме отчетливо
видна часто встречающаяся в
литературе методологическая и терминологическая
путаница понятий "капитал" и "инвестиция".
Последний, как мы уже отмечали выше,
является процессом деятельности (инвестирования),
в то время как капитал источник этого
инвестирования.
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
2.1. Принципы
и проблемы инвестиционной политики
В основе политики привлечения и
использования иностранного капитала
и инвестиций лежат базовые принципы,
выполнение которых может осуществляться
в разных формах в увязке с особенностями,
конкретными экономическими условиями
и задачами страны. Рассмотрим эти
принципы.
1.Принцип экономической безопасности.
Для привлечения и использования
международных государственных
и банковских кредитов (внешнего
заимствования) данный принцип
означает, что следует иметь в
виду такие параметры экономической
безопасности, как влияние их
на увеличение внешнего долга
и увеличения отрицательного
сальдо.
2.Принцип реализации инвестиционных
целей государства. Иностранные
инвестиции должны регулироваться
государством и быть направлены
на решение макроэкономических
задач, таких как: рост ВВП;
оптимизация платежного баланса;
сглаживание колебаний производства
и занятости стабилизация цен
и понижение инфляции; снижение
дефицита государственного бюджета
и др. При этом критерием целесообразности
тех или иных иностранных инвестиций
выступает критерий повышения
конкурентоспособности экономики.
3. Принцип этапности и приоритетности
направлений использования зарубежного
капитала. Развитие направлений
использования иностранного капитала
и инвестиций подчиняется общим
задачам развития экономики от
ее дефицитного и кризисного
состояния до уровня высокоразвитого
типа. Это развитие охватывает
следующие стадии:
1) импортозамещение;
2) экспортоориентированность;
3) создание экономики на полной
базе наукоемких технологий.
4. Принцип проектного метода
использования кредитов. В целях
более эффективной организации
использования и контроля внешнего
заимствования (международного кредита
государства) государство должно
разрабатывать перечень приоритетных
направлений и проектов. Причем
проектный метод финансирования
должен лежать в основе любого
кредитования.
5. Принцип опережения нормы внутреннего
накопления над стоимостью кредита.
Экономический эффект от использования
кредита будет только в том
случае, если в результате страна
будет иметь большее финансовое
и материальное богатство нежели
стоимость кредита, которая будет
возвращена кредитору в виде
выплат основной суммы и процентов.
В противном случае кредит
будет считать принесшим убытки.
6. Принцип предпочтения международного
предпринимательства международному
кредитованию. Более высокий риск
для государственного бюджета
и для экономики страны внешних
заимствован в форме кредитов
государства по сравнению с
предпринимательской формой привлечения
иностранного капитала требует
обращения к кредитам лишь
в крайних случаях и при наличии
безукоризненного экономического обоснования
прибыльного варианта использования кредита.
7. Принцип привлечения кредита
под проект. Данный принцип схож
с четвертым принципом. Но в
отличие от него он направлен
не на использование, а на
политику привлечения, означающего
реализацию всесторонне проанализированного
и радикально необходимого для
ускорения роста инвестиционного
проекта. К сожалению процесс
привлечения превратился во многих
странах СНГ в самоцель. Вначале
привлекаются средства и затем
начинается усиленный подбор
проектов кредитную линию. Такой
порядок превращает процесс привлечения
в хаотический и беспорядочный,
не имеющий четкой концептуальной
основы и механизма. Кредит
должен привлекаться под про
но не проект подбираться под
кредит.
8. Принцип конкурсности при отборе
проектов. Означает, что по приоритетным
направлениям должны проводиться
конкурсы среди проектов.
9. Принцип сравнительной оценки
различных форм внешнего заимствования.
При выработке государственной
политики нельзя руководствоваться
принципом брать то, что предлагают.
Например, очевидно, что долгосрочные
кредиты более предпочтительны,
нежели краткосрочные и если
государство неосмотрительно наберет
большие объемы краткосрочных
кредитов, то оно способно попасть
в сильнейшую долговую зависимость,
при том, что использование
этих кредитов так и останется
малоэффективным.
10. Принцип повышения инвестиционного
климата. Странам в связи с
этим принципом следует уяснить,
что привлечь зарубежные инвестиции
и капиталы (в том числе кредиты)
на более выгодных условиях, нежели
это предлагают сегодня МФО
и развитые страны можно только
повышая инвестиционный рейтинг.
11. Принцип ограниченного доступа
иностранного капитала в стратегические
и приоритетные отрасли. Как
показывает мировая практика, любая
развивающаяся страна, имеющая ресурсную
или экономическую базу, должна
ограничить доступ инвесторов
в приоритетные отрасли в целях
не только обеспечения экономической
безопасности, но и нормального
долгосрочного экономического развития.
12. Принцип равноправных условий
для иностранных и национальных
инвесторов. Иностранный производственный
капитал и без дополнительных
налоговых льгот имеет достаточно
стимулов для своего притока
в развивающееся государство
(большая емкость рынка реализации,
низкая стоимость производственных
факторов и т.д.). Создание налоговых
льгот безприменительно к целям
инвестирования, направлений инвестирования
и т.д. удел стран бедных (не только по
показателю доходов на душу населения,
но и по природным, экономическим ресурсам).
Создание льготных условий, не дав ожидаемого
эффекта по притоку иностранного капитала,
даст негативный эффект в отношении инвестиционной
активности местных инвесторов. Программа
же либерализации иностранных капиталовложений
должна проводиться только в рамках более
широкой политики стимулирования частной
инициативы в целом, то есть охватывая
и национальных предпринимателей. Например,
стимулироваться могут инвестиции в регионы
экологического бедствия, социальную
инфраструктуру (строительство домов,
дорог, мостов).
13. Принцип временного ограничения
на перевод прибылей. Весьма распространенное
и проникшее в законодательные
акты некоторых стран СНГ мнение
о том, что ограничений в
переводах за границу прибылей
не должно быть, является ошибочным.
Неограниченный перевод за границу
с первой же прибыли означает,
что страна не получает в
этом случае практически никаких
выгод. Как показывает опыт
других развивающихся стран, большинство
из них использует рычаг ограничения.
Так , согласно законам Чили, Боливии,
Мексики иностранная компания
не имеет права начать перевод
прибыли ранее , чем через 5
лет.
Главными особенностями государственной
инвестиционной политики в условиях
перехода к рынку являются:
селективность и избирательность;
мобилизация множества источников
финансирования капитальных вложений;
маневренность;
максимальная возвратность;
дальнейшая децентрализация капитального
строительства;
более полное использование всех рычагов
экономического, правового и организационного
воздействия на инвестиционную активность.
Инвестиционная политика находится
в сильной зависимости от уровня
экономического и технического развития
производства. Исходя из целевых параметров
развития инвестиции могут быть направлены
на организацию новых производств,
техническое перевооружение или
реконструкцию существующих. В условиях
перехода к рыночной экономике целесообразно
сосредоточить инвестиции на производстве
товаров народного потребления,
на оживлении машиностроения и поощрении
отечественного производителя. Сегодня
отечественное производство покрывает
только 4050% потребности страны в
товарах. В результате острой конкуренции
со стороны зарубежных товаров отечественные
производители потеряли более 70% внутреннего
рынка.