Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 23:50, курс лекций
Мировое экономическое развитие перешло в постиндустриальную, или информационную, эпоху. Индустриальное развитие проходило под девизом «Свободу предпринимательству». Центральный девиз информационной эры - «Свободу нововведениям». Устойчивое развитие производства и общества в долгосрочном плане зависит, как это стало понятно, не столько от реальных ресурсных возможностей, сколько от инновационного характера предпринимательства. Научно-технический прогресс (НТП) является основной инновационной стратегией экономического поведения предпринимателя в условиях современной конкурентной экономики. Вхождение предприятий и организаций в постиндустриальную эпоху требует применения особых управленческих приёмов, которые составляют содержание инновационного менеджмента Инновационный менеджмент является самостоятельной экономической дисциплиной, которая входит в более общую современную науку - инноватику.
КВАНТИФИКАЦИЯ (лат. quantum — сколько + facere — делать) — количественное выражение качественных признаков (например, оценка в баллах).
КОММЕРЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА — оценка финансовой состоятельности и эффективности инвестиций.
Конкуренция— соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и реализации товаров.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА — степень его выгодности и привлекательности для покупателя, совершающего сделку купли-продажи, в сравнении с другим аналогичным товаром.
КРИЗИС (гр. Krisis — переломный момент) — резкий, крутой перелом, тяжелое переходное состояние в каком-либо процессе.
Л
ЛИКВИДНОСТЬ — способность активов использоваться в качестве средств платежа и быть готовыми к быстрому превращению в денежную форму без потери своей текущей стоимости.
ЛИКВИДНОСТЬ ИНВЕСТИЦИИ — способность объектов инвестирования быть реализованными в течение короткого периода времени без потери стоимости
ЛОГОТИП — специально разработанное оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы или группы товаров данной фирмы.
М
МЕТОД ДЕЛЬФИ — метод прогнозирования, при котором в процессе исследования исключается непосредственное общение между членами группы и проводится индивидуальный опрос экспертов (с использованием анкет) для выяснения их мнения относительно будущих гипотетических событий. Свое название метод получил от названия знаменитого в античном мире оракула Дельфийского храма (дельфийский оракул).
МЕТОД МОНТЕ-КАРЛО — реализуемый с помощью ЭВМ метод имитации для приближения воспроизведения реальных явлений. Метод объединяет анализ чувствительности и анализ распределений вероятностей входящих переменных.
МОДЕЛЬ (фр. modele / лат. modullus — мера, образец) — теоретическое построение, имеющее некоторое отношение к реальности, которое можно независимо обсуждать и анализировать.
МЭРДЖЕР (лат. major — старший, большой, более поздний; англ. merger — слияние, объединение, поглощение) — поглощение одной фирмы другой компанией.
Н
НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ — метод выбора хозяйствующим субъектом такой организации и управления хозяйственным процессом и такой организационно-правовой формы хозяйствования, которые способствуют минимизации налоговых платежей на длительный срок без нарушения действующих законодательных актов. Используется только на микроуровне.
НАУЧНАЯ (НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ) ПРОБЛЕМА — часть научного направления, представляющая один из возможных путей его решения.
НАУЧНАЯ ТЕМА — часть научной проблемы, которая выступает как самостоятельная единица планирования и финансирования.
НАУЧНОЕ (НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ) НАПРАВЛЕНИЕ — крупная самостоятельная научная работа, направленная на решение важнейшей задачи развития какой-либо отрасли науки.
НЕЛИНЕЙНАЯ ДИНАМИКА — то же, что синергетика.
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ — совокупная оценка долгосрочных вложений в приобретение прав на имущество, не имеющее материально- вещественной формы, но приносящее доход.
НОВАЦИЯ (лат. novation — изменение, обновление) — какое-то новшество, которого не было раньше. По гражданскому праву новация означает соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим обязательством.
НОВИЗНА ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ - одно из условий патентоспособности полезной модели. Полезная модель является новой, если совокупность существенных признаков не известна из уровня техники.
НОВОВВЕДЕНИЕ (1) — то же, что и инновация.
НОВОВВЕДЕНИЕ (2) — целенаправленное изменение, которое вносит в производство новые относительно стабильные материальные и социальные элементы.
НОРМА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ПРОЕКТА — минимальный размер партии
Продукции, при которой доход от продаж равен издержкам производства.
О
ОБЩЕНИЕ (лат. communis — общий) — процесс передачи сообщения, имеющего смысловое содержание, от одного лица другому.
ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ (гр. on (ontos) - сущее) ПОДХОД -точка зрения, согласно которой процессы научно-технического и финансового развития интерпретируются как саморазвивающие, т. е. управляемые изнутри.
ОТКРЫТИЕ — установление не известных ранее данных о физических, химических или биологических процессах или многократное наблюдение неизвестного ранее явления природы.
П
ПАБЛИК-РИЛЕИШЕН (англ. public relations) — деятельность по формированию благоприятного общественного мнения о продуценте или продавце инновации, представляющая собой форму рекламной работы с широким привлечением средств массовой информации (пресса, радио, телевидение, Интернет и др.); система некоммерческих связей с общественными организациями.
ПАРАДИГМА (греч. paradigma — пример, образец) — упрощенный набор предположений, концепций, гипотез, моделей, теорий.
ПАРТИЯ — элемент игры, означающий конкретную реализацию игры, практическое применение правил, приводящее к определенному результату.
ПЕРИОД ВОЗВРАТА ИНВЕСТИЦИЙ(КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ) — срок окупаемости инвестиций, представляющий собой количество лет, в течение которых доход от продаж за вычетом издержек возмещает основные инвестиции.
ПОИСКОВЫЙ ПРОГНОЗ — прогноз, при котором гипотетические последствия существующих тенденций характеризуются с точки зрения нейтрального наблюдателя.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ЦЕННОСТЬ ТОВАРА — максимальная цена, которую покупатель считает выгодным для себя заплатить за данный товар.
ПРЕДПРИЯТИЕ.-РЕЦИПИЕНТ (предприятие + лат. recipienc (recipientis) — принимающий) — предприятие, принимающее помощь от другого хозяйствующего субъекта, индивидуального предпринимателя или спонсора.
ПРОГНОЗ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ — научно обоснованное суждение о возможных состояниях исследуемого объекта в будущем.
ПРОДВИЖЕНИЕ ИННОВАЦИИ — комплекс мер, направленных на реализацию инноваций и включающих в себя производство и использование информационного продукта, рекламные мероприятия, организацию работы пунктов по продаже инновации, консультации покупателей, стимулированию продажи инновации и др.
ПРОДУЦЕНТ (лат. producens - производящий) ИННОВАЦИИ — это производитель данной инновации.
ПРОЕКЦИЯ (лат. proectio — бросание вперед) — в прогностике: условное высказывание о будущем. Проекция обычно делается в отношении одного явления из целого набора, охватывающего какой-либо диапазон возможностей.
ПСЕВДОИННОВАЦИЯ — незначительные изменения в продукте, не меняющие его конструкцию, в том числе изменения в цвете, декоре и т. п.
Р
РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕСА - инженерно-консультационные услуги по перестройке предпринимательской деятельности на основе производства и реализации инновации.
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА отношение чистой прибыли к инвестициям (капитальным вложениям), а также к акционерному капиталу.
РЕПРОДУКТИВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО - производство, способное к размножению, т. е. массовое производство серийной продукции (товара, услуг).
РЕЦИПИЕНТ (лат. recipienc (recipientis) — принимающий) — предприятие, в хозяйственную деятельность которого «вливают» капитал для активизации этой деятельности или для оказания помощи.
РИСК ИНВЕСТИРОВАНИЯ — вероятность возникновения потерь при Долгосрочном вложении капитала и нематериальных средств в нововведение, связанная с колебаниями цен на рынке, инфляцией и пр.
РЫН0К НОВШЕСТВ — система экономических форм и механизмов инновационного предпринимательства, условия и место реализации новшеств — товаров. Рынок новшеств включает в себя помимо объектов промышленной собственности информационные продукты, которые не патентуются и не защищаются авторским правом, но тесно связаны с объектами промышленной собственности.
РЫНОЧНАЯ НИША РЕАЛИЗОВАННАЯ — часть фундаментальной рыночной ниши, которую предпринимателю удается удержать в борьбе с конкурентами.
РЫНОЧНАЯ НИША ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ — совокупность рыночных сегментов, для которых подходят товары предпринимателя.
РЫНОЧНЫЙ СЕГМЕНТ — часть единого рынка определенного товара, отличающаяся по цене, качеству и ориентации товара на определенного потребителя от других частей.
С
СЕЛЕКТИВНЫЕ (от лат. selektio - выбор, отбор) РИСКИ —риски неправильного выбора, вложения капитала, вида ценных бумаг в сравнении с другими видами ценных бумаг при формировании инвестиционного портфеля.
СИНЕКТИКА — метод поиска идеи путем атаки возникшей проблемы специализированными группами профессионалов с использованием ими различных аналогий и ассоциаций.
СИНЕРГЕТИКА — междисциплинарное направление, объединяющее внутренние области разных ветвей науки. Другое название — нелинейная динамика.
СИНЕРГИЗМ (греч. synergeia — сотрудничество, содружество) — явление в деловой практике, когда общий результат превосходит сумму отдельных эффектов, входящих в этот результат.
СРОК ЖИЗНИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА — продолжительность стадий проекта или временной период, в течение которого инвестор планирует получать отдачу от первоначально вложенного капитала
СЦЕНАРИЙ (итал. scenario) — сюжетная схема, т. е. заранее под- готовленный примерный план осуществления чего-либо.
СЦЕНАРИЙ ИННОВАЦИИ упорядоченная во времени последовательность эпизодов по выбору инновационной политики, логически связанных между собой причинно-следственными связями.
Т
ТАКСОНОМИЯ (греч. taxis — расположение по порядку + nomos — закон)— теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение. Она исследует взаимное отношение соподчиненных групп и категорий.
ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ (гр. telos (teleos) - цель) ПОДХОД — точка зрения, согласно которой процессы научно-технического и финансового развития интерпретируются как реакции на внешние стимулы (потребности, нужды, намерения, цели), т. е. управляются извне.
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИДЕИ — подтверждение экономической целесообразности, необходимости и технической возможности материализации найденной инновационной идеи в форму вещи (т. е. в продукт).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНКУБАТОР (от лат. incubare -высиживать птенцов) — структурное подразделение предприятия (отдел, лаборатория), занимающееся разработкой новых технологий.
ТЕХНОПАРК (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРК) — группа предприятий, объединенных организационно и территориально и занимающихся разработкой передовых технологий.
ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ — графическое изображение состояния безубыточной производственной деятельности предпринимателя, показывающее, при каком объеме продаж товаров чистый доход станет равным сумме постоянных и переменных затрат.
ТРАНЗИТНАЯ (лат. transitus - переход) ЭКОНОМИКА – экономика переходного периода.
Ф
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ (от греч. phenomenon - являющееся) МОДЕЛЬ - модель, охватывающая набор наблюдаемых явлений, которую можно использовать для прогнозирования. При этом не ставится цель объяснить причины, лежащие в основе этого явления, или связать их общими законами.
ФИНАНСОВЫЙ ЛЕВЕРЕДЖ — соотношение собственных и заемных Инвестиционных средств.
ФИРМЕННЫЙ БЛОК — объединенные в композицию товарный знак и логотип, а также разные поясняющие надписи (страна, почтовый адрес, телефон, телекс) и фирменный лозунг, выражающий коммерческое и техническое кредо фирмы.
ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ — совокупность художественных приемов, создающих характер при поднесении всех рекламных материалов на базе графического дизайна.
ФЛУКТУАЦИЯ (лат. fluctuatio — колебание) — случайное отклонение величины, характеризующей систему из большого числа чисел, от ее среднего значения.
ФРОНТИНГ (от англ. front — выходить на) — то же, что и фрон-тирование рынка.
ФРОНТИРОВАНИЕ РЫНКА — операция по захвату рынка, занятого другим хозяйствующим субъектом, или зарубежного рынка
Х ХОД — элемент игры, означающий совокупность правил и процедур, относящихся к партии, которым подчиняются ее участники.
Ц ЦЕНА ФИРМЫ — показатель местоположения фирмы на рынке и перспектив ее развития.
Э ЭВРИСТИКА — совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины.
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ — прогноз, сделанный на основе модели будущего и предполагающий наличие большего уровня знаний, чем это требуется для простой экстраполяции.
ЭКЗОГЕННАЯ (гр. - снаружи, вне) ПЕРЕМЕННАЯ — переменная ,поведение которой нельзя описать на основе данной модели.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — наука, изучающая человеческое поведение в экономической сфере, понимая под ним как индивидуальное поведение, так и неумышленные последствия взаимодействия индивида, а также институты, в которых воплотилось прошлое поведение.
ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ (фр. exciusif — исключающий что-либо) — исключительный, распространяющийся на ограниченный круг предметов.