Анализ инновационной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 23:17, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе особое место в развитии экономики занимают те сферы деятельности, результативность которых зависит от состояния научно-технического и инновационного потенциала. Современное состояние инновационных процессов во всех отраслях экономики страны находится на низком уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
3.Инновационная стратегия предприятия. 11
4.Оценка влияния инновационной политики на экономическую 14
эффективность 14
6. Оценка результативности и мориторинг инновационной деятельностью предприятия ОАО «ЦентрТелеком» 24
7.Информационное обеспечение системы управления инновационной политикой предприятия. 28
8.Направления совершенствования системы управления инновационной политикой предприятия. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач1.doc

— 380.00 Кб (Скачать файл)

Особенно важным является деление инноваций с  учетом предмета инновации, в этом случае выделяются технические, организационные, экономические, социальные и экологические инновации.

П.Н. Завлин, А.К. Казанцев, Л.Э. Миндели, В.Ю. Тюрина, А.В. Васильев [3,4,8] предлагают классификацию инноваций, базирующуюся на семи классификационных признаках: область применения, этапы НТП, степень интенсивности, темпы осуществления инноваций, масштабы инноваций, результативность, эффективность инноваций.

По особенностям инновационного процесса выделяются внутриорганизационные и межорганизационные нововведения. По уровню новизны различают радикальные инновации, основанные на внедрении открытий, изобретений, патентов и ординарные инновации, представляющие собой ноу-хау, рационализаторские предложения и другие формы новшеств.

В зависимости  от стадий жизненного цикла товара (ЖЦТ), на которой внедряется инновация  или разрабатывается новшество, различают инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга, НИОКР, организационно-технологической подготовки производства; производства, включая маркетинг; сервиса, осуществляемого изготовителем.

Внешний классификационный  признак указывает на форму реализации инновации, по которой выделяются инновации следующих форм: продукта и операции. Инновация в форме продукта представляет собой результат инновации, материализованный в виде вещи как экономического продукта (станок, товар, сырье и другая продукция). Инновация в форме операции представляет собой результат инновации, направленный на осуществление определенного действия и выраженный определенными правилами, инструкциями, условиями действия и другими нормативами. К этим инновациям относятся технология производства продукции, обслуживания населения, формы торговли, финансовые операции, договор банковского счета, операции по поглощению других предприятий (мэрджер), операции по захвату рынка; операция, оформленная в виде инструкции, правил, положений и других различных форм и другие виды.

Структурный классификационный  признак показывает для какой  отрасли или для какой сферы  экономических отношений предназначена  данная инновация. Как отмечено в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы по причинам возникновения инновации подразделяются на реактивные и стратегические. Реактивная инновация обеспечивает выживание фирмы, представляет реакцию на новые преобразования (нововведения), осуществляемые конкурентом. Реактивные инновации фирма вынуждена произвести вслед за конкурентом для владения конкурентным преимуществом. Стратегическая инновация представляет нововведение, внедрение которого носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

Один из возможных вариантов обобщенной классификации представлен в Приложении Б.

 

3.Инновационная стратегия предприятия.

Инновационный процесс  формируется под воздействием инновационной стратегии. Б. Карлоф определяет стратегию отдельного предприятия - субъекта рынка, как "...обобщенную модель действий, необходимых для достижения постоянных целей путем координации и распределения ресурсов компании...".

В экономической энциклопедии понятие инновационная стратегия  определено как выбор наиболее эффективных путей технического и технологического развития, основанный на долгосрочном прогнозировании, сопоставлении внешних и внутренних факторов, учете ресурсных ограничений.

Классификации инновационных стратегий показаны в приложении Д.

Процесс формирования инновационной стратегии предприятия является наиболее ответственным этапом разработки механизма управления нововведениями. Основу выработки инновационной стратегии по мнению С.Д. Ильенковой составляют теории жизненного цикла продукта [5]. Инновационная стратегия должна учитывать фазы, в которых находится продукт – зарождение, рождение, утверждение, стабилизация, упрощение, падение, исход, деструктуризация. Направления выбора инновационной стратегии С.Д. Ильенкова связывает с рыночной позицией фирмы – контролируемой долей рынка и динамикой его развития, доступом к источникам финансирования и сырья, позицией лидера или последователя в отраслевой конкурентной борьбе.

Влияние научно-технических  нововведений на циклический, т.е. волнообразный характер изменения макроэкономических показателей в сфере рыночной предпринимательской деятельности было показано известным российским ученым Н.Д. Кондратьевым, разработавшим в 20-х годах прошлого века первую систематическую концепцию долговременных колебаний в экономике, получивших название длинных волн Кондратьева [19].

В общем виде структура жизненного цикла продукции, включая инновационный процесс, представлена в Приложении В.

Для этапа НИОКР  наукоемкого производства, которым  является сфера телекоммуникационных услуг, характерны высокие темпы  внедрения мировых достижений научно-технического прогресса. Эта особенность ярко просматривается на примере организации производства новых видов телекоммуникационных услуг, таких как услуги Интернет и др.

П.Н. Завлин, А.К. Казанцев, Л.Э. Миндели [4] отмечают два различных инновационных процесса: пионерный и догоняющий. Пионерный тип означает линию на достижение мирового первенства, что характерно, например, для США. Догоняющий тип дешевле и может дать быстрый результат, что свойственно, например, для предприятий и отраслей Японии. В российской национальной экономике, по мнению Х.Б. Дусаева [2], можно использовать догоняющий тип инновационных процессов в целях экономии средств, ресурсов и сокращения периода внедрения инновационных разработок в производство и различные сферы деятельности.

Процесс формирования эффективной системы инновационного управления зависит от уровня инновационного потенциала предприятия – его возможности в достижении поставленных инновационных целей. Реализация этих целей в глобальных масштабах выступает как средство получения достаточно высокой прибыли в долгосрочной перспективе, упрочения, а затем и повышения конкурентных возможностей на рынке, решения кризисной проблемы и проблемы выживания в целом.

Инновационный потенциал предприятия определяется как техническими, так и управленческими факторами. К ним относятся: сложившийся ранее уровень развития производства; состояние механизма и системы управления; тип и ориентация организационной структуры; тенденции экономической и инновационной политики; понимание потребности в различного рода изменениях и готовность к ним персонала и т. д.

Первая группа факторов представляет собой совокупность собственных внутренних возможностей инновационного процесса как сложной  обособленной системы, определяющих ее развитие. Здесь в первую очередь выделяют такие элементы инновационного процесса, как постановка целей, выработка инновационных решений, разработка проектов и программ.

Состав второй группы складывается из возможностей самого предприятия, проявляющихся в различных аспектах его финансово-хозяйственного положения, состояния организационной структуры управления, организационно-технического уровня коммуникационной системы и т.д. Инновационный потенциал предприятия определяется также величиной его ресурсов как материальных, так и информационных, и напрямую зависит от качества, профессионализма и решительности управленческих кадров.

На уровень  развития инновационного потенциала фирмы  оказывают большое влияние факторы, представленные в таблице 1.1.

Таблица 1.1 –  Факторы, оказывающие воздействие на разработку нововведений

Факторы, способствующие разработке нововведений

Факторы, не способствующие

разработке нововведений

  1. Сохранение и расширение производственной базы
  2. Сокращение затрат
  3. Реализация нужд и предложений потребителей
  4. Повышение научно-технического потенциала
  5. Имидж организации
  1. Высокие затраты, связанные с разработкой и внедрением нововведений
  2. Длительные сроки между разработкой нововведения и выходом изделия на рынок
  3. Большая неуверенность в успехе
  4. Непатентоспособность нововведения
  5. Трудности в сохранении доли на рынке
  6. Отсутствие необходимых ресурсов и квалифицированных кадров

Отличительными  признаками инновационных предприятий (фирм) являются:

1) организация  специальной группы, отвечающей  за создание новых идей;

2) поиск источников информации, как внутри-, так и внефирменных;

3) использование  разнообразной современной практики  стимулирования творческой активности работников;

4) поощрение  и поддержка менеджерами инновационной  активности служащих на всех  уровнях с помощью специальных бюджетных ассигнований;

5) поощрение  принятия решений по отбору  и внедрению нововведений на  коллективной основе;

6) четкая стратегия  управления нововведениями.

Шестой признак отражает необходимость существования четко сформулированной инновационной стратегии, которая основе создает необходимые условия для генерирования новых идей.

4.Оценка влияния  инновационной политики на экономическую

эффективность

В экономической оценке эффективности инноваций учитывают в стоимостном выражении все виды результатов и затрат, обусловленных реализации инноваций и полезности инноваций в экономическом смысле идентифицируются во взаимосвязанном анализе качества и количества: а) производимых вещей (продуктов); б) выполняемого труда (работ и функций); в) изменения издержек производства и реализации; г) изменения объема продаж, доли на рынке, прибыли и других показателей конкурентности в рамках существующего спроса. Эффективность инноваций непосредственно определяется их конкретной способностью сберегать соответствующее количество труда, времени, ресурсов и денег в расчете на единицу всех необходимых и предполагаемых полезных эффектов создаваемых продуктов, технических систем, структур.

Для оценки общей экономической  эффективности инноваций может  использоваться система следующих показателей:1) интегральный эффект; 2) индекс рентабельности; 3) норма рентабельности; 4) период окупаемости.

Критерии и методы оценки экономической эффективности

Методы и  критерии

Статистические

Динамические

Абсолютные

Суммарный доход (прибыль)

Среднегодовой доход (прибыль)

Чистый приведенный  доход

Относительные

Рентабельность инвестиций

Индекс доходности

Внутренняя рентабельность проекта

Временные

Срок окупаемости проекта


 

Под экономическим эффектом инновации на всех стадиях ее реализации понимается превышение стоимостной оценки результатов над стоимостной оценкой совокупных затрат всех видов ресурсов за весь срок осуществления инновационного проекта.

При этом под сроком осуществления  инновационного проекта для каждого нововведения подразумевается весь цикл разработки и реализации проекта, включающий время на проведение НИОКР, опытное освоение, серийное производство, а также период использования результатов.

Технико-экономический  анализ деятельности предприятия, функционирующего на рынке информационных услуг, включает:

  • анализ эффективности использования основных средств предприятия;
  • анализ себестоимости выпускаемой продукции;
  • анализ финансовых результатов.

Анализ технико-экономических  показателей ОАО «ЦентрТелеком» проводится за 2007, 2008 годы. Базой для сравнения является 2008 год. Расчет показателей за 2007 год в сопоставимых ценах производится с учетом индекса инфляции, равного 1,117.

Основные средства являются важнейшим фактором любого производства. Они представляют ту часть средств труда, которая многократно участвует в процессе производства, полностью или частично сохраняет свою натуральную вещественную форму.

Показатели эффективности использования  основных средств делятся на 2 группы: обобщающие и частные. К обобщающим показателям относят:

Фондоотдача, которая отражает, сколько  рублей продукции можно получить с одного рубля затраченных основных средств.

,

где В – объем выпущенной продукции, руб.;

 – среднегодовая стоимость  основных средств, руб.

В 2007 году фондоотдача  составила 1,05 руб., а в 2008 году – 0,96 руб. Полученный результат означает, что  вложение предприятием основных средств  в 2008 году приносит не прибыль, а убыток, так как нормативное значение данного показателя больше 1.

Фондоемкость показывает, сколько  рублей затрат основных фондов надо произвести, чтобы получить 1 руб. выпущенной продукции. Фондоемкость является показателем, обратным фондоотдаче, следовательно, его нормативное значение должно быть меньше 1.

,

В 2007 и 2008 годах эта  величина составила  0,95 руб. и 1,04 руб. Таким образом, в 2008 году для получения  рубля стоимости продукции предприятию пришлось затратить больше основных средств, чем оно получило от реализации своих услуг.

Частные показатели характеризуют уровень использования отдельного фактора, например, оборудования или средств производства. Приведем анализ себестоимости продукции предприятия.

Анализ себестоимости  выпускаемой продукции направлен  на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства продукции. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности.

Информация о работе Анализ инновационной деятельности предприятия