Источники инвестиций в реальный сектор экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:29, курсовая работа

Краткое описание

Практически все виды хозяйственной деятельности предприятий связаны с необходимостью осуществления инвестиций в реальные активы. На большинстве предприятий это инвестирование является в современных условиях единственным направлением инвестиционной деятельности. Это определяет высокую роль управления реальными инвестициями и источниками их финансирования в системе инвестиционной деятельности предприятия.
В работе совершена попытка проанализировать основные источники финансирования реальных инвестиций в едином конструкте: составлена теоретическая цепочка от основ инвестиций, инвестиционной деятельности до практического значения источников инвестиций в работе предприятия на всех стадиях его жизненного цикла.

Вложенные файлы: 1 файл

gotovaya.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)
  • право на участие в конкурсе на получение государственной поддержки имеют инвестиционные проекты, связанные в первую очередь с развитием «точек роста» экономики, по которым инвестор вкладывает не менее 20 % собственных средств (акционерный капитал, прибыль, амортизационные отчисления), необходимых для реализации проекта;
  • срок окупаемости указанных проектов не должен превышать, как правило, двух лет;
  • государственная поддержка реализации прошедших конкурс отбор проектов может осуществляться: а) за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе, либо на условиях закрепления в государственной собственности части собственности акций, создаваемых акционерных обществ; б) путем предоставления государственных гарантий по возмещению части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора;
  • инвестиционные проекты представляются на конкурс в Министерстве экономического развития и торговли РФ и должны иметь бизнес-план, а также заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной и независимой экспертизы.

Предоставляемые на конкурс инвестиционные проекты классифицируются по категориям: категория А – проекты, обеспечивающие производство продукции, не имеющей  зарубежных аналогов, при условии  защищенности ее отечественными патентами  или аналогичными зарубежными документами; категория Б – проекты обеспечивающие производство экспортных  товаров не сырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке, на уровне лучших мировых образцов; категория В  - проекты, обеспечивающие производство импортозамещающей продукции с более низким уровнем цен и категория Г – проекты, обеспечивающие производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке.

Решения об оказании государственной  поддержки принимается Комиссией  по инвестиционным конкурсам при  Министерстве экономического развития и торговли РФ. Размер государственной поддержки устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать соответственно 50, 40, 30 и 20 % заемных средств.

Затем уже это решение направляется в Министверство Финансов РФ, где  его предусматривают в проекте федерального бюджета на следующий финансовый год. После этого инвестор выбирает форму оказания поддержки (предоставление средств на возвратной основе, на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, либо в форме предоставления государственных гарантий).

 

Финансирование в рамках целевых  программ.

 

Федеральные целевые программы  и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует  Российская Федерация, являются эффективным инструментом финансирования инвестиционных проектов.

Утвержденные целевые программы  могут осуществляться за счет:

  • средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ;
  • внебюджетных средств (взносы участников реализации программ; целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ; кредиты банков, средства фондов и общественных объединений, заинтересованных в реализации программ и другие поступления);
  • специальных фондов, специально создаваемых для осуществления целевых программ. Источниками специальных фондов являются: прибыль, остающаяся в распоряжении  предприятий и организаций, средства бюджетов субъектов РФ, средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти;
  • средств иностранных инвесторов. Иностранные инвесторы могут финансировать целевые программы на основе долевого участия. Привлечение иностранного капитала к реализации программных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях;
  • кредитов. Источником финансирования целевых программ могут являться инвестиционные и конверсионные кредиты, а также целевые кредиты банков под государственные кредиты. Оформление и предоставление государственных гарантий на выдачу кредита   осуществляет Минфин РФ. Государственные гарантии выдаются коммерческим банкам под конкретные объекты программных мероприятий.

 

Финансирование проектов в рамках государственных внешних заимствований.

Государственным внешними заимствованиями  РФ являются привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства РФ как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственные внешние заимствования России формируют ее государственный внешний долг.

В данном пункте особую роль необходимо отдать Пенсионному фонду  России, где аккумулируются огромные свободные денежные средства для финансирования инвестиций в реальный сектор. 8 сентября 2003 г. принято постановление Правительства6, которое утверждает страховой тариф по обязательному страхованию ответственности специализированного депозитария перед Пенсионным фондом Российской Федерации и управляющими компаниями за нарушение соответствующего договора об оказании услуг специализированного депозитария для срока страхования 1 год - в размере 1 процента от страховой суммы и страховой тариф по обязательному страхованию ответственности управляющих компаний перед Пенсионным фондом  за нарушение договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений для срока страхования 1 год  -  в размере 1 процента от страховой суммы. Это укрепило правовую базу обеспечения финансирования и снижения риска неплатежей, дало возможность для  более крупного долгосрочного финансирования.

 

Средства, предоставляемые  иностранными инвесторами в форме  кредитов,  займов, взносов в уставные (складочные)  капиталы российских предприятий.

Предприятия нашей страны привлекают иностранный капитал, в основном, форме прямых и портфельных инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов.

В данном случае нас интересует прямая форма иностранных инвестиций, как  долгосрочный источник финансирования реальных проектов.

К прямым инвестициям, по методологии Госкомстата, относят  инвестиции юридических или физических лиц, полностью владеющих предприятием или контролирующих не менее 10% уставного  капитала предприятия. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) считаются наиболее устойчивыми к колебаниям на финансовых рынках, наиболее привлекательными для обеспечения экономического роста.

Чаще всего встречается такое  определение ПИИ: Прямые иностранные инвестиции – капиталовложения иностранных инвесторов в производство или активы, предоставляющие им полный контроль над деятельностью предприятия.

Прямые инвестиции делятся на две  группы:

1) капитальные трансконтинентальные  вложения, обусловленные возможными  лучшими условиями рынка, то  есть тогда, когда существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента);

2) транснациональные вложения- прямые  вложения, часто в соседней стране.

Черты, характерные для прямых инвестиций:

  • при прямых зарубежных инвестициях инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка;
  • большая степень риска и большая сумма, чем при портфельных инвестициях;
  • более высокий срок капиталовложений, они более предпочтительны для стран-импортеров иностранного капитала.

 

Прямые зарубежные инвестиции направляются в принимающие страны двумя путями:

  • организация новых предприятий;
  • скупка или поглощение уже существующих компаний. 7

 

Основными способами привлечения  прямых иностранных вложений в экономику России являются:

  • привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путём создания совместных предприятий (в том числе - путем продажи зарубежным  инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);
  • регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
  • привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;
  • создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.

 

На конец июня  2003 г. накопленный  иностранный капитал в экономике России составил  48.3 млрд. долларов США, что на 26.7% больше  по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции - 50.9% (на конец июня  2002 г. - 47.5%), доля прямых инвестиций  - 46.7% (48.7%), портфельных  -  2.4% (3.8 процента). Таким образом, подтверждается тенденция сокращения удельного веса прямых и увеличения  удельного веса  прочих инвестиций в российской экономике.

Основные страны-инвесторы, постоянно  осуществляющие значительные инвестиции в российскую экономику - Германия, США, Кипр, Великобритания, Франция,  Нидерланды.

В I полугодии 2003 г. в экономику России поступило 12.7 млрд. долл. США иностранных инвестиций, или на  51.3% больше, чем в I полугодии 2002 года. Общий объем прямых  иностранных инвестиций, поступивших в I полугодии 2003 г., по видам характеризуется следующими данными (табл.3):

 

 

 

 

 

 

 

I полугодие 2003 г.

Справочно

млн. 
долл. 
США

в % к

I полугодие 2002г. в % к

I полугодию 2002г.

 

итогу

I полугодию 2001г.

 

итогу

прямые инвестиции

2533

135.3

20.0

74.6

22.4

  в том числе:

         

  взносы в капитал

862

108.7

6.8

71.1

9.5

  лизинг

11

74.2

0.1

15.1

0.2

 кредиты, полученные 
от зарубежных совла- 
дельцев организаций

 

 

862

 

 

112.7

 

 

6.8

 

 

70.0

 

 

9.1

 прочие прямые  
инвестиции

798

в 2.7р.

6.3

148.9

3.6


Источник:  отчет Минэкономразвития и Госкомстата России за I полугодие 2003 года

Табл. 3

 

По итогам  первого  полугодия 2003 года наибольший объем поступивших  иностранных инвестиций пришелся на торговлю и общественное питание (44.9%), в том числе  на внешнюю торговлю (28.9%),  промышленность (34.2%), общую  коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка - 8.5% и связь (4.3 процента).

В промышленности наиболее привлекательными для иностранных инвесторов были следующие отрасли: цветная металлургия (9.3%), топливная промышленность (8.3%), в том числе нефтедобывающая  промышленность (7.7%), черная металлургия (5.7%)  и пищевая промышленность (3.5 процента).

 Растущий интерес иностранных  инвесторов к сфере услуг   свидетельствует о смещении приоритетов  инвесторов от сырьевого сектора  экономики России к другим  отраслям промышленности.

Таким образом, были рассмотрены основные виды источников, используемые в России для финансирования реальных инвестиций. Важно отметить, что главным источником  инвестиций  в основной капитал в I полугодии 2003 г. являлись привлеченные средства предприятий и организаций, их удельный вес в общих объемах инвестиций возрос на 5.1 процентного пункта (с 48.4% до 53.5%). Указанный рост произошел за счет повышения доли кредитов банков, заемных средств  других организаций,  прочих привлеченных средств и средств вышестоящих организаций, при снижении доли собственных средств на 5.1 процентного пункта. Частично снижение собственных средств было компенсировано увеличением амортизации на 0.4 процентного пункта.

Для того чтобы эффективно наладить инвестиционную деятельность (для старта операционной деятельности), предприятию в первую очередь необходимо начать с оценки необходимого количества инвестиционных ресурсов и проанализировать все возможные источники их формирования.

 

4. Методы расчета общего объема инвестиционных ресурсов. Факторы, влияющие на выбор источников финансирования реальных инвестиций.

Первоначальным этапом при формировании инвестиционных ресурсов является определения  общего их объема для осуществления  инвестиционной деятельности. В общей  системе расчетов необходимого их объема наибольшую сложность представляет определение потребности в них при реализации реального инвестиционного проекта создания нового предприятия.

Недостаточный объем формирования инвестиционных ресурсов на этом этапе удлиняет период создания и освоения производственных мощностей нового предприятия, а в ряде случаев вообще блокирует возможность осуществления операционной деятельности. В то же время избыточный объем формируемых инвестиционных ресурсов приводит к последующему их неэффективному использованию. В связи с изложенным, определение общей потребности в инвестиционных ресурсах носит оптимизационных характер, то есть этот процесс представляет собой расчет реально необходимого объема финансовых средств, которые могу быть использованы на первоначальном этапе инвестиционного проекта.

Оптимизация общей потребности  в инвестиционных ресурсах достигается  различными методами, основными из них являются: балансовый метод, метод  аналогий и метод удельной капиталоемкости.

Информация о работе Источники инвестиций в реальный сектор экономики