Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 08:06, доклад
В настоящее время диалог культур в плане международного общения является одной из самых актуальных проблем и находится на пике методических интересов. Последнее обусловлено направленностью на осуществление взаимосвязанной политики в области образования, культуры, коммуникации и науки в целях обеспечения “интеллектуального развития и нравственного совершенствования человечества” (1;81).
Диалог в плане международного общения определяют как обмен информацией между носителями двух или более национальных культур. Детализируя это определение можно отметить, что успешная реализация такого диалога возможна лишь в том случае, если между общающимися представителями разных культур существует взаимопонимание.
развитие личности школьника в неразрывной связи с преподаванием культуры
страны изучаемого языка, способствуя желанию участвовать в межкультурной
коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой
деятельности. Этот предмет имеет собственный материал исследования, который по мнению
Г. Д. Томахина является дисциплиной сугубо лингвистической, так как
предметом лингвострановедения являются факты языка, отражающие особенности
национальной культуры, которая изучается через язык, и для отбора, описания
и презентации лингвострановедческого материала используются лингвистические
методы. Основоположники лингвострановедения Е. М. Верещагин и
В. Г. Костомаров понимают под ним культуроведение ориентированное на задачи
и потребности изучения иностранного языка. Между тем лингвострановедение не отражает весь комплекс знаний, умений
и навыков, связанных с иноязычной культурой. Изучающие ИЯ должны
знакомиться с языковыми единицами, наиболее ярко отражающими национальные
особенности культуры народа - носителя языка и среды его существования.
Основным объектом лингвострановедения традиционно считают фоновые знания
носителей языка, их вербальное поведение в актах коммуникации. Социокультурный компонент обучения иностранному языку, на базе которого
формируются знания о реалиях, нравах, обычаях, традициях страны изучаемого
языка; знания и навыки коммуникативного поведения в актах речевой
коммуникации; навыки и умения вербального и невербального поведения, входит
в содержание национальной культуры. Социокультурный компонент обучения имеет огромный потенциал в плане
включения учащихся в диалог культур, знакомства с достижениями национальной
культуры в развитии общечеловеческой культуры. Как известно отсутствие непосредственного контакта с носителем
изучаемого языка в условиях страны изучаемого языка усиливает
общеобразовательную значимость иностранного языка. Наиболее широко
лингвострановедческий материал представлен у Р. К. Миньяр-Белоручева,
который включает в знания и лексический фон, и национальную культуру, и
национальные реалии. Е. М. Верещагин и В. Г. Костомаров утверждают, что все
уровни языка культуроносны, то есть имеют страноведческий план. Наиболее целенаправленным представляется обращение именно к лексике с
«культурным компонентом»; безэквивалентной и фоновой.|Культурный компонент |
| | |
|Знания |Навыки и умения |
| |(речевого и неречевого |
| |поведения) |
|Языковые |Национальная культура | |
|(безэквивалентная|(
|и фоновая |позы, жесты, речевой этикет, | |
|лексика) |социальная символика) | | У изучающих язык одновременно с усвоением каждой лексемы формируется
ассоциируемое с ней лексическое понятие. Если лексема вполне усвоена и
артикулируется правильно, это не свидетельствует о том, что завершилось
формирование лексического понятия. В учебном процессе следует учитывать,
что слово одновременно является знаком реалии и единицей языка. Таким
образом, безэквивалентная и фоновая лексика нуждается в комментарии,
требует особого внимания преподавателя. Безэквивалентные слова в строгом смысле непереводимы, и их значение
раскрывается путем толкования. В качестве примера могут служить названия
праздников – Boxing Day, Twelfth night. Преподавание культуры в связи с обучением иностранному языку имеет
своей целью передачу обучающемуся минимума фоновых знаний, которыми
обладает носитель языка. Такие знания, относящиеся прежде всего к
географии, истории, общественной жизни, искусству и культуре, обычаям и
традициям страны изучаемого языка, могут предлагаться в виде комментария на
русском или английском языках. Участие в процессе общения требует нечто большее, а именно
коммуникативной компетенции; или знаний коммуникативного поведения. В современной лингвистике под коммуникативной компетенцией понимается
владение лингвистической компетенцией, то есть определенной суммой сведений
языкового материала, умение соотносить языковые средства с задачами и
условиями общения, а так же способность организовать речевое общение с
учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности
высказывания. Коммуникативный подход направлен на развитие у учащихся умения
практически пользоваться реальным, живым языком и призван обучать не
манипулированию языковыми средствами, а осознанному соотнесению этих
структур с их коммуникативными функциями. 5.ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ АЗБУКА. Реализация подхода к изучению лингвистических дисциплин оказалась
возможной благодаря введению во многих школах нового предмета. Его
незначительные детали могут варьироваться в различных школах, но главной
целью остается развитие языкового мышления учащихся через пробуждение
интереса к языку, его истории и современным законам функционирования в
речи. Кроме того, этот лингвистический курс помогает решать и чисто
практические задачи, ведь знания по теории языкознания являются необходимой
предпосылкой для приобретения устойчивых навыков владения родной речью, они
помогают осознать природу грамматических категорий языка. Также,
ознакомление с универсальными законами развития человеческого языка
является надежной базой при изучении иностранных языков. В соответствии с задачами указанного курса Н. В. Обуховой было
подготовлено учебное пособие под названием «Лингвистическая азбука». Это
пособие предназначено для начального этапа обучения и включает 27 уроков по
16 темам. «Лингвистическая азбука» знакомит учащихся с базовыми понятиями
языкознания, которые станут основой для обучения на последующих этапах
лингвистического цикла. В пособие вошли следующие темы: азбука, буква, звук, гласные и
согласные, органы речи, знак, значение и многозначность, заимствование,
интонация, лексика, письмо, перевод, предложение, слог, словари, состав
слова, части речи, язык и языкознание. Конечно, раскрытие перечисленных тем в пособии не позволяет говорить о
полном освещении основных лингвистических понятий. Однако на начальном
этапе лингвистического цикла главное – пробудить интерес учащихся к
языковым явлениям, пусть даже их изучение не будет всеобъемлющим и
полностью систематизированным. Тетрадь для записей может быть оформлена в виде записной телефонной
книжки. Каждое новое понятие записывается на соответствующую начальной
букве страницу. Таким образом, создается свое личное учебное пособие,
которое ученик сам может использовать в дальнейшей учебе и без помощи
преподавателя. При создании такого пособия необходимо сохранять систему и
структуру записей. 6.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА КОЛЛАЖИРОВАНИЯ. На современном этапе обучения иностранному языку предполагается
усиление воспитательной, образовательной и развивающей направленности
содержания обучения за счет использования лингвострановедческого подхода к
отбору и организации учебного материала. При таком подходе иностранный язык
усваивается в тесной связи с культурой и историей страны изучаемого языка. Лингвострановедческий подход актуален на любом этапе обучения.
Взрослые и дети разных возрастов проявляют живой интерес к жизни своих
ровесников за рубежом, к их обычаям, традициям, укладу повседневной жизни,
формам проведения досуга и т.п. Использование лингвострановедческой
информации в доступной и увлекательной для них форме способствует усвоению
ими элементов иноязычной культуры, повышению познавательной активности
обучаемых, созданию у них положительной мотивации. Одной из наиболее эффективных форм, позволяющих ознакомить учащихся с
лингвострановедческой информацией, является прием коллажирования. В
настоящее время этот прием используется не только в школах, но и частными
преподавателями благодаря своей эффективности. Он заключается в создании
наглядных смысловых цепочек с четкой структурой, для того, чтобы
последовательно раскрыть ключевое понятие осваиваемой темы. Здесь я считаю необходимым рассказать и наглядно описать прием
коллажирования. Тема – «Holidays in Great Britain. Christmas.» Известно, что коллаж предполагает ключевое понятие (ядро) и понятия-
спутники, составляющие фоновое окружение ядра. В нашем случае таким ядром
является понятие Christmas, а его спутниками – Christmas traditions,
Christmas eve, Yuletide. Каждое из этих понятий спутников одновременно
является понятием-ядром по отношению к другим, более детальным понятиям-
спутникам, составляющим его фоновое окружение. Например, понятие Christmas
traditions включает следующие понятия-
Christmas pudding, robin, а понятие Yuletide – pantomime, nativity
play.Далее следует еще более мелкая детализация, так, понятию Pantomime
соответствуют такие понятия как transformation scene, broker’s men, и такую
цепочку можно продолжать до бесконечности. Коллаж составляется следующим образом: учитель поочередно прикрепляет
к листу бумаги или магнитной доске яркие, разноцветные фигуры, на которых
по-английски и по-русски написаны слова-понятия. При необходимости (в
работе с младшими школьниками или дошкольниками) под фигурами можно
прикрепить соответствующие рисунки. Сначала прикрепляется материал,
связанный с ключевым ядром, затем по мере удаления от ключевого слова
материал добавляется. Порядок проведения урока при этом таков: 1) в начале урока дети смотрят на яркую фигуру и рисунок к ней, а преподаватель рассказывает о предмете на русском языке (рассказ составляется на основе английского текста), 2) затем ученики повторяют вслед за преподавателем названия на английском языке, отвечают по-английски на вопросы, заданные по-русски (вопросы формулируются так, чтобы дети обязательно включили в свой ответ слово-понятие), 3) предварительно освоив незнакомые слова текста, ученики слушают текст, связанный с понятием, на английском языке, 4) далее учитель задает по-английски те же вопросы о данном понятии, что он задавал по-русски, 5) затем учитель знакомит детей со словами-спутниками таким же образом, при этом постоянно идет повторение уже освоенного материала (с опорой на знакомые детям рисунки и фигуры), 6) когда часть коллажа или весь коллаж уже отработан таким способом, ученики составляют рассказ о понятии на русском, вставляя в него основные понятия на английском, показывая соответствующие картинки на коллаже, 7) учитель убирает с коллажа сначала рисунки, а потом и сам коллаж, и ребенок повторяет свой рассказ, 8) ученики сами составляют коллаж, 9) ученики рассказывают о понятии без использования коллажа ( на продвинутом этапе обучения). 7.ЗАКЛЮЧЕНИЕ В современном обществе, в эпоху общеевропейского развития меняется и
растет статус иностранного языка как учебного предмета. Учитывая изменившуюся роль иностранного языка как средства общения и
взаимопонимания в мировом сообществе, современная методика направлена в
сторону достижения ощутимых результатов, то есть подчеркивает необходимость
усиления грамматических аспектов изучения языка. В данный момент ведется
поиск реального выхода на иную культуру и ее носителей, что особенно
актуально в наши дни, и еще раз было доказано в исследовании. В теоретическом плане работа показала, что современное преподавание
иностранного языка невозможно без привития учащимся иноязычной культуры.
Большинство методистов ставят во главу угла современное состояние теории и
практики обучения иностранному языку с ярко выраженной коммуникативной
направленностью, что способствует всестороннему развитию личности, развитию
духовных ценностей учащихся. В свете современных требований к целям обучения иностранному языку
Информация о работе Проблема отбора лингвострановедческих материалов в обучении иностранным языкам