Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 20:23, курсовая работа
Необходимость постоянного совершенствования практики обучения иностранному языку обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности учащихся были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка. Иностранный язык как учебная дисциплина обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьника. Социальный заказ общества в области обучения иностранному языку выдвигает задачи развития лингвистической (языковой), социокультурной, культуроведческой и страноведческой компетенции у учащихся. Эти условия могут быть достигнуты при помощи интерактивных форм обучения.
Введение…………………………………………………………………………..3
§1. Лингвистическая компетентность как одна из составляющих коммуникативной компетентности школьников..………………..5
§2. Роль интерактивных форм организации обучения при формировании лингвистической компетентности………………………………….10
§3. Диагностика уровня сформированности рецептивных грамматических навыков школьников…………………………………………………………....20
§4. Рекомендации по использованию интерактивных форм организации обучения при формировании лингвистической компетентности……………………...22
§5. Использование интерактивных форм организации обучения с целью формирования лингвистической компетентности на уроках английского языка……………………………………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………...37
Литература……………………………………………………………………...39
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Лесосибирский педагогический институт – филиал Федерального
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Сибирский
федеральный университет»
_____________филологический___
факультет
______________________________
_________________________
код и
наименование специальности (направления)
ИНТЕРАКТИВНЫЕ
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ КАК
СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Курсовая
работа
Выполнила: Тен Е.Е.,
студентка
филологического факультета,
3 курс, направление «Бакалавриат»
Форма обучения:
заочно
Научный руководитель:
Семенова Е.В.,
канд. пед.
наук, доцент
Работа допущена к защите: Работа защищена
«____»____________20
г. с оценкой «___________»
Зав.кафедрой иностранных «_____» __________20 г.
языков
__________________
г. Лесосибирск, 2011 г
Содержание
Введение…………………………………………………………
§1. Лингвистическая компетентность как одна из составляющих коммуникативной компетентности школьников..………………..5
§2. Роль интерактивных форм организации обучения при формировании лингвистической компетентности………………………………….10
§3. Диагностика
уровня сформированности рецептивных
грамматических навыков школьников……………………………………………………
§4. Рекомендации по использованию интерактивных форм организации обучения при формировании лингвистической компетентности……………………...22
§5. Использование
интерактивных форм организации обучения
с целью формирования лингвистической
компетентности на уроках английского
языка…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная практическая разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования.
Необходимость постоянного
Поэтому не случайно, что основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является учащийся, способный и желающий участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности и стремящийся быть лингвистически компетентным.
Проблема исследования состоит в том, что в школе не достаточно используют интерактивные формы организации обучения на уроках иностранного языка для развития лингвистической компетентности школьников.
Цель исследования: определить и теоретически обосновать педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетентности школьников по средствам использования интерактивных форм организации обучения.
Объект исследования – процесс формирования лингвистической компетентности школьников.
Предмет исследования – использование интерактивных форм организации обучения на уроках иностранного языка в 8 классе для формирования лингвистической компетентности школьников.
На основании поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Определить теоретические основы формирования иноязычной коммуникативной компетентности школьников.
2.
Проанализировать специальную
3. Дать определения понятиям «компетентность», «лингвистическая компетентность», «интерактивные формы».
4.
Раскрыть особенности
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической, дидактической, методической литературы, методы теоретического обобщения, системного анализа изучаемых явлений.
Практическая значимость: практическая значимость исследования состоит в оказании методической помощи для учителей иностранного языка и начальных классов по формированию лингвистической компетентности школьников через использования интерактивных форм организации обучения.
Работа
состоит из: введения, двух глав, заключения
и приложения.
§1. Лингвистическая
компетентность как одна из составляющих
коммуникативной компетентности школьников.
Термин «Компетентность» (от лат. Compete – быть способным к чему-либо) был введен Н. Хомским. Первоначально он означал способность, необходимую для выполнения определенной, преимущественно языковой деятельности в родном языке. Компетентный говорящий/слушающий должен, по мнению Н. Хомского:
а) образовывать/понимать неограниченное число предложений по моделям;
б) иметь суждение о высказывании, то есть усматривать формальное сходство/различие в значениях двух выражений.
Обращение к словарю иностранного языка 1987 года в связи с происхождением анализируемого понятия от латинского слова «competentnis» выявило следующие дефиниции:
Демин В.А. выделяет, что КОМПЕТЕНТНОСТЬ - это уровень умений личности; отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях
Лингвистический анализ понятия «КОМПЕТЕНТНЫЙ» позволил выделить основные признаки:
В
настоящее время в
1)
Вербально-когнитивная
2)
Лингвистическая компетентность (способность
понимать неограниченное число
правильных в языковом
3) Метакоммуникативная компетентность (владение понятийным аппаратом, необходимым для анализа и оценки средств речевого общения).
Коммуникативная компетенция предполагает владение лингвистической компетенцией, что подразумевает собой знание сведений о языке, наличие умений соотносить языковые средства с задачами и условиями общения, понимание отношений между коммуникаторами, умение организовывать общение с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности. [2,29]
Лингвистическая компетентность предполагает овладение определенной суммой формальных знаний и соответствующих им навыков, связанных с различными аспектами языка: лексикой, фонетикой, грамматикой. При этом встает вопрос, какие слова, грамматические структуры необходимы человеку того или иного возраста, той или иной профессии и т.д. для обеспечения нормального взаимодействия на изучаемом языке. [13;6]
Лингвистическая компетенция - это группа знаний в определенной области (related knowledge), навыков и отношений, которые влияют на значительную часть профессиональной деятельности (роли или зоны ответственности), которые связаны с выполнением деятельности, которые могут быть измерены вопреки принятым стандартам (against well-accepted standards), и которые могут быть развиты через обучение.[10;64]
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ - результат осмысления речевого опыта учащимися. Она включает в себя знание основ науки о языке, предполагает усвоение комплекса лингвистических понятий. Лингвистическая компетенция предполагает также формирование представлений «о том, как язык устроен, что и как в нем изменяется, какие отологические аспекты являются наиболее острыми», усвоение тех сведений о роли языка в жизни общества и человека, на которых воспитывается постоянный устойчивый интерес к предмету, чувства уважения и любви к иностранному языку. [7;28]
В работе Полата Е.С отмечается, чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенной программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие – либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимания на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал своей прямой функции-формирования и формулирования этих мыслей. Чтобы учащиеся воспринимали язык как средства межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой (что, разумеется, важно), но искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре.
Основная идея подобного подхода к обучению ИЯ, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.
Анализируя теорию «Лингвистики» Хомского можно заметить, что автор утверждает, что школьники обладают лингвистической компетентностью, глубокими структурными паттернами, позволяющими индивиду порождать новые предложения.
Лингвистическая (ЯЗЫКОВАЯ) компетентность - это интернализованное знание языка и его правил, которым обладает носитель языка. [15;11]
Языковая
(лингвистическая) компетентность предполагает
овладение новыми языковыми единицами
в соответствии с отобранными
темами и сферами общения (в том
числе профильно-