Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:50, курсовая работа
Но что такое методы вообще? Метод в переводе с греческого означает путь, способ деятельности. Хороший метод — залог успеха в любой сфере человеческой деятельности, материальной, духовной, педагогической.
Причем каждому роду деятельности соответствует свой наиболее эффективный метод. Метод, отмечал великий немецкий философ Г. Гегель (1776-1831), не есть нечто внешнее по отношению к исследуемому предмету, не есть нечто привносимое извне; напротив, метод есть нечто, уже содержащееся в нем самом, метод — это душа предмета. Поэтому физик использует одни методы исследования, биолог — другие, а социолог — третьи, хотя все они используют также и общенаучные методы познания.
[Акишина А.А. Учимся чить. Для преподавателя русского языка как иностранного/А.А. Акишина, О.Е. Каган – М.: Русский язык. Курсы, 2012. – 256 с.]
Грамматика занимает центральное место в школьном курсе, состоит из двух взаимосвязанных частей - морфологии и синтаксиса.
Известно, что в разных методах по-разному определялось место грамматики в обучении языку. В одних ей отводилось главное место, требовалось заучивание правила и постоянная тренировка форм, в других считалось, что акцент должен быть перенесен на употребление речевых образцов, а грамматическим явлением отводилось второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться по речевым образцам. Современная методика относится к данной проблеме так:
- во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается;
- во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания триединой сущности языка: язык – речь – коммуникация. Отсюда вытекает анализ грамматических явлений с позиции структуры, функционирования в речевых образцах и реализации в тексте. [Акишина А.А. Учимся чить. Для преподавателя русского языка как иностранного/А.А. Акишина, О.Е. Каган – М.: Русский язык. Курсы, 2012. – 256 с.]
Главными целями изучения грамматики в школе являются:
Выделяют несколько принципов изучения грамматики в школе:
1) каждое языковое явление должно рассматриваться с точки зрения формы (структуры, строения) и значения (содержания): словосочетания «Глубокая тишина, веселый смех» имеют одинаковое строение и общее грамматическое значения - указывают на предмет и его признак;
2) при изучении грамматики необходимо показать функцию языкового явления в языке и речи: функция предложения - быть средством отображения событий, фонем - создания звуковой оболочки слова.
Названные принципы по существу являются общеметодическими.
3) должна проводиться систематическая работы по развитию речи учащихся:
а) обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
б) обучение грамматическим нормам русского литературного языка;
в) обучение учащихся использованию изучаемых грамматических единиц в собственной речи с учетом цели и ситуации общения.
Например, при изучении причастия следует работа по развитию речи над правописанием и произношением причастий (обогащение грамматического строя путем использования причастий в речи, обучение грамматическим нормам согласования причастий с существительными);
4) работа по орфографии и пунктуации (наречие как часть речи, смысловые группы наречий и пр.). Здесь же связь синтаксиса и орфографии (главные члены предложения, подлежащее, сказуемое), связь с пунктуацией (тире между подлежащим и сказуемым);
5) внутриуровневые связи между изучением морфологии и синтаксиса:
При изучении иностранного языка с практической целью грамматика выполняет прикладную функцию, она должна помогать учащимся правильно строить и правильно понимать иноязычные высказывания. Описание грамматического строя языка должно быть описанием от содержания к средствам выражения этого содержания в данном языке.
Отбор грамматических явлений для обучения проводится в соответствии с принципами методической целесообразности, коммуникативной необходимости и достаточности.
В работе над грамматическим материалом выделяется три этапа: введение материала (объяснение, правило-инструкция), этап автоматизации навыков и этап формирования коммуникативно-речевых умений.
На этапе введения материала исключительно важное значение имеет создание ориентировочной основы для формирования грамматических навыков.
На этапе автоматизации навыков учащимся предлагается серия подготовительных упражнений, которые формируют навыки употребления той или иной грамматической формы в речи и имеют коммуникативную задачу, но заданную форму высказывания. Среди подготовительных упражнений выделяются имитативные, подстановочные, трансформационные и репродуктивные.
На этапе формирования коммуникативно-речевых умений учащиеся выполняют речевые упражнения, которые развивают речевые умения, имеют коммуникативную задачу. Наиболее распространенными видами речевых упражнений являются ситуативные и игровые.[статья 1]
Существует большое разнообразие классификаций упражнений, но, как правило, в основе этих классификаций лежит принцип деления упражнений на две группы: доречевые – речевые, тренировочные – творческие, подготовительные – коммуникативные. Методическая цель упражнений первой группы – организация усвоения речевой единицы или отдельной речевой операции. Упражнения второй группы направлены на освоение какого-либо вида речевой деятельности (говорение, чтение, слушание), выработку способности участвовать в речевом общении на русском языке. Таким образом, грамматическими в строгом смысле можно назвать лишь упражнения первой группы; упражнения второй группы можно придать грамматическую направленность в методическом плане за счет насыщения текстового материала коммуникативных упражнений нужными формами и конструкциями, но целью упражнения остается коммуникация. В то же время в работе с грамматическим материалом речевые/коммуникативные упражнения составляют необходимый компонент системы: учащийся должен уйти с уроком не с сознанием, что он выучил формы существительных в предложном падеже, а научился сообщать или спрашивать о местонахождении предмета, человека. При выполнении упражнений второй группы происходит включение полученных знаний и грамматических навыков в целостное речевое умение, которое учащийся может реализовывать и в других ситуациях речевого общения.
Комплексы упражнений включаются в систему учебных действий, выделенных на дидактико-психологической основе и учитывающей специфику изучаемого материала. В структуре урока традиционно выделялись следующие этапы:
Типы упражнений при изучении грамматики в школе
(за основу взята классификация Л.П. Федоренко):
1) анализ готового материала (языковой разбор, составление схем). Например, при изучении темы «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени» авторы предлагают выполнить упражнение: «озаглавьте текст, какого он стиля, спишите, расставьте знаки».
Та же тема, но текст научного стиля: учащиеся определяют стиль речи, выделяют его характерные особенности, выборочно записывают предложения с причастиями и причастными оборотами, объясняя знаки;
2) преобразование данного
языкового материала (построение
различных единиц языка по
опорным элементам и
3) создание высказывания (сочинение с грамматическим заданием). Например, после изучения наречий: «составьте небольшой текст на одну из тем, используя наречия для связи».
Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные детьми по морфологии, и служат основой формирования как орфографических, так и пунктуационных умений и навыков. С этой целью используются следующие упражнения:
- морфологический анализ;
- полный или частичный морфологический разбор слова;
- формообразование слов, постановка слова в указанной форме;
- конструирование словосочетаний и предложений с определенной частью речи;
- нахождение части речи в предложении, в тексте;
- словообразование частей речи.
- опознание части речи, того или иного разряда этой части речи;
- подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи;
- группировка слов по частям речи, их разрядам;
- составление парадигмы слова;
- разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи;
- составление таблиц и заполнение готовых таблиц данными примерами;
- наблюдения за текстообразующей функцией частей речи;
- наблюдения за функционированием частей речи в текстах разных стилей;
- наблюдения за синтаксическими взаимосвязями между частями речи в структуре предложения.
Выводы к главе 1
Упражнение - это метод обучения, предполагающий многократное, сознательное повторение умственных и практических действий с целью формирования, закрепления и совершенствования необходимых навыков и умений. Без правильно организованных упражнений невозможно дополнить полученные знания необходимыми практическими умениями и навыками, опытом творческой деятельности и таким образом реализовать воспитательные задачи образования.
В процессе нашей работы, мы выявили, что упражнения разнообразны. Для классификации упражнений используются разные подходы, в соответствии с которыми выделяются упражнения языковые и речевые, тренировочные и творческие, аналитические и синтетические, подготовительные и речевые, условно-коммуникативные и коммуникативные.
Среди подготовительных упражнений, формирующих и развивающих навыки употребления лексико-грамматических конструкций в речи, выделяются по характеру действий учащихся четыре вида упражнений: имитативные, подстановочные, трансформационные и репродуктивные.
Речевые упражнения отличаются от подготовительных тем, что все внимание говорящего направлено на содержание высказывания, языковая форма не задается в условиях упражнения, задания к речевым упражнениям полностью адекватны условиям реальной коммуникации. Среди большого количества речевых упражнений следует особо выделить две группы – ситуативные и игровые.
В настоящее время в школьных пособиях уделяется большое внимание отражению современных научных знаний по фонетике и графике.
Основные задачи изучение раздела:
При изучении фонетики выполняются такие упражнения:
1) подчеркните в тексте
слова, в которых количество букв
соответствует количеству
2) запишите слова с сомнительными согласными, подберите однокоренные слова или формы лов, где согласные будут находится перед гласными или сонорными.
3) вписать буквы, обозначающие
гласные звуки, так, чтобы в словах
первого ряда согласные
Р...в, м...л (ё, я)
Р...в, м...л (о, а)
4) задания с элементами занимательности, игры, занимательные рассказы.
Изучение лексики и фразеологии в школе имеет как образовательные, так и практические цели. Образовательные цели работы по лексике и фразеологии предполагают формирование у школьников научного мировоззрения, вооружение их основами знаний о лексике и фразеологии русского языка, развитие у учащихся языкового эстетического идеала.
Практические цели изучения лексики и фразеологии — формирование учебно-языковых лексикологических и фразеологических умений — способствуют созданию предпосылок для работы по русскому языку в различных направлениях: по орфографии и грамматике, по обогащению словарного запаса учащихся.