Виды упражнений по русскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Но что такое методы вообще? Метод в переводе с греческого означает путь, способ деятельности. Хороший метод — залог успеха в любой сфере человеческой деятельности, материальной, духовной, педагогической.
Причем каждому роду деятельности соответствует свой наиболее эффективный метод. Метод, отмечал великий немецкий философ Г. Гегель (1776-1831), не есть нечто внешнее по отношению к исследуемому предмету, не есть нечто привносимое извне; напротив, метод есть нечто, уже содержащееся в нем самом, метод — это душа предмета. Поэтому физик использует одни методы исследования, биолог — другие, а социолог — третьи, хотя все они используют также и общенаучные методы познания.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

Свой комплекс методов применяет и преподаватель в процессе обучения. В последнее время выделяют очень много различных методов. Мы рассмотрим такой метод, как упражнения.

Упражнение - это метод обучения, предполагающий многократное, сознательное повторение умственных и практических действий с целью формирования, закрепления и совершенствования необходимых навыков и умений. Функция метода упражнения заключается в том, чтобы трансформировать часть знаний учащегося в навыки и умения, сформировать у него готовность к умелым практическим действиям в различных условиях.

Выполнению упражнений всегда предшествует прочное усвоение теоретического материала учащимися и тщательный инструктаж учителя.

Обучающий результат упражнений проявляется в использовании системы приемов, способов практического действия в интеллектуальной сфере. Развивающий эффект этого метода выражается в расширении возможностей творческого самовыражения личности и формировании ее разнообразных способностей.

В ходе нашего исследования, мы выявили, что упражнения разнообразны. Для классификации упражнений используются разные подходы, в соответствии с которыми выделяются упражнения языковые и речевые, тренировочные и творческие, аналитические и синтетические, подготовительные и речевые, условно-коммуникативные и коммуникативные.

В соответствии с коммуникативной ориентацией обучения подготовительные упражнения должны отвечать определенным требованиям.

Среди подготовительных упражнений, формирующих и развивающих навыки употребления лексико-грамматических конструкций в речи, выделяются по характеру действий учащихся четыре вида упражнений: имитативные, подстановочные, трансформационные и репродуктивные.

Речевые упражнения отличаются от подготовительных тем, что все внимание говорящего направлено на содержание высказывания, языковая форма не задается в условиях упражнения, задания к речевым упражнениям полностью адекватны условиям реальной коммуникации. Среди большого количества речевых упражнений следует особо выделить две группы – ситуативные и игровые.

В настоящее время в школьных пособиях уделяется большое внимание отражению современных научных знаний по фонетике и графике. Задачи школы при изучении фонетики – воспитать у учащихся эстетические критерии правильной речи, чтобы нарушения норм произношения воспринимались детьми также остро, как орфографические ошибки.

Выделяют несколько принципов обучению фонетики в школе.

При изучении фонетики выполняются такие упражнения:

1) подчеркните в тексте  слова, в которых количество букв  соответствует количеству звуков; больше, чем звуков; меньше, чем звуков (с «е, ё, ю, я»).

2) запишите слова с  сомнительными согласными, подберите однокоренные слова или формы лов, где согласные будут находится перед гласными или сонорными.

3) вписать буквы, обозначающие  гласные звуки, так, чтобы в словах  первого ряда согласные читались  мягко, а второго ряда - твердо:

Р...в, м...л (ё, я)

Р...в, м...л (о, а)

4) задания с элементами  занимательности, игры, занимательные  рассказы.

Помимо всего этого, ученые также выделяют ряд трудностей при изучении фонетики.

Изучение лексики и фразеологии существенно пополняет знания школьников о русском языке. Учащиеся познакомятся с одной из основных единиц языка — словом, а также фразеологизмом, обладающим лексическими и грамматическими значениями, а также с тем, что слово и фразеологизм разными отношениями связаны с другими единицами языка.

Знакомство с лексическими и фразеологическими явлениями создает базу для работы по развитию речи учащихся — по обогащению их словарного и фразеологического запаса и овладению лексико-стилистическими нормами, по формированию монологической речи. 
Лексикологические и фразеологические умения формируются с помощью специальных упражнений: общие при изучении каждого лексического понятия (нахождение изучаемого лексического явления среди слов, подбор примеров, иллюстрирующих изучаемое лексическое 
явление, определение роли изучаемого лексического явления в тексте, лексический разбор).

Известно, что в разных методах по-разному определялось место грамматики в обучении языку. В одних ей отводилось главное место, требовалось заучивание правила и постоянная тренировка форм, в других считалось, что акцент должен быть перенесен на употребление речевых образцов, а грамматическим явлением отводилось второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться по речевым образцам.

Обучение грамматике ведется с учетом трех видов компетенции: лингвистической (понимание, анализ), речевой (умение воспринимать и употреблять речевые образцы) и коммуникативной (умение воспринимать и создавать тексты, используя данную грамматическую категорию).

При изучении иностранного языка с практической целью грамматика выполняет прикладную функцию, она должна помогать учащимся правильно строить и правильно понимать иноязычные высказывания.

В работе над грамматическим материалом выделяется три этапа: введение материала (объяснение, правило-инструкция), этап автоматизации навыков и этап формирования коммуникативно-речевых умений.

Существует большое разнообразие классификаций упражнений, но, как правило, в основе этих классификаций лежит принцип деления упражнений на две группы: доречевые – речевые, тренировочные – творческие, подготовительные – коммуникативные.

Известно, что примерно 70 – 80% того времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет, иными словами говоря, занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием. Учение о видах речевой деятельности и о том, что каждый вид деятельности требует развития особых, нужных именно для данного вида умений, - важная тема методики обучения иностранному языку.

Методисты выделяют два вида речи – продуктивные, когда учащийся сам конструирует свою речь и может выбирать слова и фразы, которые знает, и репродуктивные, когда учащийся зависит от говорящего, который будет пользоваться своим набором слов и фраз.

Аудирование – это слушание с пониманием, самостоятельный вид речевой деятельности, который труднее, чем разговор, чтение и письмо.

Взаимодействие подготовительных и речевых упражнений, их дозировка и последовательность выполнения зависят от языковой подготовки учащихся и их речевого опыта, в частности, в области восприятия на слух

Для эффективного обучения аудированию важен выбор текста.

Говорение – наиболее активная форма речевого взаимодействия, обучение ему обеспечивает решение учебно-познавательных и коммуникативных задач формирования у учащихся знаний.

Мы считаем, что большое внимание должно обращается на выработку коммуникативных умений: начать общение, стимулировать речевого партнера к его продолжению.

Среди подготовки к речевым действиям определяют три этапа (на первом выполняют некоммуникативные упражнения, на втором – условно-коммуникативные, на третьем – подлинно коммуникативные).

Большинство методистов относят чтение к рецептивным видам речевой деятельности, поскольку оно опирается на восприятие информации, содержавщейся в письменном тексте. В зависимости от коммуникативных задач, которые ставит перед собой читающий, и соответствующих им приемов чтение делят на просмотровое, ознакомительное и изучающее.

В методике обучения чтению на иностранном языке принято деление упражнений по отношению к чтению текста на дотекстовые, притекстовые и послетекстовые.

Для обучения чтению можно использовать различные упражнения (для развития механизмов чтения, для развития навыков установления логических связей, для развития смысловой догадки).

Письменная речь – это вид речевой деятельности, который имеет целью передачу информации в письменной форме в соответствии с ситуацией общения.

Чтобы овладеть техникой письма, нужно познакомиться с алфавитом, научиться правильно писать буквы, овладеть правилами русской графики и орфографии.

Наиболее распространенными упражнениями при обучении письменной речи являются диктанты, изложения и сочинения.

 

 

 


Информация о работе Виды упражнений по русскому языку