Роль новых информационных технологий в обучении иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 09:15, курсовая работа

Краткое описание

Факторы, действующие в учебном процессе, могут иметь различную природу. На современном этапе подключаются факторы, привносящие в учебный процесс новизну. В частности, использовать новые педагогические технологии обучения и контроля. В этой связи особую актуальность приобретает использование метода проектов, который является одним из самых новейших методов обучения иностранным языкам и одним из самых эффективных, используя самые современные источники информации (компьютер, сети Интернет).
Исходя из цели исследования, мы поставили перед собой следующие задачи:
Выявить основные методические принципы и пути их реализации в средней школе
Выявить основные типы проектов

Содержание

Введение __________________________________________________________ 3
Глава I Традиции в методике преподавания иностранных языков в школе__ 6
§1 К проблеме обучения иностранных языков в современных условиях._____ 6
§2 Метод и методические принципы.__________________________________ 8
§3 Коммуникация в обучении языку.__________________________________ 8
§4 Сознательная систематизация в обучении.___________________________ 9
§5 Методические принципы, подчинённые коммуникативно-деятельному принципу.________________________________________________________ 11
§6 Методические принципы, подчинённые принципу сознательной систематизации.__________________________________________________ 15
Глава II Особенности отечественного языкового образования на современном этапе на примере метода проектов в обучении иностранному языку.______ 17
§1 Метод проектов в мировой педагогике.____________________________ 17
§2 Сущность метода проектов.______________________________________ 18
§3 Типология лингвистических проектов.____________________________ 21
Глава III Роль новых информационных технологий в обучении иностранному языку.__________________________________________________________ 27
§1 Эффективность использования компьютерных возможностей.________ 27
§2 Технология использования поэтических и музыкальных произведений в процессе обучения иностранному языку.____________________________ 29
Заключение_____________________________________________________ 35
Библиография____________________________

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Лены.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

§ 2 Сущность метода проектов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течении определённого отрезка времени. Этот метод всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методом, средств обучения, а, с другой стороны, предполагает необходимость интегрирования знаний и умений из различных областей науки, техники. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», то есть, если это теоретическая проблема – конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

В последнее время метод проектов становится не просто популярным в нашей стране, но и «модным». Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов по самой своей сути. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.

Работа над проектом при обучении иностранным языкам интегрирует основные четыре навыка: аудирование, говорение, чтение, письмо. В определённых видах работы может использоваться только один из них, но это не значит, что он развивается отдельно от остальных. В методе проектов все навыки объединены. Так на этапе разработки проекта, когда идёт обсуждение, больше включены в работу такие навыки, как говорение и аудирование, но при работе над темой ученики используют говорение и аудирование, когда берут интервью и делают пометки – письмо, когда подбирают материал – чтение. Чтобы проект был успешно выполнен, необходимыми условиями являются взаимопонимание между учениками и учителем и хорошие отношения между самими учащимися в паре или группе.

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения (например, создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме, пр.);
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; план мероприятий и пр.);
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий:

     - определение проблемы  и вытекающих из неё задач       исследования (использования в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);

     - выдвижение гипотезы их решения;

     - обсуждение методов исследования (статических методов, экспериментальных наблюдений);

      - обсуждение способов оформления конечных результатов    (презентаций, защиты, просмотров);

      - сбор, систематизация  и анализ полученных данных;

      - подведение итогов, оформление результатов, их презентация.

      - выводы, выдвижение  новых проблем исследования.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть как-либо оформлены (альбом, компьютерная газета, видеофильм, доклад и т.д.). В ходе решения какой-либо проектной проблемы учащимся   приходится привлекать знания и умения из разных областей (химии, физики, родного языка).

Метод проектов находит всё большее распространение в системе образования разных стран мира. Причин тому несколько и корни их главным образом в сфере социальной:

  • Необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
  • Актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, то есть умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника);
  • Актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
  • Значимость для развития у человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы.

Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям.

Для того, чтобы овладеть методом проектов. Необходимо, прежде всего, знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учителя серьёзной подготовительной работы. Рассмотрим теперь возможные образовательные проекты, их типологию.

 

§ 3 Типология лингвистических проектов.

Прежде всего определимся с типологическими признаками. Таковыми, с нашей точки зрения, могут быть:

  1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практически-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.
  2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
  3. Характер контактов (среда участников одной школы, класса, города).
  4. Количество участников проекта.
  5. Продолжительность проекта.

По характеру кооперации проекты могут быть организованы:

- с открытой, явной координацией.

В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно провести анкетирование, интервью.

- со скрытой координацией.

В таких проектах координатор не обнаруживает себя, как полноправный участник проекта (один из…)

Что касается характера контактов, то  проекты могут выступать:

- внутренними или региональными.

Это проекты, организуемые либо внутри одной школы, либо между школами, классами внутри региона.

- международными (участники проекта  являются преподавателями разных стран).

По количеству участников можно выделить проекты:

- личностные (между двумя партнёрами, находящимися в разных школах,    регионах, странах);

- парные (между парами участников); 
 - групповые (между группами участников).

В последние случае очень важно правильно, с методической точки зрения, организовать ту групповую деятельность участников проекта (как в группе своих учеников, так и в объединённой группе участников проекта различных школ, стран). Роль педагога в этом случае особенно велика.

И, наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:

- краткосрочными ( для решения небольшой  проблемы);

- средней продолжительности (от недели до месяца);

- долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).

Как правило, краткосрочные проекты проводятся на уроках, иногда с привлечением знаний из другого предмета. Что касается проектов средней и значительной продолжительности, то они содержат достаточно крупную проблему и, как правило, проводятся во внеурочное время.

В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских проектов и творческих, например одновременно практико-ориентировочные и исследовательские. В нашем случае, применительно к изучению иностранных языков, можно привести типологию, ориентированную на изучение иностранных языков.

Языковые (лингвистические) проекты.

Обучающие проекты, направленные на овладение языковым материалом, формирование определённых языковых навыков и умений.

Лингвистические проекты, направленные на: изучение этимологии слов, литературные исследования, исследования историко-фольклорных проблем, творчество.

Культурологические (страноведческие) проекты.

Культурологические проекты предполагают развитие языковых и речевых умений и навыков на более или менее продвинутом уровне владения языком посредством организации международного общения с целью ознакомления с культурой, историей, этнографией, географией, экономикой, искусством, литературой и т.д. Проекты этого типа целесообразно проводить с носителями языка. Иностранный язык выступает в роли средства общения; естественная языковая среда способствует формированию потребности использования иностранного языка как единственно возможного средства коммуникации.

С точки зрения содержания, культурологические проекты могут быть:

Историко-географические, посвящённые истории и географии страны, города;

Этнографические, нацеленные на изучение: традиций и быта народов, народного творчества, национальных особенностей культуры разных народов;

Политические, цель которых: ознакомление с государственным устройством стран, с политическими партиями и общественными организациями, с законодательством страны;

Экономические, посвящённые проблемам финансовой и денежной системы, налогообложения;

Проекты, посвящённые проблемам искусства, литературы, архитектуры, культуры страны изучаемого языка.

Игровые и ролево-игровые проекты.

Ролево-игровые и игровые проекты предполагают развитие языковых и речевых умений и навыков владения языком посредством организации межкультурного общения на двух последних уровнях усвоения языкового материала (уровень применения по аналогии, уровень творческого применения).

С содержательной точки зрения игровые и ролево-игровые проекты могут быть:

Воображаемые путешествия, которые могут преследовать самые разнообразные цели: обучение речевым структурам, клише, диалоговым высказываниям, описаниям, рассуждениям, умениям и навыкам из других областей знаний.

Имитационно-деловые, моделирующие профессиональные, коммуникативные ситуации, которые максимально приближают игровую ситуацию к реальной, встречающейся в жизни.

Драматизированные, нацеленные на изучение литературных произведений в игровых ситуациях, где в роли авторов этих произведений выступают учащиеся.

Имитационно-социальные, где учащиеся исполняют различные социальные роли: политических лидеров, журналистов, учителей, пр.).

Все виды проектов ведутся на иностранном языке и, помимо возможности реализации методических задач, представляют дополнительный интерес, поскольку они создают условия для реальной языковой среды, на базе которой формируется потребность общения на иностранном языке, потребность изучения иностранного языка. В этой связи особых интерес представляют языковые (лингвистические), культурологические (страноведческие) и ролево-игровые проекты, типология которых приведена выше.

Почти все виды проектов предусматривают использование исследовательских  методов для решения заложенной в них проблемы. Исследовательский метод основан на развитии у учащихся умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Учебный проект (особенно исследовательского типа) структурируется на основе общенаучного методологического подхода: выявление проблемы или ряда проблем, определённых целей и формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы, уточнения выявленных проблем в ходе обсуждения методов её решения, определение процедуры сбора  и обработки необходимых данных, сбор информации, её обработка и анализ полученных результатов, подготовка соответствующего отчёта и обсуждения возможного применения полученных выводов.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, т.к. учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Этапы работы по проектной методике на уроках иностранного языка.

Работа над любым проектом включает определённые этапы выполнения проекта, которые стоит учесть и чётко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы. Выделяют следующие этапы:

1 этап: организационный.

Включает представление и поиск партнёров. Как правило, занимает от одной до нескольких недель.

2 этап: выбор и обсуждение главной  идеи будущего проекта.

Он включает определение целей и задач (зачем я затеваю этот проект, что мои ученики узнают и чему научатся по завершении работы над этим проектом); обсуждении стратегии достижения поставленных целей и уточнение подходящих для этого тем проектов (т.е. какие конкретно темы будущих проектов помогут моим ученикам узнать то-то и научиться тому-то, и каков общий план работы над конкретным проектом, обеспечивающий достижение поставленной мною задачи).

Этот этап проводится состоявшимися учительскими парами при участии координаторов с обеих сторон (если проект международный).

3 этап: обсуждение методических  аспектов и организация работы учащихся на уроке и во внутреннее время.

Предполагает работу координатора индивидуально с каждым учителем.

Информация о работе Роль новых информационных технологий в обучении иностранному языку