Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 23:17, курсовая работа
На современном этапе особое место в развитии экономики занимают те сферы деятельности, результативность которых зависит от состояния научно-технического и инновационного потенциала. Современное состояние инновационных процессов во всех отраслях экономики страны находится на низком уровне.
ВВЕДЕНИЕ 2
3.Инновационная стратегия предприятия. 11
4.Оценка влияния инновационной политики на экономическую 14
эффективность 14
6. Оценка результативности и мориторинг инновационной деятельностью предприятия ОАО «ЦентрТелеком» 24
7.Информационное обеспечение системы управления инновационной политикой предприятия. 28
8.Направления совершенствования системы управления инновационной политикой предприятия. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
Особенно важным является деление инноваций с учетом предмета инновации, в этом случае выделяются технические, организационные, экономические, социальные и экологические инновации.
П.Н. Завлин, А.К. Казанцев, Л.Э. Миндели, В.Ю. Тюрина, А.В. Васильев [3,4,8] предлагают классификацию инноваций, базирующуюся на семи классификационных признаках: область применения, этапы НТП, степень интенсивности, темпы осуществления инноваций, масштабы инноваций, результативность, эффективность инноваций.
По особенностям инновационного процесса выделяются внутриорганизационные и межорганизационные нововведения. По уровню новизны различают радикальные инновации, основанные на внедрении открытий, изобретений, патентов и ординарные инновации, представляющие собой ноу-хау, рационализаторские предложения и другие формы новшеств.
В зависимости от стадий жизненного цикла товара (ЖЦТ), на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество, различают инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга, НИОКР, организационно-технологической подготовки производства; производства, включая маркетинг; сервиса, осуществляемого изготовителем.
Внешний классификационный признак указывает на форму реализации инновации, по которой выделяются инновации следующих форм: продукта и операции. Инновация в форме продукта представляет собой результат инновации, материализованный в виде вещи как экономического продукта (станок, товар, сырье и другая продукция). Инновация в форме операции представляет собой результат инновации, направленный на осуществление определенного действия и выраженный определенными правилами, инструкциями, условиями действия и другими нормативами. К этим инновациям относятся технология производства продукции, обслуживания населения, формы торговли, финансовые операции, договор банковского счета, операции по поглощению других предприятий (мэрджер), операции по захвату рынка; операция, оформленная в виде инструкции, правил, положений и других различных форм и другие виды.
Структурный классификационный
признак показывает для какой
отрасли или для какой сферы
экономических отношений
Один из возможных вариантов обобщенной классификации представлен в Приложении Б.
Инновационный процесс формируется под воздействием инновационной стратегии. Б. Карлоф определяет стратегию отдельного предприятия - субъекта рынка, как "...обобщенную модель действий, необходимых для достижения постоянных целей путем координации и распределения ресурсов компании...".
В экономической энциклопедии
понятие инновационная
Классификации инновационных стратегий показаны в приложении Д.
Процесс формирования
инновационной стратегии
Влияние научно-технических нововведений на циклический, т.е. волнообразный характер изменения макроэкономических показателей в сфере рыночной предпринимательской деятельности было показано известным российским ученым Н.Д. Кондратьевым, разработавшим в 20-х годах прошлого века первую систематическую концепцию долговременных колебаний в экономике, получивших название длинных волн Кондратьева [19].
В общем виде структура жизненного цикла продукции, включая инновационный процесс, представлена в Приложении В.
Для этапа НИОКР наукоемкого производства, которым является сфера телекоммуникационных услуг, характерны высокие темпы внедрения мировых достижений научно-технического прогресса. Эта особенность ярко просматривается на примере организации производства новых видов телекоммуникационных услуг, таких как услуги Интернет и др.
П.Н. Завлин, А.К. Казанцев, Л.Э. Миндели [4] отмечают два различных инновационных процесса: пионерный и догоняющий. Пионерный тип означает линию на достижение мирового первенства, что характерно, например, для США. Догоняющий тип дешевле и может дать быстрый результат, что свойственно, например, для предприятий и отраслей Японии. В российской национальной экономике, по мнению Х.Б. Дусаева [2], можно использовать догоняющий тип инновационных процессов в целях экономии средств, ресурсов и сокращения периода внедрения инновационных разработок в производство и различные сферы деятельности.
Процесс формирования
эффективной системы
Инновационный
потенциал предприятия
Первая группа факторов представляет собой совокупность собственных внутренних возможностей инновационного процесса как сложной обособленной системы, определяющих ее развитие. Здесь в первую очередь выделяют такие элементы инновационного процесса, как постановка целей, выработка инновационных решений, разработка проектов и программ.
Состав второй группы складывается из возможностей самого предприятия, проявляющихся в различных аспектах его финансово-хозяйственного положения, состояния организационной структуры управления, организационно-технического уровня коммуникационной системы и т.д. Инновационный потенциал предприятия определяется также величиной его ресурсов как материальных, так и информационных, и напрямую зависит от качества, профессионализма и решительности управленческих кадров.
На уровень
развития инновационного потенциала фирмы
оказывают большое влияние
Таблица 1.1 – Факторы, оказывающие воздействие на разработку нововведений
Факторы, способствующие разработке нововведений |
Факторы, не способствующие разработке нововведений |
|
|
Отличительными признаками инновационных предприятий (фирм) являются:
1) организация специальной группы, отвечающей за создание новых идей;
2) поиск источников информации, как внутри-, так и внефирменных;
3) использование
разнообразной современной
4) поощрение
и поддержка менеджерами
5) поощрение принятия решений по отбору и внедрению нововведений на коллективной основе;
6) четкая стратегия управления нововведениями.
Шестой признак отражает необходимость существования четко сформулированной инновационной стратегии, которая основе создает необходимые условия для генерирования новых идей.
В экономической оценке эффективности инноваций учитывают в стоимостном выражении все виды результатов и затрат, обусловленных реализации инноваций и полезности инноваций в экономическом смысле идентифицируются во взаимосвязанном анализе качества и количества: а) производимых вещей (продуктов); б) выполняемого труда (работ и функций); в) изменения издержек производства и реализации; г) изменения объема продаж, доли на рынке, прибыли и других показателей конкурентности в рамках существующего спроса. Эффективность инноваций непосредственно определяется их конкретной способностью сберегать соответствующее количество труда, времени, ресурсов и денег в расчете на единицу всех необходимых и предполагаемых полезных эффектов создаваемых продуктов, технических систем, структур.
Для оценки общей экономической эффективности инноваций может использоваться система следующих показателей:1) интегральный эффект; 2) индекс рентабельности; 3) норма рентабельности; 4) период окупаемости.
Критерии и методы оценки экономической эффективности
Методы и критерии |
Статистические |
Динамические |
Абсолютные |
Суммарный доход (прибыль) Среднегодовой доход (прибыль) |
Чистый приведенный доход |
Относительные |
Рентабельность инвестиций |
Индекс доходности Внутренняя рентабельность проекта |
Временные |
Срок окупаемости проекта |
Под экономическим эффектом инновации на всех стадиях ее реализации понимается превышение стоимостной оценки результатов над стоимостной оценкой совокупных затрат всех видов ресурсов за весь срок осуществления инновационного проекта.
При этом под сроком осуществления инновационного проекта для каждого нововведения подразумевается весь цикл разработки и реализации проекта, включающий время на проведение НИОКР, опытное освоение, серийное производство, а также период использования результатов.
Технико-экономический анализ деятельности предприятия, функционирующего на рынке информационных услуг, включает:
Анализ технико-экономических показателей ОАО «ЦентрТелеком» проводится за 2007, 2008 годы. Базой для сравнения является 2008 год. Расчет показателей за 2007 год в сопоставимых ценах производится с учетом индекса инфляции, равного 1,117.
Основные средства являются важнейшим фактором любого производства. Они представляют ту часть средств труда, которая многократно участвует в процессе производства, полностью или частично сохраняет свою натуральную вещественную форму.
Показатели эффективности
Фондоотдача, которая отражает, сколько рублей продукции можно получить с одного рубля затраченных основных средств.
,
где В – объем выпущенной продукции, руб.;
– среднегодовая стоимость основных средств, руб.
В 2007 году фондоотдача составила 1,05 руб., а в 2008 году – 0,96 руб. Полученный результат означает, что вложение предприятием основных средств в 2008 году приносит не прибыль, а убыток, так как нормативное значение данного показателя больше 1.
Фондоемкость показывает, сколько рублей затрат основных фондов надо произвести, чтобы получить 1 руб. выпущенной продукции. Фондоемкость является показателем, обратным фондоотдаче, следовательно, его нормативное значение должно быть меньше 1.
,
В 2007 и 2008 годах эта
величина составила 0,95 руб. и 1,04 руб.
Таким образом, в 2008 году для получения
рубля стоимости продукции пред
Частные показатели характеризуют уровень использования отдельного фактора, например, оборудования или средств производства. Приведем анализ себестоимости продукции предприятия.
Анализ себестоимости
выпускаемой продукции
Информация о работе Анализ инновационной деятельности предприятия