Интерактивные формы организации обучения на уроках иностранного языка в 8 классе как средство формирования лингвистической компетентнос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Необходимость постоянного совершенствования практики обучения иностранному языку обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности учащихся были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка. Иностранный язык как учебная дисциплина обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьника. Социальный заказ общества в области обучения иностранному языку выдвигает задачи развития лингвистической (языковой), социокультурной, культуроведческой и страноведческой компетенции у учащихся. Эти условия могут быть достигнуты при помощи интерактивных форм обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
§1. Лингвистическая компетентность как одна из составляющих коммуникативной компетентности школьников..………………..5
§2. Роль интерактивных форм организации обучения при формировании лингвистической компетентности………………………………….10
§3. Диагностика уровня сформированности рецептивных грамматических навыков школьников…………………………………………………………....20
§4. Рекомендации по использованию интерактивных форм организации обучения при формировании лингвистической компетентности……………………...22
§5. Использование интерактивных форм организации обучения с целью формирования лингвистической компетентности на уроках английского языка……………………………………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………...37
Литература……………………………………………………………………...39

Вложенные файлы: 1 файл

Тен, курсовая. Интерактивные формы- методика.docx

— 90.87 Кб (Скачать файл)

     Выделяют  четыре аспекта речевой деятельности, которые необходимы для формирования лингвистической компетенции: говорение, письмо,  аудирование и чтение.

     Говорение и письмо – продуктивные виды речевой деятельности, так как:

     - служат для выражения мыслей;

     - исполнительная фаза носит внешне  выраженный характер (звукомоторный при говорении и графический при письме);

     - порождаемый в их процессе  продукт -  текст (устный и  письменный).

     Наряду  с названными общими характеристиками говорения и письма следует отметить, что у каждого из этих видов  речевой деятельности есть своя специфика, обусловленная тем, что они принадлежат  к разным формам речи, а именно: говорение - устная форма речи; а письмо - письменная форма речи. 

     Аудирование и чтение – репродуктивные виды речевой деятельности, поскольку:

     - служит для восприятия и понимания  уже выраженных мыслей;

     - их исполнительная фаза имеет  внутренний характер (процесс понимания  чужих мыслей не имеет внешне  выраженного характера);

     - их продукт – те или иные  умозаключения, к которым приходит  слушающий или читающий.

     Благодаря этим навыкам у учащихся формируются языковой и речевой навыки.

     Языковой  навык – это правилосообразная операция, в основе которой лежат обобщённые связи. Основное свойство языковых навыков – осознанность.[13;56] Они образуются при осознанном овладении языковыми средствами общения. Наличие языковых навыков, которые служат средством самоконтроля, является залогом правильности структурирования высказывания на иностранном языке.

     Языковые  навыки создают основу речевых навыков  т.е  операций, которые совершаются без участия сознания, автоматически. Овладев всеми аспектами речевой деятельности, у учащихся формируется лингвистическая компетенция.

     Когда лингвистическая компетенция сформирована, тогда возможны абсолютно разные формы работы учащихся на уроке. Одной из таких форм являются «мозговой штурм», « круглый стол» и т.д.

     Таким образом, для достижения желаемого  результата учитель волен выбирать приемлемую форму обучения иностранному языку, такую, при которой ученик будет чувствовать свою успешность, комфорт, спокойствие, свою интеллектуальную состоятельность, что будет делать продуктивным сам процесс обучения.  
 
 
 

     §2. Роль интерактивных форм организации обучения при формировании лингвистической компетентности. 

     Для формирования лингвистической компетентности учащихся необходимо овладеть всеми  аспектами речевой деятельности, а именно - говорением, письмом,  аудированием и чтением. Существуют разнообразные формы обучения иностранного языка одним, из которых являются интерактивные формы организации обучения. Большинство отечественных методистов считают, что интерактивные формы – это эффективный способ для формирования лингвистической компетентности школьников, потому что он несет в себе не только коммуникативный характер, но и содержит комплекс методов для развития навыков говорения, письма, аудирования и чтения на уроке иностранного языка.

     Интерактивные формы организации обучения - это  способ постоянного взаимодействия учеников для развития умений и навыков  всех речевых видов деятельностей. [5;35]

     Интерактивное формы организации обучения – это специальная форма  организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся  над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности. [8;49]

     Суть  интерактивного обучения состоит в  том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

     Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового  общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению  общих, но значимых для каждого участника  задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

     Что представляют собой формы интерактивного обучения? В настоящее время методистами  и учителями-практиками разработано  немало форм групповой работы для  обучения праву. Наиболее известные  из них – “большой круг”, “вертушка”, “аквариум”, “ симпозиум”, “дебаты”. Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими.  Важно, чтобы уровень обсуждаемой проблемы позволял перейти от узкоэкономических (правовых, политических, исторических и пр.)

     Исходя  из определения интерактивных форм обучения, можно выделить следующие  типы взаимодействия в образовательном процессе:

     

     1. Взаимодействие школьника  и предмета обучения.

     Это определяющий критерий обучения, без  которого не может быть образования, поскольку он определяет процесс  интеллектуального взаимодействия с предметом, в результате чего изменяется уровень подготовки обучаемого, расширяются  его перспективы, и повышается его  интеллектуальный уровень. Взаимодействие учащегося и предмета обучения отчасти  отражает, то, что называют «внутренней  дидактической беседой», когда обучаемые  «говорят сами с собой» об информации и идеях, с которыми они столкнулись  в контексте учебника, телепередаче, лекции.

     Для обеспечения этого взаимодействия учащиеся располагают такими средствами обучения, как тексты, учебные радио  и телепрограммы, аудио-, видео- и  компьютерные программы. [3;18]

     2. Взаимодействие школьника  и учителя.

     В процессе этого взаимодействия, учитель  пытаются достичь тех же целей, что  и все другие специалисты, работающие в сфере образования. Сначала  разработав, либо получив учебный  план, то есть программу преподаваемого предмета, они стремятся стимулировать  и поддержать интерес школьника  к изучаемому материалу, вызвать  у учащегося мотивацию к обучению, усилить и сохранить интерес обучаемого, в том числе побуждая его к выработке самомотивации. Затем учителя представляют вниманию школьнику определенный материал для представления информации, демонстрации применения навыков или моделирования определенных подходов и ценностей. Далее преподаватель делает так, чтобы учащийся показал, как он может применить получаемые знания в виде практического применения полученных навыков или умения распорядиться новой информацией и новыми идеями. Преподаватели оценивают работу учащихся, чтобы определить эффективность образовательного процесса и при необходимости изменить стратегию обучения. Наконец, преподаватель проводит дискурс или оказывает поддержку каждому учащемуся, причем степень и сущность такой поддержки зависит от уровня подготовки обучаемого, личностных качеств преподавателя, его убеждений и других факторов. [3;18]

     Степень влияния преподавателя на учащегося  в процессе взаимодействия значительно  выше, чем при взаимодействии учащегося  и предмета изучения. Индивидуальный подход — вот существенное преимущество этого метода. Преподаватель ведет  диалог с каждым студентом, обращает внимание на мотивационный аспект одного студента и постигает причину  непонимания другого.

     Роль  педагога особенно важна при оценке применения новых знаний учащихся. Если ознакомиться с предметом обучения и определить свою мотивацию ученик может самостоятельно, то на стадии применения полученной информации он нуждается в руководстве. Его  знания о предмете еще не настолько  глубоки, чтобы верно и всесторонне  применить их.

     3. Взаимодействие школьников.

     Это взаимодействие учащихся, отдельно взятым обучающимся и другими ученикам в составе группы или без нее, в присутствии преподавателя  или без него в реальном времени.

     Практика  образования, за всю его историю  чаще всего строилась через создание класса или какой-либо другой группы учащихся по причинам, которые не имеют  никакого отношения к потребностям обучающихся. В настоящее время  классная форма обучения сохраняется  во многих случаях потому, что это  — единственная известная большинству  преподавателей организационная форма, и потому что в краткосрочной  перспективе это наиболее дешевый  способ воплощения всех обучающих действий: формирование интереса, усвоение новой  информации, ее практическое применение, оценка и поддержка учащихся. [17;99]

     Однако  взаимодействие учащихся, происходящее в классе или в какой-либо другой образовательной группе, является в  высшей степени ценным ресурсом обучения, а иногда даже основополагающим.

     Это наиболее важно для некоторых  форм подачи материала, таких как  современные лекции экспертов, а  также на этапах практических и оценочных  занятий. Проводится дискуссия и  анализ этих докладов в небольших  группах, затем — обратная связь  и дальнейшая дискуссия. Этот процесс  высокоэффективен, благодаря самоуправлению среди учащихся, он не только способствует развитию их навыков, но также тестирует  их и учит важным принципам постижения природы знания и роли ученого, исследователя  как создателя этих знаний.

     Современные методисты В.В.Сафонова и К.С.Махмурян предлагают использовать интерактивные формы организации обучения через организацию работы в группах различного построения, что обусловлено спецификой предмета «Иностранный язык».

     Приведем  пример пространственного расположения группы предложенный таким известным  методистом как А.А.Леонтьевым:

       Вопросы по кругу  – это способ организации учебного процесса,  при котором будут задействованы все участники урока не один раз. 

           - вопросы по кругу
             Большой круг (стулья по кругу)

     - большой круг (дети менее подготовленные)

     - малый круг (дети – эксперты, более

     подготовленные)

           -парты ёлочкой, работа в группах
           - дебаты
           -работа в группах (квадрат)

 

     Работа  в группах может быть организована двумя путями:

     расположение  группы «елочкой» (в такой группе достаточно много участников для  выработки различных мнений и  продуктивного обмена информацией, при таком количестве участников у всех будет возможность внести свой вклад в работу, услышать другого  и быть услышанным самому);

     «Квадрат» - такие группы являются наиболее стабильными: участники могут вставать на сторону друг друга, выступать в качестве посредников, арбитров, легче улаживать разногласия.

     Дебаты  - группы расположены друг против друга (такой способ помогает  школьникам чувствовать себя спокойно, уверенно, видеть своих соперников что способствует  улучшению взаимодействия друг с другом).

     Большой круг – суть данного способа заключается в том что, большой круг занимают  подготовленные школьники (они обычно отвечают на вопросы и решают проблемные задания) и малый круг малоподготовленные (выступают как эксперты).

     Приведем  примеры интерактивных форм организации  обучения, предложенные зарубежными  методистами.

     Метод, получивший  название “Brainstorming” - мозговой штурм, предложил А.Осборн в конце 1930-х годов в США. Мозговая атака — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать, возможно, большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Информация о работе Интерактивные формы организации обучения на уроках иностранного языка в 8 классе как средство формирования лингвистической компетентнос