Прямые иностранные инвестиции: концепции, особенности, методы регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить теоретические основы прямых иностранных инвестиций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность прямых иностранных инвестиций
- изучить концепции, особенности и формы прямых иностранных инвестиций
- рассмотреть методы регулирования прямых иностранных инвестиций
- произвести оценку эффективности инвестиционного проекта на конкретном примере.

Вложенные файлы: 1 файл

инвестициии мясоедовой.docx

— 123.56 Кб (Скачать файл)

1. Природа и набор специфических  преимуществ владения собственностью (или конкурентных преимуществ,  включающих существенные элементы  бизнеса и теории стратегического  управления посредством О-преимуществ (ownership) для иностранных инвесторов, особенно в сравнении с национальными операторами.

Каждая фирма обладает своими специфическими, присущими только ей О-преимуществами.

О-преимущества характеризуются:

- величиной компании и  ее позицией на отечественном  и зарубежном рынке;

- менеджментом и умением  лидировать;

- продуктовыми ноу-хау;

- производственными технологиями, квалификацией технического персонала  и масштабом НИОКР;

- уровнем монополизированности (олигополизированности), определяющим вид доступа к трудовым, естественно-природным и другим ресурсам (эксклюзивный или привилегированный);

- уровнем имиджа торговых  марок;

- системой организации  бизнеса и маркетинга.

2. Природа и набор местных  факторов и рынков, предлагаемых  отдельными странами иностранным  инвесторам, что добавляет вес  к их уже существующим конкурентным  преимуществам. Местные преимущества - L-преимущества (location), относящиеся к стране-реципиенту или стране-донору, включают:

- географическое распределение  ресурсов и рынков;

- конкуренцию цен на  ресурсы - рабочую силу, энергию,  сырье, компоненты, транспорт, связь;

- политическую стабильность, баланс власти;

- политический либерализм - низкие тарифы, налоговые ставки, стимулирующие механизмы для  осуществления ПИИ, благоприятный  инвестиционный климат;

- стабильную правовую  систему;

- развитую инфраструктуру - автомобильные, железные дороги, аэропорты, телекоммуникации;

- социально-культурную близость - язык, историю, менталитет, деловые  отношения;

- долгосрочный рыночный  потенциал (возможность экономии  на масштабе).

3. Степень, до которой  компании могут интернализироваться (преимущества (internal) - защита от колебания рынка и возможность контроля активов), т.е. контролировать собственные конкурентные преимущества, а не переносить и не предлагать их зарубежным фирмам, например, путем экспорта или лицензирования. I-преимущества могут развиваться, если: интерес покупателей к природе и стоимости продаваемых продуктов и технологий непостоянен; рынок не допускает ценовую дискриминацию; продавцу необходимо защитить качество продукции.

I-преимущества позволяют:

- снижать издержки, связанные  с исследованием рынка, переговорами  и мониторингом;

- добиваться экономии  на масштабе деятельности;

- компенсировать плохую  перспективу развития рынка;

- преодолевать или использовать  государственные "барьеры"  в виде квот, тарифов, ценового  контроля, налоговой дифференциации;

- контролировать поставщиков  и условия приобретения используемых  ресурсов (включая технологии);

- контролировать рынки  сбыта (включая те, которые могут  использоваться конкурентами);

- использовать возможность  субсидирования филиалов и влияния  на ценообразование, чтобы прибыль  облагалась налогом в тех странах,  где он меньше.

Совокупность OLI-преимуществ  содержит в себе объективные и  субъективные составляющие, поскольку  зависит от вида деятельности, специфики  компании и ожидаемой и реальной выгоды, предоставляемой инвестору  страной-реципиентом. Желание корпораций инвестировать капитал за рубежом  возрастает при наличии О-преимуществ, которые необходимо оценить в сравнении с преимуществами конкурентов, а также с ростом дохода или выгоды, определяемых L-преимуществами в стране-реципиенте.

Компания, обладающая как  сравнительными (О), так и интернализационными (I) преимуществами, решает инвестировать средства за границу, в случае если L-преимущества существуют вне страны ее происхождения. И наоборот, компания с теми же ОI-преимуществами предпочитает экспортировать товары и услуги, если потенциальная страна-реципиент обладает слабыми L-преимуществами. Если фирма не может защитить свои конкурентные преимущества, она, возможно, будет вынуждена продавать лицензии иностранным предприятиям, поддерживая объем производства на национальном рынке.

Необходимо изучать и  развивать ключевые составляющие L-преимуществ  для обеспечения возможности  систематического привлечения капитала и ноу-хау, необходимых для улучшения  конкурентоспособности промышленности и повышения занятости. Эконометрические исследования L-преимуществ и недостатков  разных стран показали их ключевую роль в привлечении ПИИ. Потоки ПИИ  имеют тенденцию сосредоточиваться  в тех странах, где сравнительные  преимущества выражаются не только в  форме естественных ресурсов и низкой себестоимости производства, но также  в виде эффективного экономического управления, надежной законодательной  базы и хорошей перспективы поддержания  экономического роста и развития.

 

2. МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

 

Методы осуществления  прямых иностранных инвестиций:

  1. учреждение новой компании за рубежом, полностью принадлежащей иностранному инвестору;
  2. покупка существующих фирм за рубежом;
  3. создание совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путём продажи иностранным инвесторам акций

Иностранные инвесторы имеют  право на осуществление инвестиций в России в следующих формах:

  1. долевое участие в предприятиях, создаваемых совместно с российскими юридическими лицами и гражданами;
  2. учреждение предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
  3. приобретение прав пользования землёй и иными природными ресурсами;
  4. приобретение иных имущественных прав и др.

Важность привлечения  иностранных инвестиций в отечественную  экономику обусловливается следующими причинами:

  1. крайне слабо развит внутренний рынок инвестиционных ресурсов. Он включает: средства государства, средства кредитных линий по межправительственным соглашениям, средства ЕБРР И МБРР, средства российских коммерческих банков и инвестиционных структур;
  2. незначителен уровень иностранных инвестиций;
  3. опережение экспорта над импортом инвестиций, что в первую очередь связано с инфляцией, экономическим кризисом, политической и экономической стабильностью в стране.

Прямые иностранные инвестиции регулируются на национальном и международном  уровнях. Основной формой регулирования  ПИИ на международном уровне выступают  международные инвестиционные соглашения (МИС). В них согласуются и закрепляются меры по регулированию ПИИ между  соответствующими странами.

Наибольшее практической значение имеют двухсторонние инвестиционные соглашения (Bilateralinvestment treaties, BITs). 

Основными элементами BITs выступают: 

- Декларация сторон о принципах их взаимоотношений в инвестиционной сфере;

- общее определение ПИИ;

- формы двухстороннего сотрудничества;

- этапы осуществления положений соглашения;

- механизмы защиты инвестиций.

Многие национальные правительства  вырабатывают условия допуска иностранных  инвесторов в вою экономику, которые  могут быть подразделены на следующие  основные категории:

А) требования в отношении  максимальной доли экспорта иностранных  компаний в общем объёме продаж на национальном рынке;

Б) обязательства фирмы  по использованию местной рабочей  силы;

В) установление максимальных и минимальных долей участия  иностранных компаний в капитале фирм, создаваемых в принимающей  стране;

Г) требования по передаче технологии;

Д) обязательства компании по проведению в принимающей стране научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ.

Существенную роль на межгосударственном уровне для стимулирования потока инвестиций между странами-членами, особенно в развивающиеся страны, призвано играть Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (Multilateral Agency Guaranteed Investment MAGI).

Основная функция агентства  заключается в предоставлении гарантий от некоммерческих рисков в отношении инвестиций, осуществляемых в одной из стран-членов.

К некоммерческим рискам, по которым MAGI предоставляет гарантии относятся:

  1. ограничения на перевод валюты;
  2. экспроприация и аналогичные меры, в результате которых владелец гарантии лишается права собственности над своим капиталовложением, контроля над ним или существенного дохода от такого капиталовложения;
  3. нарушения договоров;
  4. война или гражданские беспорядки.

Наиболее часто используют следующие меры по регулированию  иностранных инвестиций в развитых странах:

  1. предварительное разрешение на осуществление ПИИ;
  2. ограничения на ПИИ в определённых отраслях и сферах (военная и добывающая промышленность);
  3. ограничения на долю иностранных инвесторов в капитале национальных компаний, в плоть, до полного запрета на переход национальных компаний под иностранный контроль;
  4. требование взаимности от стран происхождения иностранных инвесторов.

 

3.Прямые иностранные инвестиции В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

 

Петру I принадлежит историческая заслуга в закладке российской промышленности. Он первый предложил западным промышленникам перенести свои технологии в Россию и в скором времени в Петербурге, Новгороде и Ярославле были заложены первые заводы. Последующие Романовы продолжили эту деятельность, справедливо  полагая, что культурный, финансовый и технологический обмен с  европейскими странами принесет России большую пользу. В течение 1895-1914 гг.[притоки  иностранного капитала в Россию превосходили национальные инвестиции на 55-60% (для  сравнения, сегодня доля ПИИ составляет всего лишь около 1-2%). Основными экспортерами ПИИ в Россию являлись Германия (1913: 28% ПИИ), Франция (19%), Великобритания (17%) и Бельгия (11%). В то время доминировали компании из Западной Европы; доля США  в инвестициях в Россию была незаметной (1%) экономики.

Актуальность привлечения  иностранных инвестиций обусловлена  рядом обстоятельств. Прежде всего  это медленное становление внутреннего  рынка инвестиционных ресурсов, сложность  привлечения средств кредитных  линий по межправительственным соглашениям, средств инвестиционных структур, российских коммерческих банков, ЕБРР, МБРР. По оценкам  экспертов, потенциал инвестиционного  рынка составляет примерно 20-25 млрд долл. Вовлечено же в российскую экономику примерно 5 - 6 млрд. При этом остается незначительным уровень иностранных инвестиций - 2-4 млрд долл. ежегодно, т.е. не более 8% общего объема инвестиций в экономику страны. Сказывается также опережение экспорта инвестиций над их импортом, в первую очередь из-за инфляции, экономического кризиса и других факторов.

Иностранные инвестиции идут в основном в отрасли, связанные  с топливно-энергетическим комплексом, обрабатывающей промышленностью, в  операции с недвижимым имуществом и  в металлургическое производство.

Следует отметить положительную  динамику прямых иностранных инвестиций. Однако с вложениями капитала в Россию складывается ситуация, когда иностранные  инвестиции все более и более  приобретают кредитную направленность. Вместе с тем обозначилось структурное  размывание инвестиций, сглаживаются приоритеты в инвестиционной политике. Иностранные инвестиции во все большей  мере сводятся к внешнему заимствованию (преимущественно российского происхождения), тогда как технико-технологическая  составляющая прямых инвестиций, как  основа прогресса, практически сводится к нулю.

В структуре иностранных  инвестиций преобладают "прочие" (к ним относятся кредиты и  займы). Однако зарубежные кредиты не всегда доходят до отечественного товаропроизводителя. Зачастую денежные средства даже не покидают страну, выделившую связанные кредиты, а используются на месте для оплаты товаров в счет займа. Велика также  доля "связанных" кредитов, оговаривающих  порядок использования финансовых ресурсов, нередко предоставляемых  под гарантии государства и в  случае провала кредитуемого проекта  подлежащих списанию на государственный  долг.

Если такое положение  сохранится, то неизбежно ухудшится  платежный баланс страны, ужесточатся  условия предоставления новых кредитов, возрастут затраты на обслуживание внешнего долга. Такая структура  инвестиций не может привести к стабилизации экономического развития страны, что  на сегодня является важной проблемой.

Несмотря на то, что тенденции  и объем привлекаемых в Россию инвестиций меняются, не меняется их структура. Кредиты все еще преобладают  над прямыми и портфельными инвестициями - это может быть связано с национальными  условиями перевода капитала за границу, могут быть и другие причины, одна из которых - желание подстраховаться при вложении в российскую экономику.

Информация о работе Прямые иностранные инвестиции: концепции, особенности, методы регулирования