Управление инновационной деятельностью и пути повышения его эффективности (на примере ОАО «Бобруйсктрикотаж»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов инновационной деятельности, а так же разработка мероприятий эффективности управления инновационной деятельности, способствующих повышению конкурентоспособности и прибыли.
В курсовой работе рассмотрены и решены следующие задачи:
- Изучено понятие инновационной деятельности и ее содержание;
- Особенности инновационной деятельности

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
4
1 Значение инновационной деятельности для предприятия……..………...
5
1.1 Инновационная деятельность предприятия и ее содержание…..….......
5
1.2 Особенности инновационной деятельности ……………………….....
10
2 Анализ инновационной деятельности ОАО «Бобруйсктрикотаж»…......
14
2.1 Организационно-экономическая характеристика на ОАО «Бобруйсктрикотаж»……………………………………………………………………...
14
2.2 Анализ управления инновационной деятельностью ОАО «Бобруйсктрикотаж»……………………..…………………………………….…….....
23
3 Пути повышения эффективности управления инновационной деятельностью на ОАО «Бобруйсктрикотаж»……………………….…………......
26
Заключение……………………………………………………………………
28
Список использованных источников…………………....…………………
Приложение А. Структура управления ОАО «Бобруйсктрикотаж»……..
Приложение Б. Ассортиментный перечень продукции
ОАО«Бобруйсктрикотаж» ...................................................
29
30

31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ИННОВАЦИЯМ.doc

— 465.50 Кб (Скачать файл)

Основным содержанием маркетингового подхода к данной проблеме является изучение структуры товарного рынка, уровня производства продукции и услуг, а также принятие решений о формах и методах развития конкурентной среды на данном рынке. Второму аспекту проблемы уделено наибольшее внимание. Это связано с тем, что инновационные решения затрагивают все функции промышленного предприятия, своеобразный "диалог" между которыми организует маркетинг. В процессе принятия инновационных решений маркетинг как функция предпринимательской деятельности способствует поддержанию баланса экономических связей в промышленности в соответствии с желаниями и спросом потребителей. Однако именно этот аспект недооценивается чаще всего. Исходя из изложенного, важным является исследование маркетингового подхода к формированию действенной инновационной деятельности как системы управленческой, экономической, организационной и научно - технической деятельности, обеспечивающей достижение и поддержание определенного желаемого уровня производства, а также мероприятий, направленных на развитие и внедрение технических нововведений в производство в соответствии с требованиями потребителей и рынка.  
Поэтому инновация рассматривается с двух позиций: с точки зрения потребителей и с точки зрения производителей новых товаров или услуг. Подобный комплексный подход вполне вписывается в современную методологию маркетинга.

Изложенные подходы позволяют определить наиболее важные, с точки зрения новизны, характеристики товара. Причем, товар-инновацию необходимо оценивать по четырем типам (уровням) характеристик, которые формируют в общем плане потребительную стоимость товара. Первый уровень связан с основным предназначением продукта (с потребностью, которую он удовлетворяет). Второй уровень характеризует определенные физические характеристики товара (качество, специальные характеристики, марка, упаковка и пр.). Третий уровень связан с характеристиками, которые дополняют потребительную стоимость товара, в известном смысле, "в нематериальном виде" (условия поставки, сервис, гарантии, цена и пр.). Четвертый уровень касается сугубо личностных особенностей потребителя, которые имеют очень важное значение для правильного позиционирования товара на рынке (преимущества перед конкурентами, новые возможности, имидж и пр.).  

 

 

1.2 Особенности управления инновационной деятельностью предприятия

 

 

 

В современных условиях все процессы применения новых знаний связаны с рыночными отношениями. Практика показывает, что инновации направлены на рынок и удовлетворения  потребностей.

Процесс внедрения инноваций охватывает практически все стороны деятельности предприятия. Сам поиск эффективных организационных форм управления инновациями основывается на умелом сочетании научно-инновационных и рыночных факторов. Внедрение этих поисков в производство и есть инновационная деятельность.

Итак, инновационная деятельность — это практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Важной характеристикой этой деятельности является инновационная активность — целенаправленная поддержка высокой восприимчивости персонала предприятия (фирмы) к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления.

Сама инновационная деятельность характеризуется ускорением темпов создания новшеств, их диффузии, что способствует углублению и расширению структурных сдвигов в экономике, увеличению размеров рынка и удовлетворению существующих и возникающих потребностей.

В настоящее время эффективность инновационной деятельности предприятия определяется прежде всего наличием отлаженной системы инвестирования, кредитования, налогообложения, функционирующих применительно к инновационной сфере научных разработок.

Инновационная сфера представляет собой:

- систему взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции, услуг и развитой инфраструктуры;

- рынок новшеств (новаций), рынок капитала (инвестиций) и рынок чистой конкуренции нововведений.

Поэтому управление инновационным процессом становится ключом современной организации инновационной деятельности на микро- и макроуровнях.

Таким образом, инновационная деятельность предприятия не сводится только к созданию и внедрению новшеств, но и включает также разработку соответствующих структур, организационных форм хозяйствования и управления на производственных предприятиях.

Государственная политика должна быть направлена:

- на устранение административно-командных подходов к инновационной деятельности и управления ею;

- на создание эффективных социально-экономических мотивов, побуждающих отдельных и ассоциированных субъектов инновационной сферы к разработке новейших технологий и техники;

- на демонополизацию экономики; развитие экономической свободы личности, предпринимательства;

- на расширение кредитных, налоговых, ценовых льгот, а также целевых субсидий и госзаказов.

Перспективы системы государственной экономической поддержки инновационной деятельности предприятий связаны также с использованием новых прогрессивных структур, которые по существу являются альтернативой существующей системе.

Инновационная деятельность предприятий обладает рядом особенностей:

- высокая степень неопределенности  результата и, соответственно, риска;

- значительное отставание момента получения результата от времени осуществления затрат;

- особое значение человеческого  фактора. Успех инноваций во многом  зависит от личностных данных  участников процесса, их научно-технической  компетенции, творческой активности, мотивации труда;

- необходимость концентрации значительных финансовых ресурсов, особенно для осуществления масштабных инноваций;

- высокие затраты на начальных  этапах и стадиях освоения  нововведений;

- высокая стоимость новых видов  продукции и услуг, что создает  трудности для распространения инноваций.

Инновационная деятельность предприятия основывается на принципах:

- приоритетность инновационного производства;

- экономичность инновационного производства, предполагающая последовательный учет в практике управления производительного характера функционирования прикладной науки, определяющей не только самоокупаемость инновационного производства, но и его прибыльность, коммерческий успех на рынке;

- гибкость инновационного производства, означающая, что управление должно обеспечивать свободу действий субъектов инновационной деятельности, отказ от жесткой регламентации, поощрение предприимчивости.

Существенным фактором в инновационной деятельности предприятия является, то, что используемые им нововведения ограничены по времени рыночными циклами, т. е. тем пределом времени, когда это нововведение имеет рынок сбыта, после которого экономический и технологический потенциал нововведения исчерпывается и необходимо своевременное переключение ресурсов для внедрения в производство других нововведений.

В условиях развитых рыночных отношений инновационная деятельность предприятия характеризуется полной экономической самостоятельностью и юридической свободой в принятии хозяйственных решений, т. е. предприятие само решает, какие ресурсы использовать, само определяет объем производимой продукции и ее цен). Самостоятельность хозяйственной деятельности предприятия означает, что оно ни от кого не получает безвозмездной помощи и несет материальную ответственность за все свои решения, т. е. действует и принимает хозяйственные решения в рамках своего бюджета. При этом инновационная деятельность предприятия направлена на достижение основной цели — обеспечение максимальной прибыли. Известно, что в условиях рыночной экономики источником прибыли является не только возможность изменения цен или экономия затрат, но и своевременное обновление продукции, появление на потребительском рынке продукции, отличающейся новизной от существующего товара. В этом случае предприятия -инноваторы получают добавочную прибыль за монополию на знания (так называемую «научно-техническую ренту»).

Большую роль в усилении самофинансирования предприятий и фирм может сыграть отмена пошлин на новейшие импортируемые оборудование и технологии. Эту же задачу призвана выполнять амортизационная политика, которая должна строиться с учетом рыночных условий и необходимости ускоренного обновления производственно-технического аппарата предприятий. Исключительно важное значение для становления самофинансирования инновационной деятельности предприятий имеет льготное налогообложение, особенно тех из них, которые инвестируют свои средства в развитие сферы инноваций. Налоговая политика должна быть такой, чтобы ее основной функцией стало стимулирование инновационной деятельности и на этой основе расширение налоговой базы.

Развитие процесса самофинансирования предполагает формирование условий, способствующих рациональному использованию накопленных средств, предназначенных для инвестиционной и инновационной деятельности. Чтобы эти средства не расходовались на покупку валюты, ценных бумаг, приобретение товаров производственного назначения, не передавались на депозиты коммерческих банков, необходимо институциональное обеспечение их использования в качестве источника производственных инвестиций и инноваций. Этого можно достигнуть путем создания специализированных инвестиционных фондов и специальных счетов обновления производства. Средства, накапливаемые в них, целесообразно освободить от налогов или ввести для них льготное налогообложение. Такая мера позволила бы государству концентрировать необходимые ресурсы и направлять их на инвестиционную и инновационную деятельность.

Действительно, в условиях высоких темпов инфляции сохраняются возможности стимулирования инновационной деятельности предприятий, в частности посредством финансового лизинга, не получившего пока достаточного распространения в российской экономике. Переход к рыночным отношениям выдвинул качественно новые потребности в ускоренном решении проблем финансирования инновационной деятельности предприятий с различной организационно-правовой формой собственности

Важнейшим элементом стимулирования инновационной деятельности со стороны государства является система контрактных отношений между государственными институтами в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ инновационной деятельности  ОАО «Бобруйсктрикотаж»

 

 

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Бобруйсктрикотаж»

 

 

Открытое акционерное общество «Бобруйсктрикотаж» создано решением Учредительного собрания ОАО «Бобруйсктрикотаж» от 30 декабря 1999 года путем преобразования Арендного предприятия «Бобруйсктрикотаж» и зарегистрировано решением Могилевского областного исполнительного комитета 24 февраля 2000 года № 4-13.

Учредителями ОАО «Бобруйсктрикотаж» являются Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь и члены трудового коллектива арендного предприятия «Бобруйсктрикотаж». Организационная структура управления предприятием представлена в приложении А.

ОАО «Бобруйсктрикотаж» является коммерческой организацией – юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак, расчетный, валютные и иные счета в учреждениях банков.

Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, международными соглашениями (договорами), к которым присоединилась Республики Беларусь, а также Уставом ОАО «Бобруйсктрикотаж».

Основными видами деятельности фабрики являются производство трикотажных полотен, а также готовой трикотажной одежды для спорта и отдыха.

Уставный фонд ОАО «Бобруйсктрикотаж» определен в размере 5922 млн рублей, разделен на 2 429 424 акции номинальной стоимостью 2438 рублей каждая. Все акции – простые именные, выпускаются в виде записей на счетах.

ОАО «Бобруйсктрикотаж» уже 80 лет занимает свою нишу на рынке производства и реализации трикотажных полотен и изделий. Торговая марка «Бобруйсктрикотаж» - это женская, мужская и детская одежда из трикотажа, это модные элементы дизайна, современные цветовые решения, высокое качество пошива изделий.

ОАО «Бобруйсктрикотаж»  расположено в северной части города Бобруйска. Общая площадь занимаемых фабрикой земель составляет 10,6327 га. Все земли решением Бобруйского городского исполнительного комитета переданы ОАО «Бобруйсктрикотаж» в постоянное пользование. В состав земель, занимаемых фабрикой, входят земли:

- производственной базы;

- автостоянки;

- жилого фонда;

- оздоровительного лагеря  «Смена»;

- земли в пойме реки  Березина для содержания очистных  сооружений.

Предприятие обладает необходимыми производственными корпусами и оборудованием.

На сегодняшний день на ОАО «Бобруйсктрикотаж» особое внимание уделяется нескольким направлениям деятельности:

- разработка и изготовление  трикотажных изделий для различных  групп потребителей;

- работа по заказам  зарубежных фирм;

- производство трикотажа  технического назначения.

Творческий подход художников к созданию сезонных коллекций остается основным кредо предприятия.

Качество продукции, выпускаемой ОАО «Бобруйсктрикотаж», соответствует требованиям европейских производителей и потребителей, что доказывает многолетнее сотрудничество с итальянскими фирмами  Compagnolo, Uniforms Programm, чешской фирмой Jitex, латвийской фирмой F-Tex.

Одним из сильных мест в производственной деятельности фабрики можно назвать ускорение подготовки производства, достигнутого с помощью системы автоматизированного проектирования САПР и АРМ.

Однако, несмотря на определенные достижения, на сегодняшний день ОАО «Бобруйсктрикотаж» испытывает серьезные трудности, не позволяющие ему на равных конкурировать со многими зарубежными производителями аналогичной продукции. Подобная ситуация вызвана в первую очередь отсутствием собственных оборотных средств, ростом цен на сырье и комплектующие, энергоносители, отсутствием качественной гребенной кольцепрядильной хлопчатобумажной пряжи отечественных производителей, ограниченного ассортимента химических нитей местного производства, моральным и физическим износом части оборудования. При невозможности разрешить вышеуказанные проблемы в ближайшем будущем предприятие рискует потерять платежеспособного покупателя элитной части населения, приобретающего дорогостоящую продукцию европейских стран. Часть населения республики с низким уровнем доходов предпочитает дешевую продукцию азиатских производителей. Для сохранения своих позиций на рынке ОАО «Бобруйсктрикотаж» необходимо разрабатывать и выпускать продукцию, ориентированную на конкретные группы покупателей, осуществлять выпуск новых изделий малыми сериями, изыскивать возможность удешевления выпускаемых изделий. Подробный ассортимент продукции предприятия представлен в приложении Б.

Информация о работе Управление инновационной деятельностью и пути повышения его эффективности (на примере ОАО «Бобруйсктрикотаж»)