Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 20:23, курсовая работа
Необходимость постоянного совершенствования практики обучения иностранному языку обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности учащихся были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка. Иностранный язык как учебная дисциплина обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьника. Социальный заказ общества в области обучения иностранному языку выдвигает задачи развития лингвистической (языковой), социокультурной, культуроведческой и страноведческой компетенции у учащихся. Эти условия могут быть достигнуты при помощи интерактивных форм обучения.
Введение…………………………………………………………………………..3
§1. Лингвистическая компетентность как одна из составляющих коммуникативной компетентности школьников..………………..5
§2. Роль интерактивных форм организации обучения при формировании лингвистической компетентности………………………………….10
§3. Диагностика уровня сформированности рецептивных грамматических навыков школьников…………………………………………………………....20
§4. Рекомендации по использованию интерактивных форм организации обучения при формировании лингвистической компетентности……………………...22
§5. Использование интерактивных форм организации обучения с целью формирования лингвистической компетентности на уроках английского языка……………………………………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………...37
Литература……………………………………………………………………...39
Cooperative learning – обучение в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе! На современном этапе существует несколько вариантов метода обучения в сотрудничестве. Одним из них является обучение в команде - «Student Team Learning» (STL). Отличительная черта состоит в том, что достижение всех членов группы суммируются и для общей победы необходима самостоятельная работа каждого члена группы, тесное взаимодействие на всех стадиях работы над темой. От успеха каждого зависти общий результат.
Другой подход в организации обучения в сотрудничестве был разработан американским исследователем Э.Аронсоном в 1978 году и называется Jigsaw («ажурная пила, машинная ножовка»). Учащиеся объединяются в группы по 4-6 человек, включающие как сильных, так и слабых учеников, для работы над одним и тем же учебным материалом. Это может быть часть текста или записанный на аудио или видео пленку фрагмент рассказа, т.е. не большой по объёму материал. При этом каждый участник группы получает определённую подтему, которую тщательно разрабатывает и становится в ней экспертом. Затем члены группы обмениваются информацией. Всем не обходимо слушать друг друга, задавать вопросы, делать пометки. Каждый заинтересован в том, чтобы партнёр знал всё также, как и он, поскольку это отразится на общей итоговой оценке. На заключительном этапе учитель может задать вопрос любому ученику в группе по заданной теме, либо учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов награждается. Такая методика часто применяется при работе над страноведческим материалом, когда необходимо провести сравнение областей, географических районов стран изучаемого языка, музеев, картинных галерей, биографий писателей и т.д.
Следующий подход «Learning Together» учимся вместе. Такой подход к организации обучения в сотрудничестве разработан в университете Миннесота в 1987 году. Класс разбивается на однородные по уровню обученности группы по 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся частью общего большого задания, над которым работает весь класс. Такой способ подходит при изучении политической системы, праздников, животного и растительного мира как страны изучаемого языка, так и своей страны. В результате совместной работы отдельных групп, достигается усвоение всего материала. Основные принципы – награда всей команде, индивидуальный подход, равные возможности – работают и здесь. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания. Такого рода работа имеет двойную задачу: академическую – достижение учебного результата; социальную – осуществление определенной культуры общения в ходе выполнения задания (например: оказание помощи друг другу). Такой подход ориентирован на личность учащегося и даёт возможность каждому ребёнку проявить себя, вступать в отношения с другими людьми, делать выводы на основе полученного опыта, преодолеть внутренний кризис, увидеть себя со стороны, наметить дальнейшую программу действий.
Следующий подход – исследовательская работа учащихся в группах – «Student’s survey» был разработан в университете Тель-Авива в 1976 году. Этот метод предполагает самостоятельную деятельность учащихся. Они могут работать индивидуально или в группах до 6 человек. Учащимися выбирается подтема общей темы, изучаемой всем классом. В малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для учащихся. Затем совместно составляется единый доклад, который презентуется на уроке перед всем классом. Этот вариант чаще всего используется в проектной деятельности учащихся.
Проанализировав
интерактивные формы
Итак, внедрение интерактивных форм организации обучения в процесс лингвистической подготовки в школе позволяет повысить эффективность занятий, интереса учащихся к деятельности преподавателя, развить у школьников способность к самостоятельному решению проблем, уметь сотрудничать и вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентом.
Выводы:
§3. Диагностика уровня сформированности рецептивных грамматических навыков школьников.
Следует отметить, что в последнее время произошли большие изменения в методике обучения иностранного языка, которые привели к переосмыслению целей и задач, содержания и технологий обучения. Ведущей целью обучения иностранному языку стало овладение иноязычным общением. В связи с этим в содержание обучения на современном этапе входят языковые, речевые, социокультурные знания, навыки и умения, обеспечивающие формирование лингвистической компетентности, т.е. способности и готовности использовать иностранный язык в процессе межкультурного взаимодействия в ситуациях письменного и устного общения.
Для того чтобы провести оценку уровня сформированности лингвистической компетентности у учащихся, мною был подобран комплекс заданий для диагностики, разработанный Е.П.Черековой. Для диагностики уровня сформированности лингвистической компетентности были использованы тестовые материалы.
Каждый из разделов «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика» состояли из трёх заданий. Тип заданий – «выбор ответа» или «краткий ответ». Разделы «Говорение» и «Письмо» включали в себя по два задания, которые предполагали свободный развернутый ответ учащихся. Внутри каждого раздела задания располагались по возрастающей степени трудности.
Посредством тестовых заданий различных типов и уровней сложности, через различные виды речевой деятельности в диагностике оценивался уровень сформированности лингвистической компетенции школьников.
При выполнении заданий Раздел «Аудирование», Раздел «Чтение» и Раздел «Грамматика и лексика» учащийся получал 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное количество баллов за Раздел «Аудирование» - 19 баллов, за Раздел «Чтение» - 19 баллов, за Раздел «Грамматика и лексика» - 28 балла.
Ответы
учащихся на задания Раздел «Письмо»
проверялось и оценивалось
Ответы учащихся на задания Раздела «Говорение» проверялось учителем и оценивалось по следующим аспектам: содержание, взаимодействие с собеседником, используемая лексика, грамматическое оформление речи и произношение. Максимальное количество баллов за раздел Говорение - 20 баллов.
Показатели уровня сформированности лингвистической компетентности у школьников:
0-33 - низкий уровень (Низкий)
34-66 - средний уровень (Средний)
67-100 - высокий уровень (Высокий)
Исходя
из результатов диагностики, можно
сделать вывод, что уровень сформированности
лингвистической компетентности школьников
является средним. В течение уроков дети
были заинтересованы в учебной деятельности,
принимали активное участие при решении
коммуникативных задач, по написанию писем
и созданию творческих групповых проектов.
Предполагается, что мотивацией школьников
служило применение интерактивных форм
организации обучения. Для учащихся это
являлось новым видом учебной деятельности,
поэтому они были заинтересованы в учебном
процессе. Следовательно, при неоднократном
применении на уроках иностранного
языка интерактивных форм приведет к лучшему
усвоению учебного материала, совершенствованию
всех аспектов речевой деятельности, а
в следствии и развитию лингвистической
компетентности школьников.
§4. Рекомендации
по использованию интерактивных форм
организации обучения при формировании
лингвистической компетентности.
По мнению Г.Лозанова для формирования лингвистической компетентности учащихся нужно овладеть произносительным, грамматическим, аудитивным и письменным материалом, т.е. навыков узнавания и понимания слов, словосочетаний, грамматического оформления лексической единицы разного уровня в словосочетаниях, предложениях и связных текстах. Необходимо грамматически правильно оформлять свои устно-речевые высказывания, концентрируя при этом основное внимание на содержание, распознавание грамматических явлений при чтении и аудировании.
Все аспекты речевой деятельности являются основой при формировании лингвистической компетентности у учащихся. В основе овладения аспектами речевой деятельности лежат базовые умения, подлежащие усвоению в процессе обучения английскому языку.
На четвертом году обучения (восьмой класс) рекомендуют использовать следующие виды работы:
Данные упражнения способствуют максимально быстрому и правильному восприятию и пониманию иноязычной речи, вводят в общее понимание содержания текста и снимают языковые трудности.
Согласно цели исследования, выделяются следующие рекомендации использования интерактивных форм организации обучения.
При
организации урока учитель
1. На развитие монологической и диалогической речи можно использовать метод «Эмпатия».
Метод Эмпатии (вживания) означает "вчувствование" человека в состояние другого объекта, "вселения" учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри. Например, вжиться в сущность дерева, кошки, облака и других образовательных предметов. В момент вживания ученик задаёт вопросы объекту - себе, пытаясь на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен им в устной, письменной, рисуночной форме.
Example:
Teacher: Imagine yourself that you are 'Tornado". How can you describe yourself, what are your feelings? Name your adjectives, verbs, your favourite season, places you occur, your weather.
Student: - I am Tornado. I am the most terrible of all storms. I am dangerous, violent, strong, cruel, noisy and destructive. I destroy houses, carry away cars and telephone boxes. I occur in the springs, throughout the world, but mostly in the United States, especially in the central states. I occur in the afternoon or in the early evening in a hot day. Large clouds appear in the sky. They become darker and darker. The sounds of thunder, bright flashes of lighting! I form a funnel and begin to twist. My funnel touches the ground, it picks up everything it can.
2. На развитие навыков устной речи – Cluster-Method (гроздь)
-
служит для стимулирования
Технология составления:
Запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.
Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.
Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.