Оценка инвестиционной привлекательности предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 13:19, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является исследование оценки инвестиционной привлекательности предприятия.
Оценка инвестиционной привлекательности компании – фактически проверка соответствия компании ожиданиям инвесторов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ 4
1.1. Сущность и понятие инвестиционной привлекательности предприятий 4
1.2. Показатели, используемые при оценки инвестиционной привлекательности предприятий 7
1.3. Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность предприятий 12
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ 15
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Вложенные файлы: 1 файл

+6 Документ Microsoft Word.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы обусловлена тем, что практически любое направление бизнеса в наше время характеризуется высоким уровнем конкуренции. Для сохранения своих позиций и достижения лидерства компании вынуждены постоянно развиваться, осваивать новые технологии, расширять сферы деятельности. В подобных условиях периодически наступает момент, когда руководство компании понимает, что дальнейшее развитие невозможно без притока инвестиций. Привлечение инвестиций в компанию дает ей дополнительные конкурентные преимущества и зачастую является мощнейшим средством роста. Как при привлечении, так и при размещении инвестиций необходимо решать задачу оценки инвестиционной привлекательности предприятия.

Оценка инвестиционной привлекательности компании – фактически проверка соответствия компании ожиданиям инвесторов.

Целью контрольной работы является исследование оценки инвестиционной привлекательности предприятия.

Для достижения указанной  цели, необходимо решить следующие  задачи:

1. раскрыть понятие  «инвестиционная привлекательность предприятия»;

2. рассмотреть показатели, используемые при оценки инвестиционной привлекательности предприятий;

3. определить  факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность предприятий;

4. исследовать основные подходы к оценки инвестиционной привлекательности предприятий;

5. рассмотреть пути повышения инвестиционной привлекательности предприятий.

Теоретическую основу исследования составила  специальная литература по исследуемой теме российских авторов,  публикации периодической печати, посвященные вопросам оценки инвестиционной привлекательности предприятий. В ходе исследования использовались труды ученых-экономистов Б.Т. Кузнецова, В.А. Чернова, М.Ю. Беляковой, С.С. Донцова и др.

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

1.1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

В законе РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных  вложений» № 39-ФЗ от 25 февраля 1999 г. дается следующее определение инвестициям: «Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта»[1].

Экономическая природа  инвестиций состоит в опосредовании  отношений, возникающих между участниками  инвестиционного процесса по поводу формирования и использования инвестиционных ресурсов в целях расширения и совершенствования производства.

Поэтому инвестиции как экономическая  категория выполняют ряд важных функций, без которых невозможно развитие экономики. Они предопределяют рост экономики, повышают ее производственный потенциал.

Для того, чтобы определять максимальную эффективность инвестиционного решения, введено понятие инвестиционной привлекательности предприятия.

«Инвестиционная привлекательность  предприятия характеризуется как  комплекс показателей его деятельности, который определяет для инвестора  область предпочтительных значений инвестиционного поведения; имеет ряд аспектов, среди которых: технический, коммерческий, экологический, институциональный, социальный, финансовый»[4, с. 76].

«Под инвестиционной привлекательностью понимается наличие экономического эффекта (дохода) от вложения денег в ценные бумаги (акции) при минимальном уровне риска».

Следует отметить, что инвестиционная привлекательность компании формируется  в зависимости от того, какой тип  инвесторов компания планирует привлекать в перспективе. В ряде случаев компании нужны инвесторы разных типов, и инвестиционная привлекательность в данном случае – это целый комплекс взаимосвязанных мер, делающих компанию привлекательной для всех и со всех сторон. Различные группы инвесторов имеют различные инвестиционные интересы, и инвестиционная привлекательность компании означает для них разные возможности. Все типы инвесторов возможно выделить в три основные группы:

1. Государство

2. Кредитующие организации

3. Инвестиционные фонды, включая частных инвесторов[8, с. 58].

Деятельность государства направлена прежде всего на создание институтов, составляющих экономику страны, поэтому  его деятельность направлена не на получение прибыли, а на решение  социально-экономических задач или  обеспечение инфраструктуры функционирования экономики. Необходимо отметить, что государство в большей степени, чем другие участники экономики, заинтересовано в развитии инновационных производств, науки и техники, обеспечении социальной стабильности. Поэтому инвестиционная привлекательность с точки зрения государства характеризуется не только финансовыми составляющими результата инвестирования, но и социально-экономическим и научным эффектом от инвестиций. Привлекательными для государства являются инвестиции в стратегически важные отрасли, инфраструктурные элементы. Но в условиях ограниченности и дефицита бюджетов различных уровней власти у государства не достаточно средств для инвестирования во все стратегические и социально значимые проекты и предприятия. В связи с этим, актуальное значение имеют такие формы сотрудничества государственного и частного капитала, как концессии, государственно-частные партнерства и государственное владение контрольным или блокирующим пакетом акций компании. Именно такие формы организации деятельности позволяют государству удерживать контроль над объектами при частичном инвестировании в них, а частному капиталу – гарантировать стабильность их инвестиций. Заинтересованность и участие государства дает частным инвесторам уверенность в дальнейшем развитии таких компаний и росте их стоимости и делает их инвестиционно привлекательными, значительно повышая их капитализацию.

Для инвесторов, относящихся ко второй группе и предоставляющих заемные  средства, наиболее привлекательным  моментом является возможность компании своевременно и полностью вернуть выданный кредит и плату за использование заемных средств. Поэтому ключевыми характеристиками инвестиционной привлекательности компании в данном случае выступают ее кредитоспособность, платежеспособность и финансовая устойчивость. В случае привлечения компанией заемных средств через выпуск облигаций, привлекательными ее делают также финансовое положение и финансовые перспективы, репутация и история, имя компании и сведения, указанные в проспекте эмиссии ценных бумаг.

Инвестиционная привлекательность для инвесторов третьей группы характеризуется не столько текущими финансовыми показателями компании, сколько стратегией ее развития, ростом капитализации, деловой репутацией.

Данная группа инвесторов ожидает от компании: перспективы роста с точки зрения потоков наличности; наличия общедоступной стратегии развития; высокую квалификацию менеджмента; наличие высокой репутации компании в бизнесе и правительстве (на местном или федеральном уровне, в зависимости от масштаба компании); отсутствия нарушений законодательства в работе компании; высокого уровня корпоративной культуры.

В связи с вышеизложенным, инвестиционную привлекательность  необходимо рассматривать как систему  мер, стимулирующую в долгосрочном периоде привлечение инвестиций различных типов и форм (портфельные инвестиции, налоговые льготы, прямые дотации и т.д.), направленную на установление требуемых масштабов, структуры, источников получения, направлений использования инвестиций.

Исходя из неоднородности и неоднозначности инвестиционных интересов различных групп инвесторов, необходимо сделать вывод, что к оценке инвестиционной привлекательности необходимо подходить с позиций системного подхода, предполагающего комплексное изучение и оценку деятельности и инвестиционных возможностей субъектов хозяйствования с целью научного обоснования предстоящих экономических целей развития и выбора наилучших способов их осуществления [5, с. 96].

1.2. ПОКАЗАТЕЛИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

На практике оценка инвестиционной привлекательности сводится непосредственно к анализу финансового состояния предполагаемых объектов инвестиций.

Показатели  финансового  положения предприятия  являются наиболее существенными для  инвесторов.

Существует  семь основных направлений анализа  финансового положения предприятия:

  • анализ рентабельности;
  • анализ долгосрочной финансовой устойчивости;
  • анализ ликвидности;
  • анализ деловой активности;
  • анализ структуры выручки от реализации;
  • анализ затрат предприятия;
  • анализ собираемости платежей, дебиторской и кредиторской задолженности предприятия [12].

1) Показатели рентабельности прямо характеризуют эффективность деятельности предприятия, а, следовательно, косвенно и доходность осуществленных инвестиций. В зарубежной теории и практике применяют три основные группы относительных показателей рентабельности: показатели рентабельности капитала, показатели рентабельности продаж и показатели рентабельности активов.

– Показатели рентабельности капитала (наиболее существенные для инвесторов):

• коэффициент рентабельности инвестированного капитала, который вычисляется как отношение чистой прибыли предприятия и выплаченных процентов к средней величине всего инвестированного капитала. Для определения чистой прибыли следует из величины прибыли до налогообложения вычитать все затраты (кроме процентов за кредит), не вошедшие в себестоимость продукции (работ, услуг) согласно российскому законодательству, но это не всегда удается на практике из-за отсутствия необходимой информационной базы. В среднем в мировой экономике считается нормальный уровень показателя рентабельности инвестированного капитала в размере 7–8%;

• коэффициент рентабельности собственного капитала, который рассчитывается как отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Под собственным капиталом обычно понимается сумма акционерного капитала и резервы, образованные из прибыли предприятия.

– Показатели рентабельности продаж:

  • рентабельность продаж по чистой прибыли, которая рассчитывается как отношение чистой прибыли предприятия к выручке от реализации и является наиболее распространенным коэффициентом среди финансовых аналитиков;
  • рентабельность продаж по маржинальному доходу, которая рассчитывается как отношение маржинального дохода предприятия, т.е. выручка от реализации за вычетом переменных затрат к выручке от реализации;
  • рентабельность продаж по прибыли от реализации, которая рассчитывается как отношение прибыли от реализации к выручке от реализации. В некоторых случаях инвесторы предпочитают использовать не прибыль от реализации, а прибыль до выплаты налога, процентов и амортизации (EBDIT).

2) Показатели долгосрочной финансовой устойчивости предприятия характеризуют структуру капитала.

Основным коэффициентом считается удельный вес собственного капитала в валюте баланса предприятия (коэффициент финансовой независимости). Жестких нормативов этого коэффициента не существует, но эксперты считают – не менее 50%. Это отражает вероятность невозврата кредитов для инвесторов. Кроме того, компании с меньшей долей собственного капитала обременены большими процентными выплатами по обязательствам, а соответственно, уменьшается капитал на дивиденды по ценным бумагам.

3) Показатели ликвидности предприятия характеризуют его способность отвечать по краткосрочным обязательствам перед кредиторами. Абсолютным показателем ликвидности является величина собственного оборотного капитала, рассчитываемая как разница между краткосрочными активами и краткосрочными обязательствами предприятия. Тенденции развития российских предприятий за последнее время характеризуются дефицитностью собственного оборотного капитала.

Относительные показатели ликвидности предприятия рассчитываются как отношение оборотных активов  к краткосрочным обязательствам.

В зарубежной экономической  литературе и практике обычно используют три ключевых коэффициента ликвидности:

  • Коэффициент текущей ликвидности – коэффициент покрытия, рассчитываемый как отношение всех оборотных активов предприятия к краткосрочной кредиторской задолженности. В состав оборотных активов принято включать денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, дебиторскую задолженность, запас сырья, материалов, товаров и готовой продукции. Считается целесообразным учитывать в составе дебиторской задолженности безнадежные непросроченные долги и просроченные долги. Предполагается, что чем больше коэффициент ликвидности, тем надежнее положение предприятия, так как существенное превышение текущих активов над краткосрочной задолженностью, скорее всего, может удовлетворить претензии кредиторов, если товарно-материальный запасы будут реализованы на принудительно организованной распродаже имущества, а счета дебиторов востребованы в срочном порядке.

С другой стороны, слишком  высокий коэффициент может быть признаком неэффективного управления предприятием и может свидетельствовать  о «неработающих» денежных средствах, избыточности товарно-материальных запасов по сравнению с нормативами, чрезмерной дебиторской задолженности. Поэтому на практике считают, что коэффициент 2:1 близок к нормальному для большинства форм деятельности, так как такой его уровень обеспечивает компании надежное покрытие краткосрочной задолженности даже в случае сокращения величины текущих активов на 50% [6, с 138].

Информация о работе Оценка инвестиционной привлекательности предприятий