Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 22:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов инновационной деятельности, а так же разработка мероприятий эффективности управления инновационной деятельности, способствующих повышению конкурентоспособности и прибыли.
В курсовой работе рассмотрены и решены следующие задачи:
- Изучено понятие инновационной деятельности и ее содержание;
- Особенности инновационной деятельности
Введение……………………………………………………………………….
4
1 Значение инновационной деятельности для предприятия……..………...
5
1.1 Инновационная деятельность предприятия и ее содержание…..….......
5
1.2 Особенности инновационной деятельности ……………………….....
10
2 Анализ инновационной деятельности ОАО «Бобруйсктрикотаж»…......
14
2.1 Организационно-экономическая характеристика на ОАО «Бобруйсктрикотаж»……………………………………………………………………...
14
2.2 Анализ управления инновационной деятельностью ОАО «Бобруйсктрикотаж»……………………..…………………………………….…….....
23
3 Пути повышения эффективности управления инновационной деятельностью на ОАО «Бобруйсктрикотаж»……………………….…………......
26
Заключение……………………………………………………………………
28
Список использованных источников…………………....…………………
Приложение А. Структура управления ОАО «Бобруйсктрикотаж»……..
Приложение Б. Ассортиментный перечень продукции
ОАО«Бобруйсктрикотаж» ...................................................
29
30
31
Основным
содержанием маркетингового подхода к
данной проблеме является изучение структуры
товарного рынка, уровня производства
продукции и услуг, а также принятие решений
о формах и методах развития конкурентной
среды на данном рынке. Второму аспекту
проблемы уделено наибольшее внимание.
Это связано с тем, что инновационные решения
затрагивают все функции промышленного
предприятия, своеобразный "диалог"
между которыми организует маркетинг.
В процессе принятия инновационных решений
маркетинг как функция предпринимательской
деятельности способствует поддержанию
баланса экономических связей в промышленности
в соответствии с желаниями и спросом
потребителей. Однако именно этот аспект
недооценивается чаще всего. Исходя из
изложенного, важным является исследование
маркетингового подхода к формированию
действенной инновационной деятельности
как системы управленческой, экономической,
организационной и научно - технической
деятельности, обеспечивающей достижение
и поддержание определенного желаемого
уровня производства, а также мероприятий,
направленных на развитие и внедрение
технических нововведений в производство
в соответствии с требованиями потребителей
и рынка.
Поэтому инновация рассматривается с
двух позиций: с точки зрения потребителей
и с точки зрения производителей новых
товаров или услуг. Подобный комплексный
подход вполне вписывается в современную
методологию маркетинга.
Изложенные
подходы позволяют определить наиболее
важные, с точки зрения новизны, характеристики
товара. Причем, товар-инновацию необходимо
оценивать по четырем типам (уровням) характеристик,
которые формируют в общем плане потребительную
стоимость товара. Первый уровень связан
с основным предназначением продукта
(с потребностью, которую он удовлетворяет).
Второй уровень характеризует определенные
физические характеристики товара (качество,
специальные характеристики, марка, упаковка
и пр.). Третий уровень связан с характеристиками,
которые дополняют потребительную стоимость
товара, в известном смысле, "в нематериальном
виде" (условия поставки, сервис, гарантии,
цена и пр.). Четвертый уровень касается
сугубо личностных особенностей потребителя,
которые имеют очень важное значение для
правильного позиционирования товара
на рынке (преимущества перед конкурентами,
новые возможности, имидж и пр.).
1.2 Особенности управления инновационной деятельностью предприятия
В современных условиях все процессы применения новых знаний связаны с рыночными отношениями. Практика показывает, что инновации направлены на рынок и удовлетворения потребностей.
Процесс внедрения инноваций охватывает практически все стороны деятельности предприятия. Сам поиск эффективных организационных форм управления инновациями основывается на умелом сочетании научно-инновационных и рыночных факторов. Внедрение этих поисков в производство и есть инновационная деятельность.
Итак, инновационная деятельность — это практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Важной характеристикой этой деятельности является инновационная активность — целенаправленная поддержка высокой восприимчивости персонала предприятия (фирмы) к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления.
Сама инновационная деятельность характеризуется ускорением темпов создания новшеств, их диффузии, что способствует углублению и расширению структурных сдвигов в экономике, увеличению размеров рынка и удовлетворению существующих и возникающих потребностей.
В настоящее время эффективность инновационной деятельности предприятия определяется прежде всего наличием отлаженной системы инвестирования, кредитования, налогообложения, функционирующих применительно к инновационной сфере научных разработок.
Инновационная сфера представляет собой:
- систему взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции, услуг и развитой инфраструктуры;
- рынок новшеств (новаций), рынок капитала (инвестиций) и рынок чистой конкуренции нововведений.
Поэтому управление инновационным процессом становится ключом современной организации инновационной деятельности на микро- и макроуровнях.
Таким образом, инновационная деятельность предприятия не сводится только к созданию и внедрению новшеств, но и включает также разработку соответствующих структур, организационных форм хозяйствования и управления на производственных предприятиях.
Государственная политика должна быть направлена:
- на устранение административно-командных подходов к инновационной деятельности и управления ею;
- на создание эффективных социально-экономических мотивов, побуждающих отдельных и ассоциированных субъектов инновационной сферы к разработке новейших технологий и техники;
- на демонополизацию экономики; развитие экономической свободы личности, предпринимательства;
- на расширение кредитных, налоговых, ценовых льгот, а также целевых субсидий и госзаказов.
Перспективы системы государственной экономической поддержки инновационной деятельности предприятий связаны также с использованием новых прогрессивных структур, которые по существу являются альтернативой существующей системе.
Инновационная деятельность предприятий обладает рядом особенностей:
-
высокая степень
-
значительное отставание
- особое значение человеческого фактора. Успех инноваций во многом зависит от личностных данных участников процесса, их научно-технической компетенции, творческой активности, мотивации труда;
- необходимость концентрации значительных финансовых ресурсов, особенно для осуществления масштабных инноваций;
- высокие затраты на начальных этапах и стадиях освоения нововведений;
- высокая стоимость новых видов продукции и услуг, что создает трудности для распространения инноваций.
Инновационная деятельность предприятия основывается на принципах:
- приоритетность инновационного производства;
- экономичность инновационного производства, предполагающая последовательный учет в практике управления производительного характера функционирования прикладной науки, определяющей не только самоокупаемость инновационного производства, но и его прибыльность, коммерческий успех на рынке;
- гибкость инновационного производства, означающая, что управление должно обеспечивать свободу действий субъектов инновационной деятельности, отказ от жесткой регламентации, поощрение предприимчивости.
Существенным фактором в инновационной деятельности предприятия является, то, что используемые им нововведения ограничены по времени рыночными циклами, т. е. тем пределом времени, когда это нововведение имеет рынок сбыта, после которого экономический и технологический потенциал нововведения исчерпывается и необходимо своевременное переключение ресурсов для внедрения в производство других нововведений.
В условиях развитых рыночных отношений инновационная деятельность предприятия характеризуется полной экономической самостоятельностью и юридической свободой в принятии хозяйственных решений, т. е. предприятие само решает, какие ресурсы использовать, само определяет объем производимой продукции и ее цен). Самостоятельность хозяйственной деятельности предприятия означает, что оно ни от кого не получает безвозмездной помощи и несет материальную ответственность за все свои решения, т. е. действует и принимает хозяйственные решения в рамках своего бюджета. При этом инновационная деятельность предприятия направлена на достижение основной цели — обеспечение максимальной прибыли. Известно, что в условиях рыночной экономики источником прибыли является не только возможность изменения цен или экономия затрат, но и своевременное обновление продукции, появление на потребительском рынке продукции, отличающейся новизной от существующего товара. В этом случае предприятия -инноваторы получают добавочную прибыль за монополию на знания (так называемую «научно-техническую ренту»).
Большую роль в усилении самофинансирования предприятий и фирм может сыграть отмена пошлин на новейшие импортируемые оборудование и технологии. Эту же задачу призвана выполнять амортизационная политика, которая должна строиться с учетом рыночных условий и необходимости ускоренного обновления производственно-технического аппарата предприятий. Исключительно важное значение для становления самофинансирования инновационной деятельности предприятий имеет льготное налогообложение, особенно тех из них, которые инвестируют свои средства в развитие сферы инноваций. Налоговая политика должна быть такой, чтобы ее основной функцией стало стимулирование инновационной деятельности и на этой основе расширение налоговой базы.
Развитие процесса самофинансирования предполагает формирование условий, способствующих рациональному использованию накопленных средств, предназначенных для инвестиционной и инновационной деятельности. Чтобы эти средства не расходовались на покупку валюты, ценных бумаг, приобретение товаров производственного назначения, не передавались на депозиты коммерческих банков, необходимо институциональное обеспечение их использования в качестве источника производственных инвестиций и инноваций. Этого можно достигнуть путем создания специализированных инвестиционных фондов и специальных счетов обновления производства. Средства, накапливаемые в них, целесообразно освободить от налогов или ввести для них льготное налогообложение. Такая мера позволила бы государству концентрировать необходимые ресурсы и направлять их на инвестиционную и инновационную деятельность.
Действительно, в условиях высоких темпов инфляции сохраняются возможности стимулирования инновационной деятельности предприятий, в частности посредством финансового лизинга, не получившего пока достаточного распространения в российской экономике. Переход к рыночным отношениям выдвинул качественно новые потребности в ускоренном решении проблем финансирования инновационной деятельности предприятий с различной организационно-правовой формой собственности
Важнейшим элементом стимулирования инновационной деятельности со стороны государства является система контрактных отношений между государственными институтами в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).
2 Анализ инновационной
2.1 Организационно-экономическая х
Открытое акционерное общество «Бобруйсктрикотаж» создано решением Учредительного собрания ОАО «Бобруйсктрикотаж» от 30 декабря 1999 года путем преобразования Арендного предприятия «Бобруйсктрикотаж» и зарегистрировано решением Могилевского областного исполнительного комитета 24 февраля 2000 года № 4-13.
Учредителями ОАО «Бобруйсктрикотаж» являются Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь и члены трудового коллектива арендного предприятия «Бобруйсктрикотаж». Организационная структура управления предприятием представлена в приложении А.
ОАО «Бобруйсктрикотаж» является коммерческой организацией – юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак, расчетный, валютные и иные счета в учреждениях банков.
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, международными соглашениями (договорами), к которым присоединилась Республики Беларусь, а также Уставом ОАО «Бобруйсктрикотаж».
Основными видами деятельности фабрики являются производство трикотажных полотен, а также готовой трикотажной одежды для спорта и отдыха.
Уставный фонд ОАО «Бобруйсктрикотаж» определен в размере 5922 млн рублей, разделен на 2 429 424 акции номинальной стоимостью 2438 рублей каждая. Все акции – простые именные, выпускаются в виде записей на счетах.
ОАО «Бобруйсктрикотаж» уже 80 лет занимает свою нишу на рынке производства и реализации трикотажных полотен и изделий. Торговая марка «Бобруйсктрикотаж» - это женская, мужская и детская одежда из трикотажа, это модные элементы дизайна, современные цветовые решения, высокое качество пошива изделий.
ОАО «Бобруйсктрикотаж» расположено в северной части города Бобруйска. Общая площадь занимаемых фабрикой земель составляет 10,6327 га. Все земли решением Бобруйского городского исполнительного комитета переданы ОАО «Бобруйсктрикотаж» в постоянное пользование. В состав земель, занимаемых фабрикой, входят земли:
- производственной базы;
- автостоянки;
- жилого фонда;
- оздоровительного лагеря «Смена»;
- земли в пойме реки
Березина для содержания
Предприятие обладает необходимыми производственными корпусами и оборудованием.
На сегодняшний день на ОАО «Бобруйсктрикотаж» особое внимание уделяется нескольким направлениям деятельности:
- разработка и изготовление
трикотажных изделий для
- работа по заказам зарубежных фирм;
- производство трикотажа технического назначения.
Творческий подход художников к созданию сезонных коллекций остается основным кредо предприятия.
Качество продукции, выпускаемой ОАО «Бобруйсктрикотаж», соответствует требованиям европейских производителей и потребителей, что доказывает многолетнее сотрудничество с итальянскими фирмами Compagnolo, Uniforms Programm, чешской фирмой Jitex, латвийской фирмой F-Tex.
Одним из сильных мест в производственной деятельности фабрики можно назвать ускорение подготовки производства, достигнутого с помощью системы автоматизированного проектирования САПР и АРМ.
Однако, несмотря на определенные достижения, на сегодняшний день ОАО «Бобруйсктрикотаж» испытывает серьезные трудности, не позволяющие ему на равных конкурировать со многими зарубежными производителями аналогичной продукции. Подобная ситуация вызвана в первую очередь отсутствием собственных оборотных средств, ростом цен на сырье и комплектующие, энергоносители, отсутствием качественной гребенной кольцепрядильной хлопчатобумажной пряжи отечественных производителей, ограниченного ассортимента химических нитей местного производства, моральным и физическим износом части оборудования. При невозможности разрешить вышеуказанные проблемы в ближайшем будущем предприятие рискует потерять платежеспособного покупателя элитной части населения, приобретающего дорогостоящую продукцию европейских стран. Часть населения республики с низким уровнем доходов предпочитает дешевую продукцию азиатских производителей. Для сохранения своих позиций на рынке ОАО «Бобруйсктрикотаж» необходимо разрабатывать и выпускать продукцию, ориентированную на конкретные группы покупателей, осуществлять выпуск новых изделий малыми сериями, изыскивать возможность удешевления выпускаемых изделий. Подробный ассортимент продукции предприятия представлен в приложении Б.