Иностранные инвестиции – как источник финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе развития Казахстана как нового независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики.
Для решения этих задач, а также для обеспечения структурных преобразований экономики на основе программы действий правительства по углублению реформ и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно важное значение приобретает привлечение иностранного капитала в экономику республики.

Содержание

Ведение
Глава 1. Инвестиционный процесс
1.1.Роль инвестиций в экономике
1.2.Преимущества и недостатки импорта инвестиций
Глава 2. Государственная инвестиционная политика
2.1. Принципы и проблемы инвестиционной политики
2.2. Инвестиционный климат
Глава 3. Привлечение и использование иностранных инвестиций
3.1. Проблемы и задачи
3.2. Механизм государственноправового регулирования
Заключение
Использованная литература

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 68.77 Кб (Скачать файл)

Одним из наиболее эффективных методов  увеличения экспортного потенциала республики являются концессии, т.е. предоставление права зарубежным предпринимателям на эксплуатацию возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, а также осуществление  иных видов хозяйственной деятельности на условиях долгосрочной аренды.

В Казахстане в последнее время  практикуется такая форма привлечения  иностранного капитала и иностранного управленческого опыта, как передача предприятий под управление. Новая  форма привлечения капитала позволяет  вывести крупные предприятия  из тяжелейшего финансового кризиса. Однако, практика заключения контрактов на управление с фирмами, в том  числе и с иностранными, уже  показала свои негативные стороны. Прежде всего передача крупных предприятий  одной отрасли в управление иностранным  компаниям, как это случилось  с хромовой промышленностью, означает, что иностранный инвестор по существу монополизировал отрасль. Кроме  того, при данной форме привлечения  иностранного капитала выполняются  задачи только текущего характера, а  стратегические проблемы  реконструкция и модернизация предприятий  не решаются. У управляющих фирм отсутствуют права на вложение средств в капитальное строительство и приобретение оборудования, так как тем самым может измениться форма собственности на предприятие. Такой подход к заключению контрактов на практике приводит к усилению выкачивания сырья и продукции управляющей фирмой при ускоренном износе основных фондов предприятия и истощении природных ресурсов. 

Более выгодным для государства  является осуществление инвестиций на основе досрочной приватизации, то есть привлечение портфельных  инвестиций. Обязательным условием при  этом является переоценка и пересчет основных фондов и на этой основе установление цены акции приватизируемого предприятия  по западным аналогам.

Привлечение портфельных инвестиций, то есть иностранного капитала для  досрочной послеконтрактной приватизации и приватизации по индивидуальным проектам, требует установления количественного  ограничения на долю иностранного инвестора  в уставном фонде приватизируемого предприятия (до 49%) или закрепление  за государством "золотой акции", в которой содержатся его права.

Для более рационального использования  возможностей страхования иностранных  инвестиций целесообразно создание международной страховой компании или совместного фонда по страхованию  коммерческих рисков по типу зарубежных "частных инвестиций ОПИК" при  участии корпорации AIG (American International Group)  крупнейшей международной диверсификационной страховой группы и крупнейшего в США страховщика торговых и промышленных рисков. Это государственная компания, которая включала бы страхование от конфискации, отчуждения и национализации собственности, неконвертируемости валюты и т.д. и имела бы для этого достаточно большой страховой фонд. Например, подобная международная компания создана в Узбекистане и имеет страховой фонд в $100 млн., тогда как страховой фонд Казахинстраха составляет только $ 1 млн., что обусловливает необходимость перестрахования риском за рубежом и, как следствие, возможность утечки страховых взносов из страны.

Для стимулирования привлечения иностранного капитала в приоритетные сферы экономики  целесообразно использование как  финансовокредитных, налоговых стимулов, так и нефинансовых методов. К  последним можно отнести создание общей благоприятной обстановки функционирования иностранного капитала, обеспечение необходимыми факторами производства, информацией, службами управления, развитием транспорта, различного рода коммуникаций, банковского обслуживания, создание других элементов рыночной инфраструктуры.

Для того, чтобы избежать организации  фиктивных совместных предприятий, создаваемых только на период "налоговых  каникул" с целью получения  необлагаемого налогом дохода, следует  предусмотреть специальную поправку к Налоговому кодексу, согласно которой  в случае ликвидации такого предприятия  в период освобождения от уплаты налога, оно должно выплатить налоги с  полученного дохода за весь период своей деятельности.

Разумеется, предоставление налоговых  и финансовокредитных льгот должно осуществляться не автоматически, а  дифференцирование, в зависимости  от государственной значимости осуществляемого  проекта, от доли участия в уставном фонде предприятия, от сферы приложения капитала, скорости его оборота.

Необходимо упростить формальности, разрешающие иностранным компаниям  заниматься производственной деятельностью  и реинвестировать свои доходы. Одновременно следовало бы усилить стимулы  по вывозу доходов иностранных компаний не в иностранной валюте, а в  виде продукции, производимой ими на экспорт.

В числе организационных мер  по привлечению иностранного капитала представляется также необходимым  предусмотреть:

> подготовку подзаконного акта (постановления, положения) по  пункту 1 статьи Закона РК "Об  иностранных инвестициях" о  неухудшении условий функционирования  предприятий с участием иностранных  инвестиций;

> пересмотр порядка учета курсовой  разницы при реализации соглашений  о создании предприятий с иностранным  капиталом (положительная и отрицательная  курсовая разница по текущим  валютным счетам предприятий  подлежит включению в состав  доходов и расходов от внереализационных  операций только в случае продажи  инвалюты за тенге;

> принятие законопроектов "О  залоге", "Об ипотеке недвижимого  имущества", разработку механизма  использования залоговых форм  в целях привлечения иностранного  капитала;

> формирование системы мониторинга  инвестиционного климата РК и  его регионах.

3.2 Организационный механизм государственного  регулирования процессов привлечения  инвестиций за последние три  года неоднократно изменялся.  Органы государственного управления, связанные с процессом управления  внешней помощью, подвергались  периодически реорганизациям. Поиск  оптимальной схемы управления  иностранным капиталом, в которой  каждый субъект отношений будет  выполнять свои четко определенные  функции, позволяй избежать дублирования, происходит и сегодня.

Организационный механизм государственного регулирования иностранных инвестиций и капитала до ноября 1996г. включал  в себя преимущественно регулирование внешнего заимствования, не выделяя в качестве специальных структур управления органы управления пря инвестициями. Как правило, последние существовали лишь в виде управлений внутри вначале Агентства по иностранным инвестициям, а затем Комитета по использованию иностранных инвестиций.

Однако в ноябре 1996 г. был создан Государственный комитет по инвестициями специализирующийся на регулировании  иностранных инвестиций.

В соответствии с изменениями статуса  органов регулирования ПИИ изменялся  и состав его функций от косвенного вмешательства (в период с 1991 по 1994 гг., когда существовало Агенство по иностранным  инвестициям) в процессы регистрации  предприятий, через полную отмену такого регулирования (период существования  Комитета по иностранным инвестициям  вначале при Кабинете Министров, а затем при Министерстве финансов) и вновь к косвенному регулированию  этих инвестиций (с созданием ГКИ  Государственного комитета по инвестициям).

Целью ГКИ, как отмечается в указе, является осуществление государственной  политики по стимулированию прямых инвестиций. Согласно указу Комитет является единственным уполномоченным органом  в деле осуществления политики государства  в области прямых зарубежных инвестиций.

В связи с этим Комитету предоставлено  право: 

вести переговоры и подписывать  международные договоры по вопросам инвестиционного сотрудничества и  привлечения прямых иностранных  инвестиций; 

запрашивать и получать от центральных  и местных органов необходимую  информацию; 

осуществлять экспертизу и участвовать  в разработке проектов нормативных  правовых актов, актов центральных  и местных органов власти в  части прямых инвестиций.

Таким образом, принятие данного Указа  разграничило функции Комитета по иностранным  инвестициям при Министерстве финансов РК и Государственного комитета по инвестициям в части привлечения  и использования международных  предпринимательских прямых инвестиций.

Введение специального органа регулирования  ПИИ является неверным шагом и  ведет к негативным последствиям в деле привлечения ПИИ. Это связано  с нарушением принципа минимального прямого вмешательства государства  в данные процессы. Определенным выходом  из этой ситуации, возникшей в результате непродуманных шагов, может быть только концентрация всех тех полномочий государства, которые могут интересовать инвестора, и которые сегодня  разбросаны по различным ведомствам (например, приватизации, Госкомиссии  по приватизации в нефтегазовом секторе  и т.д.).

Таким образом, в республике на сегодня  в определенной мере созданы основы государственного регулирования привлечения  и использования иностранного капитала и инвестиций. Однако действенность  такого механизма остается невысокой, что пагубно отражается на инвестиционном климате страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Национальная программа стимулирования отечественных и иностранных  инвестиций в экономику республики  это звено в цепи законодательных, нормативных и программных документов, направленных на обеспечение повышения инвестиционной активности в стране. Важность же иностранного капитала и инвестиций требует того, чтобы такая программа работала бы в унисон с Программой мер Правительства по углублению реформы.

Программа должна исходить из главной  предпосылки: для противодействия  сползанию экономики в длительную депрессию необходимо срочно повысить инвестиционную активность, а для  этого должна быть создана политика привлечения и использования  иностранного капитала и инвестиций. При этом акцент должен быть сделан на разработку конкретных механизмов и процедур, регламентирующих инвестиционный процесс на основе внешней помощи.

Общая направленность Программы должна сводиться к следующему:

1. Улучшение инвестиционного климата  в Казахстане. Необходимым условием  для этого, выступает дальнейшее  снижение инфляции, а вслед за  ней и ставки рефинансирования  Национального Банка РК. Важнейшими  вопросами являются искоренение  коррупции в государственном  аппарате, создание устойчивого  законодательного и организационного  механизма работы с иностранными  инвесторами.

2. Выработка и реализация мер,  направленных на резкое увеличение  объема инвестиций, в том числе:  предпочетание и активное привлечение  прямых иностранных инвестиций; создание предпосылок для включения  в инвестиционный процесс сбережений  населения и др.

3. Создание принципиально нового  механизма капитальных вложений  в социальную сферу, в том  числе механизма подъема индивидуального  строительства. Как неоднократно  отмечал Президент республики, малое  строительство должно стать тем  локомотивом, который вытянет  экономику республики.

4. Повышение эффективности отечественных  и иностранных вложений капитала. Главными предпосылками для этого  могут быть, соблюдение принципов  конкурсности, открытости в использовании  привлеченнных на кредитной основе  средств.

Очевидно, что на сегодня в условиях практически полной приватизации экономики  исключительная роль в проведении инвестиционной политики принадлежит регионам и  местным органам власти. Сегодня  инвестиционная активность в разных регионах страны различна. Эти различия зависят от наличия или отсутствия запасов природных ископаемых, географического  положения регионов, степени развитости инфраструктуры, самих органов власти и т.д.

С другой стороны, регионы не должны идти по модному сегодня пути создания всевозможных местных фондов, как  грибы растущих под самыми различными наименованиями ("поддержки предпринимательства", "поддержки инвестиций" и т.д.). Как показывают наблюдения и анализ, чаще всего они решают узкогрупповые  задачи, сами фонды невелики и, следовательно, их распределение сопровождается коррупцией и, таким образом, они превращаются в элементарную кормушку для чиновников. Кроме того, власть никогда не должна выполнять распределительной финансовой функции, ибо это противоречит ее назначению, ведет к срастанию власти и бизнеса.

Почему же местные органы власти определяют сегодня инвестиционную политику?

Это связано с тем, что регионам, на наш взгляд, сегодня необходимо работать в двух направлениях:

1) активизации среднего и малого  бизнеса и 2) активизации использования  денежных средств населения в  инвестиционных процессах. Но, как  известно, именно эти направления  определяют в нормальной экономике  инвестиционную ситуацию: во всем  мире практически вся экономика  и занятость (на 8090%) строятся на  малом и среднем бизнесе, а  денежные накопления населения  являются первейшим источником  инвестиций. Таким образом, не  Правительство, а именно области  должны играть все большую  роль в придании экономике  инвестиционного импульса.

Что же следует предпринимать сегодня  в этих направлениях регионам?

Конечно, малый и средний секторы  экономики в традиционной рыночной экономике должны меньше всего быть связанными с государственным контролем  или регулированием,  они должны функционировать в режиме высокой конкуренции и мобильности.

Информация о работе Иностранные инвестиции – как источник финансирования