Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:50, курсовая работа
Но что такое методы вообще? Метод в переводе с греческого означает путь, способ деятельности. Хороший метод — залог успеха в любой сфере человеческой деятельности, материальной, духовной, педагогической.
Причем каждому роду деятельности соответствует свой наиболее эффективный метод. Метод, отмечал великий немецкий философ Г. Гегель (1776-1831), не есть нечто внешнее по отношению к исследуемому предмету, не есть нечто привносимое извне; напротив, метод есть нечто, уже содержащееся в нем самом, метод — это душа предмета. Поэтому физик использует одни методы исследования, биолог — другие, а социолог — третьи, хотя все они используют также и общенаучные методы познания.
При изучении лексикологических понятий используются те же познавательные методы, которые применяются в методике русского языка в других ее разделах: слово учителя, самостоятельный анализ учащимися теоретического материала, беседа, самостоятельный анализ материала для наблюдения.
Грамматика занимает центральное место в школьном курсе, состоит из двух взаимосвязанных частей - морфологии и синтаксиса.
При изучении иностранного языка с практической целью грамматика выполняет прикладную функцию, она должна помогать учащимся правильно строить и правильно понимать иноязычные высказывания.
В работе над грамматическим материалом выделяется три этапа: введение материала (объяснение, правило-инструкция), этап автоматизации навыков и этап формирования коммуникативно-речевых умений.
Существует большое разнообразие классификаций упражнений, но, как правило, в основе этих классификаций лежит принцип деления упражнений на две группы: доречевые – речевые, тренировочные – творческие, подготовительные – коммуникативные.
ГЛАВА 2. Упражнения по развитию речевой деятельности
Известно, что примерно 70 – 80% того времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет, иными словами говоря, занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием.
Трудно переоценить значение речи в жизни человека и общества в целом как средства передачи знаний и опыта, накопленного человечеством, как средства духовного развития, воспитания, образования, как средства установления межличностного и группового контакта, средства воздействия и влияния друг на друга. Значение речи всегда осознавалось обществом, и поэтому вопросам развития речи детей неизменно во всех известных системах дошкольного и школьного образования уделялось большое внимание. Так, М.В.Ломоносов писал в «Кратком руководству к красноречию»: «Блаженство рода человеческого коль много от слова зависит, всяк довольно усмотреть может. Собраться рассеянным народам в общежития, созидать грады, строить храмы и корабли, ополчаться против неприятеля и другие нужные, союзных сил требующие дела производить как бы возможно было, если бы они не имели сообщать свои мысли друг другу».[Баранов М.Т. Методика праподавания русского языка: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов по спец.№2101 «Рус. яз. и лит.»/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред.М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – 368 с. ]
Учение о видах речевой деятельности и о том, что каждый вид деятельности требует развития особых, нужных именно для данного вида умений, - важная тема методики обучения иностранному языку.
Существует два вида речевой деятельности связаны с устной речью, два – с письменной. Это предусматривает отличия в них:
- набором слов;
- организацией текста;
- синтаксическими конструкциями.
Кроме того, письменная речь воспринимается органами зрения, что требует умений зрительно воспринимать речь. Устная же речь воспринимается через слуховые каналы.
Методисты выделяют два вида речи – продуктивные, когда учащийся сам конструирует свою речь и может выбирать слова и фразы, которые знает, и репродуктивные, когда учащийся зависит от говорящего, который будет пользоваться своим набором слов и фраз.
2.1. Упражнения к аудированию
Аудирование представляет собой сложный психолингвистический процесс восприятия, распознавания и понимания речи, который сопровождается переработкой полученной информации, что обусловлено лингвистическим и практическим опытом реципиента и предусматривает рефлексивную оценку этой информации во внутренней речи. Такой подход позволяет сделать вывод, что аудирование требует активности со стороны слушающего. Помимо своей основной коммуникативной роли, аудирование выполняет несколько дополнительных функций:
- стимулирует речевую деятельность учащихся;
- обеспечивает управление процессом обучения;
- используется для ознакомления учащихся новым материалом;
- является основой формирования навыков и умений в других видах речевой деятельности;
- способствует эффективности
обратной связи и самоконтроля.
В качестве умений аудирования выделяют следующие шесть умений:
- отделять главное от второстепенного;
- определять тему сообщения;
- членить текст на смысловые куски;
- устанавливать логические связи;
- выделять главную мысль;
- воспринимать сообщения в определенном темпе, определенной длительности.[статья 3]
Цели в обучении аудирования следующие:
а) в условиях непосредственного общения, в том числе с носителем языка.
б) понимать просьбы и указания учителей, сверстников, связанных с учебными и игровыми ситуациями в классе.
в) понимать общее содержание учебных, а также небольших и несложных аутентичных текстов и реагировать вербально.
г) полностью и точно понимать короткие сообщения преимущественно монологического характера, построенные на знакомом учащимся языковом материале.[статья 4]
Под системой упражнений понимается организация взаимосвязанных действий, расположенных в порядке нарастания языковых трудностей, с учетом последовательности становления речевых умений и навыков в различных видах речевой деятельности.
При построении системы упражнений следует учитывать следующее:
Целью подготовительных упражнений заключается в том, чтобы предварительно снять трудности лингвистического или психологического характера.
Речевые упражнения способствуют выработке умений воспринимать речевые сообщения в условиях, приближающиеся к естественному речевому общению. Они дают возможность выделять наиболее информативные части сообщения.
Для эффективного обучения аудированию важен выбор текста. Существует ряд требований к текстам:
- воспитательная ценность;
- интересный сюжет;
- информативность;
- значимость и достоверность фактов;
- соответствие возрастному
уровню развития учащихся.[
Речевые упражнения для обучения восприятию монологической речи:
Речевые упражнения для обучения восприятию диалогической речи:
2.2. Упражнения к говорению
Говорение – наиболее активная форма речевого взаимодействия, обучение ему обеспечивает решение учебно-познавательных и коммуникативных задач формирования у учащихся знаний, ценностных ориентаций, организации их совместной деятельности.
Говорение определяется как вид речевой деятельности, с помощью которого осуществляется устное общение. Обучая говорению как средству общения, речевого взаимодействия, учащихся учат: а) запрашивать информацию друг у друга и у преподавателя; б) обмениваться мнениями; в) вести групповую беседу в связи с услышанным; г) описывать, рассказывать, дискутировать. При этом большое внимание обращается на выработку коммуникативных умений: начать общение, стимулировать речевого партнера к его продолжению. С этой целью используются реплики, выражающие одобрения, удивление, радость, сожаление.
Диалог – это цепь реплик, которые обычно порождаются одна за другой в условиях непосредственного общения двух собеседников. Способность диалогического высказывания обуславливает использование разного рода клише и разговорных формул. В диалоге нередки неожиданные переходы от одного вопроса к другому. Элементами диалога являются реплики различной протяженности – от одной до нескольких фраз.
Соединение реплик, характеризующихся структурной, интонационной и семантической законченностью, называют диалогическим единством.
Выделяют три типа диалогических единств:
Монологическая речь представляет собой относительно развернутый вид речи, при котором сравнительно мало используется неречевая информация, получаемая из ситуации общения. Порождение монологического высказывания – это особое и сложное умение, которое необходимо специально формировать. Обучение должно быть направлено на отработку правильности структурно-грамматического, лексического и стилистического построения высказывания, логической последовательности, а также на соответствие речевого высказывания коммуникативной цели, ситуации. В монологической речи различие между устной и письменной формой выражения несколько меньше, чем в диалогической.
В современных учебниках можно найти образцы не только диалогической и монологической речи, но и полилога. Он существенно отличается от диалога и монолога. Если мы посмотрим на группу людей, где один рассказывает, а многие слушают, переспрашивают, уточняют, то мы увидим, что это полилогическая речь, она не рассчитана на двоих, в ней участвует больше людей. Такая речь естественна в аудитории.
Как можно заметить, полилог позволяет:
Среди подготовки к речевым действиям определяют три этапа. На первом учащиеся выполняют некоммуникативные упражнения. Они основаны на применении полученных знаний, направлены на сознательное усвоение языкового материала, в результате чего формируются, корректируются, развиваются фонетические, лексические и грамматические навыки.
К некоммуникативным относятся упражнения:
- фонетически направленные («Прослушайте предложения. Повторите их за диктором, обращая внимание на интонацию перечисления», «Прослушайте предложения, задайте к ним уточняющий вопрос. Следите за интонацией»);
- лексически направленные («Назовите слова, обозначающие виды спорта», «Из данного списка слов выберите названия предметов мебели»);
- грамматически направленные («Скажите по-другому, используя синонимические конструкции», «Перескажите прослушанный текст, используя глаголы прошедшего времени»).
На втором этапе выполняют условно-коммуникативные упражнения. К ним можно отнести пересказ, описание, выражение отношения, оценки. В этих упражнениях реплика говорящего задана, опоры являются ситуативными.
На третьем, подлинно коммуникативные, или истинно речевые, упражнения должны обладать следующими типологическими признаками:
- реализация стратегии и тактики говорящего;
- ориентация на взаимоотношение участников общения;
- создание новой ситуации, благодаря чему высказывание характеризуется высокой продуктивностью;
- развитие речевой активности
и самостоятельности учащихся.[
2.3. Упражнения к чтению
Чтение – один из видов речевой деятельности, направленный на извлечение информации, которая содержится в письменном тексте. Целью чтения является раскрытие смысловых связей, осмысление зрительно воспринимаемого речевого сообщения.
Чтение относят к рецептивным видам речевой деятельности, поскольку оно опирается на восприятие информации, содержавщейся в письменном тексте.
Правильно понимая положительную роль в обучении иностанным языкам, преподаватели часто впадают в крайность, используя чтение только для обучения устной и письменной речи, что не дает результатов в обучении чтению как цели.
Задачей обучения является практический уровень владения чтением, что означает возможность использования чтения для удовлетворения реальных жизненных потребностей. Такой уровень может иметь место при зрелом чтении: техническая сторона автоматизирована, все внимание читающего направлено на содержание, а не на языковую форму.
В зависимости от коммуникативных задач, которые ставит перед собой читающий, и соответствующих им приемов чтение делят на просмотровое, ознакомительное и изучающее.
При просмотровом чтении ставится задача получить самое общее преставление о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте, или найти какую-либо информацию. Для достижения этой задачи бывает достаточно прочитать заголовки, отдельные абзацы или предложения. На основе полученной информации читающий решает – нужен ему этот текст для дальнейшего изучения или нет.