Иностранные инвестиции – как источник финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе развития Казахстана как нового независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики.
Для решения этих задач, а также для обеспечения структурных преобразований экономики на основе программы действий правительства по углублению реформ и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно важное значение приобретает привлечение иностранного капитала в экономику республики.

Содержание

Ведение
Глава 1. Инвестиционный процесс
1.1.Роль инвестиций в экономике
1.2.Преимущества и недостатки импорта инвестиций
Глава 2. Государственная инвестиционная политика
2.1. Принципы и проблемы инвестиционной политики
2.2. Инвестиционный климат
Глава 3. Привлечение и использование иностранных инвестиций
3.1. Проблемы и задачи
3.2. Механизм государственноправового регулирования
Заключение
Использованная литература

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 68.77 Кб (Скачать файл)

Главным требованием является продолжение  правительственных реформ и сохранение макроэкономической стабильности. Всемирный  банк готов помочь Казахстану в выполнении этих задач.

Что касается планируемых инвестиций в Казахстане, то, как показывают данные опроса МЦНИ, зарубежные инвесторы  сохраняют сдержанный оптимизм, связанный  со стабильностью в политической жизни и либерализацией экономики. Некоторые инвесторы планируют  увеличить инвестиции от 100 до свыше 500 млн. долл. Это свидетельствует  о том, что крупные инвесторы  находят основания для продолжения  инвестирования в будущем. Почти 40% опрошенных инвесторов положительно оценили  условия для капиталовложений в  Казахстане. В качестве главного препятствия  на пути коммерческой и инвестиционной деятельности рассматривается бюрократизм, а также налоговый режим.

Чтобы наш инвестиционный климат стал более благоприятным, а Казахстан  вышел в лидеры по объему и качеству привлеченных иностранных инвестиций, нам нужны политическая воля и  реальные действия. Необходимо также  проявить высочайшее мастерство в использовании  инструментов, необходимых для привлечения  как можно большего количества известных  миру инвесторов.

ГЛАВА 3. ПРИВЛЕЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

3.1. Проблемы и задачи  

Анализируя причины ограниченного  притока следует обратиться в  первую очередь к объяснениям  самих инвесторов.

По оценкам отечественных и  зарубежных специалистов, их отталкивают, прежде всего, такие факторы, как:

недостаточное число свободных  экономических зон в стране;

проблема платежей  ограниченный доступ к иностранной валюте;

постоянно изменяющиеся и непоследовательные законы, нестабильность юридической  базы в целом;

неадекватность Закона "О залоге", особенно в той части, которая  касается использования недвижимой собственности в качестве гарантии для иностранных кредитов;

отсутствие частной собственности  на землю как основы всего института  частной собственности;

неразвитость финансового сектора, отсутствие финансирования для инвестиционных проектов, трудности в получении  страховки;

отсутствие политики в вопросе  ответственности предприятий в  соблюдении экологических норм;

несовершенство банковских законов  и неразвитость банковской системы;

неразвитость транспортной ифраструктуры, недостаточность авиалиний между  Казахстаном и внешним миром;

неадекватность системы наземной транспортировки (включая систему  нефтепровода и газопровода) для  перевозки товаров по суше из Казахстана к внешним рынкам.

Приведем результаты других исследований, подтверждающих эти выводы.

Так, согласно данным обследований Консультационной Службы по иностранным инвестициям, у инвесторов в целом сложились  неблагоприятные представления  о стране, что и отражается на фактическом притоке иностранных  инвестиций. В частности, по этим обследованиям  приводятся такие негативные факторы  как:

1. Несовершенная, подчас хаотическая,  запутанная, коррумпированная система  отбора инвестиционных проектов, что заставляет потенциальных  инвесторов отказываться от дальнейших  вложений инвестиций.

2. Отношение к иностранным инвесторам  не как к желаемым предпринимателям, а как к источнику финансовых  средств, налоговых поступлений  или взяток.

3. Запутанность, противоречивость, непоследовательное  применение или полное игнорирование  законодательства.

4. Отсутствие организованной инвестиционной  службы, предоставляющей потенциальным  инвесторам нужную информацию  или содействующей организации  предпринимательской деятельности.

5. Отсутствие надежных механизмов, обеспечивающих соблюдение законов  и договорных отношений.

6. Несоответствие инфраструктуры  потребностям иностранных фирм.

7. Несовершенство банковской системы,  выражающееся в неэффективной  системе платежей.

8. Нестабильный, постоянно меняющийся  налоговый режим для корпорации.

9. Неопределенность дальнейшего  хода реформ.

Социологический опрос, проведенный  среди крупнейших западных инвесторов Международным центром по налогам  и инвестициям (МЦНИ), результаты которого были опубликованы в газетах, выявил следующие пять причин, по которым  Казахстан представляет для них  деловой интерес: крупный рыночный потенциал; изобилие природных ресурсов; стратегическое деловое местоположение; желание определить других конкурентов  в регионе; размер потенциальной  прибыли от инвестиций. А наиболее привлекательным, судя по результатам  опроса, оказались: резервы нефти  и газа; производство; сфера услуг (включая бухгалтерский учет и  юридические услуги); потребительская  кооперация.

В то же время иностранных инвесторов сдерживают, а иногда и отпугивают: бюрократические методы решения  деловых вопросов; финансовый риск; частая смена законодательных актов по хозяйственным отношениям и слабая правовая инфраструктура; жесткий валютный контроль; тарифные барьеры; отсутствие распределительных каналов.

К сожалению, не дорабатывают в части  работы по привлечению инвестиций ответственные  за политику привлечения и использования  иностранного капитала органы государственного управления. Изза низкого уровня организации  управления: 

до сих пор в стране не принята  государственная Программа привлечения  и использования иностранного капитала;  

по существу существующая законодательная  база не только не направлена на стимулирование инвесторов изза рубежа, но и откровенно препятствует им;' 

отсутствует четкая система управления иностранными инвестициями, происходит постоянная реорганизация государственных  органов, ведающих инвестиционной политикой;  

отсутствует система работы с иностранными инвесторами, процветают бюрократизм  и волокита.

Слабость государственного регулирования  вопросов привлечения международного предпринимательского капитала, постоянные реорганизации центрального ведомства, занимающегося вопросами иностранного капитала, разброс прав, компетенции, ответственности по многочисленным ведомствам, запутанность их функций  не прибавляют уверенности иностранным  инвесторам. 

Взять, к примеру, вопросы нефти  и газа. Не только иностранный, но даже национальный инвестор сегодня толком не знает, куда ему обращаться: то ли в КИИК, то ли в Государственную  комиссию по приватизации предприятий  нефтегазового комплекса, то ли в  Министерство нефти и газа, то ли в Госкомитет по приватизации. 

Для стабилизации экономики и обеспечения  устойчивого экономического роста  необходимо привлечение и эффективное  использование внешних инвестиционных ресурсов, которые призваны обеспечить решение следующего круга задач:

• реструктуризацию национальной экономики,

• ликвидацию диспропорций в экономическом  и социальном развитии регионов,

• усиление экспортного потенциала страны,

• развитие импортозамещающих производств,

• формирование частного и смешанного секторов экономики, способствующих развитию конкурентной среды,

• создание рыночной инфраструктуры,

• привлечение передовой зарубежной технологии, ноухау и управленческого  опыта.

Практика последних лет показала, что в политике привлечения иностранных  инвестиций существовали отдельные  просчеты, отсутствовал действенный  механизм стимулирования вложений иностранного капитала, адекватный потребностям и  задачам рыночной трансформации  экономики. Это касается методологии  и методики оценки объемов иностранных  инвестиций, форм привлечения иностранного капитала и допустимых масштабов, организационного и экономического механизмов привлечения иностранного капитала, регионального и отраслевого распределения.

В Казахстане к отраслям приоритетного  привлечения иностранных инвестиций можно отнести нефтяную и нефтеперерабатывающую, химическую и нефтехимическую отрасли, черную и цветную металлургию, строительство, коммуникации.

Более приемлемой формой участия иностранного капитала в рыночных преобразованиях  экономики Казахстана является привлечение  прямых иностранных инвестиций для  создания совместных и зарубежных предприятий, в виде портфельных инвестиций или  на условиях концессии. Прямые иностранные  инвестиции, как правило, дают большой  эффект, так как зарубежный партнер  совместного проекта заинтересован  в максимально высокой отдаче инвестированных средств, стремится  расширить производство, повысить его  эффективность, обновить производственный аппарат для повышения конкурентоспособности  продукции. В то же время иностранный  инвестор разделяет всю полноту  риска с национальным инвестором.

Сегодня и в перспективе предпочтение отдается прямым инвестициям, которые  имеют ряд существенных преимуществ  перед другими формами экономического воздействия:

• являются прямым источником капиталовложений в производство товаров и услуг, обеспечивая привлечение новейших мировых технологий, ноухау, передовых  методов управления и маркетинга;

• не ложатся бременем на внешний  долг страны;

• способствуют интеграции национальной экономики в мировую благодаря  разнообразному производственному  и научнотехническому сотрудничеству, поднимая деловую и хозяйственную  активность.

Объем иностранных инвестиций в  республику на 1999 год возрос по сравнению  с 1994 более чем в два раза и  составил 3,24 млрд. долларов. Причем в  структуре инвестиций 49,2% приходится на прямые иностранные инвестиции, 1%  на портфельные, 28%  кредитные средства, 22 %  займы международных финансовых организаций.

Прямое инвестирование иностранного предпринимательского капитала в экономику  Казахстана имеет и ряд других преимуществ, причем весьма существенных по сравнению с иностранными кредитами. Привлечение иностранного предпринимательского капитала также является активным средством  борьбы с монополизмом на внутреннем рынке и развития конкуренции. Оно  служит тому, что страна не только получает недостающие инвестиционные ресурсы, но при их помощи может оживить, поднять  эффективность использования национальных производительных сил. Прямые иностранные  инвестиции при разумном их использовании  способствуют диверсификации экспорта, созданию дополнительных рабочих мест, по сравнению с иностранными кредитами  не увеличивают задолженности страны, тем самым уменьшают отток  валюты за рубеж.

Основной формой привлечения прямых иностранных инвестиций остается создание совместных предприятий (СП) и предприятий, находящихся в полной собственности  иностранного инвестора (МП). Отличительными особенностями совместного предприятия  являются: общий капитал, совместное управление, раздел прибылей.

Процесс создания СП проходит достаточно интенсивно  к концу 1 полугодия 1995г. их число достигло 2025, в том числе предприятий. Однако, число действующих СП составило всего лишь 491, остальные 1534 зарегистрированных предприятия никакого вклада ни в производство, ни в оказание услуг не внесли. Наибольшее количество действующих СП образовано с фирмами европейских стран (166), азиатских (183)и американских (51).

Анализ основных показателей деятельности СП в Казахстане показал, что они  ориентированы в основном на краткосрочную  перспективу и осуществляют различного рода услуги: консультирование, маркетинг, создание программного продукта, коммерцию, посредническую и другую деятельность, не требующую значительных капиталовложений, но дающих быструю отдачу. Их создание реально не повлияло на рост промышленного  производства.

Наибольший интерес у иностранных  инвесторов вызывают сырьевые отрасли  и, в первую очередь, горнопромышленный  и топливноэнергетический комплексы. Здесь более выгодными по сравнению  с СП являются контракты на раздел продукции, особенно в сфере разведки и добычи углеводородов. Преимуществом  этого вида контракта является простой  и эффективный механизм изъятия  собственной доли доходов, автономность налогового и правового режима контрактов. В настоящее время заключено  три таких контракта  в Актюбинской, Атырауской и Мангистауской областях с Эльф Нефтегаз (Франция), Оман Ойл Компани (Оман) и Орикс (США).

При осуществлении крупных проектов, где инвестиционные возможности  территории достаточны, но необходима модернизация производства (например, в нефтехимии), целесообразна организация  контрактных (договорных) СП. При этом возможна полная собственность отечественного партнера на уставной фонд с самого начала деятельности контрактного предприятия  и уступка его части иностранному партнеру, осуществляющему организацию  производства, на определенный срок, то есть временное их превращение в  СП.

Основными критериями при выборе форм привлечения иностранного капитала являются:

• сфера деятельности и вид продукции (технологически сложный, наукоемкий и  т.п.);

• масштабы проекта (мелкий, средний, крупный);

• стратегическая цель привлечения  иностранного капитала (от импорта  оборудования до использования производственноуправленческого опыта).

Информация о работе Иностранные инвестиции – как источник финансирования