Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:50, курсовая работа
Но что такое методы вообще? Метод в переводе с греческого означает путь, способ деятельности. Хороший метод — залог успеха в любой сфере человеческой деятельности, материальной, духовной, педагогической.
Причем каждому роду деятельности соответствует свой наиболее эффективный метод. Метод, отмечал великий немецкий философ Г. Гегель (1776-1831), не есть нечто внешнее по отношению к исследуемому предмету, не есть нечто привносимое извне; напротив, метод есть нечто, уже содержащееся в нем самом, метод — это душа предмета. Поэтому физик использует одни методы исследования, биолог — другие, а социолог — третьи, хотя все они используют также и общенаучные методы познания.
Свой комплекс методов применяет и преподаватель в процессе обучения. В последнее время выделяют очень много различных методов. Мы рассмотрим такой метод, как упражнения.
Упражнение - это метод обучения, предполагающий многократное, сознательное повторение умственных и практических действий с целью формирования, закрепления и совершенствования необходимых навыков и умений. Функция метода упражнения заключается в том, чтобы трансформировать часть знаний учащегося в навыки и умения, сформировать у него готовность к умелым практическим действиям в различных условиях.
Выполнению упражнений всегда предшествует прочное усвоение теоретического материала учащимися и тщательный инструктаж учителя.
Обучающий результат упражнений проявляется в использовании системы приемов, способов практического действия в интеллектуальной сфере. Развивающий эффект этого метода выражается в расширении возможностей творческого самовыражения личности и формировании ее разнообразных способностей.
В ходе нашего исследования, мы выявили, что упражнения разнообразны. Для классификации упражнений используются разные подходы, в соответствии с которыми выделяются упражнения языковые и речевые, тренировочные и творческие, аналитические и синтетические, подготовительные и речевые, условно-коммуникативные и коммуникативные.
В соответствии с коммуникативной ориентацией обучения подготовительные упражнения должны отвечать определенным требованиям.
Среди подготовительных упражнений, формирующих и развивающих навыки употребления лексико-грамматических конструкций в речи, выделяются по характеру действий учащихся четыре вида упражнений: имитативные, подстановочные, трансформационные и репродуктивные.
Речевые упражнения отличаются от подготовительных тем, что все внимание говорящего направлено на содержание высказывания, языковая форма не задается в условиях упражнения, задания к речевым упражнениям полностью адекватны условиям реальной коммуникации. Среди большого количества речевых упражнений следует особо выделить две группы – ситуативные и игровые.
В настоящее время в школьных пособиях уделяется большое внимание отражению современных научных знаний по фонетике и графике. Задачи школы при изучении фонетики – воспитать у учащихся эстетические критерии правильной речи, чтобы нарушения норм произношения воспринимались детьми также остро, как орфографические ошибки.
Выделяют несколько принципов обучению фонетики в школе.
При изучении фонетики выполняются такие упражнения:
1) подчеркните в тексте
слова, в которых количество букв
соответствует количеству
2) запишите слова с сомнительными согласными, подберите однокоренные слова или формы лов, где согласные будут находится перед гласными или сонорными.
3) вписать буквы, обозначающие
гласные звуки, так, чтобы в словах
первого ряда согласные
Р...в, м...л (ё, я)
Р...в, м...л (о, а)
4) задания с элементами занимательности, игры, занимательные рассказы.
Помимо всего этого, ученые также выделяют ряд трудностей при изучении фонетики.
Изучение лексики и фразеологии существенно пополняет знания школьников о русском языке. Учащиеся познакомятся с одной из основных единиц языка — словом, а также фразеологизмом, обладающим лексическими и грамматическими значениями, а также с тем, что слово и фразеологизм разными отношениями связаны с другими единицами языка.
Знакомство с лексическими и фразеологическими
явлениями создает базу для работы по
развитию речи учащихся — по обогащению
их словарного и фразеологического запаса
и овладению лексико-стилистическими
нормами, по формированию монологической
речи.
Лексикологические и фразеологические
умения формируются с помощью специальных
упражнений: общие
при изучении каждого лексического понятия
(нахождение изучаемого лексического
явления среди слов, подбор примеров, иллюстрирующих
изучаемое лексическое
явление, определение роли изучаемого
лексического явления в тексте, лексический
разбор).
Известно, что в разных методах по-разному определялось место грамматики в обучении языку. В одних ей отводилось главное место, требовалось заучивание правила и постоянная тренировка форм, в других считалось, что акцент должен быть перенесен на употребление речевых образцов, а грамматическим явлением отводилось второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться по речевым образцам.
Обучение грамматике ведется с учетом трех видов компетенции: лингвистической (понимание, анализ), речевой (умение воспринимать и употреблять речевые образцы) и коммуникативной (умение воспринимать и создавать тексты, используя данную грамматическую категорию).
При изучении иностранного языка с практической целью грамматика выполняет прикладную функцию, она должна помогать учащимся правильно строить и правильно понимать иноязычные высказывания.
В работе над грамматическим материалом выделяется три этапа: введение материала (объяснение, правило-инструкция), этап автоматизации навыков и этап формирования коммуникативно-речевых умений.
Существует большое разнообразие классификаций упражнений, но, как правило, в основе этих классификаций лежит принцип деления упражнений на две группы: доречевые – речевые, тренировочные – творческие, подготовительные – коммуникативные.
Известно, что примерно 70 – 80% того времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет, иными словами говоря, занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием. Учение о видах речевой деятельности и о том, что каждый вид деятельности требует развития особых, нужных именно для данного вида умений, - важная тема методики обучения иностранному языку.
Методисты выделяют два вида речи – продуктивные, когда учащийся сам конструирует свою речь и может выбирать слова и фразы, которые знает, и репродуктивные, когда учащийся зависит от говорящего, который будет пользоваться своим набором слов и фраз.
Аудирование – это слушание с пониманием, самостоятельный вид речевой деятельности, который труднее, чем разговор, чтение и письмо.
Взаимодействие подготовительных и речевых упражнений, их дозировка и последовательность выполнения зависят от языковой подготовки учащихся и их речевого опыта, в частности, в области восприятия на слух
Для эффективного обучения аудированию важен выбор текста.
Говорение – наиболее активная форма речевого взаимодействия, обучение ему обеспечивает решение учебно-познавательных и коммуникативных задач формирования у учащихся знаний.
Мы считаем, что большое внимание должно обращается на выработку коммуникативных умений: начать общение, стимулировать речевого партнера к его продолжению.
Среди подготовки к речевым действиям определяют три этапа (на первом выполняют некоммуникативные упражнения, на втором – условно-коммуникативные, на третьем – подлинно коммуникативные).
Большинство методистов относят чтение к рецептивным видам речевой деятельности, поскольку оно опирается на восприятие информации, содержавщейся в письменном тексте. В зависимости от коммуникативных задач, которые ставит перед собой читающий, и соответствующих им приемов чтение делят на просмотровое, ознакомительное и изучающее.
В методике обучения чтению на иностранном языке принято деление упражнений по отношению к чтению текста на дотекстовые, притекстовые и послетекстовые.
Для обучения чтению можно использовать различные упражнения (для развития механизмов чтения, для развития навыков установления логических связей, для развития смысловой догадки).
Письменная речь – это вид речевой деятельности, который имеет целью передачу информации в письменной форме в соответствии с ситуацией общения.
Чтобы овладеть техникой письма, нужно познакомиться с алфавитом, научиться правильно писать буквы, овладеть правилами русской графики и орфографии.
Наиболее распространенными упражнениями при обучении письменной речи являются диктанты, изложения и сочинения.