Иностранные инвестиции – как источник финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе развития Казахстана как нового независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики.
Для решения этих задач, а также для обеспечения структурных преобразований экономики на основе программы действий правительства по углублению реформ и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно важное значение приобретает привлечение иностранного капитала в экономику республики.

Содержание

Ведение
Глава 1. Инвестиционный процесс
1.1.Роль инвестиций в экономике
1.2.Преимущества и недостатки импорта инвестиций
Глава 2. Государственная инвестиционная политика
2.1. Принципы и проблемы инвестиционной политики
2.2. Инвестиционный климат
Глава 3. Привлечение и использование иностранных инвестиций
3.1. Проблемы и задачи
3.2. Механизм государственноправового регулирования
Заключение
Использованная литература

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 68.77 Кб (Скачать файл)

Для структурных преобразований экономики  Казахстану требуются иностранные  инвестиции в объеме 9 млрд. долл. США  в течение 6 лет, т. е. 1,5 млрд. долл. ежегодно. Первым звеном структурных преобразований экономики является инфраструктура. Развитие производственной инфраструктуры непосредственно способствует росту  производства. Именно сейчас целесообразно  стимулировать инвестиции преимущественно  в развитие производственной сферы, и тогда инвестиции в сфере  обращения, где они используются для куплипродажи импортной продукции, сократятся. Ежегодно в Казахстан  ввозится промышленная продукция на сумму более 4,5 млрд. долл., что равносильно  созданию новых рабочих мест для 2 млн. чел.

Единственный путь достижения экономического роста  оживление отечественного производства. При отсутствии возможности развивать крупномасштабную тяжелую промышленность, машиностроение следует сосредоточиться на развитии мелких, малых и средних производств. В апреле 1998 г. Президент Казахстана на встрече с представителями малого и среднего бизнеса указал на необходимость интенсивного его развития, не требующего, кстати, больших инвестиций.

Ежегодно от иностранных государств республика получает займы и кредиты  в объеме 1,31,8 млрд. долл. США. Следует  помнить, что возврат таких сумм с процентами  нелегкое бремя для нашей страны. Потому недостатки в области привлечения иностранного капитала, которые имели место ранее, недопустимы впредь. В будущем в инвестиционной политике особое внимание следует уделить стимулированию отечественных инвестиций в развитие производственной сферы. Для этого требуется активизация фондового рынка. Инвестиции из сферы обращения должны переходить в сферу производства, это позволит создать новые рабочие места и сократить численность безработных. Сейчас в Казахстане их насчитывается около 200 тыс. чел., с учетом скрытых безработных  около 0,5 млн. чел.(в том числе 40%  сельские жители).Численность безработных растет ежегодно. В 1999 г. фактический уровень безработицы составил более 10%. По оценкам немецких экономистов, предельная величина этого показателя не должна превышать 67%, в противном случае в стране начинает усиливаться социальная напряженность.

Причиной безработицы служит остановка  предприятий изза отсутствия сырья, материалов, финансовых средств, а также  завоза иностранных рабочих. По официальным  данным, в Казахстане их насчитывается 10 тыс. человек, а фактически их значительно  больше. Эти рабочие места могли  бы занять безработные нашей республики. В настоящее время 500 предприятий  полностью простаивают, 6 тыс. предприятий  являются убыточными. В феврале 2000 г. на республиканском производственном совещании по итогам хозяйственной  деятельности 1999 г. была поставлена задача ежегодного ввода в строй не менее 200 предприятий. Инвестиции должны направляться именно на эти цели. 

Состояние инвестирования в сельском хозяйстве крайне неудовлетворительное. В 1997 г. в сельское хозяйство направлялось только 0,9% инвестиций. В 2000 г. оно получит 11 млрд. тенге и помощь со стороны  иностранных инвесторов. Но инвесторы  не заинтересованы вкладывать свои капиталы в растениеводство и животноводство, поскольку для оборота капитала в них требуется больше времени, чем в сфере обращения. Частные  инвесторы проявляют интерес  к строительству ресторанов, автозаправок, киосков по торговле хлебом, медикаментами  и других непроизводственных объектов. Они хотят инвестировать в  высокоприбыльные объекты, существенные доходы от которых поступают за короткие сроки. При этом ими полностью  игнорируются природоохранные и  экологические факторы. Наглядный  пример  бензозаправочные станции, которые строятся в центре города среди жилых массивов. С учетом вышесказанного задача госрегулирования состоит в том, чтобы направлять инвестиции в сферы, способствующие оживлению отечественного производства, не допускать их использования частными лицами в узких или корыстных интересах.

Особого подхода требуют проблемы развития сельского хозяйства в  республике. В этом году впервые  за 10 лет получено 15,9 млн. т зерна, из них прогнозируется продать на экспорт 35 млн. т. Но нынешние цены на мировом  рынке на зерно низкие около 65 долл. за тонну. Реализация зерна производится через посредников, которые значительную часть прибыли оставляют себе, а производителям зерна поступает оставшаяся урезанная часть. Существующий порядок продажи зерна не способствует повышению экспортного потенциала страны.

В животноводческой отрасли Казахстана в течение только трех лет (19951998 гг.) поголовье скота уменьшилось  в 5,8 раза, в том числе крупного рогатого скота в 4,8 раза, овец и коз  в 6,4 раза, лошадей  в 3,5 раза, верблюдов  в 3,2 раза. В конечном итоге республика вынуждена импортировать в огромных количествах сельскохозяйственные продукты, поскольку отечественное сельское хозяйство не способно удовлетворить потребности в них. Опасным для национальной безопасности порогом считается, если импортируется более 15% пищевых продуктов, потребляемых в стране.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, на наш взгляд, целесообразно изменить инвестиционную политику в отношении  сельского хозяйства. Поскольку  и зарубежные, и отечественные  инвесторы не заинтересованы вкладывать свои капиталы в сельское хозяйство, то предлагается инвестиции в эту  отрасль освободить от всех налогов. Необходимо урегулировать цены монополистов на промышленные и сельскохозяйственные товары и услуги. Цены на промышленные товары, завозимые в сельскую местность, неудержимо растут, когда цены на сельскохозяйственные продукты в зависимости от покупательной  способности населения ограничены. Соотношение роста цен колеблется в диапазоне от 1,5 до 1015 раз, т. е. сельскохозяйственные товаропроизводители эксплуатируются  промышленными.

Аграрный рынок и отечественный  потребитель нуждаются в защите и протекции. Импорт сельскохозяйственной продукции в республику продолжает расти. Так, например, импорт мяса и  мясопродуктов увеличился в 2,1 раза, сливочного и растительного масла  в 3,3 раза. В потреблении мясных продуктов удельный вес импортных возрос с 1,4 до 10%, молока  с 0,2 до 17%, сахара  с 37,7 до 60%, растительного масла  с 25 до 66%. На казахстанский рынок стали проникать пищевые продукты из зарубежья с просроченным сроком годности, что опасно для здоровья населения. В целях контроля за качеством импортных зарубежных пищевых продуктов необходимо усилить режим сертификации на таможенных границах страны. Кроме того, на продукты (мука, шерсть, хлопок и т. д.), в достаточном количестве производимые в Казахстане, целесообразно установить высокие протекционистские таможенные пошлины, не ограничивая одновременно экспорт их в зарубежные страны по высоким ценам. А на те виды продукции, которыми недостаточно снабжается население, следует ввести ограничения на вывоз за пределы республики. Предлагается соблюдать основное правило: импорт продуктов, которые могут производиться в самой республике, ограничивается введением высоких пошлин. До сих пор из зарубежных стран ввозится продукция легкой и пищевой промышленности. Что происходит при такой ситуации? С одной стороны, значительная часть инвестиций продолжает уходить в зарубежные страны, с другой  люди трудоспособного возраста становятся безработными. Только в 1997 г. на покупку иностранных товаров было затрачено 3 млрд. долл. США, из них на приобретение изделий легкой промышленности  800 тыс. долл.

В заключение следует отметить, что  рациональное использование инвестиций требует:

1) принятия протекционистских мер  для оживления отечественного  производства, что соответственно  уменьшит импорт иностранных  товаров;

2) разработки механизмов поощрения  инвестирования в отечественное  производство свободных средств  отечественного бизнеса;

3) пересмотра системы налогообложения  с тем, чтобы оно работало  на создание условий для привлечения  отечественного капитала в сферу  производства, установив определенные  льготы в налогообложении;

4) выработки механизмов сглаживания  существующих резких диспропорций  в ценах промышленной и сельскохозяйственной  продукции, создания с помощью  цен и других льгот возможности  для оживления сельскохозяйственного  производства;

5) обеспечения развития внутреннего  рынка за счет роста производства  отечественных товаров.

Открытая и либеральная инвестиционная политика с ясными, эффективно и  строго соблюдаемыми законами, исполняемыми беспристрастной администрацией , это  наиболее мощный стимул к привлечению  иностранных инвестиций. Выработка  такой политики должна стать одной  из наших основных задач, поскольку  трудно представить себе, как Казахстан  сможет добиться быстрого экономического роста и модернизации без иностранного капитала, технологий и опыта.

2.2.Инвестиционный климат

Создание инвестиционного климата  в стране является важнейшим фактором привлечения иностранных инвестиций.

Инвестиционным климатом называется совокупность политических, социальноэкономических, финансовых, социокультурных, организационноправовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов.

Инвестиционное решение о выборе определенной географической зоны определяется ориентировочно четырьмя основными  группами показателей:

1. Прибыль на инвестируемый капитал.

2. Гарантии инвестиционной деятельности.

3. Доля в обороте рынка (степень  захвата экономической ниши).

4. Бюрократия.

Прибыль на инвестиционный капитал  в общем случае зависит от следующих  шести основных факторов:

1) налогооблажения ;

2) экономических стимулов инвестиций;

3) затрат, связанных с осуществлением  хозяйственной деятельности, общезаводских  накладных расходов;

4) затрат на социальное обеспечение;

5) затрат, связанных с сырьем, расходов  на транспортировку и т.д.;

6) уровня таможенных, акцизных и  пр. сборов и налогов. 

Гарантии инвестиционной деятельности определяются следующими пятью факторами:

1) наличием всеобъемлющей законодательной  базы, регулирующей право собственности,  права на землю и прочие  активы;

2) прежними действами или мерами  правительства данной странны  в отношении права собственности  и активов;

3) системой гарантий инвестиций, предусмотренной правительством  инвестора в отношении страны, территории или региона, являющегося  объектом инвестирования;

4) гарантиями инвестирования, предусмотренными  правительством странны, являющейся  объектом инвестирования;

5) политическими условиями и  стабильностью/нестабильностью в  стране, являющейся объектом инвестирования.

Вопросам инвестиционной политики Казахстана было посвящено выступление  Вицепремьера Республики Казахстан, министра иностранных дел К. Токаева, который  обратил внимание всех участников форума на то, что «правительство страны попрежнему считает одним из основных приоритетов  своей деятельности формирование благоприятного инвестиционного климата». В этой связи на недавно состоявшемся заседании  правительства одобрена программа  привлечения прямых инвестиций в  Республику Казахстан на 19992000 гг., которая  разработана по поручению главы  государства. Для дальнейшей активизации  привлечения зарубежных инвестиций необходимо изучение мирового рынка  капиталов, в том числе предстоит  наблюдать за развитием ситуации как в странах  основных конкурентах Казахстана, так и в странах с высокими инвестиционными способностями.

Правительство занято разработкой  нового закона «Об инвестициях» на основе двух действующих законов: «Об  иностранных инвестициях» и «О государственной  поддержке прямых инвестиций».

Председатель Народного сберегательного  банка К. Масимов в своем выступлении  сообщил участникам форума о результатах  состоявшегося недавно первого  съезда финансистов Казахстана, о  программе внутренних сбережений и  Ассоциации финансистов Казахстана.

Рассказывая об инвестиционной деятельности компании «Шеврон Оверсиз Петролеум», первой пришедшей в Казахстан, президент  этой компании Р. Мацке в выступлении  на форуме отметил, что проект «Тенгизшевройл»  достиг уровня нефтяного проекта  мирового класса и своим успехом  продемонстрировал, что инвестирование в Казахстан является правильным выбором. В 199е «Шеврон» начал программу  поддержки малого и среднего бизнеса  в Атырау.

Казахстан является крупным клиентом Всемирного банка, который утвердил 19 проектов на общую сумму 1,65 млрд. долл. Финансовая помощь оказывается в  осуществлении структурных реформ государственного сектора системы  социальной защиты, включая пенсионную реформу. Другая область поддержки  связана с развитием инфраструктуры, включая транспорт, водоснабжение. Некоторые действия направлены на развитие частного сектора, включая реструктуризацию финансового сектора, поддержку реформы предприятий и приватизации. В будущем предоставление займов будет сфокусировано на отдельные секторы, включая сельское хозяйство, инфраструктуру и социальную сферу.

Всемирный банк намерен использовать новые инновационные инструменты, развивая услуги гарантиям для финансирования частного сектора, и готов помочь правительству в преодолении  главных препятствий для развития частного сектора путем улучшения  управления в частном и государственном  секторах, включая борьбу с коррупцией.

Информация о работе Иностранные инвестиции – как источник финансирования