Виды упражнений по русскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Но что такое методы вообще? Метод в переводе с греческого означает путь, способ деятельности. Хороший метод — залог успеха в любой сфере человеческой деятельности, материальной, духовной, педагогической.
Причем каждому роду деятельности соответствует свой наиболее эффективный метод. Метод, отмечал великий немецкий философ Г. Гегель (1776-1831), не есть нечто внешнее по отношению к исследуемому предмету, не есть нечто привносимое извне; напротив, метод есть нечто, уже содержащееся в нем самом, метод — это душа предмета. Поэтому физик использует одни методы исследования, биолог — другие, а социолог — третьи, хотя все они используют также и общенаучные методы познания.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

Ознакомительное чтение имеет целью выяснение вопросов, затрагиваемых в тексте, и способов их решения. Этот вид называют иногда «чтением с общим охватом содержания», поскольку читающий уделяет внимание только основной информации, пренебрегая второстепенными деталями.

Целью изучающего чтения является максимально полное восприятие информации текста. Этот вид чтения часто предполагает запоминание содержания для последующего пересказа. Такая целевая установка заставляет читать медленно, с полным внутренним проговариванием текста.

Для формирования техники чтения используются следующие упражнения:

- озвучивание слов, слогов, предложений;

- чтение вслух предложений  различных интонационных конструкций;

- преподаватель показывает на несколько секунд карточку большого формата, на которой написаны слова, сочетания слов, предложения;

- чтение предложений с  постепенно увеличивающимся количеством  компонентов, и их повторение, не  глядя в текст;

- выразительное чтение, заучивание наизусть стихотворений;

- чтение текста про  себя с ограничением времени.

Наиболее значимыми компонентами в процессе обучения видам чтения являются: выбор текста, формулировка задания и форма контроля.

При выборе текста для того или иного вида чтения играют важную роль его объем, логико-композиционная структура, сложность языкового материала. Для ознакомительного чтения используют относительно большие тексты; наиболее пригодны для этого вида повествовательные, сюжетные тексты. Для изучающего чтения выбирают тексты, объем которых в несколько раз меньше текстов для ознакомительного вида; чаще используются тексты описательного типа. Для просмотрового чтения объем текстов должен быть в несколько раз больше текстов для ознакомительного чтения.

При обучении тому или иному виду чтения очень важной является формулировка задания к чтению текста. Задание создает установку на чтение: учащийся должен четко осознать – с какой целью читается текст, какие приемы, соответствующие этой цели, он должен использовать.

В методике обучения чтению на иностранном языке принято деление упражнений по отношению к чтению текста на дотекстовые, притекстовые и послетекстовые.

Основной задачей дотекстовых упражнений является снятие лексико-грамматических трудностей текста. Но в работе над этими упражнениями преподаватель должен иметь в виду и более общую цель – становление навыков чтения вообще. Для этого в дотекстовые упражнения включаются задания, призванные формировать и совершенствовать психофизиологические механизмы – догадки, внутреннего проговаривания, увеличить объем зрительного восприятия, объем оперативной памяти.

Притекстовые упражнения реализуются в форме задания к прочтению текста. С переходом к этому этапу работа над языком текста прекращается; преподаватель нацеливает учащихся на овладение содержанием и его смысловую переработку. Задачей притекстовых упражнений является формирование коммуникативной установки на чтение – установление уровня объема извлечения информации и необходимых мыслительных операций, которые, в свою очередь, определяют тактику и приемы достижения цели.

Послетекстовые упражнения должны обеспечить проверку понимания содержания, достижения коммуникативных задач, сформулированных в притекстовом задании. Целевая установка на чтение предопределяет необходимый уровень контроля, который может устанавливать глубину понимания фактического содержания текста или осознание читающим основного смысла, идеи текста. [ Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного/Сост. Л.В.Москвин, А.Н. Щукин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Русский язык. Курсы, 2012. – 552с.]

Для обучения чтению можно использовать следующие упражнения:

- упражнения для развития  механизмов чтения:

а) найдите в тексте предложения, сходные по содержанию с данными в упражнении;

б) определите, соответствуют ли данные предложения содержанию текста;

в) выберите предложения, которые соответствуют содержанию текста;

- упражнения для развития  навыков установления логических  связей:

а) найдите предложения, подтверждающие…

б) найдите предложения, называющие причину…

- упражнения для развития  механизма смысловой догадки:

а) выберите подходящее название для данного текста из предложенных вариантов;

б) выберите правильные ответы на вопросы;

в) выберите предложения, передающие основную информацию каждого абзаца. [Акишина А.А. Учимся чить. Для преподавателя русского языка как иностранного/А.А. Акишина, О.Е. Каган – М.: Русский язык. Курсы, 2012. – 256 с.]

 

2.4. Упражнения к письму

Письменная речь – это вид речевой деятельности, который имеет целью передачу информации в письменной форме в соответствии с ситуацией общения.

 В процессе письменной  речи действует следующие психологические  механизмы.

    1. Механизм осмысления. На первом уровне его действие выражается в установлении смысловых связей между понятиями; на втором – связи между членами предложения, которая определяется как логикой описываемых событий, так и формой связи между словами; третий уровень – это связь между данным и новым.
    2. Механизм упреждающего синтеза. Благодаря действию этого механизма пишущий, во-первых, проговаривает во внутренней речи каждое слово, которое собирается записать, с характерными для него артикуляционными движениями и интонационным оформлением; во-вторых, произнося слово, «предвидит» последующие слова и формы связи между ними; наконец, представляет себе дальнейшее раскрытие замысла, причем не только в пределах одного предложения, но и в больших отрезках высказывания.
    3. Механизмы памяти. Особенно важную роль при письменной речи играет оперативная память, так как при записи предложений и текста предмет высказывания должен постоянно удерживаться в памяти. Таким образом, оперативная память служит средством организации и удержания материала.

Цель обучения письменной речи зависит от возраста учащихся, формы обучения, а также предполагаемого использования ее умений в процессе естественного общения.

Чтобы овладеть техникой письма, нужно познакомиться с алфавитом, научиться правильно писать буквы, овладеть правилами русской графики и орфографии.

Знакомство с алфавитом происходит в процессе вводно-фонетического курса. Учащиеся знакомятся со звуками русского языка и буквами. Одновременно они учатся каллиграфии.

В качестве упражнений можно предложить учащимся:

- написать несколько строчек  буквы в соответствии с образцом;

- списать с книги или с доски буквы или слова, написанные рукописными буквами;

- списать рукописными  буквами печатный текст;

- написать под диктовку  заглавные буквы.

Мы считаем, что полезно было бы повесить алфавит в аудитории и время от времени его повторять.

Правила русской графики устанавливают особенности обозначения русских звуков в зависимости от их окружения. Эти правила учащиеся узнают в процессе прохождения вводно-фонетического курса, о правописании гласных после шипящих – в связи с изучением окончаний прилагательных.

Орфографические правила определяют обозначение русских звуков с учетом конкретных слов или их значимых частей – корней и некорневых морфем: приставок, суффиксов, окончаний.

Основным принципом русской орфографии является морфологический. Это значит, что каждая морфема сохраняет на письме единое начертание, хотя произносится по-разному в зависимости от фонетических условий.

Наиболее распространенными упражнениями при обучении письменной речи являются диктанты, изложения и сочинения. Диктанты могут быть свободными, творческими. Текст диктанта составляется преподавателем на знакомом лексико-грамматическом материале.

Речевыми упражнениями считаются изложения и сочинения.

Изложения могут быть сжатыми, развернутыми и свободными. Работа над изложением проводится в следующем порядке. Чтению текста преподавателем предшествует объяснение незнакомых слов. Затем преподаватель два раза читает текст. После этого необходимо разделить текст на части и составить план. Текст рассказывается по плану, затем записывается.

Сочинения на начальном этапе обычно связаны с пройденной темой и не велики по объему. Каждое из них принадлежит к одному из жанров письменной речи – описанию, повествованию или рассуждению. С самого начала обучения языку необходимо вести целенаправленную работу по овладению языковыми средствами, характерными для каждого жанра. Многие методисты считают, что начинать надо с жанра повествование как наиболее легкого для учащихся, затем заниматься описанием потом рассуждением.

Можно также писать сочинения по картине, об экскурсии, о просмотренном фильме или о прочитанной книге.

Необходимо подготовительная работа, предшествующая составлению текста сочинению. Это активизация лингвострановедческого и языкового материала, составления плана сочинения, а на начальном этапе – устное его проговаривание.

Обучение написания частного бытового письма является коммуникативной целью обучения письменной речи на начальном этапе. Многие из перечисленных видов упражнений могут рассматриваться как подготовительные к его составлению. Например, владение разными жанрами письменной речи, отрабатываемое при написании сочинений, готовит к тому, чтобы в письме о чем-то рассказать, что-то описать, выразить свое мнение и обосновать его.

Чтобы написать частное бытовое письмо, учащийся должен владеть некоторыми дополнительными средствами.

На современном этапе обучения русскому языку могут возникать другие, более сложные речевые задачи. Так, в некоторых учебных заведениях учащиеся должны слушать лекции на русском языке и конспектировать их. Обучение конспектированию также входит в задачу преподавателя.

Есть специальные упражнения на обучение конспектированию, которые надо выполнять на самых ранний стадиях обучения языку:

  1. Диктанты, состоящие из слов, словосочетаний, предложений включающие не только общеупотребленную, но также специальную лексику и словосочетания.
  2. Письменные ответы на устные вопросы.
  3. Свободные диктанты.
  4. Выделение смысловых частей в печатном или прослушанном тексте; составление плана текста.
  5. Письменный пересказ текста с предварительным его сокращением в процессе устного пересказа.
  6. Трансформация фраз с целью ее сокращения.
  7. Обучение правильному сокращению слов, диктанты, свободные диктанты, домашнее конспектирование. [Федотова Н.Л.Методика преподавания русского языка как иностранного (практический курс). – СПб.: Златоус, 2013. – 192с.]

 

Выводы к главе 2

Учение о видах речевой деятельности и о том, что каждый вид деятельности требует развития особых, нужных именно для данного вида умений, - важная тема методики обучения иностранному языку.

Методисты выделяют два вида речи – продуктивные, когда учащийся сам конструирует свою речь и может выбирать слова и фразы, которые знает, и репродуктивные, когда учащийся зависит от говорящего, который будет пользоваться своим набором слов и фраз.

Аудирование представляет собой сложный психолингвистический процесс восприятия, распознавания и понимания речи, который сопровождается переработкой полученной информации, что обусловлено лингвистическим и практическим опытом реципиента и предусматривает рефлексивную оценку этой информации во внутренней речи.

При проведении аудирования, выполняются различные функции.

Под системой упражнений понимается организация взаимосвязанных действий, расположенных в порядке нарастания языковых трудностей, с учетом последовательности становления речевых умений и навыков в различных видах речевой деятельности.

Для эффективного обучения аудированию важен выбор текста.

Также очень важно взаимодействие подготовительных и речевых упражнений, их дозировка и последовательность выполнения зависят от языковой подготовки учащихся и их речевого опыта, в частности, в области восприятия на слух.

Говорение определяется как вид речевой деятельности, с помощью которого осуществляется устное общение. Обучая говорению как средству общения, речевого взаимодействия, учащихся учат: а) запрашивать информацию друг у друга и у преподавателя; б) обмениваться мнениями; в) вести групповую беседу в связи с услышанным; г) описывать, рассказывать, дискутировать.

Мы считаем, что большое внимание должно обращается на выработку коммуникативных умений: начать общение, стимулировать речевого партнера к его продолжению.

Среди подготовки к речевым действиям определяют три этапа (на первом выполняют некоммуникативные упражнения, на втором – условно-коммуникативные, на третьем – подлинно коммуникативные).

Чтение относят к рецептивным видам речевой деятельности, поскольку оно опирается на восприятие информации, содержавщейся в письменном тексте.

В зависимости от коммуникативных задач, которые ставит перед собой читающий, и соответствующих им приемов чтение делят на просмотровое, ознакомительное и изучающее.

При обучении тому или иному виду чтения очень важной является формулировка задания к чтению текста.

В методике обучения чтению на иностранном языке принято деление упражнений по отношению к чтению текста на дотекстовые, притекстовые и послетекстовые.

Письменная речь – это вид речевой деятельности, который имеет целью передачу информации в письменной форме в соответствии с ситуацией общения.

Чтобы овладеть техникой письма, нужно познакомиться с алфавитом, научиться правильно писать буквы, овладеть правилами русской графики и орфографии.

Наиболее распространенными упражнениями при обучении письменной речи являются диктанты, изложения и сочинения.

Обучение написания частного бытового письма является коммуникативной целью обучения письменной речи на начальном этапе. Многие из перечисленных видов упражнений могут рассматриваться как подготовительные к его составлению.

 

ВЫВОДЫ

Овладение содержанием обучения во многом определяется методами, которые применяет преподаватель.

Как отмечал немецкий философ Г. Гегель, «метод - не есть нечто внешнее по отношению к исследуемому предмету, не есть нечто привносимое извне; напротив, метод есть нечто, уже содержащееся в нем самом, метод — это душа предмета. Поэтому физик использует одни методы исследования, биолог — другие, а социолог — третьи, хотя все они используют также и общенаучные методы познания».

Информация о работе Виды упражнений по русскому языку