Понятие инновационного процесса и его цели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 21:58, шпаргалка

Краткое описание

При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.

Вложенные файлы: 1 файл

Innovatsionny_ekzamen.docx

— 145.49 Кб (Скачать файл)

• неудачное позиционирование продукта на рынке;

• ценовой барьер;

• сопротивление изменениям со стороны персонала предприятий,

на которых внедряется инновация;

• здоровый консерватизм потребителей, их менталитет (в одних

сферах мы отгораживаемся от западного опыта, в других, наоборот,

продвижение новинки будет успешным, если оно идет через западных

партнеров).

Для преодоления этих барьеров также необходимо разрабатывать специальные маркетинговые мероприятия.

Следует отметить, что неразвитость информационной структуры рынка инноваций существенно осложняет возможности коммерциализации разработок, поэтому необходимо активизировать работу по продвижению инноваций на рынок и поиску перспективных групп потребителей. Это могут быть постоянные контакты со специалистами предприятий и отраслей, входящих в зону стратегических интересов разработчиков инноваций; участие в выставках, конференциях, симпозиумах; организация специализированных семинаров для потребителей (например, семинары по медицинской технике для врачей), представление информации о фирме в Интернет и т.д. При этом рекомендуется начинать с продвижения простых разработок, от которых можно быстро получить отдачу, а затем, накопив определенный опыт, переходить к более сложным разработкам.

Среди наиболее удачных маркетинговых приемов продвижения инноваций на рынок можно назвать следующие:

• бесплатную раздачу образцов (именно так компания ЗМ сформировала спрос на свою сейчас широко известную продукцию - клейкие листки post-it);

• разработку новых программных продуктов, в том числе компьютерных игр, для использования которых необходимо обновлять (модифицировать) персональный компьютер;

• вовлечение потенциальных потребителей в процесс разработки новой продукции.

Особое направление в продвижении инновации на рынок - разра¬ботка бизнес-плана и поиск потенциальных инвесторов. Два раздела бизнес-плана связаны с маркетингом:

• оценка рынка и конкуренции. В этом разделе необходимо показать знание рынка и конкурентов, описать потенциальных потребителей продукции;

• стратегия маркетинга. В этом разделе описывается общий план действий фирмы на рынке: ценовая политика, политика продвижения продукции и каналы сбыта, а также перспективы развития данного направления бизнеса.

Но в целом продвижение инноваций требует нетрадиционного под¬хода, призванного сломить барьеры восприятия и заинтересовать по¬тенциальных потребителей инновации.

3. Исследование рынка.

Субъекты инновационного рынка в нашей стране существенно отличаются от западных, что связано с иной организацией взаимосвязей внутри треугольника «наука-образование-бизнес». Наличие значительного числа академических институтов, функционирующих вне образовательного комплекса и вне крупных корпораций, приводит к необходимости «проталкивания» научных разработок на рынок при низкой инновационной активности российских предприятий (что подтверждается как данными российских мониторингов, так и нашим опытом работы с промышленными предприятиями Западной Сибири). Тогда как во многих развитых странах процесс иной: корпорации втягивают инновации, организуя сбор информации по всему миру, финансируя фундаментальную и прикладную науку.

Естественно, что эта специфика во многом определяет процесс формирования и функционирования инновационного рынка, а следовательно, и процесс проведения исследований рынка с целью поиска потенциальных и перспективных групп потребителей инноваций.  Поиск потенциальных сфер применения инноваций является слабоструктурированным, творческим процессом, который может опираться на методы мозгового штурма, метод аналогов (benchmarking), широкий от¬раслевой поиск, анализ бизнес-систем в перспективных отраслях и т.д.

Но в любом случае требуются широкий кругозор, определенная проницательность и информированность, опыт подобной работы, наличие связей в деловой среде, коммуникабельность, навыки делового об¬щения и другие качества, которыми не всегда владеет исследователь.

Следовательно, поиск потенциальных рынков - это специализиро¬ванный вид деятельности, в котором может участвовать создатель ин¬новации, но организовать эту деятельность призваны другие специали¬сты - инновационные менеджеры.

В соответствии со схемой Абеля поиск на инновационном рынке необходимо вести по трем осям: искать потенциальных потребителей, возможные сферы применения продукта, а также технологии использования.

Важно подчеркнуть, что в процессе коммерциализации уникальной технологии может возникнуть проблема формирования нового рынка, убеждения потребителей в нужности нового продукта. В процессе коммерциализации инноваций, при освоении новой продукции или технологии маркетинг должен использоваться трижды:

• исследование рынка с целью оценки коммерческой привлекательности инновации;

• тестирование рынка или сравнение промышленного образца новинки с аналогичными или схожими изделиями (технологиями). Такое сравнение должны проводить потребители. Если более 51 % потребителей оценят новинку положительно, то она будет иметь шанс на коммерческий успех;

• пробный маркетинг или оценка готовности потребителей и сбытовой сети приобретать новинку.

5. Стратегический маркетинг инноваций

Регулярный маркетинг инноваций служит для поддержания конкурентоспособности фирмы посредством постоянного формирования и по мере необходимости введения в действие технологического (научно-технического) и коммерческого заделов продуктовых и процессных инноваций, которые способны восстановить или повысить прибыльность инновационного предприятия в случае ухудшения конъюнктуры сбыта ранее выпускавшегося продукта (становится необходимым осваивать выпуск и продажи нового продукта) либо удорожания покупных ресурсов (становится необходимыми ресурсозаменяющие технологические процессы и оборудование).

Санационный маркетинг инноваций предполагает сочетание продуктовых и процессных инноваций с аллокационными инновациями, заключающимися в реорганизации предприятия. При этом имеется в виду такая реорганизация, которая предполагает переразмещение активов и пассивов инновационного предприятия, ведущее к иному распределению активов между реальными и финансовыми активами, реальными материальными и нематериалными активами, к изменению струткуры пассивов предприятия. При этом как регулярный, так и санационный маркетинг предполагает принятие решений по поводу выбора: продукта; соотношения между степенью вертикальной интеграции и контрактации; типов сделок, с помощью которых будет организована продуктовая линия; способа финансирования инновационного проекта по освоению выпуска и продаж нового продукта.

  1. Инфраструктура инновационного рынка

Инфраструктура инновационного рынка - это совокупность экономических субъектов и механизмов, организационно и материально обеспечивающих эффективное взаимодействие потребителей и производителей наукоемкой продукции в процессе создания инновации и последующую диффузию (распространение) наукоемкого продукта в хозяйственной среде.

 В ее состав входят:

- инновационные посредники;

-финансово-кредитная инфраструктура;

- информационная инфратсруктура;

- инфраструктура международной  деятельности;

- организационные структуры поддержки.

Большое значение для развития инновационной деятельности, особенно для коммерциализации инноваций, имеют технопарковые структуры. Данные структуры могут существенно различаться по степени сложности и масштабам деятельности, но их общая черта - преобразование входов (инвестиций, основных и оборотных фондов, интеллектуальных ресурсов) в инновационные продукты.

Фирмы-инкубаторы берут на себя организационные функции по оценке потенциала нового бизнеса и формированию начальной команды, содействуют регистрации нового предприятия, предоставляют за небольшую плату служебные помещения в аренду, а также оказывают ряд услуг (связь, охрана, информационные услуги, консультации по техническим, коммерческим и юридическим вопросам) вплоть до начальной финансовой поддержки со стороны специальных служб.

Технопарк - это научно-производственный территориальный комплекс со сложной структурой, главная задача которого состоит в формировании благоприятной среды для развития малых инновационных фирм. В состав технопарка, как правило, входят: исследовательский центр (за рубежом технопарковая зона чаще всего развивается вокруг крупных университетов), инкубатор, научно-технологический комплекс, промышленная зона, а также фирмы венчурного финансирования. Функционирование технопарка основано на коммерциализации научно-технических разработок и ускорении продвижения инноваций в производство.

Технополис - целостная научно-производственная структура, созданная на базе отдельного города (наукограда), в экономике которого заметную роль играют исследовательские центры, технопарки и инкубаторы, т. е. необходимым признаком технополиса является наличие развитых инновационных структур.

Инфраструктура инновационной деятельности – совокупность субъектов инновационной деятельности, обеспечивающих условия, необходимые для осуществления инновационной деятельности и функционирования инновационных процессов.

Составляющие ИИ

Вид организации

Производственно-технологическая

Технопарк, центр коллективного пользования оборудованием и др.

Консалтинговая

Центр трансфера технологий, бизнес-инкубатор, консалтинг в сфере экономики и финансов, технологий, маркетинга, внешнеэкономической деятельности

Финансовая

Бюджетная организация, внебюджетные фонды, венчурные фонды

Кадровая

Система подготовки специалистов в области технологического и научного менеджмента; система повышения квалификации персонала в области инноваций

Информационная

Государственная система научно-технической информации, региональные информационные сети, Интернет

Сбытовая

Внешнеторговое объединение, специализированная посредническая фирма, Интернет, выставка


Инновационная система для успешного функционирования должна иметь также благоприятную нормативно-правовую базу.

Элементы инновационной инфраструктуры и их характеристика

Охарактеризуем роль отдельных элементов инфраструктуры и проблемы их развития.

1. Производственно-технологическая  инфраструктура призвана создать условия для доступа малых предприятий к производственным ресурсам. К ней относятся технопарки, инновационно-технологические цен­тры, технологические кластеры и др.

2. Консалтинговая инфраструктура – это совокупность консалтинговых организаций. Инновационная деятельность имеет много специфических особенностей, знание которых приобретается только с практическим опытом. Создание малых инновационных предприятий (МИП) «непрофессиональными» менеджерами приводит к тому, что выживаемость таких предприятий обычно бывает невысока. Поэтому обеспечение доступа к профессиональным консультациям (финансовым, экономическим, маркетинговым, а также по внешнеэкономической деятельности) представляется одним из средств повышения эффективности использования средств, направляемых на инновационное развитие.

Комплексным решением многих из этих вопросов призваны заниматься центры трансфера технологий (ЦТТ). В настоящее время ЦТТ создаются, как правило, при крупных вузах и академических институтах, ведь именно они обладают наиболее значительным заделом в области разработки новых технологий. ЦТТ создаются либо как структурные подразделения организаций, обладающих инновационными разработками, либо как самостоятельные юридические лица.

3. Инфраструктура подготовки кадров. Проблемой предприятий, выпускающих инновационную продукцию, в последнее время является старение кадров, являющихся носителями ключевых технологий. Без поступления молодых работников используемые технологии могут быть частично утеряны.

При развитии системы подготовки кадров необходимо обеспечивать сбалансированную подготовку кадров по всем направлениям, обеспечивающим инновационную деятельность. Тем не менее следует отметить, что в настоящее время большинство предприятий (как крупных, так и малых) не обладает специалистами, которые могут грамотно обеспечить продвижение новых продуктов на рынок. Проблему можно решить, только организовав целенаправленную работу по подготовке таких кадров с горизонтом планирования 5–10 лет (время на базовое обучение кадров и приобретение ими практических навыков работы).

Лишь небольшое число выпускников идет работать по специальности, существуют значительные проблемы даже с комплектованием небольшого количества центров трансфера технологий, созданных с участием Роснауки.

Наконец, следует отметить и дефицит квалифицированных преподавателей для подготовки кадров. Во многих вузах преподавание ведут специалисты, не имеющие практического опыта в тех вопросах, которым они обучают студентов. Обучение ведется по зарубежным разработкам и пособиям, не отражающим в полной мере российскую специфику и реалии, в результате чего на выходе получаются специалисты, которым потом в течение нескольких лет приходится набирать опыт методом проб и ошибок..

4. Информационная инфраструктура связана с обеспечением доступа к информации. В этой области существует достаточно разветвленная сеть организаций, включающая региональную систему государственных центров научно-технической информации, структуры, поддерживающая малый бизнес, региональные информационные сети. Большое количество информации по инновационной проблематике размещено в Интернете.

Так, техническая информация в настоящее время доступна в больших объемах практически по всем направлениям науки и техники. Не представляет особых проблем доступ к патентной информации. Основная информация, которая может оказывать влияние на решение задач инновационного развития и по которой существует значительный дефицит, связана с информацией о рынках.

Еще одна группа вопросов информационного обеспечения инновационной деятельности связана с доведением информации о новых разработках до потенциальных пользователей, организация консультаций по их использованию.

5. Финансовая инфраструктура включает структуры, обеспечивающие доступ инновационных предприятий (как крупных, так и малых) к финансовым ресурсам. В настоящее время существует довольно много финансовых инструментов, однако статистические исследования показывают, что основным источником финансирования развития инновационных промышленных предприятий являются их собственные средства. Банковский кредит пока остается слишком дорогим и коротким для развития инновационной деятельности..

Информация о работе Понятие инновационного процесса и его цели